Свободное телевидение: за и против. 11-й класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Свободное телевидение: за и против. 11-й класс Тип урока: закрепление материала Цель урока: развитие критического мышления и формирование активной гражданской позиции личности. Ожидаемые результаты: учащиеся смогут: • давать определения понятиям СМИ, сознание, массовая культура, цензура, свобода слова; • изучив различные точки зрения на современные СМИ, анализировать различные позиции, осознать роль массовой культуры и средств массовой информации в формировании личности; • развить свои коммуникативные умения; • научиться формулировать свое мнение и аргументировано отстаивать его в ходе дискуссии. Основные понятия: СМИ, свобода слова, печати, информации, массовая культура, цензура.
Иконка файла материала Свободное телевидение.doc
Свободное телевидение: за и против. 11­й класс Тип урока: закрепление материала Цель урока: развитие критического мышления и формирование активной гражданской позиции личности. Ожидаемые результаты: учащиеся смогут:     давать определения понятиям СМИ, сознание, массовая культура, цензура, свобода слова; изучив различные точки зрения на современные СМИ, анализировать различные позиции, осознать роль массовой  культуры и средств массовой информации в формировании личности; развить свои коммуникативные умения; научиться формулировать свое мнение и аргументировано отстаивать его в ходе дискуссии. Основные понятия: СМИ, свобода слова, печати, информации, массовая культура, цензура. ХОД УРОКА 1. Приветствие. 2. Вступительное слово учителя /мотивация учащихся/: – У вас на столах лежит телепрограмма на эту неделю. Интересно, какие передачи и фильмы предлагает нам ТВ и какие  передачи предпочтете вы? Почему? Какие каналы вы предпочтете и почему? Предполагаемые ответы.  Предпочитаемые  передачи: «Галилео», фильмы о животных, «Битва экстрасенсов», «Хит­лист», КВН, «Дом­2»,   «Мафия», «КомедиКлаб», «Топ­модель по­американски»  и музыкальным программам. Привлекает интересное, яркое,  сверхъестественное, азарт и возможность посмеяться. Наиболее предпочитаемые каналы телевидения – это СТС, ТНТ, МУЗ­ТВ, РЕН­ТВ, то есть развлекательные коммерческие каналы. Наибольшее количество эфирного времени отдается  на фильмы и сериалы, информационно­развлекательные программы и ток­шоу, наименьшее – на нравственно­ воспитательные и научно­популярные программы.  3. Организационный момент. Постановка цели: Слово учителя:  Наше занятие посвящено одному из видов средств массовой информации – телевидению. Оно в жизни  современного человека играет огромную роль: информируя человека о состоянии мира и заполняя его досуг, оно оказывает  влияние на его мышление, на мировосприятие, на его сознание.  В советские времена средства массовой информации находились под жестким контролем со стороны государства. С распадом  СССР и принятием Конституции РФ в нашей стране были провозглашены принципы гласности и свободы слова (статья 29).   Как же это отразилось на качестве телепрограмм?  Свободное телевидение: это хорошо или плохо? Сегодня мы вместе с вами рассмотрим различные точки зрения на эту  проблему и попробуем ответить на волнующий многих вопрос: нужна ли цензура СМИ? Деление класса на группы. 4. Словарная работа. Актуализация знаний. У каждой группы на столе карточка с одним понятием, которое она должна раскрыть. Слова учителя:  Прежде чем мы ознакомимся с различными мнениями, давайте вспомним, что означают понятия «СМИ»,  «массовая культура», «цензура», «свобода слова, печати, информации» Предполагаемый ответ: СМИ – это «периодическое печатное издание, радио­, теле­, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма  периодического распространения массовой информации» (из закона РФ «О СМИ» от 1991г). Массовая культура – форма духовной культуры, чертами которой являются доступность, коммерциализация,  развлекательный характер, культ звезд и насилия. Цензура – ограничение, запрет, установленный государством на производство и распространение духовных ценностей.Свобода слова, печати, информации –  право каждого выражать свои мнение и убеждения, право свободно искать,  получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. 5. Информационный блок. Работа групп с раздаточным материалом.  Самостоятельное изучение материалов периодической печати, подготовка ответов на вопросы  Обсуждение итогов работы. Предполагаемые ответы:  СМИ должны выполнять свои главные функции: информационную, регулятивную (регулировать поведение человека в  обществе)  и культурологическую (просвещать людей и формировать у них определенные ценности). С течением времени  развлекательная функция СМИ стала выходить на первый план, она стала наиболее востребованной среди населения.  Некоторые авторы считают, что свободы СМИ не существует, что свобода слова и свобода СМИ не означает одно и то же. Они оценивают положение в СМИ как критическое, требующее внимания гражданского общества. 6. Аналитический блок. Работа групп по заполнению таблицы «Свободное телевидение: за и против». Слова учителя: Сейчас класс разобьется на две большие группы. Одна должна защитить решение о сохранении свободы СМИ  и опровергнуть противоположную точку зрения, другая – должна доказать необходимость введения цензуры и опасность  свободы СМИ. Группы готовят вопросы друг к другу. Группы должны заполнить таблицу «Свободное телевидение: за и  против».          за                    против            7. Дискуссия. Обсуждение итогов групповой работы. Слова учителя: Почему необходима свобода СМИ? Почему нужна цензура? Предполагаемый ответ (заносится в таблицу, начерченную на доске, или выводится на экран проектора).  Предполагаемые ответы: 1 группа: 1. Свобода слова и свобода информации есть величайшее завоевание человечества, на котором зиждется демократия. Нельзя  возвращаться к временам тоталитаризма. 2. Контроль над СМИ со стороны кого бы то ни было приводит к нарушению прав человека. 3. Если телевидение будет действительно свободным, то общество получит трибуну для выражения своего мнения. Все  общественные организации и представители разных субкультур должны иметь право высказаться. 4. Контроль над СМИ со стороны рекламодателей и коммерческих структур привел к их однообразию и безнравственности. Возможные возражения и вопросы второй группы к первой группе: 1. Какова должна быть ответственность журналистов и учредителей каналов? 2. Каким образом все общественные организации получат право высказаться в СМИ? 3. Возращение к временам тоталитаризма невозможно, но современное состояние свободы слова в СМИ тоже не устраивает  общество. 2 группа: 1. Свобода СМИ привела к разгулу насилия и безнравственности, росту преступности и суицида. 2. Свобода слова и свобода СМИ не тождественны. Свободное телевидение не возможно в принципе, так если это  коммерческий канал, то производство телепрограмм подчинено достижению прибыли, если это государственный канал, то  государство будет (хочет оно этого или нет) влиять на суть и форму программ (госзаказ). 3. СМИ являются четвертой властью, государство должно контролировать эту власть, чтобы 1) избежать раскола общества, 2)  подрыва авторитета государства и закона, 3) оказывать положительное влияние на формирование сознания подрастающего  поколения, 4) использовать СМИ для объединения общества, 5) не допустить вреда, наносимого психике людей. Возможные возражения и вопросы первой группы ко второй группе: 1. Кто и как будет решать вопрос о том, что можно показывать, а что – нет? Что является насилием, а что – нет? 2. Не приведет ли ограничение свободы слова в СМИ к возвращению к тоталитаризму?8. Аналитический блок. Слова учителя: Итак, мнения разделились, и я предлагаю группам выработать свои предложения по изменению работы СМИ. Работа в группах.  Обсуждение итогов работы. Предполагаемые предложения (тоже можно вывести на экран или доску): 1. Выработать закон о том, что все программы, выпускаемые в эфир до 22 часов, должны соответствовать их просмотру  детьми. Может быть, их выпуск будет контролироваться  медиками.                                                                                                                     2. Жестче контролировать исполнение закона «О рекламе» и увеличить штрафные санкции, а может быть увеличить налог на  рекламное время и фильмы со сценами насилия и секса.                                                                                                                          3. Создать образовательный канал без рекламы и общественный ТВ­канал, финансируемые из бюджета. 4. Обеспечить доступ общественности к СМИ через законодательные предписания:   дать общественным организациям право  купить газетное пространство или экранное время, чтобы высказать там свое мнение и свои идеи) или дать бесплатный доступ  к СМИ — на условиях, оговоренных законодателем. 9. Подведение итогов урока. Слова учителя: Сегодня мы с вами обсудили проблему свободы телевидения. СМИ оказывают негативное и позитивное  влияние на сознание личности. Положительное воздействие можно расширить путем соблюдения баланса трех задач:  информирования, просвещения и развлечения, – в сторону улучшения их качественного решения и сбалансированности. Для  этого учредители СМИ, редакции и журналисты должны осознать значимость своей роли в воспитании своей аудитории.  Продукция массовой культуры, предназначенная для показа зрителям, должна отбираться более тщательно, с осознанием  последствий ее воздействия на психику и моральные устои подростков. 10. Оценочный блок. Выставление баллов членам противоположной группы на оценочных листах.  Предлагается высказаться о работе других учеников. 11. Рефлексивный блок: Слова учителя: Какие вопросы у вас возникли в ходе работы? Что дало вам это занятие, что вы осознали? 12. Домашнее задание. Слова учителя: Попробуйте составить программу телепередач на один день с учетом выработанных на уроке рекомендаций.