Сценарий урока "Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс, математика)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
математика
5 кл
08.07.2019
Урок "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Планируемые результаты: Учащийся научится складывать и вычитать десятичные дроби.
УМК А.Г.Мерзляк.
Урок построен в соответствии с ФГОС. В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям. Использованы различные формы обучения.
урок сложение и вычитание десятичных дробей.docx
Методическая разработка урока
Предмет: математика
Класс: 5
УМК: «Математика. 5 класс учебник для учащихся общеобразовательных организаций / авт. А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир м М. : Вентана
Граф, 2014. 304 с. : ил.»
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 4часа
Тип урока: общеметодологической направленности
Цели урока:
Образовательная:
создать условия для формирования у учащихся навыков сложения и вычитания десятичных дробей, углубить навыки решения текстовых задач
арифметическим способом;
Воспитательная:
способствовать развитию логического, аналитического, критического мышления; интереса к математике;
Развивающая:
способствовать воспитанию умений работать самостоятельно и коллективно; формированию математической компетентности учащихся;
создать условия для формирования у учащихся умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; для развития память, наблюдательность, внимания; для развития культуры устной и
письменной речи.
Задачи урока
Образовательная (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «обыкновенная дробь», «смешанное число», «десятичная
дробь. Решать задачи и примеры по данной теме.
Воспитательная (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Развивающая (формирование регулятивных УУД)
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся;
выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
Планируемые результаты: Учащийся научится складывать и вычитать десятичные дроби , разовьет навыки решения уравнений и текстовых задач,
содержащих десятичные дроби, арифметическим способом.
1 Техническое обучение урока: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, электронная презентация, выполненная в программе Power
Point, учебники, тетради, раздаточный материал.
Содержание урока
Этап урока
Визуальный
ряд
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.Организационный
момент, мотивация к
учебной деятельности
2. Актуализация
изученного ранее.
Приветствует учеников, настраивает на
плодотворную работу
Добрый день, ребята. Давайте
посмотрим друг на друга и
улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это
поцелуй души». Громко скажем
гостям «Добрый день!».
Присаживайтесь на свои места.
Нука, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
Мотивирует обучающихся на получение
знаний. Организует устную работу,
подводит к целям и теме урока.
А сейчас ребята проведем небольшой
устный счет.
Устный счёт:
1) Организует работу с числами:
все ли данные числа относятся к
десятичным дробям
Слушают, настраиваются на урок.
Включаются в деловой ритм урока.
Записывают число в тетради
Слушают учителя. Отвечают на
вопросы учителя, делают выводы,
формулируют тему урока и цели.
Ребята работают устно
(фронтальный опрос)
1. Отмечают десятичные дроби,
правильные и неправильные дроби;
дают определения правильной и
неправильной дроби
2) Указать правильную запись
2)Указать правильную
запись
Универсальные
учебные действия
Регулятивные:
прогнозирование
своей деятельности
Коммуникативные:
умение слушать и
вступать в диалог
Личностные: умение
выделять
нравственный аспект
поведения;
формирование
внутренней позиции
школьника на уровень
положительного
отношения к
обучению.
Познавательные:
— развитие умения
проводить наблюдения
и делать
самостоятельные
выводы;
— развитие умения
применять
полученные знания
при решении
примеров;
2 десятичной дроби;
десятичной дроби;
3) Разложите по «ящикам» с
обыкновенными дробями равные
им десятичные дроби.
3) Разложите по «ящикам» с
обыкновенными дробями равные им
десятичные дроби.
4) Организует устное решение
примеров на вычисление.
5) Найдите ошибку
Сформулируйте правило сравнения
десятичных дробей
6) Некоторое число удовлетворяет
одновременно трём неравенствам.
Найдите его.
7) Организует устное решение задачи
8) Расставь запятые так, чтобы
равенство было верным
9) На берегах рек наших лесов живут
бобры. Найдите длину бобра в
дециметрах. Поможет вам в этом
удивительный квадрат.
Организует одновременно с устным
счётом работу по карточкам
4) Выполняют вычисления.
5) Находят ошибки.
Формулируют правило сложения и
вычитания десятичных дробей:
Чтобы сравнит две десятичные
дроби с равными целыми частями и
различным количеством цифр после
запятой, надо с помощью
приписывания нулей справа
уравнять количество цифр в
дробных частях, после чего
сравнить полученные дроби
поразрядно
6) 3,8
7) 40,5 + 5,6 = 46,1 (км/ч ) скорость
теплохода по течению
8) 5,2+1,8=7
3+1,08=4,08
4,2+17=21,2
7,363,36=4
632,7=60,3
5,74=1,7
9) 3,7+2,7+3,6=10дм
Работают по карточкам
Коммуникативные :
— формирование
умения работать в
коллективе: умение
слушать и слышать,
— отстаивать своё
мнение;
— признавать свои
ошибки;
Регулятивные:
— учить детей
контролировать свою
речь при выражении
своей точки зрения по
заданной тематике;
— учить
самостоятельно
оценивать свои мысли
и высказывания.
Личностные:
мотивация к обучению
и целенаправленной
познавательной
деятельности
3 Карточка №1
1. 2,145 + 3,01
2. 105,11 – 8,7
3. В первый день продали 12,52 м
ткани, а во второй день ещё 19,7 м.
Сколько ткани продали за два дня?
4. Масса двух кочанов капусты 10,67
кг, а одного из них 5,29 кг.
Какова масса другого кочана?
Карточка №2
4,41 +5,36
5,24 – 1,8
1
2
3 Металлическую балку длиной 6,85
м разрезали на две части. Длина одной
части 2,96 м. Найдите длину второй
части.
4
Сколько весят яблоки, если ящик весит
1,85 кг?
Яблоки с ящиком весят 32,7 кг.
Карточка №3
35,85 + 4,971
125,19 – 78,5
Ученики четвертого класса
1
2
3
собрали 215,7 кг металлолома, а пятого
класса на 5,8 кг больше. Сколько
металлолома собрал 5 класс?
4
большое: 0,0082; 0,037; 0,0044; 0,08;
0,0091; 0,072.
Выберите из данных чисел самое
Карточка №1
1 Вычислить: 2,145 + 3,01= 5,155
2 Вычислить:105,11 – 8,7 = 96,41)
3 В первый день продали 12,52 м
ткани, а во второй день ещё 19,7 м.
Сколько ткани продали за два дня?
12,52+19,7=32,22 (м) – продали за
два дня
4. Масса двух кочанов капусты
10,67 кг, а одного из них 5,29 кг.
Какова масса другого кочана?
10,675,29=5,38 (кг) – масса 2
кочана
Карточка №2
1. Вычислить:4,41 +5,36 =9,77
2. Вычислить:5,24 – 1,8 =3,44
3. Металлическую балку длиной
6,85 м разрезали на две части.
Длина одной части 2,96 м. Найдите
длину второй части.
6,852,96 = 3,89 (м) – длина второй
части
4. Яблоки с ящиком весят 32,7 кг.
Сколько весят яблоки, если ящик
весит 1,85 кг?
32,71,85=30,85 (кг) – весят яблоки
Карточка №3
1. Вычислить:35,85 + 4,971 =40,821
2. Вычислить:125,19 – 78,5 =46,69
3. Ученики четвертого класса
собрали 215,7 кг металлолома, а
пятого класса на 5,8 кг больше.
Сколько металлолома собрал 5
класс?
215,7 + 5,8 = 221,5 (кг) – собрал 5
класс
4 Карточка №4
4,9 + 10,95
37,5 – 8,609
Решите уравнение 137 х = 42,56
В первый день автомобиль проехал
1
2
3
4
238,4 км, а во второй день на 52,6 км
меньше. Какой путь проехал
автомобиль во второй день?
Карточка №5
1. Вычислить: 5,2 + 2,4=7,6
2. Вычислить: 6,5 – 0,4 = 6,1
3. Собственная скорость теплохода:
30,5 км/ч. Скорость реки: 4,6 км/ч.
Скорость теплохода по течению ?
3. Этап целеполагания.
Какие дроби мы использовали в
заданиях.
Какие арифметические действия мы
выполняли с десятичными дробями.
Учитель предлагает сформулировать
тему урока.
Откройте ваши тетради и запишите
число, классная работа и тему урока
"Сложение и вычитание десятичных
дробей"
4.Выберите из данных чисел самое
большое: 0,0082; 0,037; 0,0044; 0,08;
0,0091; 0,072.
0,08
Карточка №4
1. Вычислить: 4,9 + 10,95=15,85
2. Вычислить:37,5 – 8,609 =28,891
3. Решите уравнение
137 х = 42,
х = 13742,56
х = 94,44
4. В первый день автомобиль
проехал 238,4 км, а во второй день
на 52,6 км меньше. Какой путь
проехал автомобиль во второй
день?
238,452,6=185,8 (км) – проехал во
второй день
Карточка №5
1. Вычислить: 5,2 + 2,4=7,6
2. Вычислить: 6,5 – 0,4 = 6,1
3. Собственная скорость
теплохода: 30,5 км/ч. Скорость
реки: 4,6 км/ч. Скорость
теплохода по течению ?
30,5+4,6=35(км/ч) скорость
теплохода по течению
десятичные дроби
сложение и вычитание
Ребята формулируют тему урока:
"Сложение
десятичных дробей"
вычитание
и
Регулятивные:
выделение и
осознание того, что
уже пройдено;
остановка цели
учебной задачи,
синтез; целеполагание
как постановка
учебной задачи,
планирование,
5 Цель урока: Сегодня на уроке я хочу:
А для чего мы должны изучить данную
тему? Нужна ли она нам в жизни? Где
используются десятичные дроби в быту и
в работе людей разных профессий?
Формулируют цель урока:
Повторить .....
Вспомнить .....
Обобщить ......
Проверить ....
Десятичные дроби нужны швее для
измерения длины изделия.
Повара применяют десятичные
дроби для составления меню
Парикмахер применяет
десятичные дроби для
приготовления раствора для
покраски волос и для завивки.
Провизоры используют десятичные
дроби при приготовлении лекарств.
В магазине при взвешивании
товара.
Строители используют десятичные
дроби для составления сметы.
В кулинарии при приготовлении
блюд по рецептам.
прогнозирование.
Познавательные:
поиск и выделение
необходимой
информации
Выделение
и
осознание того, что
уже пройдено.
Личностные:
смыслообразование
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать
свои
слушать и
мысли,
вступать в диалог
6 4. Организация работы
по усвоению изученного
материала
Организует работу в парах . во время
работы в парах при необходимости
учитель дает консультации
Предлагает выполнить задание №1
Выполнив задание мы узнаем какая
самая маленькая обезьянка в мире.
Проверяются первые две работы.
Организует проверку вычислений
совместно. Выберем ответ 1 примера в
первой строке, он соответствует букве
"И, запишите в тетрадь данную и т.д.
Какое слово получилось .
Игрунка это самая маленькая в мире
обезьянка, ее длина: 0,23м
переведите в см (23см) ;
масса: 0,05 кг , переведите в г (50г)
Учащиеся выполняют работу в
парах, один учащийся работает
возле доски.
Обмениваются
тетрадями и
проверяют работы друг друга,
подчеркивают ошибки.
1. 2,145 + 3,01=5,155
2. 105,11 – 8,7=96.41
3. 35,85 + 4,9=40,75
4. 125,19 – 78,5=46,69
5. 34,08 – 27,09=6,99
8,31 + 5,9714,28
37,5 – 8,01=29,49
Учащиеся проверяют вычисления
"ИГРУНКА"
23см
50г
Выполнив задание №2 узнаем животное
способное длительное время пребывать
в спячке
Организует работу с учебником
Стр. 229 №893
Первый вариант выполняет 1, 3 пример
Второй вариант 2, 4 пример
Каким свойством сложения мы
пользуемся
Два учащихся с 1 вар, 2 вар
работают возле доски, остальные
на местах.
Сочетательным
(чтобы к сумме
двух чисел прибавить третье число,
Регулятивные:
выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями её
реализации;
осуществлять
констатирующий и
прогнозирующий
контроль по
результату и по
способу действия.
Коммуникативные:
проявлять
активность во
взаимодействии для
решения
познавательных задач;
адекватно оценивать
собственное
поведение и поведение
окружающих.
познавательные:
уметь
ориентироваться в
системе своих
знаний,
структурировать их,
преобразовывать
информацию из одной
формы в другую;
умение осознанно и
произвольно строить
речевые
высказывания.
7 можно к первому числу прибавить
сумму второго и третьего чисел)
Какое слово получилось
Ёжик спит 236 суток в год.
Ёжик
Познавательные:
умение использовать
полученные знания
5. Физкультминутка
Выполняют упражнения
Вы хорошо работали, а сейчас пора и
отдохнуть!
Предлагает выполнить
физкультминутку.
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
Активизация условий,
способствующих
созданию
здоровьесберегающей
среды в школе
посредством
физкультминуток
8 6. Организация работы
по усвоению изученного
материала
Предлагает задание №3 выполнить
устно
Узнаем обладателя самого большого
количества зубов.
Проверим правильно ли упростили
выражение.
Какое слово получилось.
До 3000 зубов
Предлагает выполнить задание №4 и
узнать самое высокое прыгающее
животное.
Какое слово получили
Прыгает в высоту на 5 м
Выполняют упражнения
Учащиеся проверяют правильность
упрощения выражения
С : 4,7 х + 2,1 х = 6,8 х
Л : 5 x – 1,8 x = 3,2x
И : x + 1,3 х = 2,3 х
З : 2 x + 1,3x + 3x = 6,3 x
О : 2 x – 0,2 х = 0,8 х
М : 1,8 у + 1,2 у = 2у
Н : 2,5 х – 0,2 х = 2,3 х
Я : 18,4 + а – 3,1 = 15,3 + а
К : ( 13,8 + а ) – 3,8 = 10 + а
Слизняк
Один учащийся работает у доски
выполняет (1,2 задание), остальные
на местах.
1.
2.
x + 4,5 = 9,6 (5,1)
x – 2,12 = 5,4 (7,52)
Один учащийся работает у доски
выполняет (3,4 задание), остальные
на местах.
3. 4,3 x = 2,7 (1,6)
4. 4,7 + x – 2,5 = 10,5 (8,3)
Пума
Познавательные:
выделение и
формулирование
познавательной цели,
рефлексия способов и
условий действия.
Анализ и синтез
объектов
Регулятивные:
планирование своей
деятельности для
решения поставленной
задачи, контроль
полученного
результата, коррекция
полученного
результата
Коммуникативные:
поддержание
здорового духа
соперничества для
поддержания
мотивации учебной
деятельности
Личностные:
вырабатывают навыки
действий
самостоятельной
работы.
9 Один учащийся работает у доски
выполняет остальные на местах.
Решение:
1) 18,7 + 13,6 = 32,3 ( м ) –
сумма двух сторон
2) 42,9 – 32,3 = 10,6 ( м) –
третья сторона
Ответ:
АВ = 10,6 м
Предлагает выполнить задание №5
Предлагает выполнить
самостоятельную работу с
самопроверкой
Вариант 1.
1. Увеличьте число 3,34 на 28, 7
АИ ). 32,4 К И).32,04
Р И). 32,41 БИ ). 62,1
2. Что получится при уменьшении
43,7 на 8,73
ГД ). 34,34 ГЕ ). 34,97
ГА ). 35,03 ГВ ). 35,97
3. Что получится при сложении
3,571 и 4,429
ЖИ ). 7 ОИ ). 7,9
ПИ ). 7,99 Л И). 8
4. Какое число представлено в
виде суммы разрядных
слагаемых : 0,7 + 0,08 + 0,003
Ю ). 0,7083 Н ). 0,7803
Я ). 0,783 Р ). 0,70803
Вариант 2.
1. Уменьшите число 6,35 на 3,5
ДЖ). 2,85 АЖ ). 3,3
СЖ). 6 ЯЖ ). 3,85
2. Какое число представлено
в виде суммы разрядных
слагаемых : 0,2 + 0,03 + 0,006
ЕК ). 0,236 ; ГК ). 0,2036
ЦК). 0,0236 ; МК). 0,20306
10 3. Что получится при уменьшении
62,8 на 9,56
ЧР ). 63,36 КР). 52,52
ФР). 53,24 ЭР ). 53,34
4. Что получиться при сложении
6,24 + 0,7
УТ ). 6,94 АТ ). 6,31
БТ ). 6,9 ЗТ ). 6,11
Какое слово получилось у 1 варианта
Какое слово получилось у 2 варианта
Ключ для проверки теста
Вариант 1
1
2
32,04
34,97
Вариант 2
3
8
3
4
0,783
4
2
1
2,85
0,236
53,24
6,94
Кигелия (учащийся подготовил
сообщение)
Джекфрут(учащийся подготовил
сообщение)
11 7. Рефлексия.
8. Информация о
домашнем задании.
Ответы обучающихся:
Практически ничем не отличается.
Самое сложноеправильно
сопоставить разряды слагаемых,
чтобы десятичные цифры
находились на вертикальной прямой
друг под другом.
Не можем потому что в
обыкновенной дроби у нас есть
числитель и знаменатель, а также
при выполнении действий числа
нужно подписывать в столбик.
Учащиеся выбирают один из
предметов с пояснением
Записывают задание
А теперь в конце урока давайте поведем
итоги, еще раз вспомним правило
«Сложения и вычитания десятичных
дробей».
Чем сложение (вычитание) десятичных
дробей отличается от сложения
(вычитания) натуральных чисел?
Можем ли мы это правило применять
для сложения (вычитания)
обыкновенных дробей)?
Рефлексия
Предлагает взять с собой тот предмет
который , готовы использовать в своей
дальнейшей деятельности.
Чемодан – всё, что пригодиться в
дальнейшем
Мясорубка – информацию
переработаю (эти знания нужно еще
переварить)
Корзина – всё выброшу.
За активную работу на уроке учащиеся
оцениваются.
Акцентирует внимание на конечных
результатах учебной деятельности
обучающихся на уроке. Даёт
комментарий к домашнему заданию.
Доманее задание:
§33 №882, №889, №721(1 столбик)
стр 228 задание №5
Дополнительно: составить задачу,
используя слова "Зима и спорт" по теме
"Сложение и вычитание десятичных
Личностные:
оценивать
собственную учебную
деятельность: свои
достижения,
самостоятельность,
причины неудач.
Регулятивные:
планировать решения
учебной задачи
личностные:
проводить
самооценку,
формировать
мотивацию к изучению
и закреплению нового.
12 дробей",
За решение в одно действие
оценка "4"
за решение в два действия оценка "5"
13
Сценарий урока "Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс, математика)
Сценарий урока "Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс, математика)
Сценарий урока "Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс, математика)
Сценарий урока "Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс, математика)
Сценарий урока "Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс, математика)
Сценарий урока "Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс, математика)
Сценарий урока "Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс, математика)
Сценарий урока "Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс, математика)
Сценарий урока "Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс, математика)
Сценарий урока "Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс, математика)
Сценарий урока "Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс, математика)
Сценарий урока "Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс, математика)
Сценарий урока "Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс, математика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.