Понимание новой психологии покупателей очень важно. Каждый из нас является покупателем, но каждый ли задумывается о том, как и почему он покупает? Разработанный сценарий бинарного урока был реализован двумя преподавателями-преподавателем-экономических дисциплин, читающим курс маркетинга и практикующим психологом. Данный сценарий может использоваться как "введение в дисциплину маркетинг".Сценарий урока маркетинг
Сценарий
открытого бинарного занятия по дисциплине Маркетинг
«Почему мы делаем покупки»
( обобщение по темам Сегментация, Субъекты маркетинга)
Вводное слово: преподаватель Маркетинга
Сегодня мы проводим занятия в несколько непривычной для вас форме
с вами будут работать два преподавателяпреподаватель экономических
дисциплин, читающий вам курс маркетинга и практикующий психолог
Т.Н.Вебер.
На экране слайды: тема занятия, цель, основные этапы.
На первом занятии мы говорили с вами, что объекты для изучения в
маркетинге – это рынок, товар, конкуренты и конечно потребители.
Внимание студентов обращено на экран, где приводится выдержка из
памятки работникам американской фирмы «IBM»:
«Потребители это важнейшие фигуры в нашем деле. Не они зависят от
нас, а мы зависим от них. Они не мешают нашей работе. Потребители
являются целью нашей работы. Они делаю нам одолжение, покупая наши
товары. Потребители это люди, которые приходят к нам со своими нуждами и
заботами. И наша обязанность удовлетворить эти нужды. Потребители
заслуживают самого внимательного и вежливого отношения с нашей стороны.
Всегда помните об этом».
Предприятие имеет успех на рынке тогда, когда активно изучает
потребителя.
Понятие потребитель и покупатель их различие( разбираем вместе со
студентами).
Потребителем может быть каждый, а покупателем тот, кто способен
оплатить свои желания.Потребители это наиболее сложный для изучения объект. На
поведение потребителей влияют следующие факторы: экономические,
культурные, социальные, демографические, личные, психологические.
Преподаватель маркетинга дает разъяснения по содержанию данных
факторов.
Экономические: величина и распределение национального дохода,
денежные доходы населения, уровень розничных цен и торгового
обслуживания.
Культурные:
субкультура,
социальное положение,
культура
потребления, мода , эстетические вкусы.
Социальные: референтные группы, семья, социальные роли и статусы.
Демографические: численность и состав населения, соотношение между
сельским и городским населением, между мужчинами и женщинами,
жизненные циклы семьи.
Психологические: мотивация, восприятие, усвоение, убеждение и
отношение.
Потребители составляют сегменты рынка, на которые нацелена
деятельность любой компании. Наряду с другими признаками сегментации мы
должны учитывать психографические и поведенческие признаки (это образ
жизни, тип личности, черты характера, мотивы совершения покупки, искомые
выгоды, степень готовности покупателя к восприятию товара). Разобраться в
психологических аспектах поведения потребителя нам поможет специалист в
этой области.
Вводное слово преподавателя психолога:
Понимание новой психологии покупателей очень важно. Каждый из нас
является покупателем, но каждый ли задумывается о том, как и почему он
покупает? Почему мы покупаем товары известных фирм? Почему так важно
иметь широкоэкранный телевизор? Почему мы отправляемся в магазин послетяжелого рабочего дня? Почему посещаем одни и те же магазины? Как наше
настроение влияет на принятие решения о покупке?
Существует много факторов, доказывающих перемену в психологии
покупателей. Правила изменились, мотивация изменилась, и сам факт
покупки изменился теперь это уже не простое приобретение товаров и услуг.
Перемены, произошедшие в сфере потребления за последние десятилетия,
дают повод говорить о появлении особой психологии покупателей нового
тысячелетия.
Данные о проведенном исследовании по такому товару как зубная паста
являются подтверждением таких изменений. Опрос проводился в разных
группах
Преподаватель маркетинга:
Если говорить о маркетинге любой компании, любого продукта, любой
услуги, то существует прибор, который позволяет оценить качество и
пригодность вашего товара, каждую его характеристику в отдельности и все
вместе, правильность назначенной цены, привлекательность названия, дизайн
упаковки, эффективность системы распределения, выбор места продажи,
компетентность
профессиональность
сбытовиков и продавцов. Прибор этот всегда под рукой и называется он
менеджеров по маркетингу,
потребитель.. Этот прибор может быть бесстрастен и эмоционален, он может
хитрить, быть простодушным, жестоким и милосердным, непредсказуемым и
легко управляемым. Он до конца не понятен и готов подсказать правильное
решение.
Потребитель – это маркетометр.
Почему необходимо изучать потребителя, проникать в глубины его
подсознания?
Потребитель уже не тот, что 510 лет назад. Конкурентные войны
избаловали сервисом, окружили заботой, убаюкали обещаниями и разожглиаппетит потребителя. Он мечется от магазина к магазину, от бренда к бренду,
не находя покоя. Как привязать потребителей к себе? Почему они с легкостью
меняют свои привычки? Изменяют маркам и магазинам.
Поведение потребителя перед покупкой это гремучая смесь эйфории,
тревоги и нетерпения. Потребитель в грезах. Он ничего не замечает и мало
кого слушает. Он мечтает. Далее следует пробежка от витрины к витрине в
поисках плода своих фантазий. Выбор сделан. Ура! Наступает радостный
момент товар приобретен, упаковка сорвана, покупка предстает во всей
своей красе. И тут приходят они. Разочарования.
Преподаватель психолог:
Теория когнитивного диссонанса.
В 1957году американский психолог Фестингер выдвинул теорию
когнитивного диссонанса (но эта концепция так и осталась известной в узких
профессиональных кругах). Смысл теории в следующем: положительные
эмоции у человека возникают при подтверждении ожиданий и воплощении
планов. Отрицательные эмоции появляются, когда между планами мечтами и
реалиями жизни возникает непреодолимая пропасть. Возникновение этих
эмоций и есть когнитивный диссонанс (что в переводе на язык маркетинга
означает постпокупочное сожаление). Это именно изза него клиент
разочаровывается в приобретении и уходит к конкурентам. Плохое
настроение, раздражительность, злость и желание скорее избавиться от
неудачной покупки вот признаки этого недуга. Мало создать уникальный
товар, наладить систему распределения, установить конкурентную цену
надо еще научиться управлять мечтами потребителя.
Преподаватель маркетинга:
Одна из основных причин по которым рушатся мечты клиента быстрое
устаревание товара. Следующая причинаплохое знание товара потребителем,
недостаток информации. (примеры, подтверждающие наличие таких причин): Покупка под влиянием эмоций
Покупка как средство для самовыражения.
Потребности против желаний.
Сдвиг в психологии под влиянием изменений в демографии
Как изменилась психология покупателей (примерситуация)