Своеобразие лирики Н.А. Некрасова
Оценка 4.9

Своеобразие лирики Н.А. Некрасова

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
13.02.2018
Своеобразие лирики Н.А. Некрасова
Цели урока: 1. Проанализировать особенности поэзии Некрасова, её своеобразие и новаторство 2. Рассмотреть основные темы лирики поэта 3. Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания. 4. Вырабатывать умения, сопоставлять лирические произведения с биографией Некрасова 5. Раскрыть преемственность лирики Некрасова с поэзией Пушкина и Лермонтова. 6. Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке. 7. Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.Цели урока: 1. Проанализировать особенности поэзии Некрасова, её своеобразие и новаторство 2. Рассмотреть основные темы лирики поэта 3. Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания. 4. Вырабатывать умения, сопоставлять лирические произведения с биографией Некрасова 5. Раскрыть преемственность лирики Некрасова с поэзией Пушкина и Лермонтова. 6. Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке. 7. Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.
Своеобразие лирики Некрасова.docx
Своеобразие лирики Н.А. Некрасова Цели урока: 1. Проанализировать  особенности поэзии   Некрасова, её своеобразие и новаторство  2. Рассмотреть основные темы лирики поэта  3. Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного  содержания.  4. Вырабатывать  умения, сопоставлять лирические произведения с биографией  Некрасова  5. Раскрыть преемственность лирики Некрасова с поэзией Пушкина и Лермонтова.  6. Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке.  7. Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на  примере жизни и творчества поэта.  Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок­поиск. Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения. Методический приём: групповая работа, сообщения, чтение наизусть. Наглядность: слайды, репродукции  картин, тексты, словари. Ход урока I. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока. II.  Слово учителя.       О месте Некрасова в русской литературе  как личности и как поэта. Учитель  предупреждает, что ученики должны  раскрыть смысл эпиграфов по ходу урока. Эпиграфы: «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть…» «Я лиру посвятил народу своему…»   «Да знаете ли Вы, что Вы поэт ­ и поэт истинный?» III. Работа по теме.     1. Вступление к теме.        Портрет Н.А. Некрасова, картина  с  изображением Волги. (Слайд №1) Звучит песня «Ой ты, Волга­матушка», ученица читает отрывок из стихотворения «На  Волге» (Приложение № 1) Песня затихает, появляется картина Репина «Бурлаки на Волге». (Слайд  №2)                                                                                 Ученица продолжает читать. 2. Учитель:  ­ Почему мы начали урок  стихами о Волге, с демонстрации картины Репина? (Потому  что детство Некрасова прошло там, где протекала река Волга и впечатления,  связанные с его наблюдениями, отразились на его жизни и творчестве.) 3. Рассказ ученика о детстве Некрасова  (Слайд №3)  Чтение наизусть (прилож.№ 2) Учитель: Обратимся к одному из эпиграфов « То сердце не научится любить, которое  устало ненавидеть…». (Слайд №1) ­ Как вы понимаете  смысл этих слов?     4. Развёрнутый ответ ученика. Эту мысль Некрасов по­разному:  повторяет в своих стихах, критических статьях и  письмах. Любовь­ненависть владеет поэтом, потому что любить Родину и желать ей  счастья ­ значит ненавидеть всё, что её позорит. Нелёгкую жизнь довелось  прожить  Н. А.,  труден  был его путь в литературу. Потребовались годы неустанного труда и борьбы с  жизненными невзгодами, прежде чем он стал поэтом, к голосу которого прислушивалась  вся Россия. (Чтение наизусть). В нашей улице жизнь трудовая; Начинают ни свет ни заря Свой ужасный концерт, припевая, Токари, резчики, слесаря, А в ответ им гремит мостовая!.. Всё сливается, стонет, гудёт, Как­то глухо и грозно рокочет, Словно цепи куют на несчастный народ,   Словно город обрушиться хочет.  («О погоде», 1859 г.) 5. Учитель обращает внимание на второй эпиграф     ­ Когда, кем, кому, и по какому  поводу были произнесены слова: «Да знаете ли вы, что вы  поэт ­ и поэт истинный!» Ученик рассказывает о Белинском и его влиянии на Некрасова. Чтение отрывков из  произведений Некрасова о Белинском. Некрасов и «Современник» Рассказ сопровождается слайдами: портрет Белинского, сотрудники «Современника») (Слайд №4, №5,  приложение №4)            6. Слово учителя. Своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и её тематикой,  идейностью. О чём же писал Некрасов? (В процессе рассказа учителя учащиеся ведут  записи в тетрадях). 1. Как мы уже говорили, Некрасов с раннего детства общался с крестьянскими  ребятишками, и поэтому о  детях и для детей написал  много различных произведений. О  страданиях детей, маленьких тружениках,  вынужденных работать с утра до ночи в  мастерских ремесленников, Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». (1866) Это,  наверное, единственное стихотворение в поэзии, где с такой силой запечатлелась картина  каторжного труда детей на полукустарных фабриках. Обращаясь к читателям, поэт  спрашивает: Равнодушно слушая проклятья В битве с жизнью гибнущих людей, В них вы слышите ли, братья, Тихий плач и жалобы детей. В то время, как «В золотую пору малолетства // Всё живо ­ счастливо живёт», маленькие  рабы, выбиваясь из сил, целыми днями  вертят колёса на фабриках. И нет силы, которая  могла бы остановить это  ужасное, бесконечное кружение: Бесполезно плакать и молиться,Колесо не слышит, не щадит Хоть умри ­ проклятое вертится,Хоть умри ­ гудит­ гудит­ гудит! Слайд:  картина Перова «Тройка»(1866)  (Анализ) (Слайд №6) Безграничной любовью к детворе пронизано стихотворение «Крестьянские дети». С  нежностью рассказывает поэт о Савосях, Кузяхах, Глашках и других ребятишках. Но поэт  напоминает и о том, что многим из них  « рано знакомы труды» (образ мужичка с ноготок,  шести лет от роду). Для детей он пишет стих­я «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и  зайцы» и другие.   (Слайды №6–9) 2. Всю свою жизнь Некрасов посвятил служению народу. О народе и для народа писал поэт. Именно таким произведением  явилась поэма «Корабейники».(1861) В ней поэт обобщил  наблюдения над крестьянской жизнью в канун  проведения реформы. Отдельные части  поэмы стали  народными песнями («Коробушка») О печальной истории, поведанной  крестьянкой о гибели своего единственного сына, написана поэма «Орина, мать  солдатская» (слайд) О бесправном положении народа рассказывают стих­я «Размышления  у парадного подъезда», «Железная дорога» (Слайды №10, 11). 3. Женская тема ­ одна из основных в творчестве поэта. О трагическом и бесправном  положении русской женщины­ крестьянки Н. пишет в одном из лучших произведений 1860­ х годов в поэме «Мороз, Красный нос» (1864). В самом начале поэмы ­ подлинный гимн во  славу русской женщины…(«Есть женщины в русских селеньях…»), лирические стих­я,  «Русские женщины». На закате своей жизни Н. пишет поэму­эпопею «Кому на Руси жить  хорошо» (Слайды №12–15) Таким образом, мы видим, насколько широка и многогранна  была поэзия великого поэта, и в каждом стихотворении перечисленных направлений звучат мотивы огромной любви к  родине, боль и гнев, протест против эксплуатации. 7. Аналитическая работа. Проанализируйте таблицу по тематике лирики Пушкина, Лермонтова, Некрасова и  сделайте вывод   о преемственности в литературе. (Приложение № 5) Вывод:  Во всех отрывках звучит призыв к действию, не быть равнодушными, чувствуется  боль, переживание за тех, кто молчит. Учитель. Значит, Некрасов следовал традициям Пушкина и Лермонтова. Давайте убедимся в этом, прочитав и проанализировав стихотворения  «Поэт и гражданин», «Муза»,  «Элегия»  8. Работа над стихотворениями (План анализа стихотворного текста раздаётся  учащимся, приложение № 6) 1. Проследим позицию Некрасова в стих. «Поэт и гражданин» (1856г.)  Один из  современников так отозвался о стихотворении: «Какую славную придумал Некрасов  увертюру для своей суровой музыки! Он написал большую вещь под заглавием «Поэт и  гражданин», которая вместо предисловия будет напечатана в книжке его стихотворений.  Суровая и горькая, но благородная и сильная вещь! Так и гудит мотив всей его музы». 2. Чтение стихотворения  по ролям. ­ О чём спорят герои стихотворения? ­ Кто победил в этом споре? (В этом споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного  таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские  убеждения). Докажите текстом. Существует мнение, что Некрасов  полностью разделяет   убеждения Гражданина, который провозглашает мысль о том, что поэзия­ это важное  общественное дело, долг поэта ­ быть  гражданином своей  родины, бесстрашно идущим  в  бой  «за честь отчизны, за убежденья, за любовь»: Будь гражданин! служа искусству, Для блага ближнего живи, Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей любви… А что поэт?  Он привержен заветам Пушкина, провозгласившего в стихотворении «Поэт и  толпа»: Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. Поэт признаётся, что не всегда  спешил  «известности добиться», шёл «тропкой торною» и  «добродушно воспевал» «то гром небес, то ярость моря», удивлял «дерзостью мальчишек//  И похвалой гордился их» Ведь было время, когда в годы «печальной, бескорыстной,  трудной» юности он «без отвращенья, без боязни» «шёл в тюрьму и к месту казни», «честно ненавидел» и «искренне любил» Но поэт не выдержал жизненных испытаний, не захотел  погибнуть безвестным, когда ему было всего двадцать лет: Лукаво жизнь вперёд давила, Как моря вольные струи, И ласково  любовь сулила Мне блага лучшие свои… Далеко не сразу понял Поэт, что попрал он «долг священный человека». Раскаянье пришло, когда Под игом лет душа погнулась, Остыла ко всему она, И Муза вовсе отвернулась, Презренья полного полна. Учитель. Самое страшное, что только «у двери гроба» он понял, что его Музе «шёл один  венок терновый» к её «угрюмой красоте». Как видим, в суждениях и Гражданина, и Поэта просматриваются определённые  противоречия. Для Некрасова единственным и абсолютным критерием  в осмыслении роли  поэта и назначении поэзии является  Пушкин, в творчестве которого  органически  соединились  гражданские и общечеловеческие истины. Чернышевский писал, что Некрасов «был, прежде всего, поэтом, и мила ему была только  поэтическая  (а не политическая) часть его литературной деятельности». И призывая  Поэта  идти «в огонь за честь отчизны,// За убежденья, за любовь» и провозглашая, что  «дело прочно// Когда под ним струится кровь», Гражданин (и сам Некрасов)  имел в виду  вовсе не революционную деятельность. «Дело» ­ это святое служение родине, «прочно»   оно только тогда, когда под ним (в его основе) «струится» (именно струится,  а не льётся)  живая «кровь». Иными словами, активная, самоотверженная деятельность.  Некрасов  всегда восхищался подвижниками, людьми, посвятившими свою жизнь беззаветному  служению отчизне, и прославлял тех, кто «проповедует любовь // Враждебным словом  отрицанья» («Блажен незлобивый поэт»). Такими  в его глазах  были и Пушкин, и Гоголь, и, прежде всего, Белинский.  Идейным центром  его лирики явились произведения, в которых  Некрасов высказал свои взгляды на поэзию и охарактеризовал собственное творчество.  Задание.  Прочитайте стихотворение «Муза» (1852) . Определите, какими эпитетами он  охарактеризовал её. В стихотворениях «Муза», «Блажен незлобивый поэт…», «Замолкни, Муза мести и  печали!..» выражена позиция поэта­ гражданина, певца народного горя и страданий. Его   Муза «плачущая, скорбящая и болящая», ведущая его «через бездны  тёмные насилия и  Зла. Муза ­ 1. В греческой мифологии богиня покровительница искусства и наук. 2. (перен.  знач.) Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество. ­ А как изображает поэт Музу? (Изображение Музы, по­ видимому, символически  уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего). Наконец, можно считать этот образ ёмкой метафорой: крестьянка – сама поэзия,  обречённая в эпоху Некрасова несколько умалять своё достоинство, на время  «притвориться прозою», как  бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной».   Также  в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной», в крови, кнутом  иссечённой Музы, плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно  просящей…согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой  и нелюбимой». Учитель Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и  образом русской жизни во всех её гранях, которые поэт воссоздал в своём творчестве.  3. Анализ стих­я «Элегия». 1. Словарная работа.  2. Определение жанра.  3. Чтение стихотворения учителем наизусть.  Учащиеся работают с текстом, ведут записи  в тетрадях. ­ О чём говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена? (В первой  строфе поэт обращается к молодёжи, говорит о бедственном положении народа и  определяет высокое назначение поэзии.) Анализ второй строфы. (Поэт выразил своё отношение к реформе 1861 года и продолжает  развивать тему служения народу). ­ Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой  смысл этих вопросов? (Размышления о том, что он видит и слышит кругом, поэт  конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу). ­ Каковы особенности четвёртой строфы? (Некрасов рассказывает о том, как приходит к  нему  вдохновение и как поиск ответов на  «тайные вопросы» выливается  в громкую,  широкую песню). Итак, каким представлен народ в «элегии»? Что можно сказать о Некрасове, прочитав  стихотворение «Элегия»? Учащиеся.  Он  человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий  произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремлённый художник, хотя ему  известны колебания  и ошибки. Но в главном он поэт и человек, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это  мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба  молодёжи, её  пути в жизни. Наконец, это поэт, который творит по внутреннему  свободному  побуждению. Некрасовская муза ­ страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая,  сочувствующая народу. (Поэт должен быть с народом, служить народу). Учитель. Такими служителями, борцами за общественное дело, за народ были Н. Г.  Чернышевский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов. Лучшим людям Некрасов посвятил  немало стихотворений. Белинскому ­ «Памяти приятеля», поэмы «В.Г. Белинский» (1855),  «Несчастные» (1856), лирическую комедию «Медвежья охота». Чтение наизусть отрывка из «Медвежьей охоты» (ученик) (Приложение №7, Слайд №5) 9. Итог. Итак, можно сделать вывод, что становление Некрасова как поэта состоялось  благодаря огромной любви  к народу, своей матери, совместной работе с  революционерами­ разночинцами. Широка и многогранна была деятельность Некрасова. В  его творчестве нашли  своё отражение реальная жизнь страны во всех её проявлениях. Поэт жил тревогами и заботами своего времени, следил за всеми переменами, происходящими  вокруг. Никто в русской литературе  не писал о народе с такой проникновенной и  сострадательной любовью, как Некрасов, и никому не удалось так глубоко и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского национального  характера. Недаром поэт сказал о себе: Я признан был воспеть твои страданья, Терпеньем  изумляющий народ. ­ В чём же заключается неповторимая особенность поэзии и новаторство Некрасова?  (Учащиеся перечисляют самостоятельно, а затем проектируется слайд №17, приложение  №9) Итоговый вопрос: Что бы взяли  для себя у Некрасова?  Домашнее задание. 1. Знать материал  урока.  2. Выучить стихотворение «Памяти Добролюбова», сделать его анализ (по плану).  3. Индивидуальное задание. Подготовить сообщение «Жанр  и композиция поэмы  «Кому на Руси жить хорошо».

Своеобразие лирики Н.А. Некрасова

Своеобразие лирики Н.А. Некрасова

Своеобразие лирики Н.А. Некрасова

Своеобразие лирики Н.А. Некрасова

Своеобразие лирики Н.А. Некрасова

Своеобразие лирики Н.А. Некрасова

Своеобразие лирики Н.А. Некрасова

Своеобразие лирики Н.А. Некрасова

Своеобразие лирики Н.А. Некрасова

Своеобразие лирики Н.А. Некрасова

Своеобразие лирики Н.А. Некрасова

Своеобразие лирики Н.А. Некрасова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018