Сценарий урока-консультации «Пунктуационный анализ. Задания 3 ОГЭ» к презентации "Пунктуационный анализ».
Оценка 4.6

Сценарий урока-консультации «Пунктуационный анализ. Задания 3 ОГЭ» к презентации "Пунктуационный анализ».

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
25.04.2020
Сценарий урока-консультации «Пунктуационный анализ. Задания 3 ОГЭ» к презентации "Пунктуационный анализ».
Сценарий урока-консультации Синтаксический анализ. Задание 3 ОГЭ.docx

Сценарий урока-консультации "Пунктуационный анализ. Задания 3 ОГЭ»

к презентации "Пунктуационный анализ».

 

Содержание

1

     Добрый день!

     Сегодня мы разберем одно из самых сложных заданий ОГЭ - «Пунктуационный анализ»

 

 

 

 

 

2

     Учиться мы будем на примере тестового задания № 3. С этого года задание представлено в совершенно новом формате, близком к заданию ЕГЭ. Нам предстоит вспомнить такие понятия, как пунктуация;

- обособленные члены предложения, выраженные причастным оборотом;

- обособленные приложения;

- обособленные дополнения;

- обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом.

Знакомимся с заданием.

Для начала обратимся к формулировке задания: «Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые». Что важно помнить?

Во-первых, в ответах может быть сколько угодно цифр. В этом и заключается основная сложность задания. Поэтому каждую цифру, на месте которой может стоять запятая, нужно тщательно проверять.

Во-вторых, если ваш ответ будет отличаться от эталона хотя бы одной цифрой, вы получите за этот ответ, к сожалению, ноль баллов.

В-третьих, ответы к заданию всегда записываются без пробелов и запятых.

 

 

 

3

 

Работа с понятиями.

Чтобы правильно выполнить это задание, вспомним, что пунктуация - это система знаков препинания, правила их постановки.

Обособленные члены предложения - обособленные члены предложения выделяются на письме запятыми, то есть обособляются.

Обособленные определения - такая конструкция представляет собой обычно прилагательное или причастие, как правило, с зависимыми словами. Однако надо помнить, что определения обособляются не во всех случаях.

 

 

 

4

Обособленные приложения - определение, которое выражено существительным.

Приложения обособляются в тех же случаях, что и любые другие определения.

Обособленные обстоятельства – второстепенные члены предложения, выраженные деепричастиями, деепричастными оборотами.

Чаще всего, говоря об обособленных обстоятельствах, имеют в виду деепричастие или деепричастный оборот. Они выделяются запятыми вне зависимости от того, в каком месте предложения они стоят.

!! Если деепричастный оборот — это фразеологизм, то запятые не нужны.

 

 

5

Он работал спустя рукава (фразеологизм).

 

Кот, сидевший на подоконнике, выгнул спину (опр.).

 

Нам, студентам, это неинтересно (прилож.).

 

Воробей, подлетев к лавочке, стал клевать крошки (обст.).

 

Несмотря на дождь, мы решили поехать в парк (дополн.).

 

 

 

 

6

1.Алгоритм решения задания.

На что нужно обращать внимание, чтобы правильно расставить знаки препинания.

1.      Первым делом, находим грамматические основы предложения, подчеркиваем их в тексте и

2.      Определяем границы каждого.

Наример. Солнце пригрело, коровы легли отдыхать, пастух сел и задумался.    Мы видим, что предложение сложное.

3.      Устанавливаем связи между частями сложного предложения.

4.      Анализируем каждое простое предложение.

 

 

 

 

 

 

7

 

 

Потренируемся.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

В Александрии работало немало выдающихся учёных (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля – шар (9) вращающийся вокруг Солнца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Читаем предложение и выполняем пунктуационный анализ.

     Первая запятая. Почему её стоит или не стоит ставить? Первым делом, находим грамматическую основу. Мы видим, что предложение сложное.

Первая основа: немало ученых работало. После цифры один начинается новое предложение, придаточная часть, на которую указывает союзное слово КОТОРЫХ. Оно обычно стоит около запятой и отделяет главную часть от придаточной, но в этом случае произошла перестановка,  союзное слово несколько отдалено от запятой. Нас это не должно смущать, если мы интонационно правильно прочитаем предложение и поставим запятую на цифре 1, потому что это СПП, а цифру 2 мы пропускаем.

Третья запятая. Задаем вопрос. Эратосфен какой? Сумевший вычислить диаметр Земли … Слово СУМЕВШИЙ – причастие с зависимыми словами, то есть причастный оборот, который стоит после определяемого слова. Мы ставим запятую на цифре 3.

         Четвертая запятая. На цифре 4 закончился причастный оборот. По правилу, все, что стоит в середине предложения, мы должны закрыть запятой. Ставим запятую 4.

         Пятая запятая. Далее по тексту предложения продолжается ряд однородных членов: математик Эвклид какой?

Написавший 13 томов «Начал». Причастие с зависимыми словами, то есть причастный оборот, который стоит после определяемого слова. Мы закроем его и поставим запятую на цифре 6.

Седьмая запятая. Далее по тексту опять продолжается ряд однородных членов: астроном Аристарх Самосский какой? Почти за две тысячи лет до Коперника установивший. Причастие с зависимыми словами, то есть причастный оборот, который стоит после определяемого слова. Причастие стоит в конце причастного оборота, но нас это не должно смущать, Мы ставим запятую на цифре 8, где причастный оборот заканчивается. Еще мы видим подчинительный союз ЧТО, который является явным показателем того, что началась придаточная часть.

Девятая запятая. Новое предложение: Земля – шар. Задаем вопрос: шар какой? Вращающийся вокруг Солнца.

Наличие суффикса ЮЩ говорит о том, что перед нами снова причастный оборот, который стоит после определяемого слова. На цифре 9 также должна стоять запятая.

 

         Итак, нашим ответом будет последовательность цифр: 13456789. Записываем их без пробелов и запятых в воображаемый бланк. Если какой-то цифры в этом ряду не будет, вам, к сожалению, поставят ноль баллов.

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

Потренируемся!

Когда пригрело солнце(1) и коровы легли на траву отдыхать (2) пастух (3) расстегнув ворот синей рубашки (4)сняв старую шляпу(5) сел на ствол

березы (6) и задумался.

Действуем по следующей схеме.

1. Первым делом, находим грамматические основы предложения, подчеркиваем их в тексте и определяем границы каждого. Солнце пригрело, коровы легли отдыхать, пастух сел и задумался. Мы видим, что предложение сложное.

2.   Устанавливаем связи между частями сложного предложения. Союз когда

указывает на то, что в предложении есть подчинительная связь. Значит, ищем главное предложение и задаем вопрос к придаточному.

Сел на ствол когда? Два первых предложения являются придаточными, отвечают на один вопрос. При однородном подчинении придаточных запятая 1 не ставится. Ставим только запятую 2, которая стоит на границе между частями СПП.

3. Смотрим на третье простое предложение. Оно у нас главное. Что мы видим? Однородные сказуемые. Подчеркиваем их. Запятую 6 не ставим.

         Что еще видим в этом предложении. Два деепричастных оборота. Подчеркиваем их. Ставим запятые 3 4 5 – показывают начало и конец оборота.

 

Итак, нашим ответом будет последовательность цифр: 2345. Записываем их без пробелов и запятых в воображаемый бланк. Если какой-то цифры в этом ряду не будет, вам, к сожалению, поставят ноль баллов.

11

Потренируемся.

     Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

         Подписав договор (1) русский царь (2) официально признал владением Швеции земли (3) издревле принадлежавшие Руси (4) и входившие в Водскую пятину Великого Новгорода. Это было серьезной потерей для страны (5) которая оказалась оторванной от берегов Балтики (6) необходимых для сбыта в Европу традиционных русских товаров в обмен на товары заморские.

12

Это интересно!

Издревле - с древних времён, издавна.

Во́дская пяти́на - северо-западная часть  Новгородской земли до XVIII века.

     Читаем предложение и выполняем пунктуационный анализ.

Первая запятая. Почему её стоит или не стоит ставить?

Первым делом, находим грамматическую основу. Мы видим, что предложение простое.

Запятая № 1 ставится, так как это обособленное обстоятельство.

Запятую № 2 пропускаем, между подлежащим и сказуемым запятая не ставится.

 

Запятую № 3 ставим, это обособленное определение, выраженное причастным оборотом, который стоит после определяемого слова.

 

Запятая № 4 пропускаем. Почему? Союз И заставляет нас задуматься о том, какую роль он выполняет в предложении. Мы видим, что союз И связывает однородные определения, выраженные причастными оборотами. Поэтому пропускаем четвертую запятую.

     Читаем следующее предложение и находим грамматическую основу. Видим, что предложение сложное, на это нам указывает слово которая, оно отделяет главную часть от придаточной. Смело ставим пятую запятую.

Запятую № 6 стоит в придаточной части СПП, так как перед нами обособленное распространенное определение, стоящее после определяемого слова.

Смело ставим шестую запятую.

13

Нам подошли цифры 1 3 5 6.

Верный ответ:

1356 или любая комбинация этих цифр.

Записываем его без пробелов и  запятых в воображаемый бланк.

14

    Мы подробно рассмотрели теорию вопроса, потренировались в выполнении задания.

         Для того чтобы успешно справляться с пунктуационным анализом предложения, необходимо обратиться к учебнику «Русский язык. 7, 8 и 9 класс» и повторить темы «Обособленные члены предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях».

Полезные ссылки представлены  кьюаркодами, которые обеспечат

быстрый доступ к онлайн-тренажёрам

 

15

До новых встреч!

 


 

Сценарий урока-консультации "Пунктуационный анализ

Сценарий урока-консультации "Пунктуационный анализ

Он работал спустя рукава (фразеологизм)

Он работал спустя рукава (фразеологизм)

Читаем предложение и выполняем пунктуационный анализ

Читаем предложение и выполняем пунктуационный анализ

Потренируемся! Когда пригрело солнце(1) и коровы легли на траву отдыхать (2) пастух (3) расстегнув ворот синей рубашки (4)сняв старую шляпу(5) сел на ствол березы (6)…

Потренируемся! Когда пригрело солнце(1) и коровы легли на траву отдыхать (2) пастух (3) расстегнув ворот синей рубашки (4)сняв старую шляпу(5) сел на ствол березы (6)…

Запятую № 2 пропускаем, между подлежащим и сказуемым запятая не ставится

Запятую № 2 пропускаем, между подлежащим и сказуемым запятая не ставится
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020