Своеобразие лирики Н.А. Некрасова

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: 1. Проанализировать особенности поэзии Некрасова, её своеобразие и новаторство 2. Рассмотреть основные темы лирики поэта 3. Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания. 4. Вырабатывать умения, сопоставлять лирические произведения с биографией Некрасова 5. Раскрыть преемственность лирики Некрасова с поэзией Пушкина и Лермонтова. 6. Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке. 7. Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.Цели урока: 1. Проанализировать особенности поэзии Некрасова, её своеобразие и новаторство 2. Рассмотреть основные темы лирики поэта 3. Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания. 4. Вырабатывать умения, сопоставлять лирические произведения с биографией Некрасова 5. Раскрыть преемственность лирики Некрасова с поэзией Пушкина и Лермонтова. 6. Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке. 7. Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.
Иконка файла материала Своеобразие лирики Некрасова.docx
Своеобразие лирики Н.А. Некрасова Цели урока: 1. Проанализировать  особенности поэзии   Некрасова, её своеобразие и новаторство  2. Рассмотреть основные темы лирики поэта  3. Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного  содержания.  4. Вырабатывать  умения, сопоставлять лирические произведения с биографией  Некрасова  5. Раскрыть преемственность лирики Некрасова с поэзией Пушкина и Лермонтова.  6. Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке.  7. Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на  примере жизни и творчества поэта.  Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок­поиск. Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения. Методический приём: групповая работа, сообщения, чтение наизусть. Наглядность: слайды, репродукции  картин, тексты, словари. Ход урока I. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока. II.  Слово учителя.       О месте Некрасова в русской литературе  как личности и как поэта. Учитель  предупреждает, что ученики должны  раскрыть смысл эпиграфов по ходу урока. Эпиграфы: «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть…» «Я лиру посвятил народу своему…»   «Да знаете ли Вы, что Вы поэт ­ и поэт истинный?» III. Работа по теме.     1. Вступление к теме.        Портрет Н.А. Некрасова, картина  с  изображением Волги. (Слайд №1) Звучит песня «Ой ты, Волга­матушка», ученица читает отрывок из стихотворения «На  Волге» (Приложение № 1) Песня затихает, появляется картина Репина «Бурлаки на Волге». (Слайд  №2)                                                                                 Ученица продолжает читать. 2. Учитель:  ­ Почему мы начали урок  стихами о Волге, с демонстрации картины Репина? (Потому  что детство Некрасова прошло там, где протекала река Волга и впечатления,  связанные с его наблюдениями, отразились на его жизни и творчестве.) 3. Рассказ ученика о детстве Некрасова  (Слайд №3)  Чтение наизусть (прилож.№ 2) Учитель: Обратимся к одному из эпиграфов « То сердце не научится любить, которое  устало ненавидеть…». (Слайд №1) ­ Как вы понимаете  смысл этих слов?     4. Развёрнутый ответ ученика.Эту мысль Некрасов по­разному:  повторяет в своих стихах, критических статьях и  письмах. Любовь­ненависть владеет поэтом, потому что любить Родину и желать ей  счастья ­ значит ненавидеть всё, что её позорит. Нелёгкую жизнь довелось  прожить  Н. А.,  труден  был его путь в литературу. Потребовались годы неустанного труда и борьбы с  жизненными невзгодами, прежде чем он стал поэтом, к голосу которого прислушивалась  вся Россия. (Чтение наизусть). В нашей улице жизнь трудовая; Начинают ни свет ни заря Свой ужасный концерт, припевая, Токари, резчики, слесаря, А в ответ им гремит мостовая!.. Всё сливается, стонет, гудёт, Как­то глухо и грозно рокочет, Словно цепи куют на несчастный народ,   Словно город обрушиться хочет.  («О погоде», 1859 г.) 5. Учитель обращает внимание на второй эпиграф     ­ Когда, кем, кому, и по какому  поводу были произнесены слова: «Да знаете ли вы, что вы  поэт ­ и поэт истинный!» Ученик рассказывает о Белинском и его влиянии на Некрасова. Чтение отрывков из  произведений Некрасова о Белинском. Некрасов и «Современник» Рассказ сопровождается слайдами: портрет Белинского, сотрудники «Современника») (Слайд №4, №5,  приложение №4)            6. Слово учителя. Своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и её тематикой,  идейностью. О чём же писал Некрасов? (В процессе рассказа учителя учащиеся ведут  записи в тетрадях). 1. Как мы уже говорили, Некрасов с раннего детства общался с крестьянскими  ребятишками, и поэтому о  детях и для детей написал  много различных произведений. О  страданиях детей, маленьких тружениках,  вынужденных работать с утра до ночи в  мастерских ремесленников, Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». (1866) Это,  наверное, единственное стихотворение в поэзии, где с такой силой запечатлелась картина  каторжного труда детей на полукустарных фабриках. Обращаясь к читателям, поэт  спрашивает: Равнодушно слушая проклятья В битве с жизнью гибнущих людей, В них вы слышите ли, братья, Тихий плач и жалобы детей. В то время, как «В золотую пору малолетства // Всё живо ­ счастливо живёт», маленькие  рабы, выбиваясь из сил, целыми днями  вертят колёса на фабриках. И нет силы, которая  могла бы остановить это  ужасное, бесконечное кружение: Бесполезно плакать и молиться,Колесо не слышит, не щадит Хоть умри ­ проклятое вертится,Хоть умри ­ гудит­ гудит­ гудит! Слайд:  картина Перова «Тройка»(1866)  (Анализ) (Слайд №6)Безграничной любовью к детворе пронизано стихотворение «Крестьянские дети». С  нежностью рассказывает поэт о Савосях, Кузяхах, Глашках и других ребятишках. Но поэт  напоминает и о том, что многим из них  « рано знакомы труды» (образ мужичка с ноготок,  шести лет от роду). Для детей он пишет стих­я «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и  зайцы» и другие.   (Слайды №6–9) 2. Всю свою жизнь Некрасов посвятил служению народу. О народе и для народа писал поэт. Именно таким произведением  явилась поэма «Корабейники».(1861) В ней поэт обобщил  наблюдения над крестьянской жизнью в канун  проведения реформы. Отдельные части  поэмы стали  народными песнями («Коробушка») О печальной истории, поведанной  крестьянкой о гибели своего единственного сына, написана поэма «Орина, мать  солдатская» (слайд) О бесправном положении народа рассказывают стих­я «Размышления  у парадного подъезда», «Железная дорога» (Слайды №10, 11). 3. Женская тема ­ одна из основных в творчестве поэта. О трагическом и бесправном  положении русской женщины­ крестьянки Н. пишет в одном из лучших произведений 1860­ х годов в поэме «Мороз, Красный нос» (1864). В самом начале поэмы ­ подлинный гимн во  славу русской женщины…(«Есть женщины в русских селеньях…»), лирические стих­я,  «Русские женщины». На закате своей жизни Н. пишет поэму­эпопею «Кому на Руси жить  хорошо» (Слайды №12–15) Таким образом, мы видим, насколько широка и многогранна  была поэзия великого поэта, и в каждом стихотворении перечисленных направлений звучат мотивы огромной любви к  родине, боль и гнев, протест против эксплуатации. 7. Аналитическая работа. Проанализируйте таблицу по тематике лирики Пушкина, Лермонтова, Некрасова и  сделайте вывод   о преемственности в литературе. (Приложение № 5) Вывод:  Во всех отрывках звучит призыв к действию, не быть равнодушными, чувствуется  боль, переживание за тех, кто молчит. Учитель. Значит, Некрасов следовал традициям Пушкина и Лермонтова. Давайте убедимся в этом, прочитав и проанализировав стихотворения  «Поэт и гражданин», «Муза»,  «Элегия»  8. Работа над стихотворениями (План анализа стихотворного текста раздаётся  учащимся, приложение № 6) 1. Проследим позицию Некрасова в стих. «Поэт и гражданин» (1856г.)  Один из  современников так отозвался о стихотворении: «Какую славную придумал Некрасов  увертюру для своей суровой музыки! Он написал большую вещь под заглавием «Поэт и  гражданин», которая вместо предисловия будет напечатана в книжке его стихотворений.  Суровая и горькая, но благородная и сильная вещь! Так и гудит мотив всей его музы». 2. Чтение стихотворения  по ролям. ­ О чём спорят герои стихотворения? ­ Кто победил в этом споре? (В этом споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного  таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские  убеждения). Докажите текстом. Существует мнение, что Некрасов  полностью разделяет   убеждения Гражданина, который провозглашает мысль о том, что поэзия­ это важное  общественное дело, долг поэта ­ быть  гражданином своей  родины, бесстрашно идущим  в  бой  «за честь отчизны, за убежденья, за любовь»: Будь гражданин! служа искусству, Для блага ближнего живи, Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей любви…А что поэт?  Он привержен заветам Пушкина, провозгласившего в стихотворении «Поэт и  толпа»: Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. Поэт признаётся, что не всегда  спешил  «известности добиться», шёл «тропкой торною» и  «добродушно воспевал» «то гром небес, то ярость моря», удивлял «дерзостью мальчишек//  И похвалой гордился их» Ведь было время, когда в годы «печальной, бескорыстной,  трудной» юности он «без отвращенья, без боязни» «шёл в тюрьму и к месту казни», «честно ненавидел» и «искренне любил» Но поэт не выдержал жизненных испытаний, не захотел  погибнуть безвестным, когда ему было всего двадцать лет: Лукаво жизнь вперёд давила, Как моря вольные струи, И ласково  любовь сулила Мне блага лучшие свои… Далеко не сразу понял Поэт, что попрал он «долг священный человека». Раскаянье пришло, когда Под игом лет душа погнулась, Остыла ко всему она, И Муза вовсе отвернулась, Презренья полного полна. Учитель. Самое страшное, что только «у двери гроба» он понял, что его Музе «шёл один  венок терновый» к её «угрюмой красоте». Как видим, в суждениях и Гражданина, и Поэта просматриваются определённые  противоречия. Для Некрасова единственным и абсолютным критерием  в осмыслении роли  поэта и назначении поэзии является  Пушкин, в творчестве которого  органически  соединились  гражданские и общечеловеческие истины. Чернышевский писал, что Некрасов «был, прежде всего, поэтом, и мила ему была только  поэтическая  (а не политическая) часть его литературной деятельности». И призывая  Поэта  идти «в огонь за честь отчизны,// За убежденья, за любовь» и провозглашая, что  «дело прочно// Когда под ним струится кровь», Гражданин (и сам Некрасов)  имел в виду  вовсе не революционную деятельность. «Дело» ­ это святое служение родине, «прочно»   оно только тогда, когда под ним (в его основе) «струится» (именно струится,  а не льётся)  живая «кровь». Иными словами, активная, самоотверженная деятельность.  Некрасов  всегда восхищался подвижниками, людьми, посвятившими свою жизнь беззаветному  служению отчизне, и прославлял тех, кто «проповедует любовь // Враждебным словом  отрицанья» («Блажен незлобивый поэт»). Такими  в его глазах  были и Пушкин, и Гоголь, и, прежде всего, Белинский.  Идейным центром  его лирики явились произведения, в которых  Некрасов высказал свои взгляды на поэзию и охарактеризовал собственное творчество.  Задание.  Прочитайте стихотворение «Муза» (1852) . Определите, какими эпитетами он  охарактеризовал её. В стихотворениях «Муза», «Блажен незлобивый поэт…», «Замолкни, Муза мести и  печали!..» выражена позиция поэта­ гражданина, певца народного горя и страданий. Его   Муза «плачущая, скорбящая и болящая», ведущая его «через бездны  тёмные насилия и  Зла. Муза ­ 1. В греческой мифологии богиня покровительница искусства и наук. 2. (перен.  знач.) Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.­ А как изображает поэт Музу? (Изображение Музы, по­ видимому, символически  уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего). Наконец, можно считать этот образ ёмкой метафорой: крестьянка – сама поэзия,  обречённая в эпоху Некрасова несколько умалять своё достоинство, на время  «притвориться прозою», как  бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной».   Также  в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной», в крови, кнутом  иссечённой Музы, плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно  просящей…согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой  и нелюбимой». Учитель Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и  образом русской жизни во всех её гранях, которые поэт воссоздал в своём творчестве.  3. Анализ стих­я «Элегия». 1. Словарная работа.  2. Определение жанра.  3. Чтение стихотворения учителем наизусть.  Учащиеся работают с текстом, ведут записи  в тетрадях. ­ О чём говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена? (В первой  строфе поэт обращается к молодёжи, говорит о бедственном положении народа и  определяет высокое назначение поэзии.) Анализ второй строфы. (Поэт выразил своё отношение к реформе 1861 года и продолжает  развивать тему служения народу). ­ Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой  смысл этих вопросов? (Размышления о том, что он видит и слышит кругом, поэт  конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу). ­ Каковы особенности четвёртой строфы? (Некрасов рассказывает о том, как приходит к  нему  вдохновение и как поиск ответов на  «тайные вопросы» выливается  в громкую,  широкую песню). Итак, каким представлен народ в «элегии»? Что можно сказать о Некрасове, прочитав  стихотворение «Элегия»? Учащиеся.  Он  человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий  произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремлённый художник, хотя ему  известны колебания  и ошибки. Но в главном он поэт и человек, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это  мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба  молодёжи, её  пути в жизни. Наконец, это поэт, который творит по внутреннему  свободному  побуждению. Некрасовская муза ­ страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая,  сочувствующая народу. (Поэт должен быть с народом, служить народу). Учитель. Такими служителями, борцами за общественное дело, за народ были Н. Г.  Чернышевский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов. Лучшим людям Некрасов посвятил  немало стихотворений. Белинскому ­ «Памяти приятеля», поэмы «В.Г. Белинский» (1855),  «Несчастные» (1856), лирическую комедию «Медвежья охота». Чтение наизусть отрывка из «Медвежьей охоты» (ученик) (Приложение №7, Слайд №5) 9. Итог. Итак, можно сделать вывод, что становление Некрасова как поэта состоялось  благодаря огромной любви  к народу, своей матери, совместной работе с  революционерами­ разночинцами. Широка и многогранна была деятельность Некрасова. В  его творчестве нашли  своё отражение реальная жизнь страны во всех её проявлениях. Поэт жил тревогами и заботами своего времени, следил за всеми переменами, происходящими  вокруг. Никто в русской литературе  не писал о народе с такой проникновенной и  сострадательной любовью, как Некрасов, и никому не удалось так глубоко и всестороннераскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского национального  характера. Недаром поэт сказал о себе: Я признан был воспеть твои страданья, Терпеньем  изумляющий народ. ­ В чём же заключается неповторимая особенность поэзии и новаторство Некрасова?  (Учащиеся перечисляют самостоятельно, а затем проектируется слайд №17, приложение  №9) Итоговый вопрос: Что бы взяли  для себя у Некрасова?  Домашнее задание. 1. Знать материал  урока.  2. Выучить стихотворение «Памяти Добролюбова», сделать его анализ (по плану).  3. Индивидуальное задание. Подготовить сообщение «Жанр  и композиция поэмы  «Кому на Руси жить хорошо».

Посмотрите также