Сценарий комбинированного урока "Молитва как жанр в поэзии М.Ю. Лермонтова" 11 класс
Оценка 5

Сценарий комбинированного урока "Молитва как жанр в поэзии М.Ю. Лермонтова" 11 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
06.06.2018
Сценарий комбинированного урока "Молитва как жанр в поэзии М.Ю. Лермонтова" 11 класс
Тема урока: Молитва как жанр в поэзии М.Ю. Лермонтова Цели урока. Обучающая: -знакомство с жанром молитвы в творчестве М.Ю. Лермонтова, ее художественными особенностями; формирование читательской, коммуникативной и компьютерной компетенций; Коррекционная: -автоматизировать произносительные навыки, активизировать и уточнять словарь; Воспитательная: -воспитывать культуру общения, самостоятельность и активность на уроке.Сценарий комбинированного урока "Молитва как жанр в поэзии М.Ю. Лермонтова" 11 класс
конспект.docx
Тема урока:   Молитва как жанр в поэзии М.Ю. Лермонтова Цели урока. Обучающая:  ­знакомство   с   жанром   молитвы   в   творчестве   М.Ю.   Лермонтова,   ее   художественными особенностями; формирование читательской, коммуникативной и компьютерной компетенций; Коррекционная: ­автоматизировать произносительные навыки, активизировать и уточнять словарь; Воспитательная: ­воспитывать культуру общения, самостоятельность и активность на уроке. 1. Развитие речи учащихся. Работа над произношением. 2. Выяснение авторской идеи о благотворном воздействии молитвы на душу человека. Задачи урока Компьютер, интерактивная доска, наглядные материалы, интернет. Оборудование Ход урока Этап урока 1.Орг. момент.      Запись темы урока в тетрадь.                                                           2. Беседа.  Сообщение цели урока. Работа с дежурным звуком.  Для начала выясним, что же такое молитва в вашем понимании.  (Ответы учеников). Обобщение учителя.  Далее   ­   учащиеся   самостоятельно   находят   определение   слова   «молитва»   в Толковом словаре, записывают в тетрадь. 3.Изучение нового. Слово учителя.  Вся   русская   классическая   литература   проникнута   христианскими идеалами добра, милосердия и любви.   В   творчестве лучших писателей   19, да и 20 века обязательно есть жанр молитвы, тема Богообщения.  Знакомство с текстом. Чтение текста стихотворение. Отработка произношения. 3. Анализ стихотворения. Разбор лексики стихотворения.    1.Каковы первые впечатления о стихотворении. О чем оно? 2.В каком случае человек обращается к молитве? 3. Что происходит с лирическим героем  стихотворения во время молитвы?  (молитва чудная, сила благодатная, святая прелесть, благодать – анализ лексем) Фронтальная беседа. № слайда 1 2­4 5­7 8­9 4.Самостоятельная работа Подумайте, найдите в тексте и запишите в тетрадь 10  Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?  Почему во втором и  третьем  четверостишиях  исчезает  “я” лирического героя? Ответы на вопросы проблемного характера.  Обобщение.   5. Подведение итогов анализа стихотворения. Интерпретация. 11­16 Как бы ни был поэт огорчен, удручен, обижен — в молитве он находит успокоение и одновременно черпает новые силы для продолжения своего поступательного  движения вперед.  В стихотворении «Молитва» Лермонтов открывается с совершенно иной стороны,  он понимает безысходность сущего, но сидеть и ждать «прекрасного  будущего» или «конца света» не желает. Он полон жизни, творческих замыслов, готов бросить вызов всем, поэтому автору необходима поддержка, дружеское  участие, а где их найти ­ только у «неба». И поэт возносит молитву Творцу,  восхищаясь, удивляясь и радуясь одновременно этому спасительному «мостику»,  который непременно приведет его к задуманному. Недаром тысячелетия люди  шепчут слова молитв Богу, надеясь на его защиту и покровительство, ведь в  этих нехитрых словах заключена магия.  Это одно из поздних стихотворений Лермонтова (ему здесь  лишь 25 лет), оно  отражает сложившееся мировоззрение художника, бескомпромиссное  отношение к жизни и избранному пути.   Определение   жанровых   особенностей   Заполнение   таблицы. 6. стихотворения. Выводы. Сравнить:  Особенности молитвы как жанра лирики. Что значит молитва для верующего человека? 17 Чтение с губ (молитва, стихотворение, лирический герой)   7.Итог урока  ­Что вы вспомнили сегодня, что узнали, чему научились? Самостоятельные   связные   высказывания,   ответы   по   опорным   словам   и словосочетаниям 8.Домашнее задание.  Выучить стихотворение.  Подобрать в интернете иллюстрации по теме стихотворения. 18 Литература  Анализ лирического произведения в старших классах, сб. статей, Москва,  «Просвещение, 2005г.  Красовский В.Е., Леденев А.В., Ситников В.П., Быков Н.Г. Большая  литературная энциклопедия. ­ М.,ОЛМА­ПРЕСС,2003  Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах.­ М. , Правда, 1988.  Литература, учебник­ хрестоматия для общеобразовательных учреждений, 9  класс. Авторы­составители В.Я.Коровина, В.И.Коровин, И.С.Збарский, М.,  «Просвещение», 2003  Маранцман В.Г. «Нетрадиционные уроки литературы  9­11 классы»,  М. «Дрофа»  2008  Мишланов В.А. Молитва как речевой жанр.// Прямая и непрямая коммуникация:   workinggroup.org.ua/publzulinsk.shtml   «Программы общеобразовательных учреждений»  5­11 классы  по редакцией  В.Я.Коровиной , Москва, «Просвещение, 2005г.  Поурочные разработки по литературе, универсальное издание, М. «Вако» 2008 –  ред. И.В.Золотарева, Н.В.Егорова.  Словарь литературоведческих терминов, сост. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев, М.,  «Просвещение», 2005 Приложение1. МОЛИТВА В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучьи слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, Приложение 2. Особенности молитвы как жанра лирики Молитва для верующего Молитва ­ это стихотворение,  в котором лирический герой  обращается к Богу, Божией Матери, ставит важнейшие вопросы бытия и находит  ответы на них в Богообщении. Беседа с Богом, посредством которой  человек очищается от греха,  страстей земных. Это упование на благое разрешение всех  нестроений, стремление приблизиться к  Отцу Небесному.

Сценарий комбинированного урока "Молитва как жанр в поэзии М.Ю. Лермонтова" 11 класс

Сценарий комбинированного урока "Молитва как жанр в поэзии М.Ю. Лермонтова" 11 класс

Сценарий комбинированного урока "Молитва как жанр в поэзии М.Ю. Лермонтова" 11 класс

Сценарий комбинированного урока "Молитва как жанр в поэзии М.Ю. Лермонтова" 11 класс

Сценарий комбинированного урока "Молитва как жанр в поэзии М.Ю. Лермонтова" 11 класс

Сценарий комбинированного урока "Молитва как жанр в поэзии М.Ю. Лермонтова" 11 класс

Сценарий комбинированного урока "Молитва как жанр в поэзии М.Ю. Лермонтова" 11 класс

Сценарий комбинированного урока "Молитва как жанр в поэзии М.Ю. Лермонтова" 11 класс
Скачать файл