СУФФИКС

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Педагогическая цель Создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы Тип урока Постановка и решение учебных задач Планируемые результаты (предметные) Находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном общении на уроке Личностные результаты Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка Универсальные учебные действия (метапредметные) Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач. Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи. Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его
Иконка файла материала Урок 49. Суффикс.docx
У р о к   49 СУФФИКС Педагогическая цель Создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения  находить в слове суффиксы Тип урока Постановка и решение учебных задач Планируемые результаты  (предметные) Личностные результаты Универсальные учебные действия (метапредметные) Основное содержание темы, понятия и термины Находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают  над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном общении на уроке Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне  положительного отношения к школе, изучению русского языка Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов  языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими  способами решения конкретных лингвистических задач. Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают  способами решения учебной задачи. Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи,  учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его Суффикс как значимая часть слова; сходство и различие суффикса и приставки; способ нахождения суффикса;  разбор слова по составу Образовательные ресурсы 1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Схема «Состав слова»О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   ( с ц е н а р и й )   у р о к а Этапы урока Формы, методы методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся осуществляемые действия формируемые умения Приемы контроля 1 2 3 4 5 6 I.  Мотивирование к учебной  деятельности  (организационн ый момент) II.  Чистописание III. Проверка  домашнего  задания Фронтальная.  Словесный.  Слово учителя Приветствует учащихся. – Добрый день, друзья мои! – Добрый день! – ответим мы.  Нас две ниточки связали Доброты и теплоты. – Проверим готовность к уроку Приветствуют  учителя. Организуют  свое рабочее место,  проверяют наличие  индивидуальных  учебных  принадлежностей  на столе Выполняют письмо  по образцу,  объясняют смысл  пословицы Л – проявляют готовность  к работе на уроке Пр. – вырабатывают  каллиграфический почерк – Запишите пословицу и  объясните ее смысл.  Н а   д о с к е:  Терпенье и труд всё перетрут Фронтальная,  индивидуальна я.  Практический.  Письмо Парная.  Словесный.  Чтение – Если смысл пословицы вы  усвоили, значит, понимаете  важность следующего этапа  работы – проверки домашнего  задания. Организует взаимопроверку  домашнего задания. У 2–3  учащихся работа может быть  проверена индивидуально Проверяют  правильность  написания  и обозначения при­ ставок. (Можно  предложить одному  ученику вставить  пропущенные буквы  из домашнего  П – овладевают общими  способами решения  конкретных  лингвистических  задач. Р – осуществляют взаимо­ проверку, контролируют  работу партнера; оценивают свои достижения,  Правильное  напи­ сание Правильное  выполнение  упражнения; устный  монологиче ский ответупражнения на  обратной стороне  доски.) определяют трудности,  осознают способы  преодоления трудностей1 2 3 4 5 Читают  стихотворение,  выписывают  однокоренные слова  («ёж», «ежиха», «ёжик»), разбирают их по  составу; определяют,  что найденные слова  отличаются суффик­ сами. Формулируют  тему урока и цель  своей работы  на занятии П – осуществляют анализ,  синтез, сравнение и обоб­ щение языкового материала по самостоятельно  выделенным основаниям. Р – принимают учебную  задачу, сформулированную  вместе с учителем. К – учитывают разные  мнения и интересы,  высказывают свое  собственное мнение,  аргументируют его Продолжение табл. 6 Беседа  по  вопросам,  устные  монологиче ские  высказывани я,  правильный  раз­бор слов по составу Ответы  на вопросы IV. Постановка  учебной задачи (учебник,  упр. 164) Фронтальная.  Словесный.  Беседа Фронтальная.  Словесный,  практический.  Чтение, беседа, письмо V. Усвоение  новых знаний  и способов  действий. 1. Знакомство  с признаками  суффикса – Прочитайте стихотворение  из упр. 164 учебника. Найдите  и выпишите однокоренные  слова, выполните их разбор  по составу. – Чем отличается состав этих  слов? – Где находится та часть слова, которой отличаются данные  слова? (После корня.) – Вспомните схему состава слова  (см. форзац учебника) и  попробуйте определить, с какой  частью слова мы сегодня будем  работать – Рассмотрите группы слов,  предложенные в упр. 165  учебника. Попробуйте найти в них суффиксы и ответьте на вопросы: •  Где находится суффикс?  •  Для чего служит суффикс? 2. Работа  с определением  суффикса  Коллективная.  Словесный,  проблемный.  – Прочитайте определение суф­ фикса (учебник, с. 89); сравните  ваши выводы с теми, что содер­ Пр. – знают порядок  разбора слова по составу. П – осуществляют анализ,  синтез, сравнение и обоб­ щение языкового материала по самостоятельно  выделенным основаниям. К – участвуют в диалоге,  общей беседе Анализируют  предложенные в  упражнении слова,  выполняют разбор по  составу. Называют  основные признаки  суффикса: стоит  после корня, служит  для образования  новых слов Читают определение  суффикса,  объясняют, почему он Пр. – знают определение  суффикса, приставки,  Устные  монологиче ские ответы,яв­ умеют находить между  нимиПродолжение табл. 1 2 3 4 5 Чтение, беседа, письмо Ф и з к у л ь т м и н у т к а Коллективная.  Практический жатся в определении; проана­ лизируйте примеры, данные  в определении. Докажите, что  суффикс в каждом из  предложенных слов имеет все  известные нам признаки. – Почему суффикс – значимая  часть слова? – Что общего между приставкой  и суффиксом?  – Обратите внимание на написание термина «суффикс». – Как найти в слове суффикс  (см. с. 90 учебника)? Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну­ка, ну­ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.  (Наклоны вперед и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) ляется значимой  частью слова.  Анализируют  примеры, данные в  определении.  Сравнивают  определения  суффикса  и приставки. Отме­ чают  «ошибкоопасные»  места в слове  «суффикс».  Знакомятся с  порядком дей­ствий  при нахождении  суффикса Выполняют движения по тексту под  руководством  учителя общее и различное. П – осуществляют синтез  как составление из частей;  осуществляют подведение  фактов языка под понятие  на основе выделения  комплекса существенных  признаков и их синтеза. Р – учитывают правило  (алгоритм) в планировании  и контроле способа  решения. К – строят монологическое  высказывание с учетом  поставленной  коммуникативной задачи Л – осуществляют  профилактику утомления,  ориентируются на здоровый образ жизни,  придерживаются здорового  режима дня 6 ответы  на вопросы  Правильное  выполнение  движений1 2 3 4 5 6 Продолжение табл. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо, влево, раз и два. Думай, думай, голова.  (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка  Поясняет задание,  контролирует его выполнение Выполняют задание  упражнения Поясняет задание,  контролирует его выполнение Выполняют задание  письменно в парах.  По окончании работы представляют ее  классу Коллективная.  Словесный,  наглядный,  практический.  Чтение, беседа, письмо Фронтальная.  Парная.  Словесный.  Письмо Ответы  на вопросы  беседы;  правильный  разбор слов  по составу Выполнение  упражнения Пр. – знают, что такое  суффикс, умеют его  находить. Р – овладевают способами  решения учебной задачи. К – участвуют в диалоге,  общей беседе Пр. – умеют образовывать  новые слова с заданными  суффиксами. Р – выполняют действия по  намеченному плану. К – ориентируются на  позицию партнера в  общении  и взаимодействии Индивидуальна я. Словесный,  Объясняет задание. При необходимости помогает  Самостоятельно  выполняют задание,  Пр. – подбирают слова  Самостояте льное  3. Выполнение  упражнения  учебника (упр. 167)  VI. Закрепление знаний  и способов  действий. 1. Знакомство  с некоторыми  суффиксами  русского языка  (рабочая  тетрадь, упр.  115) 2. Выполнение  упр. 116 врабочей тетради практи­ детям подобрать подходящие  подбирают соот­ с заданной морфемой,  соотносят слова с предъ­ выполне­1 2 3 ческий. Чтение, письмо суффиксы для каждого  столбика слов VII. Рефлексия  учебной  деятельности  на уроке (итог) Фронтальная. Словесный. Беседа – Закончите предложения: •  Урок помог мне… •  Для меня было сложным… •  Мне понравилось… Фронтальная.  Словесный.  Чтение Комментирует задание,  проверяет понимание его  выполнения Домашнее задание  (рабочая  тетрадь,  упр. 117) 4 ветствующие  суффиксы  Заканчивают  предложения в  зависимости от  своего состояния,  впечатления  от урока Слушают учителя,  делают записи Окончание табл. 5 являемым к ним моделям. Р – овладевают способами  решения учебной задачи Р – открыто осмысливают и оценивают свою  деятельность на уроке 6 ние  упражнения Беседа  по  вопросам.  Само­ регуляция Р – принимают цель,  содержание и способы  выполнения задания Правильная  запись  задания