1.Организация начала урока
Звучит музыка (пение птиц и колокольные звоны) ученики входят в зал.
2. Введение в тему.
-Сегодня мы встретимся с необычным и возвышенным. Прочувствуйте это в произведении С.В.Рахманинова «Светлый праздник», фрагмент которого вы сейчас услышите. (Звучит запись)
-Что вы услышали в этой музыке? (Колокольные звоны)
-Какое настроение у колокольного звона? (Праздничное)
-Сегодня мы будем говорить о чудесном празднике, но чтобы понять о каком, прослушайте стихотворение, в последней строчке которого скрывается ответ. Вы можете вместе произнести его в рифму.
Дождалась наша верба весны –
В Лету канули зимние сны!
Тянет к солнышку руки свои,
А в руках у неё посмотри:
Нежным пухом покрытые почки,
Словно тут на ветвях ангелочки
С нами праздника светлого ждут –
В каждом доме уж создан уют!
Ветки вербы пройдут освященье,
А потом уже, как украшенье,
Долго в доме их будут хранить,
Чтоб болезнь от семьи отводить.
Только вербу ломать я не буду –
Приглашу я к пушистому чуду
Всех друзей, чтоб устроить веселье
В праздник (дети все вместе) Вербное Воскресенье!
Сценарий открытого урока музыки в 3 классе
Тема: «Вербное воскресенье. Вербочки».
Ход урока
1.Организация начала урока
Звучит музыка (пение птиц и колокольные звоны) ученики входят в зал.
2. Введение в тему.
Сегодня мы встретимся с необычным и возвышенным. Прочувствуйте это в
произведении С.В.Рахманинова «Светлый праздник», фрагмент которого вы сейчас
услышите. (Звучит запись)
Что вы услышали в этой музыке? (Колокольные звоны)
Какое настроение у колокольного звона? (Праздничное)
Сегодня мы будем говорить о чудесном празднике, но чтобы понять о каком,
прослушайте стихотворение, в последней строчке которого скрывается ответ. Вы
можете вместе произнести его в рифму.
Дождалась наша верба весны –
В Лету канули зимние сны!
Тянет к солнышку руки свои,
А в руках у неё посмотри:
Нежным пухом покрытые почки,
Словно тут на ветвях ангелочки
С нами праздника светлого ждут –
В каждом доме уж создан уют!
Ветки вербы пройдут освященье,
А потом уже, как украшенье,
Долго в доме их будут хранить,
Чтоб болезнь от семьи отводить.
Только вербу ломать я не буду –
Приглашу я к пушистому чуду
Всех друзей, чтоб устроить веселье
В праздник (дети все вместе) Вербное Воскресенье!
Я думаю, что вам теперь не трудно будет назвать тему урока?
Итак, тема урока – «Вербное Воскресенье!»
Что бы вы хотели узнать об этом празднике?
3. Работа над темой урока
Многие из нас знают это название праздника. Но почему это воскресение и почему
оно называется вербным? (ответы детей)
Сообщение
Этот весенний праздник справляется на шестой неделе Великого поста, в
последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, в этот день Христос
въехал в город Иерусалим. В те времена цари въезжали в город на конях, что
предвещало войну или на ослах, что было знаком мира. Иисус торжественно
въехал в ворота Иерусалима на молодом осле – символе кротости и миролюбия.1
Люди, которые много слышали об Иисусе Христе, о том, как он исцелял больных,
спешили к Нему. Они размахивали пальмовыми ветками, которые срезали с
деревьев, подстилали их и свои одежды под ноги ослика и радостно
приветствовали Иисуса криками «Осанна! » (Благословенный). Народ города верил,
что человек, творивший божественные чудеса даст им земное счастье. Иисус же
нес избавление человеку от пороков, чтобы человек стал светлее, сильнее и
мудрее.
На Руси этот праздник стали отмечать в X веке. В праздник Входа Господня в
Иерусалим совершалось так называемое «шествие на осляти». После праздничной
службы с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила
специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника.
Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел
под уздцы идущий пешком царь. В 1697 г. обряд был упразднен.
Праздник приходится на раннюю весну, но как нам известно, пальма в России не
растёт изза сурового климата. Зато у нас есть своё дерево, которое первое
пробуждается после зимней спячки, о котором есть народная загадка: «Ранней
весною серые мышки в ряд на веточках сидят» – это верба. Поэтому этот праздник
в народе называют Вербным воскресеньем. А православное название «Праздник
Входа Господня в Иерусалим».
В церквях в этот день прихожане молятся, как бы встречая Господа, держат в
руках ветки вербы, цветы и горящие свечи. В конце службы верба освящается
святой водой. И конечно же ни одна служба не обходится без праздничных
песнопений. Послушайте Тропарь, посвящённый празднику «Входа Господня в
Иерусалим». (Звучит Тропарь)
Текст
4. Работа в группах с текстом
А как вы думаете, почему именно вербу выбрали люди в качестве предвестника
праздника?
Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо ознакомиться с текстом и
выписать на заготовках (вырезанные из бумаги вербные почки) приметы, которые
помогли людям выбрать вербу в качестве предвестника праздника, а затем
наклеить их на нашу веточку на доске.
«Веточки вербы на Руси имеют такую же священную силу, как и листья пальмы.
У вербы, не давшей еще листьев, первыми распускаются пушистые почки,
которые повсюду на Руси считались целебными, наделенными особой силой.
Говорили, что, соприкоснувшись с человеком, животным, землей, веточка вербы
может поделиться с ними своей жизненной силой.
Вербе приписывалась магическая сила одарять плодородием, здоровьем, очищать
от нечистой силы. Освященную вербу хранили весь год за иконами, над дверьми,
под крышами домов и верили, что она защитит дом от пожара, а во время грозы
её ставили на подоконник верили, что это спасет дом от попадания молнии. Ее
веточки прикрепляли также в сараях, хлевах. Освященную вербу берегли до
первого выгона скота в поле, хозяйка выгоняла скот вербовыми веточками, после
эти веточки скармливали животным. Вербе приписывалась также сила
охранять посевы от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм,обнаруживать клады, оберегать людей от зла, болезней и прочих несчастий.
Люди даже глотали вербные почки, чтобы предохранить себя от всякой хвори».
2
Мне бабушка рассказывала, что раньше люди венки из вербы плели, чтобы
прибыль в доме росла, как весной верба. А дедушка говорил, что раньше если не
хочешь быть трусом, то забей в стену своего дома колышек освященной вербы и не
будешь никого бояться.
– На Вербное воскресенье вербой в шутку хлестали близких, потому что верба это
здоровье, сила, красота. Кого коснется верба в праздник, тот и будет здоровым,
сильным и красивым. Поэтому в этот день был вербохлест.
(Разыграть сценку «Вербохлёст» между мальчиками и девочками, заранее
расписать текст на цветной бумаге)
Верба хлёст, бей до слёз,
Верба синя, бьёт не сильно,
Верба красна, бьёт напрасно,
Верба бела, бьёт за дело,
Не я бью, верба бьет, через неделю велик день.
Будь здоров, как вода,
Будь богат, как земля!
Пришла верба изза моря,
Принесла верба здоровья!
Верба– хлест, бей до слез!
Бьём, чтобы были здоровыми.
Как вербочка растет, так и ты расти!
5. Вербные базары.
Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были
любимы детьми, т. к. на них был представлен богатейший выбор детских игрушек,
книг, сластей. На базарах покупали связанную пучками вербу. К пучку
привязывали украшение – бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный
херувим». (Подарить вербочку с ангелом гостям)
И конечно же не одно веселье не обходилось без праздничной песни. Мы тоже не
будем отходить от наших народных традиций и споём песню, посвящённую этому
празднику.
Исполнение песни Л. Ершовой «Вербное Воскресенье»
А какой праздничный базар без шума и веселья, поэтому было принято
устраивать развлекательные игры, ярмарки с веселыми игрищами и ряженными, а
также зажигательные пляски. Мы тоже попробуем создать праздничную
обстановку на нашем Вербном базаре.
Танцевальная физкультминутка. К Орбакайте «Вербочки»
6. Знакомство с приметами.
Праздники находили своё отражение в быту. Много примет и поверий связано с
вербой. У вас на столах лежат разноцветные бумажные ленточки с народными
приметами. Нужно выбрать только те приметы, которые соответствуют празднику
«Вербное Воскресение», и приклеить ленточки на вербную веточку на доске.
«Распушилась верба, зиме нет ходу до крестьянского двора»«С вербой и зиме не сладить»
«Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед»
«Где вода, там верба, а где верба, там вода»
«Вербица холодная – к урожаю»
«На вербной неделе мороз – яровые хлеба хороши будут»
«Если хорошо цветет верба – пашня будет удачной»
3
В некоторых местах нашей страны в этот день пеклись лепешки или бублики,
которые после освящения в церкви давались всем членам семьи и домашним
животным, чтобы никто не болел в течение года. Мне бы очень хотелось, чтобы из
присутствующих на нашем уроке тоже никто не заболел в течении года.
(одаривает сушками)
7. Домашнее задание
Сочинить по заданным рифмам стихотворение по теме урока:
Дубы – вербы
Весна – красна
Почки листочки
Пост – вербы хлёст
Страна – весна
Со мной – весной
Почки – веточки
Снежок – пушок. (Приклеить заготовки в тетрадь)
8.Рефлексия
Ребята у вас на столах лежат разноцветные ленточки.
Повяжите их на вербный букетик. Если вам понравился урок, и вы считаете, что
он прошёл отлично, повяжите красную ленточку. Если просто хорошо – зелёную.
Ну а если не понравился – синюю.
(Включить музыкальное видеопоздравление)
Храни вас Бог!
Свети Вам Бог!
Звездой от вашего порога
На всех извилистых дорогах.
От всех напастей и тревог
Чтоб сохранил и уберёг,
Храни вас Бог!
И дай вам Бог!4