Сценарий занятия по экономике (внеурочная деятельность) "Сказки А. С. Пушкина глазами экономиста"
Оценка 4.9

Сценарий занятия по экономике (внеурочная деятельность) "Сказки А. С. Пушкина глазами экономиста"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
математика
4 кл
15.05.2018
Сценарий занятия по экономике (внеурочная  деятельность) "Сказки А. С. Пушкина глазами экономиста"
Занятие проводится для учащихся 4-х классов, в рамках внеурочной деятельности, в кружке "Первые шаги в экономику" Цель: 1. Образовательная: Обеспечить усвоение, повторение следующих понятий: производство, факторы производства, товары, услуги, проблема ограниченности. Интеграционная связь с уроками литературы. 2. Познавательная: Объяснить экономическую взаимосвязь этих понятий, как составляющих экономических отношений. 3. Развивающая: Научить оценивать экономические отношения на примере классических произведений. 4. Воспитательная: На примере положительных сказочных героев, воспитать законопослушных граждан, осознанно участвующих в жизни общества и знающих свои права и обязанности в сфере экономики.
Сказки Пушкина глазами экономиста.doc
Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. Тема урока: «Сказки Пушкина глазами экономиста» Цель:  Образовательная:   Обеспечить усвоение, повторение следующих понятий: производство, факторы  производства,  товары, услуги, проблема  ограниченности. Интеграционная связь с уроками литературы.  Познавательная:  Объяснить экономическую взаимосвязь этих понятий, как составляющих экономических отношений.  Развивающая:    Научить   оценивать   экономические   отношения   на  примере классических произведений.  Воспитательная:  На примере положительных сказочных героев, воспитать законопослушных граждан, осознанно участвующих в жизни общества и знающих свои права и обязанности в сфере экономики. Раздаточный материал 1 Сборники сказок Пушкина  Тексты "У лукоморья" Иллюстрации к сказкам Пушкина УУД: 1. Планируемые результаты: Личностные: иформирование положительной учебной и социальной  2. мотивации; Предметные:  формирование умения различать экономические  процессы,  3. входящие в экономические отношения; Метапредметные: познавательные УУД (формировать навыки анализа,  4. сравнения, обобщения); регулятивные УУД (научить работать с информацией,  планировать свои действия); коммуникативные УУД (научиться выслушивать друг  друга, сотрудничать и делать совместные выводы) Ход урока 1.   Организационный момент Приветствие.  Сообщение цели и темы урока. Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы Основные термины для запоминания: ­ товары и услуги ­ земля, труд, капитал  ­ предпринимательство ­ торговля ­ ограниченность  2. Связь   с   предыдущим   материалом.   Повторить   и   вспомнить   понятия   и термины:   ­   потребности   ­   бартер   ­   производство   ­   продавец   ­   производитель   ­ потребитель  Работа   с   фрагментами   различных   сказок   А.С.   Пушкина.   Экономические 3. обоснования сюжетов.  4. Подведение   итогов   темы.   Доказать   неотъемлемую   связь   производства   и потребления.   Невозможность   создания   процесса   производства   без   единства факторов производства.  5. Закрепление материала. Письменное выполнение заданий.  "Что за прелесть эти сказки"! Их читаем вновь и вновь  В них и шутки и печали  И коварство и любовь.  В них былого тень сокрыта  И заботы наших дней...  Сомневаетесь? Спешите  К нам вы на урок скорей.  2. Сообщение темы, целей урока На   этом   уроке   мы   по­новому   посмотрим   на   сказки   Пушкина,   а   именно   с экономической   точки   зрения.   Многие   герои   любимых   с   детства   сказок   А.С. Пушкина­   обыкновенные   люди.   Они   имеют   различные   потребности,   которые пытаются удовлетворить с помощью товаров и услуг, которые они могут купить или изготовить самостоятельно. Иногда удовлетворить потребности им помогают волшебники.  3. Работа по теме урока Вопрос: Кому из героев помогали волшебники?  Ответ: Старику ­ Золотая рыбка,  Князю Гвидону ­ Царевна­лебедь.  Прослушайте отрывок и ответьте на вопрос: Какая проблема, стоящая перед всеми людьми, не существовала для Царевны­Лебедь.  Снова князь у моря ходит  С синя моря глаз не сводит; Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы Глядь ­ поверх текучих вод  Лебедь белая плывет.   "Здравствуй, князь ты мой прекрасный!..  "Полно, князь, душа моя,  Не печалься; рада службу  Оказать тебе я в дружбу".  Ответ. Проблема ограниченности ресурсов.  Вопрос: Какую экономическую проблему проиллюстрирует следующий эпизод.  Вот неделя, другая проходит,  Еще пуще старуха вздурилась;  Опять к рыбке старика посылает:  "Воротись, поклонись рыбке:  Не хочу быть столбовою дворянкой,  А хочу быть вольною царицей  Смилуйся, государыня рыбка!  Опять моя старуха бунтует:  Уж не хочет быть она дворянкой,  Хочет быть вольною царицей"  Ответ: Неограниченность человеческих потребностей.  Послушайте еще один отрывок.  Жил­ был поп,  Толоконный лоб.  Пошел поп по базару  Посмотреть кой­какого товару.  Навстречу ему Балда  Идет, сам не зная куда  "Что, батька, так рано поднялся?.. Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы Ладно. Не будет нам обоим накладно  Поживи­ка на моем подворье,  Окажи свое усердие и проворье."  Вопрос:   Из   какого   произведения   этот   отрывок?   Какой   экономический   термин уместен для описания данной сделки?  Ответ.   "Сказка   о   Попе   и   работнике   его   Балде".   Бартер.   Обмен   без   денег   по соглашению сторон.  Герои следующего отрывка предпочитают бартеру товарно­денежный обмен.  Вопрос. Из какого произведения эти строчки? О ком говориться в отрывке?  "Чем вы, гости, торг ведете  И куда теперь плывете?"  Корабельщики в ответ:  "Мы объехали весь свет,  Торговали соболями,  Чернобурыми лисами. А теперь нам вышел срок.  Едем прямо на восток,  Мимо острова Буяна,  В царство славного Салтана..."  Ответ. "Сказка о царе Салтане...". О купцах.  Задание. Подобрать синонимы к слову "купец", (коммерсант, торговец, продавец, работник торговли)  Потребности можно удовлетворить при помощи товаров и услуг. Вопрос. Чем отличаются товары и услуги.  Ответ.   Товар   это   предмет,   с   помощью   которого   мы   удовлетворяем   свои потребности.   Услуга­   деятельность,   результаты   которой   удовлетворяют   те   или иные потребности людей.  Возьмите   текст   стихотворения   "У   лукоморья   дуб   зеленый...",   из   данного Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы стихотворения выпишите все товары и услуги. Ответ. Товары Золотая цепь Избушка Мед Пиво Ступа  Услуги Песнь заводит Сказку говорит Колдун несет Серый волк служит  Королевич пленяет Изготовление   товаров   происходит   в   процессе   производства.   Для   того,   чтобы организовать   данный   процесс   необходимо   собрать   воедино   три   фактора производства.  Земля.   Фактор   производства,   включающий   в   себя   природные   ресурсы,   сырье, используемое в процессе производства.  Капитал.   Здания,   сооружения,   станки   и   оборудование,   т.е.   все   то,   что,   было создано в процессе производства и необходимо для изготовления товаров.  Труд. Люди, способные участвовать в процессе производства.  Задание.   Иллюстрации,   к   каким   сказкам   изображены   на   карточках?   Найти предметы, которые можно отнести к факторам производства.  Очень   много   жизненных,   экономически   обоснованных   событий   происходит   в знакомых с детства произведениях. Но волшебными их делают не только чудеса кудесников и чародеев, а певучий, неповторимый язык дивных пушкинских сказок. Он уносит нас от повседневности в светлый и радостный мир чудес. Но вернемся к действительности. Послушайте газетные заметки. Подумайте, что напоминают вам эти "экономические новости".  Международные   отношения.  Делегация   работников   торговли,   возвращаясь   с международной   ярмарки,   нанесла   визит   правительству   небольшого   островного государства.   Встреча   прошла   в   теплой,   дружеской   обстановке.   (Сказка   о   царе Салтане).  На   страже   отечества.  Правительство   намерено   сократить   расходы   военно­ промышленного   комплекса,   купив   биологический   наблюдательный   прибор, Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы реагирующий на приближающегося неприятеля. (Сказка о Золотом петушке). Вести  из  российской   глубинки.  В   российской   провинции,   пенсионер   С.   нашел оригинальный   способ   улучшения   материального   положения   своей   супруги.   К сожалению,   непомерные   запросы   последней,   привели   к   плачевным   результатам. (Сказка о рыбаке и рыбке) О   налогах.  Местный   священник   организовал   отдел   налоговой   полиции, единственный работник которой проследил за своевременной сдачей налога у самой неорганизованной части населения. (Сказка о Попе и работнике Балде)  Внимание!  В   продаже   появились   фальсифицированные   фрукты,   употребление которых   приводит   к   негативным   последствиям,   таким,   как   продолжительный летаргический   сон.   Прежде,   чем   приобретать   фрукты,   требуйте   сертификат соответствия и лицензию на право  торговли. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)  Проблемы молодежи. Социологический опрос молодых девушек показал, что одна треть опрошенных решила сделать карьеру в области общественного питания, одна треть   ­   посвятить   себя   ткацкому   делу,   остальные   же   надеются   на   удачное замужество. (Сказка о царе Салтане) Итог урока, рефлексия Подошел к концу наш урок. Мы еще раз убедились, что экономические отношения, т.е.   отношения   между   людьми   возникающие   в   процессе   производства,   обмена, распределения и потребления материальных благ, существовали во все времена, и даже   сказочные   герои   постоянно   вступают   между   собой   в   экономические отношения.  Всем присутствующим в зале  Наша встреча показала:  В этих толстых томиках  Есть и экономика. Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы Задание  Приведены примеры различных ситуаций. Напротив предложения, где речь идет об услуге нужно поставить ­ У, о товаре ­ Т.  1. Перед  тем,  как  пойти  на праздник  Аня  сбегала в парикмахерскую,  чтобы сделать красивую прическу.  2. Врач зашел в аптеку купить необходимые лекарства  3. Отец отправил по почте бабушке письмо о том, что Аня едет к ней в гости.  4. Вася помог донести до машины уложенные вещи.  5. По дороге Аня остановилась у магазина и купила бабушке подарок.  6. Чтобы дорога не казалась длинной, врач стал учить Аню, как разбираться в лекарственных травах.  7. День   близился   к   концу.   Нужно   было   побеспокоится   о   ночлеге.   Путники остановились на постоялом дворе.  8. Утром, позавтракав свежим хлебом и душистым медом, купленным на пасеке, они отправились в путь.  Задание  Решить кроссворд Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы По горизонтали:  1. Зависимость экономических фирм друг от друга.  2. Человек, удовлетворяющий свои потребности.  3. Совместно   организованное   производство­   в   условиях   ограниченности ресурсов  По вертикали:  1. Натуральный обмен вещами без денег.  2. Разделение труда между людьми, с цепью улучшения работы.  3. Результат экономической деятельности, предназначенный для продажи.  4. Средство, с помощью которого можно оплатить покупку.

Сценарий занятия по экономике (внеурочная деятельность) "Сказки А. С. Пушкина глазами экономиста"

Сценарий занятия по экономике (внеурочная  деятельность) "Сказки А. С. Пушкина глазами экономиста"

Сценарий занятия по экономике (внеурочная деятельность) "Сказки А. С. Пушкина глазами экономиста"

Сценарий занятия по экономике (внеурочная  деятельность) "Сказки А. С. Пушкина глазами экономиста"

Сценарий занятия по экономике (внеурочная деятельность) "Сказки А. С. Пушкина глазами экономиста"

Сценарий занятия по экономике (внеурочная  деятельность) "Сказки А. С. Пушкина глазами экономиста"

Сценарий занятия по экономике (внеурочная деятельность) "Сказки А. С. Пушкина глазами экономиста"

Сценарий занятия по экономике (внеурочная  деятельность) "Сказки А. С. Пушкина глазами экономиста"

Сценарий занятия по экономике (внеурочная деятельность) "Сказки А. С. Пушкина глазами экономиста"

Сценарий занятия по экономике (внеурочная  деятельность) "Сказки А. С. Пушкина глазами экономиста"

Сценарий занятия по экономике (внеурочная деятельность) "Сказки А. С. Пушкина глазами экономиста"

Сценарий занятия по экономике (внеурочная  деятельность) "Сказки А. С. Пушкина глазами экономиста"

Сценарий занятия по экономике (внеурочная деятельность) "Сказки А. С. Пушкина глазами экономиста"

Сценарий занятия по экономике (внеурочная  деятельность) "Сказки А. С. Пушкина глазами экономиста"

Сценарий занятия по экономике (внеурочная деятельность) "Сказки А. С. Пушкина глазами экономиста"

Сценарий занятия по экономике (внеурочная  деятельность) "Сказки А. С. Пушкина глазами экономиста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018