Сценарий урока литературного чтения на тему "В.Д.Берестов "Хитрые грибы"" (2 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
20.02.2017
Изучение предмета литературное чтение по традиционной системе обучения осуществляется по программе «Школа России». Авторы учебника Л. Ф.Климанова , В.Г.Горецкий и другие.
Раздел «Люблю природу русскую. Осень.» На изучение раздела отводится 8 часов, данный урок на тему « В.Д. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)» - шестой по счёту.
На данном уроке учащиеся познакомились со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах. Были выявлены различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом. Данный урок литературного чтения был тесно связан с уроком окружающего мира.Ребята приготовили сообщения о грибах из дополнительных источников, вспомнили правила сбора грибов.
конспект урока литературного чтения (2).docx
Пояснительная записка
Предмет: литературное чтение
УМК: «Школа России»
Учитель: Буянова Светлана Николаевна, учитель начальных классов первой
квалификационной категории
Стаж работы: 13 лет
Образовательное учреждение: МКОУ УстьХопёрская СОШ
Класс: 2
Тема урока: В.Д.Берестов «Хитрые грибы»
Тип урока: изучение нового материала
Предварительная подготовка: сообщения детей о грибах
Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые
грибы» и научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным
художественным и прозаическим научным текстом.
Задачи урока:
учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое,
интересное, познавательное;
отрабатывать навыки выразительного чтения;
расширить знания о грибах;
учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной
литературой;
формировать умение различать стихотворный художественный и
прозаический научный текст;
развивать память, речь, внимание;
воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.
Планируемые результаты
Познавательные УУД:
умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных
источников;
умение ориентироваться в учебнике;
умение находить вопросы в тексте;
умение сравнивать, классифицировать, делать выводы; Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других;
умение правильно оформлять свои мысли;
умение грамотно строить речевые высказывания;
умение работать в паре;
Регулятивные УУД:
умение прогнозировать работу;
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Личностные УУД:
умение высказывать своё отношение к событиям и героям;
умение выражать эмоции.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, частично
поисковый.
Формы учебной деятельности: фронтальная работа, работа в парах, рефлексия.
Техническое оснащение: компьютер, экран, мультимедийная презентация,
музыкальные эффекты, аудиозапись стихотворения.
Наглядное пособие: картины на тему осени, корзины, иллюстрации грибов,
портрет В.Д.Берестова, энциклопедии, толковый словарь. Классная доска
украшена разноцветными осенними листьями.
Учебно методическое обеспечение: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,
М.В.Голованова «Литературное чтение.2 класс»(2013).
Сценарий урока:
Этап урока
Деятельность учителя
1. Орг.момент.
Самоопреде
ление к
деятельности.
Сегодня на урок к нам пришли гости.
Давайте встанем и поприветствуем их.
Ребята, проверьте, всё ли у вас готово
к уроку.
Мы начинаем урок литературного
чтения.
Улыбнёмся друг другу, мысленно
пожелаем хорошего настроения,
удачной работы и новых знаний.
2. Фонетическа
я зарядка.
1.
Как воздух выходит из шарика?
Деятельность
учащихся
Ребята приветствуют
гостей кивком головы.
Ребята дарят улыбки
своим соседям по
парте.
Ссс
Шшш
Щщщ Шшш
Шшш
2.
3.
4.
5.
Как шипит змея?
Как паровоз выпускает пар?
Как шипит гусь?
Как шелестят листочки?
3. Проверка
домашнего
задания.
Дети, какое время года у нас сейчас?
По каким признакам это видно?
Да, действительно, у нас пора золотой
осени. Продолжается карнавальный
листопад. Красный, багряный,
золотистый лист ложится на землю,
укрывая её тёплым одеялом. Это
явление природы связано с чудесами,
которые происходят в природе. Но в
жизни есть люди, которые тоже могут
творить чудеса – это художники,
писатели, поэты. Их действительно
можно назвать волшебниками.
На прошлом уроке мы познакомились
с стихотворением Ирины Токмаковой
об осеннем явлении природы –
листопаде. Домашняя работа была
дифференцированая. Одной группе
нужно было выучить стихотворение
наизусть. А другой группе ребят нужно
было побыть в роли поэтов и сочинить
маленький рассказ или стихотворение
об осени. Ну что ж начнём с первой
группы.
4. Актуализаци Произведения какого раздела
Осень
Стало холодно. Небо
серое. Солнышко
светит всё реже и
реже. Падаю листья с
деревьев.
Несколько ребят по
желанию читают
наизусть
стихотворение
И.Токмаковой.
Вторая группа ребят
представляет рассказ
или стих. об осени,
которые они составили
сами.
Люблю природу я знаний.
Постановка
целей урока.
учебника мы читаем ?
Что объединяет все произведения,
которые мы читали?
Ребята, когда я готовилась к уроку,
то мне встретилась загадка, которую, я
не смогла разгадать. Вы поможете мне?
Отгадайте загадку, определите,о чем
пойдет речь на уроке:
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.
Как вы думаете, о чём пойдёт речь
сегодня на уроке?
Откройте учебник на с.7677
Подумайте , чему будем учиться на
уроке чтения?
5. Постановка
проблемы.
Итак, мы сегодня говорим о грибах.
Как вы думаете грибы это растение,
животное или ещё чтото?
На экране представлена схема:
русскую. Осень.
В них говорится об
осени
Да
Грибы
Речь на уроке пойдёт о
грибах.
Учащиеся открывают
учебник на с.7677
Выразительно читать
произведения о грибах,
рассуждать, думать,
отвечать на вопросы,
сравнивать, делать
выводы
Дети высказывают
свои предположения
6. Открытие
новых
знаний.
а) Работа с текстом «Грибы», с.77
(вывесить карточку с названием
текста)
Чтобы разрешить ваш спор, сейчас мы
поработаем с текстом на с.77
1) Первичное самостоятельное Грибы – это не
растения и не
животные.
Это особое царство
природы, которое так и
называется грибы.
Ребята по цепочке
читают заданный
текст
В тексте говорится о
подберезовиках,
подосиновиках, белом
грибе, мухоморе.
Около 100 тысяч видов
Автора нет. Написано,
что текст взят из
энциклопедии.
Ответы детей.
восприятие текста.(с.77)
2)Беседа
– Нашли ли мы в тексте ответ на наш
вопрос?
– Так что же такое грибы?
3)Повторное чтение текста вслух
(по цепочке)
Прочитаем текст ещё раз по цепочке.
Читайте внимательно, чтобы потом
ответить на мои вопросы.
– О каких грибах говорится в этом
тексте?
Сколько видов грибов существует?
– Ребята, а кто является автором этого
текста?
– Кто знает, что такое энциклопедия?
– Энциклопедия – это научное
справочное издание, содержащее
систематизированный свод знаний.
Материал в этой книге располагается в
алфавитном порядке.
Энциклопедия – это книга, которая
простыми, доступными пониманию
словами отвечает на все ваши вопросы.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с
французского языка означает «свод
знаний».
– Таким образом, вы сейчас работали
со статьей из энциклопедии, в которой
излагаются научные сведения о грибах.
Какие бывают энциклопедии?
Есть энциклопедии, в которых можно
найти ответ на любой интересующий
вас вопрос. Они называются Физкульт
минутка.
УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая
детская энциклопедия», энциклопедии
«Все обо всем», «Я познаю мир» и
другие.
Есть энциклопедии, содержащие
сведения об одной какойлибо отрасли
науки: «География», «История», «
Техника», «Живой мир» и другие.
(Учитель показывает названные
издания).
В какой энциклопедии мы можем
найти информацию о грибах?
Какая маленькая энциклопедия
помогает нам готовиться к уроку
окружающего мира?
4. Сообщения учащихся (заранее
приготовленные)
Некоторые ребята уже поработали
дома с энциклопедией и приготовили
небольшие сообщения о грибах.
На какие две группы можно разделить
грибы?
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «Раз».
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «Два».
Соберём в корзинки ягоды, грибы
Дружно наклоняемся по команде
«Три».
На «Четыре» и на «Пять»
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде «Шесть»
Всем за парты тихо сесть.
б) Работа над произведением
В.Берестова «Хитрые грибы».
1. Подготовка к восприятию.
Кто из вас любит собирать грибы?
А знаете ли вы, как правильно нужно
собирать грибы?
“Как надо собирать грибы”:
1. Когда ищешь грибы, нельзя
Атласопределитель
Учащиеся сообщают
найденную информацию
Съедобные и
несъедобные
Ребята повторяют за
учителем упражнения.
Ответы детей
Ответы детей
Ребята знакомятся с разрывать и раскидывать лесную
подстилку, состоящую из опавших
листьев, так как грибница, оказавшись
под лучами солнца, может погибнуть.
2. Чтобы не повредить грибницу, надо
срезать грибы ножом.
3. Нельзя собирать грибы, которых не
знаешь. Среди них могут оказаться
ядовитые!
4. Не надо брать старые грибы. В них
может быть опасный для человека яд.
5. Не сшибай несъедобные грибы.
Помни, что они нужны лесу!
–А сейчас мы узнаем, какой случай
произошел с писателем Валентином
Дмитриевичем Берестовым ,
отправившимся в лес за грибами .
Вам знакомо имя этого автора?
Поэт родился в 1928 г. в городе
Мещовка Калужской области. Свою
любовь к детской литературе будущий
писатель и поэт принес из раннего
детства, в 4 года он уже научился
хорошо читать. Свои стихи начал
писать с детства.
Прочтите название стихотворения В.
Берестова , которое мы будем читать.
Как вы думаете, о чем пойдет речь в
этом стихотворении?
Почему автор называет грибы
« хитрыми »?
2 .Первичное восприятие текста
( аудиозапись)
3. Беседа.
Верны ли были ваши предположения?
Почему автор назвал грибы « хитрыми
»?
Какое настроение вызвало у вас это
стихотворение?
4. Чтение всеми детьми вслух
жужжащим чтением.
правилами сбора
грибов.
Нет
Речь пойдёт о грибах.
Предположения детей
Ответы детей
Радость, 5.Словарная работа
Ребята, знакомы ли вам значения
таких слов, как «Лукошко и
«Кочка»?
Лукошко небольшая корзинка для
грибов из прутьев.
Кочка бугорок на сырой
или заболоченной земле.
(на экране значение слов)
6.Беседа по содержанию в
сочетании с выборочным
чтением.
Что автор взял с собой в лес?
Прочитайте.
Прочтите строки, в которых
говорится, где искал автор грибы.
Прочтите строки, которые вызвали у
вас улыбку.
Нравятся ли автору «хитрые грибы»?
Докажите словами из текста.
Как вы думаете, мог ли автор на
самом деле перепугать грибы большой
корзиной?
8. Работа над выразительным
чтением стихотворения.
Будем учиться читать стихотворение
выразительно.
Найдите в тексте восклицательное
предложение.
Давайте прочитаем его с правильной
интонацией.(23 человека)
Прочтите вопросительное
предложение.
8. Сравнение художественного
текста и научного.
– Сравните два текста, которые мы
сегодня изучали.
Я не малое лукошко, а
корзинку взял с собой.
Я заглядывал под
кочки,
Под берёзовые пни.
Зря искал их под осиной
и под елью зря искал.
Ох и хитрые грибочки!
Грибочки
Нет Какой из этих текстов написал
учёный, а какойпоэт?
– Можно сказать, что у них есть чтото
общее?
– А чем они отличаются?
– Да, поэты видят красоту природы в
любое время года, и они передают свои
впечатления, чувства, настроение с
помощью слов. Мы – читатели – эти
чувства ощущаем. В стихотворении
есть созвучные строки – рифмы,
которые делают речь музыкальной и
ритмичной.
– А в статье ученый на конкретных
примерах объясняет, что происходит
вокруг, описывает факты, события,
научные сведения.
Вывод: Статья « Грибы »это научный
текст, написанный ученым.
Стихотворение « Хитрые грибы »
художественный текст, написанный
поэтом.
7. Домашнее
задание
8. Рефлексия.
Итог урока.
Распределите в парах следующие виды
домашнего задания:
1. Прочитать выразительно текст
«Грибы» (из энциклопедии) и
нарисовать грибы.
2. Выучить наизусть стихотворение
В.Берестова «Хитрые грибы».
Чему был посвящён наш урок?
Выберите одно из предложений и
продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал….
Я похвалил бы себя за….
Сегодня я сумел….
Да, у них одна тема –
грибы
Одно произведение –
стихотворение, а
другое –проза, научная
статья.
Стихотворение написал
поэт, а статью –
ученый.
Когда мы слушали
стихи, то мы
чувствовали радость
или печаль, нам было
смешно или грустно.
Когда мы слушали
научную статью о
грибах, то мы просто
узнали, что такое
грибы и какие есть
грибы.
Ребята в парах
распределяют Д/з
Ответы детей Где в жизни вам могут пригодиться
полученные на уроке знания?
Оцените свою работу на уроке и своё
отношение к материалу урока
Выбирают грибок определённого цвета:
жёлтый у меня всё получилось на
уроке, я хорошо читал, думал, был
активен;
красный я не совсем понял материал,
иногда испытывал трудности, читал не
очень хорошо;
Наши грибочки мы поместим в
корзинку и посмотрим , какой урожай
грибов набрали.
Я бы тоже оценила вашу работу
высоко ( показывает смайлик),
молодцы .
Особенно активно работали: … .
Урок окончен. Спасибо за работу.
Дети выбирают и
приклеивают к корзине
свои грибки
Сценарий урока литературного чтения на тему "В.Д.Берестов "Хитрые грибы"" (2 класс)
Сценарий урока литературного чтения на тему "В.Д.Берестов "Хитрые грибы"" (2 класс)
Сценарий урока литературного чтения на тему "В.Д.Берестов "Хитрые грибы"" (2 класс)
Сценарий урока литературного чтения на тему "В.Д.Берестов "Хитрые грибы"" (2 класс)
Сценарий урока литературного чтения на тему "В.Д.Берестов "Хитрые грибы"" (2 класс)
Сценарий урока литературного чтения на тему "В.Д.Берестов "Хитрые грибы"" (2 класс)
Сценарий урока литературного чтения на тему "В.Д.Берестов "Хитрые грибы"" (2 класс)
Сценарий урока литературного чтения на тему "В.Д.Берестов "Хитрые грибы"" (2 класс)
Сценарий урока литературного чтения на тему "В.Д.Берестов "Хитрые грибы"" (2 класс)
Сценарий урока литературного чтения на тему "В.Д.Берестов "Хитрые грибы"" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.