Суть любви (по О.Уайльду «Соловей и роза»)
Оценка 4.8

Суть любви (по О.Уайльду «Соловей и роза»)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл—11 кл +1
05.03.2023
Суть любви (по О.Уайльду «Соловей и роза»)
Суть любви (по О.Уайльду «Соловей и роза») - 2 часа
О.Уайльд. «Соловей и роза» урок.docx

Раздел 2                           

Школа              

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

 

Класс: 5

 

Количество    присутствующих:

      

отсутствующих:

 

 

Тема

Суть любви (по О.Уайльду «Соловей и роза»)

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу)

 

Цели урока

 Чтение и анализ сказки. Определение авторской идеи и темы  произведения.  Характеристика главных героев

показать своеобразие литературных персонажей в произведении; помочь учащимся перейти от уровня содержания к уровню смысла; расширить культурный кругозор учащихся

Критерии успеха

Учащийся достигает цели обучения, если:

научаться формировать речевые умения: обозначать тему,

 выделять  основную мысль; 

выбрать  заголовок, деление на части, использование языковых средств.

 

Привитие ценностей

 

 

Способствовать осознанию  учащимися ценностей «Мәңгілік ел».  Привитие через чтение произведения таких ценностей, как любовь, находчивость и справедливость.

Межпредметные связи

Связь с предметом самопознание, МХК.

Навыки использования ИКТ

На данном уроке ИКТ используются для просмотра слайдов

Предварительные знания

 

На данном уроке учащиеся будут работать по заранее прочитанному произведению.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

Начало урока

 

Создание коллаборативной среды

1.      Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Учитель  совместно с учащимися определяет цели урока/ЦО и критерии успеха.

1.      Цели: познакомить с жизнью и творчеством О.Уайльда; определять авторскую идею и тему  произведения.

 

Проверка домашнего задания:

Сообщение о писателе О.Уайльде – на английском и русском языках.

 

Подразделение класса на 4 группы: 1 группа – Студент, 2 группа – роза, 3 группа – дуб, 4 группа – соловей. Оформление столов.

Работа с эпиграфом – запись в тетрадях.

Эпиграф к уроку. Постановка проблемы.

 

Без пламени любви, что все живые чтут,

Не плачут облака, и розы не цветут.

Низами

Критерии успеха:

1.      Оформление столов демонстрирует знание текста и жизни.

2.      Демонстрирует интеграцию литературы и самопознания.

 

 

 

 

 

Слайды 1 -3

 

 

 

 

Середина урока

 

Основная наша задача - познакомиться с жизнью и творчеством писателя. Изучая произведение «Соловей и роза», мы должны будем понять, о чем оно и зачем написано, а также разобраться в определении понятий добра и зла, охарактеризовать героев произведения и ответить на возникающие после прочтения вопросы.

По происхождению Уайльд – ирландец. Родился 18 октября 1854 в Дублине в весьма известной семье. Отец, сэр Уильям Уайльд, был врачом-офтальмологом с мировым именем, автором множества научных трудов. Отец при жизни организовал больницу для лечения бедняков. Живя в монархической стране, был удостоен титула рыцаря. Мать – светская дама, писавшая стихи об Ирландии и освободительном движении. Дома устраивала вечера с известными литературными деятелями. Молодой Уайльд рос в атмосфере поэзии, что не могло не сказаться на его дальнейшем творчестве и образе жизни. Умер Уайльд 30 ноября 1900 в Париже.

-Жизнь Оскара Уайльда сложна и противоречива, полна поиска истины и красоты. Как только его не называли – «лондонский парижанин», «скандалист», «знаменитый парадоксалист». Он поражал окружающих остроумием, оригинальной манерой одеваться, вопреки консервативным убеждениям англичан.

Работа над произведением

§  Понравилось ли вам произведение?

§  Оно является сказкой? Какими приемами автор добивается этого?

§  Какие чувства оно у вас вызвало? И почему? (грусти, жалости, печали)

§  Встретились ли незнакомые слова?

Словарная работа

Трель - мелодичное звучание.

Камергер – высокий придворный чин.

Философия – дословно любовь к мудрости, наука о мудрости.

Логика – наука умозаключений.

Ладан - душистая смола, используемая при богослужении.

 

1.Репродуктивные вопросы на знание содержания сказки

§  Кто является главными героями произведения?

§  Почему плачет Студент?

§  Зачем ему нужна роза?

§  Что будет, если Студент не найдет розу?

§  Кто поддерживает Студента в печали?

§  Кто посмеялся над его страданиями?

2.Аналитическая работа по содержанию сказки

Ø  Тема произведения

§  О чем это произведение? О любви. Мы уже с вами говорили по поводу чувств любви из сказки Андерсена «Снежная королева» - какая в этой сказке была любовь? (братская)

§  А в сказке Уайльда какая любовь? (мужчины к женщине)

§  Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

§  Любовь - высокое чувство, которое живет в человеческих сердцах и душах. Понятие нематериальное. Нет однозначного ответа, что такое любовь. Люди понимают ее по-разному. По-разному понимают ее и наши герои.

Попробуем разобраться в чувствах, которые испытывают наши герои. Кто из них прав в своих высказываниях о любви?

Ø  Практическая работа по группам

§  Найдите по тексту высказывания Соловья, девушки и Студента и автора о любви:

 

Соловей

Студент

Девушка

Воистину любовь-это чудо. Она драгоценнее изумруда и дороже прекраснейшего опала. Жемчуга и гранаты не могут купить ее, и она не выставляется на рынке. Ее не приторгуешь в лавке и не выменяешь на золото.

Какая глупость-эта любовь.В ней и на половину нет той пользы, какая есть в логике. Она ничего не доказывает, всегда обещает несбыточное и заставляет верить в невозможное. Она удивительно непрактична.

 

Боюсь, что эта

роза не подойдет

 к моему туалету.

Каменья куда

дороже цветов.

 

Автор: Любовь дороже Жизни.

 

 

В Любви больше мудрости.

Любовь сильнее любой власти.

 

 

§  Чьи высказывания вам кажутся правильнее? Почему? ( Соловей говорит о высоком чувстве любви, которое не имеет цены и не знает смерти; Студент ищет в любви практический смысл; любовь девушки корыстна, измеряется драгоценностями) Чье мнение вы разделяете?

§  О какой любви поет Соловей? Какие ее этапы он упоминает в своей песне? Прочитаем отрывок песни Соловья о любви. Выразительное чтение (до слов … о той Любви, которая не умирает в могиле).

§  Почему расцвела роза? (Соловей наполнил ее силой любви) Какие средства использует автор, чтобы передать перерождение розы: от бледной до алой, «подобно утренней заре»? (Эпитеты («нежный румянец», «алая великолепная роза», «сравнения («как легкий туман над рекой», «подобно утренней заре на рассвете»; олицетворение («затрепетав, раскрыла свои лепестки»)

Трель соловья –прослушать.

§  Удалось ли автору передать красоту и мелодичность пения Соловья? Каким оно вам показалось? (Мастерство писателя: «пение напоминало журчание воды, льющейся из серебряного кувшина», «он пел о Любви, которая обретает совершенство в Смерти, о той Любви, которая не умирает в могиле», «холодная хрустальная луна слушала»)

§   Почему именно Соловей в произведении поет о любви, а не воробей?

§  Соловей в народе славится прекрасными звуками своего голоса. Закройте глаза и послушайте трель настоящего соловья. (Звучит фонограмма) Сделайте вывод, какая она настоящая любовь?

Ø  Вывод: настоящая любовь живет в человеческих душах, песнях, стихах, она не умирает.

§   

Физминутка.

 

Характеристика героев

§  Как отнеслась девушка к подарку студента? Как это ее характеризует? (Неблагодарная, черствая, бессердечная, корыстная)

§  Как поступил Студент с розой после разговора с девушкой? Что сказал? Как вы можете охарактеризовать его? (Эгоистичный, трусливый, бездушный)

§  Можно ли назвать этих героев положительными? Несут  ли они добро в сказке?

Задание (групповое):

1 группа  - домашнее задание – цветопись к сказке.

2 группа - домашнее задание – цветопись к сказке.

3 группа - домашнее задание – камертон к сказке.

4 группа - домашнее задание – камертон к сказке.

 

Творческая работа: сделать памятник соловью из подручного материала.

1. Почему Соловей решил помочь Студенту?

2. Найдите в тексте песню Соловья о Любви. О каких этапах Любви он пел?

3. Почему расцвела красная роза?

4. Найдите отрывок из сказки, где Соловей поет о Жизни и Смерти. Что для него дороже - Жизнь или Смерть?

5. Как оценивает девушка подарок Студента? Сравните ее слова со словами Соловья о Любви и драгоценностях.

6. Сравните, что говорят о любви Соловей и Студент, девушка. Чье мнение вы разделяете? (Соловей говорит о высоком чувстве любви, которое не имеет цены и не знает смерти; Студент ищет в любви практический смысл; любовь девушки корыстна, измеряется драгоценностями)

·         7. Определите позицию автора. Как она выражена в тексте произведения? Почему расцвела роза? (Соловей наполнил ее силой любви) Какие средства использует автор, чтобы передать перерождение розы: от бледной до алой, «подобно утренней заре»? (Эпитеты («нежный румянец», «алая великолепная роза», «сравнения («как легкий туман над рекой», «подобно утренней заре на рассвете»; олицетворение («затрепетав, раскрыла свои лепестки»)

8. Почему автор назвал свою сказку «Соловей и роза», а не «Соловей и Студент»?

9. Сформулируйте основную идею сказки.

·         Сделайте вывод, какая она настоящая любовь?

·         Вывод: настоящая любовь живет в человеческих душах, песнях, стихах, она не умирает.

Студент.

Каков путь к Любви у Студента?

— Найти ключевые выражения, говорящие о Любви? Что он делает, чтобы добиться любви?

1.        Она будет танцевать, если принесу Красную Розу?

2.        Нет Красной Розы, глаза наполнились слезами.

3.        Упал ничком на траву, закрыл лицо руками и заплакал.

4.        Ли на кровать, стал думать о любви и погрузился в сон.

5.        Распахнул окно, выгнул в сад и сорвал Розу.

6.        Бросил Розу на землю, пошел читать запыленную книги.

Вывод.

Какая глупость эта любовь смысл жизни в метафизике.

 Профессорская дочь.

Другой путь показан на примере Профессорской дочки.

Профессорская дочь. Этим сказано все, ничего собственного, даже имени

— В чем счастье профессорской дочки?

ПРОФЕССОРСКАЯ ДОЧЬ

Пообещала танцевать со студентом, если он принесет Красную Розу.

Эта Роза не подойдет к моему туалету.

Каменья, как известно, дороже цветов.

·         Соловей решил помочь влюбленному студенту, жертвуя своей жизнью. Но жертва оказалась напрасной, так как она никому не нужна и радости не принесла ни студенту, ни дочери профессора, ни тем более Красной Розе. Погиб Соловей, раздавлена Красная Роза, разочарован Студент, рассержена Профессорская дочка. Смешно только было Ящерице, Бабочке, Маргаритке.

 

Творческая работа: группой нарисовать цветопись по теме урока – «Суть любви»

 

Соловей – верность и самопожертвование

Поет о любви и меняется цвет Розы.

Роза бледная

Любовь зарождается

Роза окрасилась румянцем

Усиление любви.

Стала алой великолепная Роза

Любовь, которая не умирает.

Соловей погиб

Труден путь, к любви, любовь выше жизни, её легко можно раздавить

Вывод.

Любовь выше смерти. Смысл жизни в проявлении любви.

 

Вывод.

Она вообще не стремится к любви, поэтому она даже не взглянула на цветок. Смысл её жизни в практической, материально стороне, в богатстве.

Обобщение.

Какую роль играет любовь в жизни героев?

Кем бы вы хотели быть в сказке «Соловей и Роза» Почему?

(Быть Соловьем, значит, дарить людям радость, счастье)

— Какие чувства вызвала у вас сказка?

— Воспользуйтесь Словариком настроений, создайте монологический рассказ.

Словарик настроений.

Интонация: грустная, ироничная, переменчивая, задумчивая, печальная,

восторженная.

Чувства:

сожаления, радости, гордости, горя, разочарования, надежды.

1.        Заключение.

— Закончили разговор о чудесной сказке. Вся сказка окрашена в яркие цвета: красный, алый, серебристый, немного голубого и синего, а если не хватало яркости, то автор усиливал цвет через сравнения с жемчугом, гранатом, рубином. Все блестит и переливается золотом и серебром, но чувства драгоценнее каменьев, как бы они не переливались Любовь драгоценнее изумруда и дороже опала. Жемчуга и гранаты не могут купить ее, она не выставляется на рынке.

Роза – символ любви, была брошена на дорогу и раздавлена.

Как труден путь к счастью, к любви и как легко ее можно потерять.

В любви больше мудрости, чем в философии.

— Над чем же заставила задуматься сказка?

(Задуматься над нашими поступками и действиями.

Единственный путь к счастью – это следовать зову своего сердца).

 

Ф. Взамооценивание

Критерии успеха:

1.      имеет общее представление о художественном произведении, осмысливает  тему;

2.      имеет общее представление о сути любви через главных героев и их поступки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец урока

 

Заключение. Переход к идее произведения

§  Почему Соловей решил помочь Студенту? (Он жертвует собой ради любви) Как самоотверженный поступок характеризует Соловья? (Бескорыстный, преданный, верный, готовый к самопожертвованию) Он является положительным героем, носителем добра в сказке.

§  Мы подошли к моменту определения идеи сказки, зачем она написана. Предлагаю вам подумать над вопросом: почему произведение называется «Соловей и роза», а не «Соловей и Студент»? Ответ на вопрос поможет вам в раскрытии позиции автора и определении значения сказки.

§  Звучит романс Н. Носкова «Однообразные мелькают». Дети формулируют письменно свои высказывания. Соловей в сказке является носителем…

§  Носителем позиции автора является Соловей, который своим поступком и смертью утверждает, что любовь – высокое светлое чувство. Любовь дороже Жизни.

·         Может ли подвиг Соловья вдохновить нас, людей, на хорошие поступки ради любимых и близких?

·         Отметки за урок

§   

Подведение итогов. Рефлексия

"Выбери одну фразу для соседа по парте" 

Ты молодец!

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы работать лучше.

 

 Рефлексия – какой статус вы поставить сегодня себе в конце урока:

Мне всё понятно и интересно.

Мне не всё понятно, но было интересно.

Мне не всё понятно, но хочется узнать больше.

Критерии успеха

Учащийся достигает цель, если

1.      демонстрирует понимание прочитанного текста;

2.      указывает сходства народной и литературной сказки

3.      указывает различия между  народной и литературной сказками.

 

 

 

 

 

 

Дифференциация – каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


 

Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.  

 

 

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о вашем уроке из левой колонки. 

 

 

 

 


 

Раздел 2

Раздел 2

Работа с эпиграфом – запись в тетрадях

Работа с эпиграфом – запись в тетрадях

Андерсена «Снежная королева» - какая в этой сказке была любовь? (братская) §

Андерсена «Снежная королева» - какая в этой сказке была любовь? (братская) §

Эпитеты («нежный румянец», «алая великолепная роза», «сравнения («как легкий туман над рекой», «подобно утренней заре на рассвете»; олицетворение («затрепетав, раскрыла свои лепестки»)

Эпитеты («нежный румянец», «алая великолепная роза», «сравнения («как легкий туман над рекой», «подобно утренней заре на рассвете»; олицетворение («затрепетав, раскрыла свои лепестки»)

Определите позицию автора. Как она выражена в тексте произведения?

Определите позицию автора. Как она выражена в тексте произведения?

Обобщение. Какую роль играет любовь в жизни героев?

Обобщение. Какую роль играет любовь в жизни героев?

Конец урока Заключение

Конец урока Заключение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2023