Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"
Оценка 5

Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
искусство +2
6 кл—8 кл
31.03.2017
Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"
Данный материал можно использовать как сценарий классного часа (с акцентом на воспитательных задачах),как конспект урока по художественной культуре (с акцентом на развивающих задачах), как конспект урока литературы (с акцентом на обучающих задачах). Данный материал является универсальным и пригодится не только при проведении уроков литературы в 6 или 7 классах по теме «Родная природа в стихотворениях русских поэтов», но и классным руководителям 6-8 классов при проведении классного часа в рамках художественно-эстетического направления воспитания.Сценарий открытого урока литературы в 7 классе
Сценарий открытого урока литературы в 7 классе.docx
Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов Пояснительная записка. Данный   материал   можно   использовать   как   сценарий   классного   часа   (с акцентом на воспитательных задачах), как   конспект   урока   по   художественной   культуре   (с   акцентом   на развивающих задачах), как конспект урока литературы (с акцентом на обучающих задачах). Таким образом, данный материал является универсальным и пригодится не только при проведении уроков литературы в 6 или 7 классах по теме «Родная природа в стихотворениях русских поэтов», но и классным руководителям 6­8 классов при проведении классного часа в рамках художественно­эстетического направления воспитания.  Цель:  формирование   представлений   о   взаимосвязи   видов   искусства (живописи,  поэзии   и  музыки)   через   творчество   русских   поэтов,  музыкантов   и художников­пейзажистов.  Задачи:  Обучающие:  углубление   и   расширение   знаний   о   пейзажном   жанре; закрепление понятий взаимосвязи живописи, музыки и поэзии.  Развивающие:  развитие   умения   анализа   художественного   произведения, расширение лексики учащихся в пределах темы урока.  Воспитывающие:   воспитание   чувства   прекрасного,   развитие   внимания   к окружающей действительности и бережного отношения к природе. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. Материалы   к   занятию:  опорный   конспект,   наглядно­демонстрационный материал: репродукции картин русских художников­пейзажистов; презентация в электронном варианте; выставка рисунков и альбомов на тему “Времена года”; книжная   выставка   “   Природа   в   произведениях   русских   писателей   и   поэтов”; рассказы   учащихся   “   Моя   любимая   картина   о   природе”,   рефераты   “Русские художники­пейзажисты”. Стихи читают заранее подготовленные учащиеся класса. ХОД УРОКА 1 слайд – Л.Зыкина Песня «Ой, ты песня русская» I. Эмоциональный настрой. Учитель: Добрый день!  Звучит музыкальный фрагмент “Утро”. Э. Григ.  http://video.mail.ru/list/alexandrov.v/113/159.html  II. Сообщение темы, цели и задач занятия. Учитель: ­ Современные люди большей частью живут в городах и не  встречаются с природой один на один. Любое творчество начинается с  умения заново увидеть мир, не так, как его видели до тебя. Для этого надо  быть человеком глубоко чувствующим и понимающим природу.  ­ Сегодня мы поговорим с вами о том, как её видели и слышали поэты,  художники и композиторы. Это люди зорко видящие, свободно мыслящие и  преданно любящие природу.Тема нашего занятия «Родная природа в  творчестве русских художников и поэтов».  ­ Заполняйте, пожалуйста, таблицы, которые помогут вам узнать картины,  когда придет время мини­викторин. Время года Композито р  Название  произведени я Художни к  Название  произведени я Поэт, писател ь Название  произведени я 1­й ученик: Как часто мы браним осень, называем её скучной порой…Может  быть, мы правы? Осенью становятся короче прогулки, тускнеют краски,  становится всё серым и унылым…  2­й ученик: То ли дело «волшебница зима»: всё блестит, весело как­то, можно  кататься на лыжах, на санках слететь с горы, как на крыльях… 3­й ученик: Весной хоть и грязно бывает, зато солнце такое весёлое. И так  удивительно, когда голые деревья вдруг вспыхивают нежной зеленью… 4­й ученик: Или лето: тепло, вольно, полежать и побродить можно всюду,  искупаться в тёплой реке. Учитель: Ну а осень? «Что в ней хорошего?» ­ обычно думаем мы. А ведь и она  совсем не скучна. Из всех времён года она самая застенчивая, и трудно бывает  проследить её шаги. Но ведь есть стихи, живопись, музыка – они нам помогут. Готовясь к сегодняшнему уроку, мы разбились на 3 творческие группы:  поэтов, художников и музыкантов (мы видим это по атрибутам и эмблемам).  Это люди творческие и совершенно разные: одни высказывают свои чувства и  мысли словами, другие – музыкальными образами, третьи – красками. Каждая  группа получила и подготовила домашнее задание. Группа поэтов подобрала  стихи про осень. Художники нарисовали осенние картины. А музыканты  подобрали музыку. III. Изучение темы. 2. Учитель: Первое слово поэтам. 1­й:   Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик ­ В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…   Ф.И. Тютчев.  : В этих замечательных словах русского поэта выражено восторженное  Учитель   отношение человека к миру окружающей природы. Не менее восторженно и  поэтично был запечатлен этот мир в произведениях искусства.  Петр Вяземский Степь Бесконечная Россия Словно вечность на земле! Едешь, едешь, едешь, едешь, Дни и версты нипочем! Тонут время и пространство В необъятности твоей. Степь широко на просторе Поперек и вдоль лежит, Словно огненное море Зноем пышет и палит.  Грустно! Но ты грусти этой Не порочь и не злословь: От нее в душе согретой Свято теплится любовь. Степи голые, немые, Всё же вам и песнь, и честь! Всё вы — матушка­Россия, Какова она ни есть! Песня «Ах, ты, степь широкая»(исполняют ученики) Ученик 1: Жизнь человека всегда неотъемлема от природы. Познавая ее тайны, создавая мифы и легенды, устраивая свою жизнь, люди воспринимали ту   гармонию,   которая   существовала   в   природе.   Она   являлась   источником вдохновения многих художников и поэтов. Безгранично любя свою Родину ­ Россию, они стремились воплотить в своем творчестве ее образ через образ природы. Это  бескрайние   леса, луга  и  долины, высокие   горы  и величавые реки, голубое небо с плывущими по нему, как белоснежные лебеди, облаками. Природа в искусстве всегда одухотворена . Природа в картинах то печальна, то   радостна,   задумчива   или   величава,   она   поражает   нас   насыщенностью колорита. Художники изображают природу во всем ее многообразии. Ученик 2: Сколько прекрасных стихов, рассказов о природе написано русскими писателями и поэтами. А пейзажные полотна русских художников! Одним   из   распространенных   жанров   является   пейзаж.   В   переводе   с французского  пейзаж означает “природа”, “местность”. Пейзаж появился  в XVII веке в Голландии, где главным действующим лицом стала природа. В России пейзаж, как самостоятельный жанр складывается во второй половине XVIII века. Родоначальником русской пейзажной живописи считается Семен Федорович Щедрин – первый пейзажист, выпущенный Академией художеств.   :  Сегодня мы с вами познакомимся с живописцами, которые все свое творчество посвятили изображению природы это ­ Левитан, Шишкин, Саврасов и другие. Она представлена в разное время года ­ осень, зима, весна, лето.   Каждый   художник   видел   что­то   свое,   постигал   голоса   природы   по­ своему.   И   мы   сегодня   попытаемся   посмотреть   на   окружающий   мир   их глазами. Итак, мы с вами отправляемся в путешествие по временам года.  Учитель   Звучит музыка П.И.Чайковского. “Октябрь” .  http://www.youtube.com/watch?v=czdMipJ3YjI ОСЕНЬ Учитель:  Свое   знакомство   с   творчеством   русских   художников­ пейзажистов мы начнем с осени. Начинается она с особенной тишины. Тишина такая, что кажется,   природа задумалась глубоко­глубоко и справляет свой тихий праздник.  И. Левитан http://video.mail.ru/mail/dbaytelman/42/242.html Ученик 3    : И.И. Левитан “ Золотая осень”.  Вот такую тишину осени, ясную радость отдыха передал русский художник – пейзажист Исаак Левитан в своей картине “Золотая осень”. Как удалось Левитану красками передать тишину   природы?   Ведь   цвета   на   картине   тревожно­контрастные:   нежно­ золотая   листва   берез   и   мрачная,   лиловая   вода   реки.   Но   посмотрите,   как художник смягчает контраст этих ярких тонов. Пятна света и тени лежат на широком поле, трава то золотится под лучом солнца, то становится серовато­ пепельной от тонких облаков. Легкие тени берез трепетно скользят по склону холма, спускаются к реке и густеют до холодного, тяжелого цвета воды. Ученик 4: А вот стихотворение Ф. Тютчева, созвучное этой картине: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора ­ Весь день стоит как бы хрустальный. И лучезарны вечера… Где бодрый серп гулял и падал колос. Теперь уж пусто все – простор везде, Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Ученик   2    :  Константин   Паустовский   писал:   “Самые   мягкие   и трогательные   стихи,   книги   и   картины   написаны   русскими   поэтами, писателями и художниками об осени. Левитан так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года. Левитан   оставил   около   ста   “осенних”   картин,   не   считая   этюдов.   Осень   в картинах   Левитана   очень   разнообразна.  Как   природу   и  живопись,  Левитан любил литературу и музыку. Его называют великим поэтом природы. Тема природы прослеживается и в стихах русских поэтов. Наверное, нет такого поэта, который не воспевал бы в своих стихах красоту русской природы. Это С. Есенин, А.Плещеев, И.Бунин.  : Осень заворожила многих художников. Василий Поленов тоже  Ученик 5   писал много картин о ней. И среди них “Золотая осень”. От нее веет  тишиной, но есть в этой тишине, что­то настораживающее, тревожное. Отчего  это? Ведь золотые березки будто танцуют в легком хороводе, дорожка бежит  стремительно и зовет вдаль. Но плавное медленное течение реки не поддается этим легким ритмам. Река уже подчинилась осени. Она скорее привыкла к  ней, чем эти светлые березы, стоящие вокруг. Наверное, эта неравномерность  движения и рождает тревогу.    Ученик 6: И.Бунин (Листопад) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. Фото­галерея.  Учитель  : Итак, назовите, пожалуйста, картины, которые вы запомнили.   («Золотая осень» Исаака Левитана, «Золотая осень» Василия Поленова) ЗИМА Наше путешествие продолжает следующее время года – зима.   Звучит музыка П.И. Чайковского. “Декабрь”.  http://www.youtube.com/watch?v=8SKClPIPvVU&feature=related Ученик 7: Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает   все   вокруг.   А   как   ударят   морозы,   инеем,   сказочным   узором раскрасят они деревья и дома. В каждом времени года есть свое очарование. Русские художники не раз признавались в любви к зиме в своих картинах, показывая ее холодный величавый покой. Много стихов написано и поэтами, прочтите их (чтение стихов учащимися) Э.Грабарь http://video.mail.ru/mail/likinas/94/2438.html  Ученик 8: А вот перед вами “Февральская лазурь”. Грабарь считал это  произведение самым задушевным в своем творчестве. Природа у художника  словно празднует какой­то небывалый праздник. Она искрится радужными  красками, наполнена ощущением простора и света. Очень четко  вырисовываются на фоне голубого неба белые стволы и ветви берез, образуя как бы легкое кружево, сплетенное зимой. А вот как описывает зимнюю  березу поэт Сергей Есенин (стихотворение “Белая береза”). Береза Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки Новым серебром.           К.А. Коровин http://video.mail.ru/mail/_rabbit_812/856/894.html  Ученик 9: Всмотритесь в картину  Константина Коровина “Зимой”. Посмотрите, как удачно передает художник образ русской природы в зимний период. Живопись здесь легка, прозрачна, изысканна и в то же время полна трепета жизни. Деревенская изба и стоящая поодаль лошадка, запряженная в сани. Кругом ­ белый снег, а вдали – очертания тающего леса. От строгой серебристо­серой   гаммы   цвета   как   бы   исходит   аромат   зимнего   воздуха. Полотно несет в себе тепло дома. Посмотрите, как по­разному художники изображают это время года в своих   картинах.   Кстати   самым   сложным   для   художника   является изображение на картине белого снега. Учитель    :  Картины   зимней   тематики   представлены   следующими авторами, познакомьтесь с ними. Фото­галерея.  Учитель    :  Обобщим   названия   картин   и   авторов.   (“Февральская лазурь”Игоря Грабаря, “Зимой” Константина Коровина) Звучит музыка С.В.Рахманинова «Вокализ» (для скрипки и фортепиано) ВЕСНА Ученик 5: Перед вами картина И. Левитана “Март”. Неброский пейзаж  притягивает и не отпускает. Вы заметили, как ярко светит солнце? Мир залит  светом, нежность которого подчеркивают синие тени на снегу. Простор  ясного неба и яркость золотого света создают ощущение праздника весны,  освобождения от скованности, оцепенения, холода. Деревья у художника как  будто радостно танцуют и летят к небу. Весна представляется нам  бесконечным миром без границ, где все ликует. Все в картине просто ­  обыкновенное, покосившееся от старости крыльцо, лошадка с пустыми  санями и талая дорога. А. Н. Плещеев "Весна" Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего­то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы! Все лица весело глядят. "Весна!"­ читаешь в каждом взоре;  И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь ­ лишь тяжкий труд и  горе. Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят ­ кто больше всех Природы любит обновленье! Ученик   5:   Перед   вами   известная   картина  А.   Саврасова   “   Грачи прилетели”.  Ее   можно   назвать   визитной   карточкой   весеннего   пейзажа   в творчестве художника. Глядя на эту картину, чувствуется пробуждение сил природы.   Перед   нами   –   русская   деревня   с   небольшой   церквушкой   и деревянным   домом.   На   переднем   плане   картины   –   березы   с   еще нераспустившимися   ветками.   А   вот   и   прилетели   первые   вестники   весны_­ неугомонные грачи. С веселыми криками они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Снег едва начал таять, образуя темные лужи. Сколько  звуков в этой природе! Слышите, как перекликаются птицы и звенит  капель, как шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы деревьев. Эта картина, по праву считается одной из лучших картин А. Саврасова. А.Саврасов http://video.mail.ru/mail/mln70/628/3799.html?liked=1   И. А. Бунин «Бушует полая вода» Бушует полая вода, Шумит и глухо, и протяжно. Грачей пролетные стада Кричат и весело, и важно. Дымятся черные бугры, И утром в воздухе нагретом Густые белые пары Напоены теплом и светом. А в полдень лужи под окном Так разливаются и блещут, Что ярким солнечным пятном По залу «зайчики» трепещут. Меж круглых рыхлых облаков Невинно небо голубеет, И солнце ласковое греет В затишье гумен и дворов. Весна, весна! И все ей радо. Как в забытьи каком стоишь И слышишь свежий запах сада И теплый запах талых крыш. Кругом вода журчит, сверкает, Крик петухов звучит порой, А ветер, мягкий и сырой, Глаза тихонько закрывает. Учитель: А.С. Пушкин назвал весну “утром года”.  Почему? ­ Да потому что весной просыпается природа, начинается бурное ее цветение.  И нет такого человека, который не ощущал бы прихода весны. В настоящее  время и мы чувствуем ее дыхание.  Алексей Плещеев Песни жаворонков снова Зазвенели в вышине. "Гостья милая, здорово!"­ Говорят они весне.  Уже теплее солнце греет, Стали краше небеса... Скоро все зазеленеет ­ Степи, рощи и леса. Позабудет бедный горе, Расцветет душой старик... В каждом сердце, в каждом взоре Радость вспыхнет хоть на миг. Выйдет пахарь на дорогу, Взглянет весело вокруг; Помолясь усердно богу, Бодро примется за плуг. С кротким сердцем, с верой  сильной, Весь отдастся он трудам,­ И пошлет господь обильный Урожай его полям! Звучит музыка М.И. Глинки. “Жаворонок”.  http://www.youtube.com/watch?v=06zX8mm_Eg4&feature=related Учитель:  Давайте   полюбуемся   следующими   картинами   русских художников.  Фото­галерея.  Учитель:     Проверим вашу память. О какие картинах каких художников нам   сейчас   рассказали   ребята?   (“Март”Исаака   Левитана,   “   Грачи прилетели” Алексея  Саврасова) ЛЕТО Звучит музыка П.И. Чайковского. “Июнь”.  И.И. Шишкин «Дубы в старом Петергофе» (фонограмма пения птиц в лесу http://www.youtube.com/watch?v=rAsr0GvItqE&feature=related )  Ученик   7:   Лес!   Скольких   художников   вдохновил   он   на   создание прекрасных   произведений   искусства.   Его   поэтический   образ   запечатлен поэтами, композиторами. Но певцом русского леса по праву называют Ивана Шишкина. Войдем вместе с художником в зеленое царство, прислушаемся к его таинственной тишине, к едва заметному шороху листвы и трепету птиц, перелетающих с ветки на ветку, вдохнем аромат соснового леса. На полотнах Шишкина нет особо ярких красок. В основном, это окраска зеленого убора деревьев.   Но   картины   этого   художника   сразу   покоряют   своей   величавой красотой, силой и крепостью.  Ученик 8: Искусство Шишкина на редкость оптимистично. Наверное, это происходит потому, что в своих крупных полотнах художник не лиричен, а монументален. Его мир основан на таких ценностях, как – земля, страна, народ, благодать жизни и неба.  И.И.   Шишкин   “Дубовая   роща”,   “Корабельная   роща”,   “   Сосны, освещенные солнцем”. Природа для художника – само благородство. Именно она может облагородить человека. Любимым деревом Шишкина был могучий красавец­дуб,  поэтому  именно  этому  дереву   посвящаются   многие   картины художника. Мы перелистали несколько зеленых страниц лесной книги картин известного русского художника­пейзажиста. Звучит романс «Среди долины ровныя» (Слова А.Мерзлякова (1778­ 1830), музыка Д.Кашена (1770­1841)) – исполняют ученики Учитель    : Наша  летняя прогулка продолжается. И.В.:  Николай Рубцов.  Россия, Русь ­ куда я ни взгляну... За все твои страдания и битвы ­ Люблю твою, Россия, старину, Твои огни, погосты и молитвы, Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шепот ив у омутной воды, Люблю навек, до вечного покоя... Звучит   песня   «В   горнице   моей   светло»  (сл.   Н.Рубцова,   муз. А.Морозова) – исполняет ученица V. Краткий анализ изученного материала. Учитель    : Вот и закончилось наше путешествие по временам года. Вы убедились в том, как разнообразна пейзажная живопись, как много стихов написано русскими поэтами на тему природы. Как тесно взаимодействуют между собой поэзия и живопись. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали, о чем говорили. 1)   ­ Где и когда впервые появился жанр “пейзаж”? (В XVII веке в Голландии.) 2) ­ Назовите, пожалуйста, фамилии художников­пейзажистов. 3)   ­   Кого   считают   родоначальником   русской   пейзажной   живописи? (Семена Федоровича Щедрина.)  4) ­ Картина всегда обращена к зрителю, ее можно назвать диалогом между художником и зрителем. Но можно назвать и диалогом между поэтом и художником.   Стихи,   каких   русских   поэтов   прозвучали   сегодня   на   уроке? (Сергей   Есенин,   Иван   Бунин,   Александр   Сергеевич   Пушкин,   Алексей Плещеев, Николай Рубцов) 5)   Музыка   каких   композиторов   сопровождала   нас   сегодня?  (Петр Ильич   Чайковский,   Михаил   Иванович   Глинка,   Сергей   Васильевич Рахманинов) 6) ­ Ребята, как вы думаете, что хотели передать художники в своих картинах,   а   поэты   в   своих   стихах?  (Все   они   воспевали   красоту   родной природы, передавая свое восхищение ею и чувство любви к родному краю.) Учитель:    Совершенно верно. Обращаясь к природе, человек не просто ее   копировал, а создавал свой поэтический мир, где тесно переплетались сказка и быль, вымысел и реальность. Способность поэтизировать жизнь природы, наделять ее чертами прекрасного и возвышенного выразилось в образном и эмоциональном строе художественного творчества. Учитель:  Наша маленькая планета Земля сегодня, как никогда, нуждается в спасении и защите. Что оставим мы будущим поколениям? Этот вопрос стоит перед каждым из нас и от него нельзя отмахнуться. Природа ­ наше богатство. И именно человек должен сберечь, сохранить и приумножить природные богатства. Любите свою Родину ­ Россию, тот  уголок, где вы родились и наш прекрасный город.  Заключительная Песня «Красно солнышко» ­ исполняют  ученики. IV. Подведение итогов урока. Рефлексия. Учитель    :  Подведем   итоги   сегодняшнего   занятия.   Во­первых,   мне хочется   поблагодарить   моих   помощников­экскурсоводов,   которые   так интересно рассказывали о картинах художников, читали стихи.  Также мне хочется поблагодарить всех, кто принял участие в создании альбомов на тему “Времена года”.  Сложно запоминать названия картин и художников за один урок, но мы ведь не волшебники, мы только учимся! Благодарю всех за работу.

Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"

Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"

Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"

Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"

Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"

Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"

Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"

Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"

Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"

Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"

Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"

Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"

Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"

Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"

Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"

Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"

Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"

Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"

Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"

Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"

Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"

Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"

Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"

Сценарий открытого урока литературы в 7 классе "Тема природы в творчестве русских художников, музыкантов и поэтов"
Скачать файл