Сценарий урока по рассказу К.Г.Паустовского"Теплый хлеб"
Оценка 4.7

Сценарий урока по рассказу К.Г.Паустовского"Теплый хлеб"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
27.03.2019
Сценарий урока по рассказу К.Г.Паустовского"Теплый хлеб"
Сценарий урока по русской литературе, посвященной теме победы добра над злом,нравственного очищения.К.Г.Паустовский известный российский писатель посвятил немало произведений для детей.Дети с удовольствием читали рассказ "Теплых хлеб",делились своими впечатлениями, эмоциями ,полученными в ходе прочтения произведения.Спасибо автору за великолепный рассказ и полученные впечатления.
урок теплый хлеб.docx
«Конспект урока по литературе на тему "Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского "Теплый Хлеб". Реальные и фантастические события и персонажи сказки."» ТЕМА. Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Цели урока: 1. Образовательная: ­ формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего  утверждения; ­ обучение обобщению прочитанного, услышанного. 2. Развивающая: ­ развитие умений анализа, синтеза и сравнения; ­ развивать в учащихся умение размышлять над поступками героев и их  последствиями; ­ развивать речь при составлении устного рассказа. 3. Воспитательная ­ формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение; ­ формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании  необходимости формирования следующих черт характера: доброты,  отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу,  труду. ХОД УРОКА 1. Оргмомент 2. Артикуляционная разминка Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей. ΙΙΙ Начать наш урок хочу с восточной притчи. Когда­то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: . Мотивация — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.  Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм,  амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду,  истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом  спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. ­ Ребята как вы думаете, какое отношение имеет эта притча к теме нашего  урока? ­ Давайте сегодня попробуем разобраться в поступках нашего героя и оценить их с точки зрения нравственности. ­ А что такое нравственность? По Ожегову: НР ВСТВЕННОСТЬ, ­и,  ж. Внутренние, духовные качества,  которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения,  определяемые этими качествами. Н: Человек безупречной нравственности. ­ Можем ли мы так сказать о герое нашей сказки? Почему? АА Ι V. Работа по теме урока 1. Беседа ­ Для начала вспомним героев сказки. Назовите их. ­ Что мы о них знаем какими словами можем охарактеризовать? Конь: вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу (возил  глину, навоз, жерди), побирался. Филька: молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, «Ну, Панкрат: мельник, мучная пыль навек въелась в него, скорый на работу,  сердитый, быстрые глаза. ­ Итак, Фильку звали «Ну, тебя». Как характеризует его это прозвище?  Почему его так звали? (Прозвище его характеризует как эгоистичного человека, которому важно  только его чувства и желания, а на остальных ему «наплевать».) 2. Выразительное чтение по ролям эпизод «Разговор бабки с Филькой» (стр.75 ­76).Распределим между детьми роли автора, бабки и Фильки 3. Анализ эпизода — Как вы думаете, какая фраза является ключевой в этом разговоре? Ученики называют слова бабки: мороз стрясся от злобы людской; мужик,  обидевший солдата, помер от охлаждения сердца. — Как вы понимаете выражение «от охлаждения сердца»? — Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет злодейством? На  что решился Филька, чтобы исправить злодейство? — Каким мы видим Фильку в начале сказки? Как меняется его поведение? Предложим ученикам прочитать предложения, в которых Филька произносит  свою любимую фразу. — Как меняется интонация, с которой Филька произносит эту фразу? О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью этой интонации? («Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было:  „Да ну тебя!“ Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях  или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: „Да ну  тебя! Ищи сам!“ Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька  отворачивался и бормотал: „Да ну тебя! Надоела!“». «„Да ну тебя! Дьявол!“ — крикнул Филька и наотмашь ударил коня по  губам». Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: «„Да ну тебя!“ — и  прислушался». «Да ну вас! Проклятые!» — кричал он на мышей, но мыши все лезли из  подпола. «— Да ну его, Панкрата! — сказал Филька и затих». «— Да ну его! — сказал Филька. — Пробьем мы, ребята, и такой лед!» — Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу?) 4. Выразительное чтение Читаем сцену прощения Фильки от слов: «На следующее утро Филька пришел  вместе с ребятами к мельнице» — до конца. 5. Анализ прочитанного — Почему конь простил Фильку? — Кто помог Фильке заслужить прощение коня? (Дети, старики и даже сорока помогали Фильке, но первый шаг Филька сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, и сам изобрел спасение от стужи.) — Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий? (В начале сказки говорится: «Зима в этот год стояла теплая». Когда Филька  обидел коня, «засвистел пронзительный ветер», поднялась метель. Когда  метель затихла, «колючий мороз пошел по деревне». Люди начали долбить лед около мельницы, и к полудню задул «ровный и  теплый ветер». «С каждым часом становилось все теплее». Так менялась  погода на протяжении происходящих в сказке событий.) Пейзаж ­ описание картины природы в художественном произведении. — Как можно было бы назвать эту сказку? Почему автор называет ее «Теплый хлеб»? (Эту сказку Паустовского можно было бы назвать «Раненый конь», «Сказка о  чуде, которое случилось в деревне Бережки» или как­нибудь иначе. Сам автор называет эту сказку «Теплый хлеб». Теплый — значит добрый, сделанный с  любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в своей сказке.) — Чему учит нас эта сказка? Сказка учит нас доброте, милосердию, ответственности за свои слова и  поступки, уважению к хлебу, труду и настойчивости. III. Реальные и фантастические события и персонажи сказки Беседа — Докажите, что перед нами литературная сказка. (Сказка «Теплый хлеб» литературная, в ней с самых первых слов создается  впечатление, что это не сказочная, а правдивая история. Это достигается  благодаря тому, что в самом начале сказки называется место, где происходят  события, — деревня Бережки — и указывается на время действия: «Когда  кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице...» Кавалеристы и немецкий снаряд — это детали, которые  указывают, что такое могло происходить во время гражданской войны. В концовке автор хочет подчеркнуть, что фантастические события смешаны с  реальными. Он передает нам, чем именно хвасталась сорока. Автор как будто  бы ее понимает, а вот люди ее не слушают и не понимают, и от этого сорока  сердится.) — Какие события сказки, по­вашему, являются фантастическими? (Фантастическое в сказке: конь вызывает мороз и метель; рассказ Филькиной  бабки о том, что десять лет после лютого мороза «голая стояла наша земля.  Обегал ее стороной всякий зверь — боялся пустыни»; болтливая сорока,  которая за ночь долетела до теплого моря, разбудила теплый ветер и  попросила его прогнать мороз). — Перечислите персонажей сказки «Теплый хлеб» (кроме главных героев —  их мы уже записывали). Учитель запишет персонажей на доске: Бабка Фильки, ветер, мороз, мыши, сорока, лисицы, ребята и старики,  женщины, мальчик Николай. — Каких из этих персонажей мы назовем фантастическими, а каких —  реальными? Пытаясь ответить на этот вопрос, ученики увидят, что реальные, казалось бы,  явления — ветер, мороз — олицетворяются, как в сказочной традиции: «А к ночи небо заледенело как лед, звезды примерзли к небесному своду и  колючий мороз прошел по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал  скрип валенок по твердому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал  толстые бревна в стенах и они трещали и лопались». «А сорока рассказывала,  что она долетела до теплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила  его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз,  помочь людям. Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул,  понесся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом». — Как описаны в сказке сорока, лисицы, мыши? Обратим внимание на рассказ о лисице, которая заметила тень сороки: «Сорока была опытная, старая и нарочно летела у самой земли, потому что от деревень и lecoB все­таки тянуло теплом и сорока не боялась замерзнуть.  Никто ее не видел, только лисица в осиновом яру высунула морду из норы,  повела носом, заметила, как темной тенью пронеслась по небу сорока,  шарахнулась обратно в нору и долго сидела, почесываясь и соображая: куда ж это в такую страшную ночь подалась сорока?» Прочитаем так, чтобы слушатели смогли ощутить аромат и вкус хлеба, и  предложим детям попытаться так же прочитать отрывок от слов: «По всем  дворам кололи звонкие березовые дрова» — до слов: «...хоть кусочек этого  чудесного хлеба». Вывод: Паустовский не выдумывает каких­то особых сказочных персонажей.  Он превращает в сказочных существ самых обычных животных и птиц: мышей, лисиц, сорок, ворон. Простой мирный труд — починка мельницы, разбивание  льда, приготовление хлеба — превращается у Паустовского в волшебный и  радостный праздник. Мастерство писателя в том, чтобы открывать чудеса  вокруг нас, в простых делах каждого дня. V. Выполнение тестовых заданий (письменно) Тесты 1. Укажите жанр произведения «Теплый хлеб»: а) рассказ; б) быль в) сказка. 2. Тема произведения «Теплый хлеб»: а) труд и взаимная выручка; б) забота о животных; в) человек и природа. 3. Значение слова «тёплый» в названии произведения: а) обладающий теплотой, приветливый; б) согревающий тело, сытный; в) недостаточно горячий. 4. Раненый конь остался жить у: а) кузнеца; б) мельника; в) лесника. 5. Старая сорока считала, что помогала Фильке: а) позвав на помощь ворон; б) разбудив летний ветер; в) напугав своим стрекотанием лютый мороз. 6. Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала: а) злобу людскую; б) ненависть народную; в) грубость человеческую. 7. Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда: а) обидел коня; б) усилился мороз; в) услышал рассказ бабушки. 8. История старого солдата представляет собой: а) быль; б) легенду; в) сказку. 9. В предложении: «В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как  невеста, розовыми венцами» ­ словосочетание «как невеста» является: а) сравнением; б) олицетворением; в) антитезой. 10. Изображение ночного пейзажа представляет собой: а) повествование; б) описание; в) рассуждение. 11. В предложении: «Ветер... понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь  над морозом» ­ автор использует: а) метафору; б) аллегорию; в) олицетворение. 12. Истории воина­инвалида и раненого коня объединяет стилистический  приём : а) антитеза; б) сравнение; в) аллегория. 13. В предложении «За окнами воздух был синий, густой, страшный»  выделенный слова представляют собой: а) эпитеты; б) логические определения; в) сравнения. 14. Настоящим спасением для деревни является: а) совместный труд её жителей; б) перемена направления ветра; в) своевременная помощь сороки. 15. Смысл подношения детьми хлеба­соли коню: а) желание поделиться хлебом с голодным животным; б) благодарность за труд; в) примирение и извинение Фильки. Ι V . Итог урока  ­ Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?   Нужно быть добрыми, отзывчивыми.   Не причинять другим вреда, обиды.   Отвечать за свои поступки, слова.   Не бояться просить прощения, прощать. ΙΙ V . Домашнее задание Народная мудрость давно предупреждает нас о последствиях таких  поступков. У нас много пословиц, которые мы могли бы отнести к теме  сегодняшнего урока. Одну из них я написала на доске. Как аукнется, так и откликнется. А вы дома вспомните или подберите из литературных источников по 5  пословиц которые бы подходили к теме нашего урока.

Сценарий урока по рассказу К.Г.Паустовского"Теплый хлеб"

Сценарий урока по рассказу К.Г.Паустовского"Теплый хлеб"

Сценарий урока по рассказу К.Г.Паустовского"Теплый хлеб"

Сценарий урока по рассказу К.Г.Паустовского"Теплый хлеб"

Сценарий урока по рассказу К.Г.Паустовского"Теплый хлеб"

Сценарий урока по рассказу К.Г.Паустовского"Теплый хлеб"

Сценарий урока по рассказу К.Г.Паустовского"Теплый хлеб"

Сценарий урока по рассказу К.Г.Паустовского"Теплый хлеб"

Сценарий урока по рассказу К.Г.Паустовского"Теплый хлеб"

Сценарий урока по рассказу К.Г.Паустовского"Теплый хлеб"

Сценарий урока по рассказу К.Г.Паустовского"Теплый хлеб"

Сценарий урока по рассказу К.Г.Паустовского"Теплый хлеб"

Сценарий урока по рассказу К.Г.Паустовского"Теплый хлеб"

Сценарий урока по рассказу К.Г.Паустовского"Теплый хлеб"

Сценарий урока по рассказу К.Г.Паустовского"Теплый хлеб"

Сценарий урока по рассказу К.Г.Паустовского"Теплый хлеб"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2019