На уроке дети знакомятся с понятиями  «поколение», «род», «родословная», «родословное древо»;  учатся устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки, делать выводы; выполнять проектные  работы, следуя заданному алгоритму, изображать с помощью схемы - родословного древа родословные своих семей, представлять результаты своего труда.
            
        
        
        
                    
                
                    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа
с.Преображенка Катангского района Иркутской области
Сценарный план урока
окружающего мира во 2 классе
по теме «Родословная»
Подготовила учитель начальных классов 
Егорова Екатерина Юрьевна
2018гТема: Родословная
Класс: 2
Цель: создать условия для дальнейшего формирования понятия «проект»; составить родословные обучающихся класса.
Задачи:  
познакомить детей с понятиями  «поколение», «род», «родословная», «родословное древо»;
способствовать развитию ассоциативного мышления, умений устанавливать причинноследственные связи, выстраивать логические 
цепочки, делать выводы;
способствовать формированию семейных ценностей, любви к близким, укреплению связи поколений, семейным традициям.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных источников.
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
5. Определять ключевые слова текста.
Регулятивные УУД
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Предварительная подготовка: 
Сбор автобиографических данных о родителях и старших членах семьи, исследование старых семейных фотографий. 
Оборудование:учебник, экран, проектор, презентация, домики, наборы фигурок  людей разного возраста, карточки для групповой работы с названием
этапов проекта, шаблоны древ, смайлики для самооценки.
Этапы урока
I.Мотивация к 
учебной 
деятельности      
Цель этапа: включение
учащихся в 
деятельность на 
личностнозначимом 
уровне       
II. Актуализация 
знаний
Цель этапа: 
повторение изученного 
материала, 
необходимого для 
«открытия нового 
знания», и выявление 
затруднений в 
индивидуальной 
деятельности каждого 
учащегося
Ход урока
Деятельность учителя
Вступительное слово:
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Ни минутки не теряем.
Мы работать начинаем. 
Я желаю вам, ребята, хорошего настроения, 
продуктивной  работы и отличных оценок.
Деятельность учащихся
Приветствуют учителя. 
Осознанно осуществляют 
вхождение в пространство 
учебной деятельности.
Начнём наш урок с загадки:
У меня есть мама,                                              Слайд 1
У меня есть папа, 
У меня есть сестра.
А у них есть я.
Что это?  (Семья.)
 На прошлом уроке мы говорили о семье. 
В словаре Ожегова даётся такое определение слова 
«семья»:                                                              Слайд 2
1. Это группа живущих вместе близких 
родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими 
Слушают учителя, 
отвечают на вопрос.
УУД
Личностные:
осмысление внутренней 
позиции ученика на уровне 
положительного отношения 
к уроку
Регулятивные: 
формирование способности 
к организации своей 
деятельности 
Познавательные:
осознание  учебно
познавательных задач.
Личностные:
положительно отзываются о
семье, семейных традициях.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей  с 
достаточной полнотой и 
точностью.
Регулятивные:
выявление усвоенного и 
своих затруднения, 
коррекция знаний
 Познавательные:интересами.
В словаре Ушакова:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, 
детей, внуков и ближних родственников, живущих 
вместе.
 Продолжите предложение: Для меня семья – это…
Звучит клип песни «Моя семья»              
Гиперссылка                    
https://www.youtube.com/watch?v=yx37z1p7Ls
 Перед вами на доске домики.  Подойдите к ним и 
заполните их членами ваших семей.
Расскажите, кто живёт у вас в доме?
Внимательно рассмотрите семьи и скажите, чем они 
похожи?
Чем отличаются?
 В каждой семье свой уклад, свои правила и, конечно
же, свои традиции.
Какие традиции есть в ваших семьях? 
Издавна одной из традиций в русских семьях была 
традиция составлять родословную.
 Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Тема нашего урока «Родословная»                  Слайд 3
 Чему мы будем учиться на уроке?
Цель нашего урока: составить ваши родословные  и 
осознанное произвольное 
построение речевых 
высказываний
Высказывают и 
обосновывают свою точку 
зрения.
Смотрят и слушают, 
осознают информацию.
Выполняют задание
Отвечают на вопрос.
Сравнивают состав семей, 
называют сходство и 
различие.
Рассказывают о своих 
семейных традициях.
Слушают учителя.
Формулируют тему и цель 
урока.
Личностные:
смыслообразование 
Коммуникативные:
учёт разных мнений
Регулятивные:
 преобразование 
практических задач в 
познавательные 
III.Самоопределение
к деятельности. 
Цель этапа: 
формулирование 
темы урока, 
постановка цели.IV. Работа по теме 
урока. 
Цель этапа: 
Обеспечение 
восприятия, 
осмысления  и 
понимания нового 
материала
Познавательные: 
постановка и решение 
проблемы
Личностные:
приобретение новых знаний,
совершенствование 
имеющихся  
Коммуникативные:
выражение своих мыслей  с 
достаточной полнотой и 
точностью
Регулятивные:
выполнение  пробных 
учебных действий
Познавательные: 
приобретение умения 
находить и выделять 
необходимую информацию 
в учебнике,  выявлять 
сущность, особенности 
объектов; на основе анализа
объектов делать выводы.
представить результаты своей  проектной работы.
Как вы думаете, что такое родословная? 
Откройте учебник “Окружающий мир» на с.46, 
найдите и прочтите определение этого термина. 
Возникает вопрос, а что такое поколение?
Проверим правильность ваших предположений, 
составив из слов определение. 
Вы, ребята, живёте в одно время и близки по 
возрасту, значит, вы представители одного 
поколения.
А ваши мамы и папы будут являться 
представителями вашего поколения? Почему?
Бабушки и дедушки будут представителями 
маминого и папиного поколения? Почему?
Молодцы!
 Сколько поколений живёт в ваших домах? Какие 
это поколения?
 Рассмотрите рисунок и скажите,  сколько 
поколений здесь изображено? Назовите эти 
поколения.           
                                                                             Слайд 4
Можно ли было дополнить этот рисунок другими 
поколениями? Почему?
                                                                             Слайд 5
Отвечают на вопрос.
Читают и находят в тексте
определение:
Родословнаяэто история 
семьи в нескольких 
поколениях.
Отвечают на вопрос.
Работа в группах: 
Составляют из слов 
определение, озвучивают.
Осмысливают 
информацию, высказывают
и обосновывают свою 
точку зрения.
 
Отвечают на вопросы.
Рассматривают  рисунок, 
отвечают на вопросы.Родителей родителей и прародителей называют  
предками. 
Предки – это люди, которые  жили перед настоящими
поколениями так или иначе связанные с ними 
родовыми связями.
Наших предков, вместе взятых с нами, можно назвать
родом.
 Поэтому, родословную ещё называют перечнем 
поколений конкретного рода, который устанавливает 
степень родства.
 Как вы думаете, а человеку надо знать свою 
родословную?  Зачем?
Верно, это нужно каждому человеку для того, чтобы 
знать мысли, дела и свершения своих предков, 
создавших этот род, эту семью, чтобы гордиться ими.
Ведь история каждой отдельно взятой семьи связана  
с историей нашей страны.
Мы трудились, рассуждали, 
А теперь все дружно встали.
Улыбнулись, потянулись. 
И  коленочек коснусь. 
Нука,  плечи распрямите, 
Поднимите, опустите. 
Вправо, влево повернитесь. 
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Ребята, а  вы хотели бы составить свою 
родословную? 
Тогда приступим к следующей части нашего урока – 
проектной работе.
Давайте вспомним, что такое проект? 
Физкультминутка
Цель: Снятие 
усталости и 
утомления
V. Продолжение 
работы по теме 
урока. 
Работа над 
проектом.
Цель: создание 
Осмысливают 
информацию, высказывают
и аргументируют свою 
точку зрения.
.
Выполняют движения.
Личностные:
осознание необходимости 
заботы о здоровье
Отвечают на вопросы.Личностные:
положительное отношение  
к учению, познавательной 
деятельности 
Коммуникативные:
осуществление совместной 
деятельности, принятие  
общего решения
Регулятивные:
преодоление трудностей, 
осознание своих действий, 
формирование  
познавательной активности 
Познавательные: 
выполнение действий  по 
алгоритму, осознанное и 
произвольное построение 
речевых высказываний.
родословного древа
Я   предлагаю   вам   объединиться   в   группы   и
расположить в правильном, на ваш взгляд,   порядке
карточки с названиями этапов  работы над проектом
(что сначала, что – потом?).
Итак, проверим, что у нас получилось.        
Работа в группах
Проверяют правильность 
выполнения работы
Работа над  проектом.
1.Озвучим тему и цель нашего проекта. 
2.Планирование.
Как вы думаете, какой информацией нужно  владеть,
чтобы справиться с заданием,  показать историю 
поколений своего рода?
Верно, нужно знать правила составления 
родословной, имена, отчества родственников, а так 
же  родственные  связи (кто кому  кем приходится).
3. Дома вы уже начали сбор  информации о своих 
родственниках.  Какие методы сбора  информации вы
использовали?
Наглядно родственные связи между людьми можно 
изобразить с помощью схемы  родословного древа.
                                                                      Слайды 67
Объединитесь в группы, рассмотрите  примеры  
родословных  древ и определите алгоритм  их 
составления.
При составлении родословного древа нужно 
помнить, что древоэто условная схема Вашего рода 
на листе бумаги, в которой Вы должны легко 
Называют тему и цель. 
Высказывают 
предположение.
Отвечают на вопрос.
Слушают, рассматривают.
Работа в группах.
Высказывают 
предположение, совместно
с учителем делают вывод.ориентироваться, поэтому не нужно загромождать 
его лишними записями. Достаточно указать, 
фамилию, имя и отчество Вашего родственника; 
поместить фотографию и годы жизни. Прочую 
информацию о Ваших родственниках Вы можете 
занести в специальный бланк, который предполагает 
более детальную пропись дополнительной 
информации.
4. Практическая работа.
Составьте своё родословное древо.
Представьте результаты вашего труда, используя 
информацию, которую вы собрали совместно с 
родителями.
VI. Рефлексия 
Цель этапа: осознание 
обучающимися своей 
учебной деятельности, 
самооценка результатов
деятельности своей и 
всего класса
5. Презентация  работ (отчет)
Спасибо! 
Какую работу мы сегодня выполняли?
Испытывали ли вы трудности? В чём? 
Чему научились?
Что понравилось больше всего?
Кто доволен своей работой на уроке?
 Оцените с помощью смайликов свою работу на 
Получают шаблоны древ, 
используя информацию, 
собранную дома, 
выполняют 
индивидуальную работу.
В ходе защиты учащиеся 
представляют свои 
проекты, демонстрируя 
понимание проблемы.
Отвечают на вопросы,
обмениваются мнениями. 
Анализируют свою работу,
дают самооценку.
Личностные: 
оценивание собственной 
учебной деятельности: 
понимание значения 
создания родословной  для 
человека.
Коммуникативные:
формулирование своего 
мнения
Регулятивные:
эмоциональная  оценка 
деятельностиуроке.
Спасибо!
Познавательные: 
контроль и оценка процесса 
и результатов деятельности
VII. Домашнее 
задание
 Вместе с родителями, дедушками, бабушками 
дополнить родословное древо.