Школа: МОУ «Школа №18 города Тореза»
Учитель: Фомина Надежда Валентиновна
Предмет: алгебра
Класс: 7 класс
Тема: Свойства степени с натуральным показателем
Цель:
1) открыть свойства степени с натуральными показателями, сформировать умение применять эти свойства для вычислений;
2) повторить и закрепить: определение степени с натуральным показателем.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формируемые УУД:
Предметные:
· знает свойства умножения и деления степеней с одинаковым основанием;
· применяет свойства для вычисления значений выражений, упрощения буквенных выражений;
· применяет определение степени.
Метапредметные:
· планирует свои действия в соответствии с решаемой задачей;
· использует речь для регуляции своих действий;
· осуществляет итоговый и пошаговый контроль по эталону;
· оценивает свои достижения, осознает трудности, ищет их причины и пути преодоления.
· осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
· строит речевые высказывания в устной и письменной форме;
· проводит сравнение и классификацию по заданным критериям;
· формулирует собственное мнение и позицию;
· осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использует речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Личностные:
· положительно относится к учению;
· проявляет активность, самостоятельность;
· имеет учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
· ориентирован на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения.
Оборудование: раздаточный материал, эталоны, проектор, презентация .
Краткая аннотация к работе: Урок открытия новых знаний, построен в соответствии с технологией системно- деятельностного метода.
Ход урока:
Этап 1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа:
1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1:
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим путешествие в увлекательный мир степеней, одночленов и многочленов. Вместе с нами этот путь пройдёт Алиса – героиня произведений Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Почему именно Алиса? Мне кажется, что многие цитаты из этих сказок подходят к сегодняшнему уроку.
«- Не грусти, - сказала Алисa. - Рано или поздно все станет понятно, все станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно».
-Мы тоже находимся с вами в начале изучения темы «Многочлены», но постепенно наши знания будут выстраиваться в красивую схему, похожую на математические кружева.
(Приложение 1. Слайд 2).
На прошлом уроке мы узнали, что такое степень с натуральным показателем. Сегодня мы узнаем новое о степенях.
Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель этапа:
1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания;
2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи;
3) зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны);
4) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: анализ, аналогия, обобщение;
5) мотивировать к выполнению пробного действия;
6) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
7) организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
- Что называется степенью числа а с натуральным показателем n? (Степенью числа а с натуральным показателем n называется произведение, состоящее из n множителей, каждый из которых равен а).
- Прочитайте выражение 67.Назовите основание и показатель степени.
Учащиеся пишут математический диктант. (Два ученика работают за доской.)
1) Запишите произведение а· а· а · а в виде степени?
2) Запишите выражение 6·6·6·6·6·6·6 в виде степени? Подчеркните одной чертой основание, двумя показатель степени.
3) Чему равна первая степень числа -5?
4) Вычислите: (-0,1)2.
5) Выпишите степени, значения, которых положительные : (-7)4; (-11)5; (-1)0.
6) Сравните : -26 и (-2)6.
7) Вычислите значение степени, если основание равно 3, показатель равен 4.
8) Найти значение выражения 119:117
Доски открываются, и ученики проверяют свою работу, сверяясь с ответами на доске. По результатам разминки в листе достижений (Приложение 2) делается отметка.
-Кто верно выполнил задание 1-7 ? Какие ошибки были допущены?
-Кто выполнил задание 8? В чём причина затруднения?
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 3 :
«Мало кто находит выход, некоторые не видят его, даже если найдут, а многие даже не ищут».
(Приложение 1. Слайд 3).
-Какое задание вы должны были выполнить? (Найти значение выражения).
-В каком месте возникло затруднение? (Я не смог найти значение выражения, так как нужно было выполнять громоздкие вычисления).
-А почему оно возникло? (Вероятно, есть какие-то способы преобразования выражений со степенями, но я их не знаю).
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное групповое взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на этапе 4:
«План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение».
(Приложение 1. Слайд 4).
- Какую цель вы перед собой поставите? (Узнать свойства степеней с натуральными показателями).
-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока (Свойства степеней с натуральными показателями).
-Как мы будем достигать поставленной цели, как узнаем свойства степеней? (Можно найти соответствующий материал в учебнике, справочнике, материал может объяснить учитель; можем вывести свойства самостоятельно, используя уже известные алгоритмы, правила и свойства).
- Как можно назвать свойство степеней, с помощью которого можно решить пример 8? (Деление степеней).
-Что общего у этих степеней? ( Основания. Деление степеней с одинаковыми основаниями).
- Как вы думаете, могут ли быть другие свойства степеней? Какие? (Умножение степеней с одинаковыми основаниями.)
- Итак, мы должны сформулировать и доказать два свойства степеней с натуральными показателями:
1. Умножение степеней с одинаковыми основаниями: .
2. Деление степеней с одинаковыми основаниями: .
План действий:
1. Записать несколько примеров для соответствующего свойства.
2. Выполнить действия, применяя определение степени .
3. Увидеть закономерность. Сделать вывод.
4. Записать свойство в буквенной форме.
5. Доказать свойство. (Приложение 1. Слайд 5).
5. Реализация построенного проекта.
«Думай о смысле, а слова придут сами».
Цель этапа:
1) Сформулировать и доказать свойства степеней с натуральными показателями.
2) Зафиксировать свойства в виде формул и создать эталон.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Данную работу предлагаю выполнить в группах. Класс разбивается на группы. Каждая из них получает одно из заданий 1или 2.
· Идёт работа в группах по предложенному плану. Учащиеся записывают в тетрадях примеры на соответствующее свойство , вычисляют значения, пользуясь определением степени.
· Находят закономерность. Формулируют правило.
· Доказывают свойство на больших листах.
· Учащиеся подводят итоги в группах, фиксируют результаты. Представляют у доски результаты работы в виде формул и эталона. Проводят доказательство.
- Вы достигли поставленной цели? (Да. Мы сформулировали и доказали свойства степеней с натуральными показателями).
- Какие задания вы теперь можете выполнять? (Мы теперь сможем выполнять умножение, деление степеней с одинаковыми основаниями).
- Объединим эти правила под названием «Свойства степеней с натуральными основаниями». Сверим полученные правила умножения и деления степеней с учебником.
(Приложение 1. Слайд 6).
1. При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание остаётся тем же, а показатели складываются:
2. При делении степеней с одинаковыми основаниями основание остаётся тем же, а из показателя делимого вычитается показатель делителя:
|
- Почему в правиле деления степеней записаны требования ? ( , так как тогда показатель частного будет натуральным числом, а .
-Что теперь вы должны сделать? (Мы должны научиться применять свойства.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель этапа:
Научиться применять свойства степеней в типовых заданиях.
Организация учебного процесса на этапе 6:
«Все, что сказано три раза, становится истиной».
(Приложение 1. Слайд 7).
-Чему равно значение выражения: 119:117? ( 119:117=119-7=112=121).
- Учащиеся решают №№ 403, 404, 408, 415, 416 (а, б) у доски с объяснением, проговаривая правила умножения и деления степеней с одинаковым основанием.
- Ну а теперь, давайте разомнемся! (Двигательная разминка- элемент сингапурской технологии. С помощью этого задания у детей развивается социальный навык, развивается речь. Ученики осуществляют повторение и закрепление новых знаний. Происходит смена вида деятельности. Учитель должен подготовить вопросы на карточках.Это примеры на умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями. У каждого ученика должна быть карточка. Оформление листочков: листок согнут вдвое, снаружи написан пример, а внутри его решение. Ученик, получая пример, решает его устно и сверяет его с тем, что написано на внутренней стороне листа. Работает схема: опроси- опроси- обменяйся карточкой ).
- Возьмите листочки с примером. Посмотрите задание, дайте ответ, проверьте себя. Спрячьте ответ. По моей команде встаньте, задвиньте стулья и найдите себе пару! В паре начинает отвечать тот, кто выше ростом. Задайте друг другу вопросы, расскажите правило действия со степенями, которое вы применили в примере, получите ответ, поменяйтесь карточками и найдите себе новую пару. Не забудьте поприветствовать партнера и поблагодарить его. На выполнение задания вам дается 4 мин. Итак, начинаем. Встаньте и задвиньте стулья. Найдите себе пару. ( Свою работу в парах ученики оценивают в листе достижений).
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа:
проверить своё умение применять новое свойство в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки, обучение навыкам самоконтроля.
« – Что ты хочешь?
– Я хочу убить время.
– Время очень не любит, когда его убивают».
(Приложение 1. Слайд 8).
− Мы с вами , ребята, вовсе не убиваем время, а проводим его с пользой для себя. Теперь, когда у нас появилось новое знание, что необходимо сделать? (Надо проверить, правильно ли поняли как применяются изученные свойства степени.)
· Учащиеся выполняют самостоятельную работу.
· Осуществляют самопроверку по эталону. (Приложение 1 Слайд 9).
− У кого задание вызвало затруднение?
− В каком месте возникло затруднение?
− Кто может сказать, что правильно понял, как применять свойства степеней?
− Кому еще надо учиться?
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа:
1) тренировать навыки использования нового алгоритма при выполнении деления рациональных чисел;
2) повторить правила действий с рациональными числами.
«Нужно бежать со всех ног , чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее !»
(Приложение 1. Слайд 10).
-Теперь вам нужно быстро воспользоваться шансом и получить «5». Объявляется аукцион «Получи пятерку»! Пять получит тот ученик, кто назовет математиков, написавших известные сказки. (Учитель считает до трех , как на аукционе, и объявляет его результат.)
-Следующей игрой будет «Математическое лото» . Его следует выполнять в парах. Схема простая: решаю- ищу ответ- вставляю буквы- получаю два слова. Удачи!
(Приложение 3, Приложение 1. Слайд 11 ).
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЛОТО
81 |
-1 |
0 |
4 |
-16 |
32 |
25 |
1 |
9 |
10000 |
0,001 |
0,04 |
ЛЬЮИС КЭРРОЛЛ
Настоящее имя Чарльз Лютвидж До́джсон английский писатель, математик,
логик, философ и фотограф. Автор произведений «Алиса в стране Чудес» и «Алиса в
Зазеркалье» (Приложение 1 Слайд
12).
- Сделайте отметку о результатах «Математического лото» в листе достижений ( по количеству отгаданных букв 11-12-«5», 10-8- «4», 7-5- «3»)
9. Рефлексия деятельности на уроке
Цель этапа:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
4) обсудить и записать домашнее задание.
«– А что это за звуки, вон там? – спросила Алиса, кивнув на
весьма укромные заросли какой-то симпатичной растительности на краю сада.
– А это чудеса, – равнодушно пояснил Чеширский Кот.
– И… И что же они там делают? – поинтересовалась девочка, неминуемо краснея.
– Как и положено, – Кот зевнул. – Случаются…»
(Приложение 1. Слайд 13).
– Я думаю, что с нами на уроке сегодня тоже случилось чудо: мы сами открывали новые знания! Давайте назовем, какие?
-Что использовалось при выведении новых свойств?
– Какие знания нам помогли в работе?
– Оцените свою работу на уроке. В листе достижений станьте на луч «Рефлексия» . В случае , если ваш ответ «Да», делайте шаг на деление по лучу, если ответ «Нет», оставайтесь на месте.
1. Я понял/ла, какие существуют свойства степеней с натуральным основанием.
2. Я понял, как умножать, делить степени с одинаковыми основаниями.
3. Я научился применять свойства при преобразовании выражений.
4. Данная тема не вызвала у меня затруднений.
5. Я смогу самостоятельно выполнить домашнее задание.
Домашнее задание:
• П. 19. Выучить правила
• №403, №415 (для тех, кто допустил ошибки в самостоятельной работе),
• №418, №419 (для тех, кто решил самостоятельную работу без ошибок)
• Выясните, кто из советских математиков написал известную вам сказку?
(Приложение 1. Слайд 14).
«– Серьезное отношение к чему
бы то ни было в этом мире является роковой ошибкой.
– А жизнь – это серьезно?
– О да, жизнь – это серьезно! Но не очень…»
-Спасибо за урок, ребята! Удачного дня!
Приложение2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.