3
Какие предположения можно сделать об этом человеке?
1 - в какое время жил
2 - место, в котором жил
3. В какой семье родился
4 - чем занимался (род деятельности),
5. Чем знаменит, чем прославился
4
7 утверждений об А. Нобеле:
обсудите в группах, согласны вы с ними или нет.
7
Умелое мышление | Обычное мышление |
Оценивающее суждение | Гадательное предположение |
Взвешенное суждение | Предпочтение |
Классификация | Группирование |
Допущение | Верование |
Логическое формулирование выводов | Формулирование выводов |
Понимание принципов | Объединение понятий по ассоциации |
Построение гипотезы | Предположение (без достаточных оснований) |
Предложение мнений с аргументами | Предложение мнений без аргументов |
Формулирование суждений на основе критериев | Формулирование суждений без опоры на критерии |
Ключевой тезис всей технологии критического мышления:
«Конструирование» собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности
Мысль в подарок…Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э.Кинг
Критическое мышление –
это один из видов интеллектуальной
деятельности человека, который
характеризуется высоким уровнем
восприятия, объективности подхода
к окружающему его информационному полю.
Критическое мышление — это:
способность ставить новые, полные смысла вопросы;
вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
принимать независимые продуманные решения.
Критически мыслящий человек задает вопросы:
Что я знаю?
Что я узнал нового?
Как изменились мои знания?
Что я буду с этим делать?
Цель применения технологии развития критического мышления:
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).
ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ
СТРЕМЛЕНИЕ К УСПЕШНОСТИ
Вызов
Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.
Активизация деятельности учащихся.
Формирование мотивации на учебную деятельность.
Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности.
Цели:
Вызов
«Мозговой штурм»
Прогнозирование
Альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания)
Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте
Корзина идей
Кластер
Таблица «З–Х–У»
Приемы:
Осмысление (реализация)
Получение обучаемыми нового знания.
Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение уже известного с новым.
Освоение способа работы с информацией.
Цели:
Осмысление (реализация)
Чтение текста с маркировкой по методу insert;
Выделение ключевых слов подчёркиванием;
Приемы:
Рефлексия
Присвоение нового знания.
Создание целостного представления о предмете изучения.
Постановка новых целей в учебной деятельности.
Цели:
Рефлексия
Творческая работа – синквейн
Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
Ведение дневника
Письмо другу
Достраивание кластера из ключевых слов
Приемы:
Вызов | Осмысление содержания | Рефлексия |
Функции трех фаз технологии
развития критического мышления
ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ
Это вопросы,
отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию из текста.
Целью этих вопросов - предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики
УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ
«То есть ты говоришь, что…?»
«Если я правильно понял, то …?»
«Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?»
«Ты действительно думаешь, что …?»
В некоторых ситуациях они могут восприниматься негативно —
как принуждение к оправданию.
В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей.
ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ
(ОБЪЯСНЯЮЩИЕ)
ВОПРОСЫ
Обычно начинаются со слова «Почему?»
В творческом вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза…
ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
«Что изменилось бы в …, если бы…?»
«Как вы думаете, как будет развиваться ... после (если) …?»
Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ
Почему … хорошо, а … плохо?»
«Чем … отличается от …?»
Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
«Как бы вы поступили на месте героя рассказа?»
«Где вы в обычной жизни можете наблюдать…………..?»
Рефлексия «Непреложная истина»
Закончите фразу: «Ничто не свободно так, как …
…мысль человека»
29
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.