«Сущностная характеристика критического мышления» Доклад на МО

  • Научные работы
  • ppt
  • 25.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Доклад на МО «Сущностная характеристика критического мышления» Критическое мышление представляет собой дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что в дальнейшем послужит основанием к действиям. Данный доклад ставит перед собой цель сделать вывод о важности и актуальности критического мышления в 21 веке. И как следствие разработать учителям свои подходы к развитию критического мышления на своих уроках.Доклад на МО Учителя математики Марамзиной Елены Владимировны Доклад «Сущностная характеристика критического мышления»
Иконка файла материала критич мышление.ppt

Тема: Использование критического мышления в преподавании



1

2

Цель:
Учителя сделают вывод о важности и актуальности критического мышления в 21 веке.

3

Какие предположения можно сделать об этом человеке?
1 - в какое время жил
2 - место, в котором жил
3. В какой семье родился
4 - чем занимался (род деятельности),
5. Чем знаменит, чем прославился

4

7 утверждений об А. Нобеле:
обсудите в группах, согласны вы с ними или нет.
1. Несмотря на серьезное заболевание сердца, Нобель продолжал работать – писал драму.
2. Нобель был ярым пацифистом.
3. Награждение лауреатов проходит в день рождения Альфреда Нобеля 21 октября в столице Норвегии
4. Альфред Нобель в совершенстве владел пятью иностранными языками.
5. Нобель проиграл судебное дело в Лондоне и был обвинен в шпионаже.
6. Младший брат Нобеля погибает при взрыве на заводе по производству нитроглицерина.
7.Лауреаты Нобелевской премии в 7 номинациях: физика, химия, медицина, математика, физиология, литература, борьба за мир

«Применение приемов Критического мышления. Ромашеа Блума»



5

ПОДУМАЙТЕ


ФАКТОРЫ, ПОРОЖДАЮЩИЕ НЕЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ

7

Умелое мышление

Обычное мышление

Оценивающее суждение

Гадательное предположение

Взвешенное суждение

Предпочтение

Классификация

Группирование

Допущение

Верование

Логическое формулирование выводов

Формулирование выводов

Понимание принципов

Объединение понятий по ассоциации

Построение гипотезы
 

Предположение (без достаточных оснований)

Предложение мнений с аргументами

Предложение мнений без аргументов

Формулирование суждений на основе критериев

Формулирование суждений без опоры на критерии

Ключевой тезис всей технологии критического мышления:

«Конструирование» собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности

Мысль в подарок… Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э.Кинг

Критическое мышление –
это один из видов интеллектуальной
деятельности человека, который
характеризуется высоким уровнем
восприятия, объективности подхода
к окружающему его информационному полю.

Критическое мышление — это:

способность ставить новые, полные смысла вопросы;
вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
принимать независимые продуманные решения.

Критически мыслящий человек задает вопросы:

Что я знаю?
Что я узнал нового?
Как изменились мои знания?
Что я буду с этим делать?


Цель применения технологии развития критического мышления:
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).


ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ
СТРЕМЛЕНИЕ К УСПЕШНОСТИ

Трёхфазовая структура урока:

Вызов

Осмысление (реализация)

Рефлексия

Вызов

Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.
Активизация деятельности учащихся. 
Формирование мотивации на учебную деятельность.
Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности.

Цели:

Вызов

«Мозговой штурм» 
Прогнозирование
Альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания) 
Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте
Корзина идей
Кластер
Таблица «З–Х–У»

Приемы:

Осмысление (реализация)

Получение обучаемыми нового знания.
Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение уже известного с новым. 
Освоение способа работы с информацией. 
Поддержка целей, поставленных на стадии Вызова.

Цели:

Осмысление (реализация)

Чтение текста с маркировкой по методу insert;
Выделение ключевых слов подчёркиванием;
Таблица «З–Х–У»

Приемы:

Рефлексия

Присвоение нового знания.
Создание целостного представления о предмете изучения.
Постановка новых целей в учебной деятельности.
Оценка и самооценка развития обучаемых в теме.

Цели:

Рефлексия

Творческая работа – синквейн
Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
Ведение дневника
Письмо другу
Достраивание кластера из ключевых слов
Перепутанные логические цепи
….

Приемы:

Вызов
  Мотивационная      (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
  Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
  Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания
  Информационная (получение новой информации по теме)
  Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Рефлексия
  Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
  Информационная (приобретение нового знания)
  Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
  Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,   оценка процесса)

Функции трех фаз технологии
развития критического мышления  

Ромашка Блума

ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ 

Это вопросы,
отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию из текста.

Целью этих вопросов - предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики

УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ

«То есть ты говоришь, что…?»
«Если я правильно понял, то …?»
«Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?»
«Ты действительно думаешь, что …?»

В некоторых ситуациях они могут восприниматься негативно —
как принуждение к оправданию.
В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей.

ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ
(ОБЪЯСНЯЮЩИЕ)
ВОПРОСЫ

Обычно начинаются со слова «Почему?»

В творческом вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза…

ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

«Что изменилось бы в …, если бы…?»
«Как вы думаете, как будет развиваться ... после (если) …?»

 Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ

Почему хорошо, а плохо?»
«Чем отличается от

Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

«Как бы вы поступили на месте героя рассказа?»

«Где вы в обычной жизни можете наблюдать…………..?»

Задание №1

ЗАДАНИЕ№2
Составить вопросы согласно «Ромашке Блума» на тему «Сказка Репка»


Рефлексия «Непреложная истина»

Закончите фразу: «Ничто не свободно так, как …

…мысль человека»

Дэвид Юм

29

«Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет». А.Кунанбаев

Посмотрите также