Сценарий урока-консультации "Смысловой анализ текста. Задания 6-8 ОГЭ" к презентации "Смысловой анализ текста".
Оценка 4.7

Сценарий урока-консультации "Смысловой анализ текста. Задания 6-8 ОГЭ" к презентации "Смысловой анализ текста".

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл—9 кл
25.04.2020
Сценарий урока-консультации "Смысловой анализ текста. Задания 6-8 ОГЭ" к презентации "Смысловой анализ текста".
Сценарий урока 4. Смысловой анали текста..docx

Сценарий урока 4 «Смысловой анализ текста»

Слайд

Содержание

1

Добрый день!

Тема сегодняшней консультации по русскому языку для учащихся 9-х классов посвящена анализу содержания текста или «Смысловому анализу текста».

 

2

Учиться мы будем на примерах тестовых заданий № 6, 7, 8 ОГЭ.

Чтобы справиться с этими заданиями, нам необходимо вспомнить такие понятия, как текст, основная мысль текста, ключевые слова, средства выразительности.

 

3

Для начала обратимся к формулировке задания: «Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов».

Предложен текст. Наша задача – внимательно его прочитать, постараться осмыслить его и найти правильный вариант ответа.

Что важно помнить?

Во-первых, в ответах будет не одна цифра.

Во-вторых, если ваш ответ будет отличаться от эталона хотя бы одной цифрой, вы получите за этот ответ, к сожалению, ноль баллов.

В-третьих, ответы к заданию записываем без пробелов и запятых.

 

4

Вспомним, что текст - это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически. Текст держится на идее или главной мысли.

Главная мысль текста передает отношение автора к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого. Иными словами, что хотел сказать автор.

Ключевые слова - слова, которые связаны с основными образами и понятиями текста и помогают понять авторскую позицию, идею текста.

 

5

1.     Алгоритм выполнения задания довольно прост.

На что нужно обращать внимание, чтобы правильно выполнить это задание?

1. Прочитать вопрос в задании.

2. Прочитать предложенный текст.

3. Найти, в каком из вариантов говорится приблизительно о том же, записать свой ответ.

 

6

Читаем текст Алексея Алексеевича Дорохова, русского писателя, журналиста, автора научно-популярных книг для детей

 

7

(1)Многие ребята спрашивают: «Откуда вообще появились разные правила поведения?» (2)Никто этих правил из головы не выдумывал, они создавались в народе постепенно.

(3)Сколько раз ты, наверное, слышал: «Сними шапку, если в комнату вошёл!»

(4)«А зачем её снимать, шапку? — думал ты с досадой. — И откуда взялось такое правило?» (5)А вот откуда.

(6)В старину, лет семьсот-восемьсот назад, рыцари носили костюмы из ... листового железа.  (7) Шапка железная, куртка железная, брюки железные, сапоги железные и даже рукавицы железные. (8) Их надевали не только готовясь к бою, но и вообще собираясь, скажем, съездить в гости. (9)Потому что путешествовать в те времена было довольно опасно. (10) Даже в городах люди ходили тогда вооружёнными. (11)А уезжая из дому в дальний путь, рыцари обязательно надевали на себя кольчугу, тяжёлые латы, голову прятали под железный шлем с забралом, закрывавшим лицо. (12)Но вот на пути дом, где живёт добрый человек. (13)Переступая порог, странствующий рыцарь снимает свой шлем и несёт его в руке.(14) «Я тебя не опасаюсь, — говорит он этим жестом хозяину. — Видишь, моя голова открыта. (15)Я тебе доверяю. (16)Ты хороший человек, не грабитель и не предатель. (17)Удара исподтишка не нанесёшь».

(18)Суровые эти времена давно прошли. (19)Но обычай — входя в комнату, снимать шапку — остался. (20)Остался потому, что это хороший обычай. (21)Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошёл, уважаешь живущих в нём людей, веришь в их порядочность, в хорошее отношение к тебе.

8

А теперь читаем еще раз задание.

«Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов».

 

1) Все мы знаем, откуда появились различные правила поведения.

2) В старину не боялись, что на них нападут злые люди.

3) Заходя в дом, снимая головной убор, мы показываем хозяевам, что не опасаемся их.

4) Рыцари ходили в доспехах из листового железа, чтобы защитить себя от врагов.

5) Снимая шлем, рыцарь предупреждал врага о том, что он сможет себя защитить.

 

 

Чтобы правильно выполнить это задание, нужно сопоставить каждое высказывание с содержанием текста, а затем найти номера предложений в тексте, подтверждающие данное высказывание.

 

9

1 высказывание: «Все мы знаем, откуда появились различные правила поведения» не подтверждается предложением текстом.  Смотрим на предложение 2: «Никто этих правил из головы не выдумывал, они создавались в народе постепенно».

Это неверное объяснение. Пропускаем его

 

10

2 высказывание: «В старину не боялись, что на них нападут злые люди»  не подтверждается текстом. Смотрим на  предложение 9: «Потому что путешествовать в те времена было довольно опасно.»

Это неверное объяснение. Пропускаем его.

 

 

3 высказывание: «Заходя в дом, снимая головной убор, мы показываем хозяевам, что не опасаемся их» подтверждается предложение 21: «Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошёл, уважаешь живущих в нём людей, веришь в их порядочность, в хорошее отношение к тебе».

Это верное объяснение. Ставим +.

 

11

4 высказывание: «Рыцари ходили в доспехах из листового железа, чтобы защитить себя от врагов» подтверждается предложением 6: «В старину, лет семьсот-восемьсот назад, рыцари носили костюмы из ... листового железа».

Это верное объяснение. Ставим +.

 

12

5 высказывание: «Снимая шлем, рыцарь предупреждал врага о том, что он сможет себя защитить» не подтверждается текстом. Смотрим на предложениями 13, 14: «Переступая порог, странствующий рыцарь снимает свой шлем и несёт его в руке. Я тебя не опасаюсь, — говорит он этим жестом хозяину. — Видишь, моя голова открыта».

Это неверное объяснение. Пропускаем его.

 

Сделаем вывод.

Нашим ответом будет последовательность цифр: 34. Записываем их без пробелов и запятых в воображаемый бланк. Помним, если какой-то цифры в этом ряду не будет, вам, к сожалению, поставят ноль баллов.

 

13

А теперь обратимся к следующему заданию, которое также посвящено «Смысловому анализу» и выполняется на основе уже известного нам текста Алексея Алексеевича Дорохова.

 

Задание №7 связано с анализом средств выразительности.

 

В вариантах этого задания могут встретиться следующие средства выразительности:

Звукопись (новое на ОГЭ!)

Эпитет

Метафора, развёрнутая и скрытая метафоры

Гипербола

Олицетворение

Сравнение и сравнительный оборот

Фразеологизм

14

Внимательно читаем условие задания № 7.

7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

 

1) Многие ребята спрашивают: откуда вообще появились разные правила поведения?

2) Но вот на пути дом, где живёт добрый человек

3) Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошёл, уважаешь живущих в нём людей, веришь в их порядочность, в хорошее отношение к тебе.

4) Суровые эти времена давно прошли.

5) В старину, лет семьсот-восемьсот назад, рыцари носили костюмы из ... листового железа.

15

Что такое эпитет?

Эпитет - это образное художественное определение. Его используют для того чтобы подчеркнуть характерное свойство предмета, придать ему выразительность, поэтическую яркость. Выражается эпитет преимущественно именем прилагательным, но может быть выражен наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь).

Рассмотрим варианты ответов, опираясь на теоретические сведения.

16

Рассмотрим варианты ответов, опираясь на теоретические сведения. Читаем каждое предложение. Находим определение. Размышляем о его роли в предложении.

1 – разные: выразительность, поэтическую яркость этот признак не несет.

2 – добрый, несущий радость, со светлыми помыслами. Яркость и образность это прилагательное слову придает. Это верное объяснение. Ставим +.

3 – хорошее: выразительность, поэтическую яркость этот признак не несет.

4 - Суровые времена: прилагательное яркость и образность слову придает. Это верное объяснение. Ставим +.

5 - листового железа: это не эпитет, а вид металлопроката: листовой, трубный, фасонный. Выразительность, поэтическую яркость этот признак не несет.

17

Нашим ответом будет последовательность цифр: 24. Записываем их без пробелов и запятых в воображаемый бланк. Помним, если какой-то цифры в этом ряду не будет, вам, к сожалению, поставят ноль баллов.

18

Обратимся к следующему заданию в КИМах, которое также посвящено «Смысловому анализу» и выполняется на основе уже известного нам текста Алексея Алексеевича Дорохова.

Задание № 8 связано с анализом лексических средств.

В вариантах этого задания могут встретиться следующие лексические средства:

синонимы;

антонимы;

фразеологические обороты;

группы слов по происхождению (жаргонизмы, профессионализмы);

просторечные слова;

диалектные слова.

19

 

Внимательно читаем условие задания № 8.

«Лексический анализ».

Найдите в ТЕКСТЕ контекстный синоним к слову ШАПКУ (предложение 19): «Но обычай — входя в комнату, снимать шапку — остался».). Напишите этот синоним.

20

Вспомним, что контекстными синонимами или контекстуальными называют такие слова, которые имеют значение синонимов только в данном тексте.

 

21

19)Но обычай — входя в комнату, снимать шапку — остался

Опираясь на наши теоретические знания, находим синоним в 13 предложении текста: «Переступая порог, странствующий рыцарь снимает свой шлем и несёт его в руке».

Это верное объяснение. Выписываем подобранное слово в поле для ответа..

 

22

Итак, чтобы успешно справиться с подобными заданиями, нужно как можно больше тренироваться!

         Мы подробно рассмотрели теорию вопроса, потренировались в выполнении заданий.

         Вам же необходимо еще раз изучить кодификатор и обратиться к учебнику «Русский язык», чтобы повторить темы «Текст как речевое произведение», «Смысловая и композиционная целостность текста», «Анализ текста», «Лексические средства выразительности».

 

 

Полезные ссылки, представленные кьюаркодами, обеспечат быстрый доступ к онлайн-тренажёрам и помогут успешно справиться с заданиями

 

23

Желаю успехов!

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Сценарий урока 4 «Смысловой анализ текста»

Сценарий урока 4 «Смысловой анализ текста»

Их надевали не только готовясь к бою, но и вообще собираясь, скажем, съездить в гости

Их надевали не только готовясь к бою, но и вообще собираясь, скажем, съездить в гости

Это верное объяснение. Ставим +

Это верное объяснение. Ставим +

Что такое эпитет? Эпитет - это образное художественное определение

Что такое эпитет? Эпитет - это образное художественное определение

Вспомним, что контекстными синонимами или контекстуальными называют такие слова, которые имеют значение синонимов только в данном тексте

Вспомним, что контекстными синонимами или контекстуальными называют такие слова, которые имеют значение синонимов только в данном тексте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020