Сценарий урока по рассказу К.Г.Паустовского"Теплый хлеб"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сценарий урока по русской литературе, посвященной теме победы добра над злом,нравственного очищения.К.Г.Паустовский известный российский писатель посвятил немало произведений для детей.Дети с удовольствием читали рассказ "Теплых хлеб",делились своими впечатлениями, эмоциями ,полученными в ходе прочтения произведения.Спасибо автору за великолепный рассказ и полученные впечатления.
Иконка файла материала урок теплый хлеб.docx
«Конспект урока по литературе на тему "Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского "Теплый Хлеб". Реальные и фантастические события и персонажи сказки."» ТЕМА. Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Цели урока: 1. Образовательная: ­ формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего  утверждения; ­ обучение обобщению прочитанного, услышанного. 2. Развивающая: ­ развитие умений анализа, синтеза и сравнения; ­ развивать в учащихся умение размышлять над поступками героев и их  последствиями; ­ развивать речь при составлении устного рассказа. 3. Воспитательная ­ формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение; ­ формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании  необходимости формирования следующих черт характера: доброты,  отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу,  труду. ХОД УРОКА 1. Оргмомент 2. Артикуляционная разминка Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей. ΙΙΙ Начать наш урок хочу с восточной притчи. Когда­то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: . Мотивация— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.  Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм,  амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду,  истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом  спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. ­ Ребята как вы думаете, какое отношение имеет эта притча к теме нашего  урока? ­ Давайте сегодня попробуем разобраться в поступках нашего героя и оценить их с точки зрения нравственности. ­ А что такое нравственность? По Ожегову: НР ВСТВЕННОСТЬ, ­и,  ж. Внутренние, духовные качества,  которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения,  определяемые этими качествами. Н: Человек безупречной нравственности. ­ Можем ли мы так сказать о герое нашей сказки? Почему? АА Ι V. Работа по теме урока 1. Беседа ­ Для начала вспомним героев сказки. Назовите их. ­ Что мы о них знаем какими словами можем охарактеризовать? Конь: вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу (возил  глину, навоз, жерди), побирался. Филька: молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, «Ну, Панкрат: мельник, мучная пыль навек въелась в него, скорый на работу,  сердитый, быстрые глаза. ­ Итак, Фильку звали «Ну, тебя». Как характеризует его это прозвище?  Почему его так звали?(Прозвище его характеризует как эгоистичного человека, которому важно  только его чувства и желания, а на остальных ему «наплевать».) 2. Выразительное чтение по ролям эпизод «Разговор бабки с Филькой» (стр.75 ­76).Распределим между детьми роли автора, бабки и Фильки 3. Анализ эпизода — Как вы думаете, какая фраза является ключевой в этом разговоре? Ученики называют слова бабки: мороз стрясся от злобы людской; мужик,  обидевший солдата, помер от охлаждения сердца. — Как вы понимаете выражение «от охлаждения сердца»? — Как вы думаете, почему поступок Фильки бабка называет злодейством? На  что решился Филька, чтобы исправить злодейство? — Каким мы видим Фильку в начале сказки? Как меняется его поведение? Предложим ученикам прочитать предложения, в которых Филька произносит  свою любимую фразу. — Как меняется интонация, с которой Филька произносит эту фразу? О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью этой интонации? («Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было:  „Да ну тебя!“ Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях  или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: „Да ну  тебя! Ищи сам!“ Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька  отворачивался и бормотал: „Да ну тебя! Надоела!“». «„Да ну тебя! Дьявол!“ — крикнул Филька и наотмашь ударил коня по  губам». Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: «„Да ну тебя!“ — и  прислушался». «Да ну вас! Проклятые!» — кричал он на мышей, но мыши все лезли из  подпола. «— Да ну его, Панкрата! — сказал Филька и затих». «— Да ну его! — сказал Филька. — Пробьем мы, ребята, и такой лед!» — Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу?)4. Выразительное чтение Читаем сцену прощения Фильки от слов: «На следующее утро Филька пришел  вместе с ребятами к мельнице» — до конца. 5. Анализ прочитанного — Почему конь простил Фильку? — Кто помог Фильке заслужить прощение коня? (Дети, старики и даже сорока помогали Фильке, но первый шаг Филька сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, и сам изобрел спасение от стужи.) — Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий? (В начале сказки говорится: «Зима в этот год стояла теплая». Когда Филька  обидел коня, «засвистел пронзительный ветер», поднялась метель. Когда  метель затихла, «колючий мороз пошел по деревне». Люди начали долбить лед около мельницы, и к полудню задул «ровный и  теплый ветер». «С каждым часом становилось все теплее». Так менялась  погода на протяжении происходящих в сказке событий.) Пейзаж ­ описание картины природы в художественном произведении. — Как можно было бы назвать эту сказку? Почему автор называет ее «Теплый хлеб»? (Эту сказку Паустовского можно было бы назвать «Раненый конь», «Сказка о  чуде, которое случилось в деревне Бережки» или как­нибудь иначе. Сам автор называет эту сказку «Теплый хлеб». Теплый — значит добрый, сделанный с  любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в своей сказке.) — Чему учит нас эта сказка? Сказка учит нас доброте, милосердию, ответственности за свои слова и  поступки, уважению к хлебу, труду и настойчивости. III. Реальные и фантастические события и персонажи сказки Беседа — Докажите, что перед нами литературная сказка. (Сказка «Теплый хлеб» литературная, в ней с самых первых слов создается  впечатление, что это не сказочная, а правдивая история. Это достигается  благодаря тому, что в самом начале сказки называется место, где происходят  события, — деревня Бережки — и указывается на время действия: «Когда  кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвалсяна околице...» Кавалеристы и немецкий снаряд — это детали, которые  указывают, что такое могло происходить во время гражданской войны. В концовке автор хочет подчеркнуть, что фантастические события смешаны с  реальными. Он передает нам, чем именно хвасталась сорока. Автор как будто  бы ее понимает, а вот люди ее не слушают и не понимают, и от этого сорока  сердится.) — Какие события сказки, по­вашему, являются фантастическими? (Фантастическое в сказке: конь вызывает мороз и метель; рассказ Филькиной  бабки о том, что десять лет после лютого мороза «голая стояла наша земля.  Обегал ее стороной всякий зверь — боялся пустыни»; болтливая сорока,  которая за ночь долетела до теплого моря, разбудила теплый ветер и  попросила его прогнать мороз). — Перечислите персонажей сказки «Теплый хлеб» (кроме главных героев —  их мы уже записывали). Учитель запишет персонажей на доске: Бабка Фильки, ветер, мороз, мыши, сорока, лисицы, ребята и старики,  женщины, мальчик Николай. — Каких из этих персонажей мы назовем фантастическими, а каких —  реальными? Пытаясь ответить на этот вопрос, ученики увидят, что реальные, казалось бы,  явления — ветер, мороз — олицетворяются, как в сказочной традиции: «А к ночи небо заледенело как лед, звезды примерзли к небесному своду и  колючий мороз прошел по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал  скрип валенок по твердому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал  толстые бревна в стенах и они трещали и лопались». «А сорока рассказывала,  что она долетела до теплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила  его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз,  помочь людям. Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул,  понесся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом». — Как описаны в сказке сорока, лисицы, мыши? Обратим внимание на рассказ о лисице, которая заметила тень сороки: «Сорока была опытная, старая и нарочно летела у самой земли, потому что от деревень и lecoB все­таки тянуло теплом и сорока не боялась замерзнуть.  Никто ее не видел, только лисица в осиновом яру высунула морду из норы,  повела носом, заметила, как темной тенью пронеслась по небу сорока,  шарахнулась обратно в нору и долго сидела, почесываясь и соображая: куда ж это в такую страшную ночь подалась сорока?»Прочитаем так, чтобы слушатели смогли ощутить аромат и вкус хлеба, и  предложим детям попытаться так же прочитать отрывок от слов: «По всем  дворам кололи звонкие березовые дрова» — до слов: «...хоть кусочек этого  чудесного хлеба». Вывод: Паустовский не выдумывает каких­то особых сказочных персонажей.  Он превращает в сказочных существ самых обычных животных и птиц: мышей, лисиц, сорок, ворон. Простой мирный труд — починка мельницы, разбивание  льда, приготовление хлеба — превращается у Паустовского в волшебный и  радостный праздник. Мастерство писателя в том, чтобы открывать чудеса  вокруг нас, в простых делах каждого дня. V. Выполнение тестовых заданий (письменно) Тесты 1. Укажите жанр произведения «Теплый хлеб»: а) рассказ; б) быль в) сказка. 2. Тема произведения «Теплый хлеб»: а) труд и взаимная выручка; б) забота о животных; в) человек и природа. 3. Значение слова «тёплый» в названии произведения: а) обладающий теплотой, приветливый; б) согревающий тело, сытный; в) недостаточно горячий. 4. Раненый конь остался жить у: а) кузнеца; б) мельника; в) лесника. 5. Старая сорока считала, что помогала Фильке: а) позвав на помощь ворон; б) разбудив летний ветер; в) напугав своим стрекотанием лютый мороз.6. Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала: а) злобу людскую; б) ненависть народную; в) грубость человеческую. 7. Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда: а) обидел коня; б) усилился мороз; в) услышал рассказ бабушки. 8. История старого солдата представляет собой: а) быль; б) легенду; в) сказку. 9. В предложении: «В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как  невеста, розовыми венцами» ­ словосочетание «как невеста» является: а) сравнением; б) олицетворением; в) антитезой. 10. Изображение ночного пейзажа представляет собой: а) повествование; б) описание; в) рассуждение. 11. В предложении: «Ветер... понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь  над морозом» ­ автор использует: а) метафору; б) аллегорию; в) олицетворение. 12. Истории воина­инвалида и раненого коня объединяет стилистический  приём : а) антитеза; б) сравнение;в) аллегория. 13. В предложении «За окнами воздух был синий, густой, страшный»  выделенный слова представляют собой: а) эпитеты; б) логические определения; в) сравнения. 14. Настоящим спасением для деревни является: а) совместный труд её жителей; б) перемена направления ветра; в) своевременная помощь сороки. 15. Смысл подношения детьми хлеба­соли коню: а) желание поделиться хлебом с голодным животным; б) благодарность за труд; в) примирение и извинение Фильки. Ι V . Итог урока  ­ Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?   Нужно быть добрыми, отзывчивыми.   Не причинять другим вреда, обиды.   Отвечать за свои поступки, слова.   Не бояться просить прощения, прощать. ΙΙ V . Домашнее задание Народная мудрость давно предупреждает нас о последствиях таких  поступков. У нас много пословиц, которые мы могли бы отнести к теме  сегодняшнего урока. Одну из них я написала на доске. Как аукнется, так и откликнется. А вы дома вспомните или подберите из литературных источников по 5  пословиц которые бы подходили к теме нашего урока.

Посмотрите также