Сценарий занятия по экономике (внеурочная деятельность) "Сказки А. С. Пушкина глазами экономиста"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Занятие проводится для учащихся 4-х классов, в рамках внеурочной деятельности, в кружке "Первые шаги в экономику" Цель: 1. Образовательная: Обеспечить усвоение, повторение следующих понятий: производство, факторы производства, товары, услуги, проблема ограниченности. Интеграционная связь с уроками литературы. 2. Познавательная: Объяснить экономическую взаимосвязь этих понятий, как составляющих экономических отношений. 3. Развивающая: Научить оценивать экономические отношения на примере классических произведений. 4. Воспитательная: На примере положительных сказочных героев, воспитать законопослушных граждан, осознанно участвующих в жизни общества и знающих свои права и обязанности в сфере экономики.
Иконка файла материала Сказки Пушкина глазами экономиста.doc
Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. Тема урока: «Сказки Пушкина глазами экономиста» Цель:  Образовательная:   Обеспечить усвоение, повторение следующих понятий: производство, факторы  производства,  товары, услуги, проблема  ограниченности. Интеграционная связь с уроками литературы.  Познавательная:  Объяснить экономическую взаимосвязь этих понятий, как составляющих экономических отношений.  Развивающая:    Научить   оценивать   экономические   отношения   на  примере классических произведений.  Воспитательная:  На примере положительных сказочных героев, воспитать законопослушных граждан, осознанно участвующих в жизни общества и знающих свои права и обязанности в сфере экономики. Раздаточный материал 1 Сборники сказок Пушкина  Тексты "У лукоморья" Иллюстрации к сказкам Пушкина УУД: 1. Планируемые результаты: Личностные: иформирование положительной учебной и социальной  2. мотивации; Предметные:  формирование умения различать экономические  процессы,  3. входящие в экономические отношения; Метапредметные: познавательные УУД (формировать навыки анализа,  4. сравнения, обобщения); регулятивные УУД (научить работать с информацией,  планировать свои действия); коммуникативные УУД (научиться выслушивать друг  друга, сотрудничать и делать совместные выводы) Ход урока 1.   Организационный момент Приветствие.  Сообщение цели и темы урока.Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы Основные термины для запоминания: ­ товары и услуги ­ земля, труд, капитал  ­ предпринимательство ­ торговля ­ ограниченность  2. Связь   с   предыдущим   материалом.   Повторить   и   вспомнить   понятия   и термины:   ­   потребности   ­   бартер   ­   производство   ­   продавец   ­   производитель   ­ потребитель  Работа   с   фрагментами   различных   сказок   А.С.   Пушкина.   Экономические 3. обоснования сюжетов.  4. Подведение   итогов   темы.   Доказать   неотъемлемую   связь   производства   и потребления.   Невозможность   создания   процесса   производства   без   единства факторов производства.  5. Закрепление материала. Письменное выполнение заданий.  "Что за прелесть эти сказки"! Их читаем вновь и вновь  В них и шутки и печали  И коварство и любовь.  В них былого тень сокрыта  И заботы наших дней...  Сомневаетесь? Спешите  К нам вы на урок скорей.  2. Сообщение темы, целей урока На   этом   уроке   мы   по­новому   посмотрим   на   сказки   Пушкина,   а   именно   с экономической   точки   зрения.   Многие   герои   любимых   с   детства   сказок   А.С. Пушкина­   обыкновенные   люди.   Они   имеют   различные   потребности,   которые пытаются удовлетворить с помощью товаров и услуг, которые они могут купить или изготовить самостоятельно. Иногда удовлетворить потребности им помогают волшебники.  3. Работа по теме урока Вопрос: Кому из героев помогали волшебники?  Ответ: Старику ­ Золотая рыбка,  Князю Гвидону ­ Царевна­лебедь.  Прослушайте отрывок и ответьте на вопрос: Какая проблема, стоящая перед всеми людьми, не существовала для Царевны­Лебедь.  Снова князь у моря ходит  С синя моря глаз не сводит;Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы Глядь ­ поверх текучих вод  Лебедь белая плывет.   "Здравствуй, князь ты мой прекрасный!..  "Полно, князь, душа моя,  Не печалься; рада службу  Оказать тебе я в дружбу".  Ответ. Проблема ограниченности ресурсов.  Вопрос: Какую экономическую проблему проиллюстрирует следующий эпизод.  Вот неделя, другая проходит,  Еще пуще старуха вздурилась;  Опять к рыбке старика посылает:  "Воротись, поклонись рыбке:  Не хочу быть столбовою дворянкой,  А хочу быть вольною царицей  Смилуйся, государыня рыбка!  Опять моя старуха бунтует:  Уж не хочет быть она дворянкой,  Хочет быть вольною царицей"  Ответ: Неограниченность человеческих потребностей.  Послушайте еще один отрывок.  Жил­ был поп,  Толоконный лоб.  Пошел поп по базару  Посмотреть кой­какого товару.  Навстречу ему Балда  Идет, сам не зная куда  "Что, батька, так рано поднялся?..Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы Ладно. Не будет нам обоим накладно  Поживи­ка на моем подворье,  Окажи свое усердие и проворье."  Вопрос:   Из   какого   произведения   этот   отрывок?   Какой   экономический   термин уместен для описания данной сделки?  Ответ.   "Сказка   о   Попе   и   работнике   его   Балде".   Бартер.   Обмен   без   денег   по соглашению сторон.  Герои следующего отрывка предпочитают бартеру товарно­денежный обмен.  Вопрос. Из какого произведения эти строчки? О ком говориться в отрывке?  "Чем вы, гости, торг ведете  И куда теперь плывете?"  Корабельщики в ответ:  "Мы объехали весь свет,  Торговали соболями,  Чернобурыми лисами. А теперь нам вышел срок.  Едем прямо на восток,  Мимо острова Буяна,  В царство славного Салтана..."  Ответ. "Сказка о царе Салтане...". О купцах.  Задание. Подобрать синонимы к слову "купец", (коммерсант, торговец, продавец, работник торговли)  Потребности можно удовлетворить при помощи товаров и услуг. Вопрос. Чем отличаются товары и услуги.  Ответ.   Товар   это   предмет,   с   помощью   которого   мы   удовлетворяем   свои потребности.   Услуга­   деятельность,   результаты   которой   удовлетворяют   те   или иные потребности людей.  Возьмите   текст   стихотворения   "У   лукоморья   дуб   зеленый...",   из   данногоРазработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы стихотворения выпишите все товары и услуги. Ответ. Товары Золотая цепь Избушка Мед Пиво Ступа  Услуги Песнь заводит Сказку говорит Колдун несет Серый волк служит  Королевич пленяет Изготовление   товаров   происходит   в   процессе   производства.   Для   того,   чтобы организовать   данный   процесс   необходимо   собрать   воедино   три   фактора производства.  Земля.   Фактор   производства,   включающий   в   себя   природные   ресурсы,   сырье, используемое в процессе производства.  Капитал.   Здания,   сооружения,   станки   и   оборудование,   т.е.   все   то,   что,   было создано в процессе производства и необходимо для изготовления товаров.  Труд. Люди, способные участвовать в процессе производства.  Задание.   Иллюстрации,   к   каким   сказкам   изображены   на   карточках?   Найти предметы, которые можно отнести к факторам производства.  Очень   много   жизненных,   экономически   обоснованных   событий   происходит   в знакомых с детства произведениях. Но волшебными их делают не только чудеса кудесников и чародеев, а певучий, неповторимый язык дивных пушкинских сказок. Он уносит нас от повседневности в светлый и радостный мир чудес. Но вернемся к действительности. Послушайте газетные заметки. Подумайте, что напоминают вам эти "экономические новости".  Международные   отношения.  Делегация   работников   торговли,   возвращаясь   с международной   ярмарки,   нанесла   визит   правительству   небольшого   островного государства.   Встреча   прошла   в   теплой,   дружеской   обстановке.   (Сказка   о   царе Салтане).  На   страже   отечества.  Правительство   намерено   сократить   расходы   военно­ промышленного   комплекса,   купив   биологический   наблюдательный   прибор,Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы реагирующий на приближающегося неприятеля. (Сказка о Золотом петушке). Вести  из  российской   глубинки.  В   российской   провинции,   пенсионер   С.   нашел оригинальный   способ   улучшения   материального   положения   своей   супруги.   К сожалению,   непомерные   запросы   последней,   привели   к   плачевным   результатам. (Сказка о рыбаке и рыбке) О   налогах.  Местный   священник   организовал   отдел   налоговой   полиции, единственный работник которой проследил за своевременной сдачей налога у самой неорганизованной части населения. (Сказка о Попе и работнике Балде)  Внимание!  В   продаже   появились   фальсифицированные   фрукты,   употребление которых   приводит   к   негативным   последствиям,   таким,   как   продолжительный летаргический   сон.   Прежде,   чем   приобретать   фрукты,   требуйте   сертификат соответствия и лицензию на право  торговли. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)  Проблемы молодежи. Социологический опрос молодых девушек показал, что одна треть опрошенных решила сделать карьеру в области общественного питания, одна треть   ­   посвятить   себя   ткацкому   делу,   остальные   же   надеются   на   удачное замужество. (Сказка о царе Салтане) Итог урока, рефлексия Подошел к концу наш урок. Мы еще раз убедились, что экономические отношения, т.е.   отношения   между   людьми   возникающие   в   процессе   производства,   обмена, распределения и потребления материальных благ, существовали во все времена, и даже   сказочные   герои   постоянно   вступают   между   собой   в   экономические отношения.  Всем присутствующим в зале  Наша встреча показала:  В этих толстых томиках  Есть и экономика.Разработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы Задание  Приведены примеры различных ситуаций. Напротив предложения, где речь идет об услуге нужно поставить ­ У, о товаре ­ Т.  1. Перед  тем,  как  пойти  на праздник  Аня  сбегала в парикмахерскую,  чтобы сделать красивую прическу.  2. Врач зашел в аптеку купить необходимые лекарства  3. Отец отправил по почте бабушке письмо о том, что Аня едет к ней в гости.  4. Вася помог донести до машины уложенные вещи.  5. По дороге Аня остановилась у магазина и купила бабушке подарок.  6. Чтобы дорога не казалась длинной, врач стал учить Аню, как разбираться в лекарственных травах.  7. День   близился   к   концу.   Нужно   было   побеспокоится   о   ночлеге.   Путники остановились на постоялом дворе.  8. Утром, позавтракав свежим хлебом и душистым медом, купленным на пасеке, они отправились в путь.  Задание  Решить кроссвордРазработала: Пашиц Оксана Вадимовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 46» г. Махачкалы По горизонтали:  1. Зависимость экономических фирм друг от друга.  2. Человек, удовлетворяющий свои потребности.  3. Совместно   организованное   производство­   в   условиях   ограниченности ресурсов  По вертикали:  1. Натуральный обмен вещами без денег.  2. Разделение труда между людьми, с цепью улучшения работы.  3. Результат экономической деятельности, предназначенный для продажи.  4. Средство, с помощью которого можно оплатить покупку.