Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"
Оценка 4.8

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
2 кл
02.04.2017
Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"
Публикация является частью публикации:
Черепанова Н. С. Сценарий урока.docx
План ­  конспект урока­исследования Педагог (ФИО) Черепанова Наталья Сергеевна ОУ_МБОУ «ДСОШ № 2» Предмет (раздел программы)_окружающий мир_ Класс (группа, возраст воспитанников)_2 Тема урока Насекомые Цель учебного занятия: Познакомить учащихся с представителями группы насекомых. Задачи:   познакомить с отличительными признаками насекомых;   дать представление о растительноядных, хищных и всеядных насекомых;   познакомить с несколькими стадиями развития;   дать представление о влиянии сезонных изменений на жизнь насекомых. Оборудование: конверт №1 с картинками насекомых, рисунки ключей, шкатулка, карточка с темой урока «Насекомые», презентация, карточки­подставки с надписями «Строение», «Размножение», «Питание», «Влияние сезонных изменений на жизнь насекомых, иллюстрации с изображением насекомых для группы № 1, тексты для группы № 2, 3, 4 и листы для ответов, бланк «помощник ответов», цветы разных цветов для рефлексии., кроссворд для домашнего задания. Планируемые результаты Предметные: знать отличительные признаки насекомых и деление их на группы; Метапредметные:  Познавательные: работа с текстом. Коммуникативные: работать  в большой группе:  распределять между собой работу и роли.  Регулятивные:  планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; Личностные: умение работать с раздаточным материалом; самостоятельно формировать цели урока после  предварительного обсуждения.                     Деятельность педагога Деятельность обучающихся Формируемые УУД Этап урока, занятия                                         Организационный момент Слушают речь учителя;  психологический настрой на  продуктивную работу. Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к  изучению нового материала. Прозвенел звонок веселый, Все готовы? Все готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. Быть активными старайтесь, Отвечайте, не стесняйтесь! ­Я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок  будет для вас интересным и полезным. Этап урока, занятия       Целеполагание, мотивация Цель: Актуализация знаний обучающихся с последующей мотивацией. ­ Предметы, о которых мы будем говорить на  сегодняшнем уроке спрятаны в шкатулке.  Чтобы открыть шкатулку, необходимо  отгадать загадки: (среди картинок, которые  находятся в конверте № 1 найдите отгадки  разложите их на столе) Учащиеся отвечают на вопросы,  участвуют в диалоге с учителем,  выбирают подходящие картинки,  соотносят с образцом. Личностные Регулятивные Личностные Познавательные Коммуникативные Регулятивные Сначала ползет, Червяком живет,  Потом умирает,  Сучком засыпает, Затем оживает,  Как птичка летает. (Бабочка) Красненькие крылышки, черные горошки. Кто это гуляет по моей ладошке?                   (Божья коровка) Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой,  Похлопочет над цветком­ Он поделится медком. (Пчела) На ромашку у ворот Опустился вертолет­ Золотистые глаза. Кто же это?  (Стрекоза) ­ Все ли загадки вы смогли разгадать? Но к сожалению   шкатулка   не   открывается.   Чем обычно открывают шкатулку, дверь? Найдите в   нашем   классе   ключи. (шкатулка открывается,   нужно   соотнести   картинки   из шкатулки с выбранные детьми)    ­ К какой группе животных можно отнести бабочку,   божью   коровку,   пчелу,   стрекозу? (насекомые) ­ Скажите, как будет называться тема нашего урока?  О чём мы будем  говорить сегодня на уроке?   (о   строении,   питании,   размножении насекомых и влиянии сезонных изменений на жизнь насекомых) ­Как вы думаете, какие части тела есть у всех насекомых?   Предположите,   чем   питаются насекомые.   Какие   стадии   размножения насекомых вы знаете? Как влияют сезонные С помощью учителя учащиеся на доске вывешивают тему урока, иллюстрации с   изображением   насекомых,   ключи   с надписями   «Строение»,   «Питание», «Размножение»,   «Влияние   сезонных изменений на жизнь насекомых». Выдвигают гипотезы. Слушают речь учителя;  психологический настрой на  продуктивную работу. изменения на жизнь насекомых? Этап урока, занятия                                         Создание проблемной ситуации, выдвижение гипотез Цель: создание проблемной ситуации Насекомые   самая   многочисленная   группа животных. Известно более 1 миллиона видов насекомых.   Это   и   красивые   бабочки,   и неприметные   труженики   муравьи,   разные жуки,   мухи   и   комары,   стрекозы,   пчёлы, шмели и многие другие. Насекомые везде и всюду. Я предлагаю вам сегодня представить себя в  роли учёных исследователей. Нам предстоит  поработать в группах.  Какие правила работы в группе необходимо  соблюдать? Работа в группах, ответы на вопросы,  записи на листках. Коммуникативные Личностные  Познавательные Регулятивные 1. Работать вместе. 2. Выслушивать мнение других. 3. Предлагать свои идеи. 4. Делать общий вывод. Выберите в своих группах секретаря,  докладчика  и хранителя времени. Вам предстоит исследовать вопросы, которые записаны у вас на подставках. Поверните их, прочитайте вопрос. (1 группа – строение, 2 группа – питание, 3 группа – размножение, 4 группа   –   влияние   сезонных   изменений   на жизнь насекомых) Познакомьтесь с планом исследования. • Внимательно прочитайте задание (текст или   иллюстрации),   читая,   отмечайте факты о жизни насекомых в тексте. • Сделайте подписи к рисункам, схемам. • Используя   «помощник   ответа» расскажите   о   результатах   своего исследования. Возьмите   конверты   №   2   с   заданием.   В течении   7   минут   постарайтесь   ответить   на вопросы   и   рассказать   нам   о   том,   что   вы узнали. 1 группа: строение насекомых Рассмотрите  рисунки  насекомых. –   Назовите   отличительные   признаки насекомых (какие части тела у них есть)  –   Рассмотрите     головы     насекомых.     Что имеют все насекомые на голове? 2 группа: питание насекомых Прочитайте текст. Составьте схему «Группы насекомых по способу питания». 3 группа: размножение насекомых Прочитать текст «Как кузнечик бабочку не  узнал» и ответить на вопросы. 4 группа: влияние сезонных изменений на  жизнь насекомых. Прочитайте тексты, выполните задание на  листе. Этап урока, занятия                                         Проверка гипотезы, интерпритация полученных данных Цель: создание условий для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой. Работа с презентацией. Проверка выдвинутых гипотез. 1 группа ­   У насекомых три части тела – голова, грудь, брюшко. Наличие трёх пар ног. У   всех   насекомых   на   голове   есть   пара усиков. Докладчик рассказывает о результатах проведённого исследования с помощью «помощника ответа»: Регулятивные Познавательные 1. Мы прочитали рассказ  (рассмотрели иллюстрации)  о ___. Личностные 2. 3. 4. Нам удалось выяснить, что  _____. Оказывается, _____________. Самым интересным в поведении  _. 5. Мы сделали заключение, что  ____. 2 группа –  красотел          бабочки                    муха луковая и                 божья              кузнечики морковная               коровка  муха                        жужелица        части колорадский            стрекоза           растений жук                                                    отходы пчела                         мелкие            мелкие                                 насекомые      насекомые пыльца части растений 3 группа   Вопросы: ­Почему Кузнечик не узнал Бабочку? ­ Как называется существо, которое  встретилось Кузнечику в начале лета? ­Что за странный предмет висел в паутинке? ­В кого превратился смешной «зеленый  бочонок»? Бабочки,   жуки,   мухи,   кузнечики   и   другие насекомые   откладывают  яички.   Их   можно увидеть   в   щелях   коры   деревьев,   на внутренней   стороне   листьев,   под   старыми досками.   С   ними   происходят   чудесные превращения.   Сначала   из   яичка   развивается личинка,  например   у   бабочки   личинка   ­   Гусеница   питается   листьями гусеница. растений,   быстро   растет.   Личинка превращается   в   неподвижную  куколку, запеленутую сверху твердой оболочкой вроде скафандра.   И   уже   куколка   превратится   во взрослую бабочку, которая вылезет из своего скафандра, расправит крылышки и полетит. 4   группа  ­  Расставьте   признаки   сезонных изменений в природе по временам года. Запишите,   что   происходит   с   насекомыми   в разные времена года. (См. Приложение) Этап урока, занятия                                         Применение новых знаний в учебной деятельности Цель: обобщение полученной информации, классификация нового знания Викторина «Что это за насекомое?». 1.Бабочка   с   крыльями   лимонного   цвета, имеющими   по   одной   оранжевой   точке   на каждом крыле. Учащиеся отвечают на вопросы  викторины. Познавательные Личностные а) Капустница; б) лимонница; в) махаон. 2.   Мелкое   летающее   насекомое,   самки которого   питаются   кровью.   Имеет   длинное тело,   его   полет   сопровождается   высоким звенящим звуком. а) Муха; б) клещ; в) комар. 3.   Маленькие   нелетающие   черные   или рыжие   насекомые,   живущие   большими группами, жилье которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях. а) Пчелы; б) муравьи; в) стрекозы. 4.   Зеленое     насекомое     с     сильными челюстями     и     длинными     задними   ногами, используемыми для прыжков. Сидя в траве, издают стрекочущие звуки. а) Кузнечик; б) блоха; в) долгоносик.   Летающее   насекомое, 5.   имеющее «тигриную»   окраску   –   желтые   и   черные полосы. Приносит огромную пользу человеку – вырабатывает мед, воск. Собирая с цветков нектар, опыляет растение. а) Оса; б) бабочка; в) пчела. Этап урока, занятия                                         Подведение итогов урока Цель: осуществление рефлексии деятельности Ребята, Оцените   результаты   своей   деятельности   на уроке. Запишите на листочке фамилии ребят, которые   работали   в   вашей   группе, посовещавшись,   поставьте   оценки   каждому учащемуся в вашей группе. Рефлексия.   давайте   поможем насекомым   и   создадим   для   них   полянку   из цветов,   ведь   большинство   насекомых питаются растениями и нектаром цветов (на доске). ­ Кто для себя сделал открытие? (Синий цветок) ­ Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке? (Красный цветок) ­ Кому на уроке было интересно? (Зелёный листик) ­ Кому урок подарил хорошее настроение?  (Жёлтый цветок) ­ Вот какая замечательная поляна у нас с  вами получилась! Домашнее задание – заполнить кроссворд. Приложение. Бланк для группы № 1 Рассмотрите  рисунки  насекомых. – Назовите отличительные признаки насекомых.(какие части тела у них есть)  – Рассмотрите  головы  насекомых.  Что имеют все насекомые на голове? Текст для группы № 2. Прочитай текст. Составьте схему «Группы насекомых по способу питания».   Бабочки питаются нектаром цветков, который добывают своим длинным хоботком. Гусеницы бабочки капустной белянки поедают   листья   капусты.   Гусеница   яблонной   плодожорки   повреждает   плоды   яблони.   Луковая   муха   и   морковная   муха снижают урожай овощных растений.     Среди   насекомых   много   жуков.   Жуки   быстро   бегают,  могут   летать.   Среди   них   есть   листоеды,  короеды   и   хищники. Например, красотел пахучий спасает лес от разных гусениц. Божья коровка помогает огородникам спасать растения от тли. Некоторые жуки питаются остатками погибших растений и животных. Их называют «санитарами». Колорадский жук вредит посевам картофеля. Жужелицы охотятся на гусениц, слизней, улиток. За одну ночь жужелица может съесть полтора десятка гусениц, до десятка слизней, очищая сады и леса от вредителей.    Кузнечики питаются преимущественно бабочками, гусеницами и другими мелкими насекомыми, иногда поедают личинки или более слабых представителей своего вида. Кузнечики поджидают свою жертву, сидя тихо в траве, крепко хватают ее 4 передними   лапками   и   сразу   же   съедают.   Если   возникают   трудности   с   поиском   насекомых,   кузнечики   могут   питаться растительной пищей: цветами, листвой, почками деревьев, стеблями растений, травой и некоторыми злаковыми культурами.      Пчёлы  питаются нектаром и пыльцой, используя нектар главным образом в качестве источника энергии, а пыльцу для получения   белков   и   других   питательных   веществ.   У пчёл длинный   хоботок,   которым   они   пользуются   для   высасывания нектара растений.    Мухи предпочитают питаться различными сладкими продуктами в виде жидкостей. Сюда относятся: фруктовые и овощные соки, лимонады и компоты, сладкий чай, джемы и варенья, мёд. Нужно заметить, что едят мухи и твёрдую пищу, которая очень часто остаётся неубранной людьми после трапезы. Кроме свежих фруктов и овощей, насекомым нравится и гниль, находящаяся в мусорных вёдрах.   Стрекоза  ловит маленьких насекомых зазубренными челюстями прямо на лету, а крупных – лапками, спускаясь на землю и усаживаясь   на   травинку   или   веточку.   Стрекоза   любит   полакомиться   комарами,  мошками,   мухами   и   многими   другими летающими насекомыми.  Текст и вопросы для группы № 3. Прочитай текст, ответь на вопросы. «Как кузнечик бабочку не узнал». Это   был   самый   первый   летний   день   ­   такой   солнечный   и   теплый,   такой   тихий,   такой   радостный!   Молоденький кузнечик, целое утро наслаждавшийся сладким травяным соком и компанией стрекоз, заметил, как по гибкой травинке навстречу ему двигалось необыкновенное существо. Кузнечик мог поклясться, что никогда не видел ничего подобного: существо   было   похоже   на  зеленый   бочонок,  слегка   приплюснутый   сверху   и  мягкий  на  вид,  передвигалось   ползком, перебирая шестью коротенькими ножками, которые едва выглядывали из­под негустых темных волосков, торчащих по бокам. На зеленом фоне были видны красноватые пятнышки  и полоски ­ по бокам и внизу. ­ Привет! ­ сказал Кузнечик ­ Я Кузнечик, а ты кто? ­ Бабочка, ­ прошепелявило существо. Кузнечик так и покатился со смеху: ­ Бабочка?! Ты?! Ну и выдумщица! ­ Конечно, бабочка. Почему ты мне не веришь? Я же не говорю, ты не Кузнечик, только потому, что ты мал росточком для настоящего Кузнечика. Кузнечик действительно был очень молод. Он совсем недавно вывелся из яйца и должен был еще порядком вырасти, чтобы стать таким, как все кузнечики. Но во всем остальном он был точно таким же: зелененьким, длинноногим, умел прекрасно прыгать и стрекотать ножками. И хотя прожил на свете совсем недолго, все же повидал он немало, и не какой­ то  там зеленой бочке было его обманывать: ­ Бабочка?! ­ от возмущения Кузнечик едва не задохнулся. ­ Бабочка?! Как будто на нашем лугу я не встречал бабочек! Они таки милые, такие красавицы! У каждой две пары нежнейших крылышек ­ чуть дотронешься, и посыпалась разноцветная пыльца! У них шесть тонких ножек, и пара чудесных усиков, и длинный хоботок, чтобы пить нектар, и огромные глаза, чтобы отыскивать цветы. А ты, вредный бочонок, смеешь обманывать меня, как будто я слепой и не могу отличить бабочку от  какого­то самозванца. И какая же ты бабочка? ­ насмешливо спросил Кузнечик. ­ Серебристая Голубянка, ­ все также тихо ответил «зеленый бочонок». ­ Серебристая Голубянка, подумать только! И вот досада ­ он еще не был знаком ни с одной Серебристой Голубянкой... Кузнечик хотел еще что­то сказать, но увидел,  что  «бочонок»  совсем   не   слушает   его,  а  с  жадностью   обгрызает   лист,  на   котором   сидит:   по   краю,  быстро увеличиваясь, появлялась неровная бороздка. ­ Фи, ­ подумал Кузнечик, ­ какая же уважающая себя бабочка станет есть что­либо, кроме цветочного нектара... Прошло много дней. Кузнечик рос, пил травяной сок, играл с бабочками и стрекозами, замечал частенько и своего знакомого самозванца, лакомящегося листочками клевера, но больше они не разговаривали. А потом «зеленый бочонок» исчез, и Кузнечик о нем не вспоминал, только раз заметил он в зарослях клевера, где любил обедать его странный знакомый, какое­то гнездышко из прочной паутины, а внутри ­ контуры, чего­то темного, формой похожего на семечко... Но в жизни Кузнечика происходили события, целиком захватившие его, и он совсем забыл про смешного самозванца. У Кузнечика выросли крылья! Вот когда он вспомнил «зеленый бочонок», и ему стало даже немножко стыдно за то, что он сказал ему тогда, давно, что сам в точности похож на взрослого Кузнечика... Это был чудесный летний день: наверное, потому, что в жизни кузнечиков, стрекоз и жучков все летние дни наполнены удовольствиями ­солнечным теплом и едой по вкусу. На макушку былинки, у подножия которой сидел Кузнечик, села красавица Серебристая Голубянка. ­ Здравствуй, Кузнечик, ­ сказала она. ­ Добрый день, ­ ответил галантный Кузнечик. ­ Но разве мы знакомы?.. ­ Конечно, ­ ответила бабочка. ­ Мы виделись с тобой в начале лета. Только ты меня не узнал тогда. ­ Когда? Как я мог не узнать тебя?! ­ застрекотал Кузнечик. Но Серебристая Голубянка расправила свои прекрасные небесно­голубые крылышки и тихо вспорхнула с цветка. Вопросы: ­ Почему Кузнечик не узнал Бабочку? ­ Как называется существо, которое встретилось Кузнечику в начале лета? ­ Что за странный предмет висел в паутинке? ­ В кого превратился смешной «зеленый бочонок»? Текст и бланк для ответа для группы № 4. ­ Расставьте признаки сезонных изменений в природе по временам года. Запишите, что происходит с насекомыми в разные времена года. зима весна лето осень похолодание таяние снега ледоход выпадение осадков в виде дождя Набухание почек, появление листочков отлёт птиц потепление прилёт птиц выпадение осадков в виде снега Что происходит с насекомыми листопад, увядание растений Что происходит с насекомыми цветение растений Что происходит Что происходит с насекомыми с насекомыми Как зимуют муравьи и комары. Поздней осенью бурная жизнь муравейника замирает. Муравьи закупоривают все ворота, все входы­выходы своего высокого   дома.  Они   забираются   в   самую  глубину   его,  там   сбиваются   в  большой   ком  –  жмутся   в  кучи   потесней   и застывают так. Впав в оцепенение, муравьи проводят так всю зиму. Так же в оцепенении спят до весны и самки комаров. Они прячутся с осени перед холодами по разным щелям. А вот самцы комаров к осени умирают. Жизнь их коротка – одно лето. Осы и шмели. В осином гнезде зимой будет тихо. Куда же девается шумное, беспокойное семейство? Дело в том, что почти все осы живут только до осени. С приходом холодов они умирают. Зимовать остаются лишь молодые самки, появившиеся на свет в конце лета. Они улетают из своего бумажного дома и скрываются поодиночке в каких­нибудь укромных местах. Весной они выберутся на волю, и каждая начнёт строительство нового гнезда. Один год живут и гнёзда шмелей. И зимой где­нибудь во мху, в соломе, в почве коротают время в неподвижности и одиночестве молодые шмелихи. Как готовятся провести зиму насекомые. Некоторые   бабочки  –  крапивницы,  траурницы,  лимонницы  –  зимуют   взрослыми.  Они   забиваются   в   дупла,  под   кору деревьев, укрываются на чердаках, в сараях. Сидят, сложив крылья, а жизнь в их хрупких тельцах теплится еле­еле. Весной эти бабочки появятся очень рано, уже в марте. Кузнечики откладывают на зиму яйца. Они надёжно прячут их в почве. Бланк «Помощник ответа» 1.Мы прочитали рассказ о ________________. 2.Нам удалось выяснить, что ______________. 3.Оказывается,_____________. 4.Самым интересным в поведении ______________. 5.Мы сделали заключение, что __________________. Рисунок ключа Домашнее задание Вопросы: 1. Нос долог голос тонок. Кто его убьет, тот свою кровь прольет. 2. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. 3. На лугах живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь. 4. То погаснет, то зажжется ночью в роще огонек. Угадай, как он зовется? Ну, конечно... 5. Кто за печкою живет, спать мне ночью не дает? 6. Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет. 7. Сок из цветов она берет и в сотах копит сладкий мед. 8. Шесть ног без копыт, летит ­ жужжит. Упадет ­ землю роет. 9. В лесу у пня суетня и беготня, народ рабочий весь день хлопочет. 10.Не моторы, а шумят, не пилоты, а летят, не змеи, а жалят. Ответы: 1. Комар. 2. Стрекоза. 3. Кузнечик. 4. Светлячок. 5. Сверчок. 6. Бабочка. 7. Пчела. 8. Жук. 9. Муравьи. 10. Осы. Ключевая фраза: Охраняйте насекомых.

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"

Сценарий урока-исследования по теме "Насекомые"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017