«Связь с народными традициями семьи Ростовых в романе «Война и мир»
Оценка 5

«Связь с народными традициями семьи Ростовых в романе «Война и мир»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
СCУЗ, ВУЗ
26.07.2023
«Связь с народными традициями семьи  Ростовых  в романе «Война и мир»
На примере семьи Ростовых выявить связь с народными традициями и их влияние на формирование семейных ценностей.
ТЕМА УРОКА.docx

Урок литературы

С.Г. Кириченко,

учитель русского языка и литературы

МБОУ  г. Астрахани «ООШ № 3».

ТЕМА УРОКА: «Связь с народными традициями семьи  Ростовых

в романе «Война и мир».

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Форма урока: кейс технология

Методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Цель урока: на примере семьи Ростовых выявить связь с народными традициями и их влияние на формирование семейных ценностей.

Планируемые результаты:

личностные: осознание безусловной ценности семьи, дома как важнейших составляющих национальных духовных традиций; понимание и принятие необходимости таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

 предметные: понимание сквозной темы «Связь с народными традициями семьи  Ростовых»; создавать развернутые монологические высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного.

метапредметные: ученик научится соотносить содержание литературного произведения с определенной исторической эпохой, с различными художественными ценностями культуры: произведениями изобразительного искусства, музыкальными произведениями.

Оборудование:       

мультимедийная презентация к уроку;  кейсы; оценочные листы.

.

ХОД УРОКА.

1.       Орг. момент 

2.       Слово учителя.

- Творчество какого писателя мы  изучаем? С каким произведением знакомимся?

Нам с вами удалось прикоснуться к творчеству гения, величайшего таланта. Огромный нравственный урок мы получаем, читая страницы произведения Л.Н.Толстого “Война и мир”.

Я хочу вам рассказать небольшую легенду:

В давние времена жила удивительная семья – сто человек. В этой семье всегда царили любовь и согласие. Молва о ней долетела до верховного правителя, и он решил навестить эту семью. Когда он убедился, что это правда, он спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда глава семьи  взял сто бумажек, раздал их членам своей семьи, они что-то написали на них, а потом отдали правителю. Когда тот развернул их, там было написано только одно слово.

- Как вы думаете, какое это слово? (варианты ответов учащиеся записывают на листочках, но не показывают их).

3.       Постановка проблемы

 

- Давайте попробуем сформулировать тему урока, а для этого выполним творческое задание. (Разгадывание ребусов со словом семья и традиция)

КЕЙС 1 (групповая работа)

1 группа

 


Происхождение слова семья: откуда оно появилось?

 

 

2 группа

 

                                                                                            

 

-  Какие слова вы получили? Как может звучать тема урока? («Семейные традиции в романе «Война и мир», «Семья и традиции»…)

У. Тонкий исследователь человеческой души, Толстой утверждал, что «люди как реки: у каждого своё русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья. Её традиции, уклад».

- Ребята, а как вы понимаете слово ТРАДИЦИЯ?

·         То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений,  например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т. п.

·         Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.

-  Какая семья является любимой у Л.Н. Толстого? (Семья Ростовых)

Тема нашего урока звучит так: «Связь с народными традициями семьи  Ростовых в романе «Война и мир».

- Какова цель нашего урока? Что должны знать? Что должны уметь?

- Давайте посмотрим, хорошо ли вы знаете всех героев этой семьи, а для этого выполним индивидуальное задание второго кейса

4. КЕЙС 2 «Узнай героя» (индивидуальная работа)

Герой

Цитатная характеристика

1.

Графиня Наталья Ростова

1.

«…была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана...» Мать "мудрила" с  её воспитанием , но дочь все-таки вышла славной девушкой.

2.

Граф Илья Андреевич Ростов

2.

"...этот курносый , со своими веселыми чёрными глазами, свежим румянцем и чуть пробивающимся пушком на щеках..." был младшим ребёнком в семье.

3.

Вера Ростова

3.

"...высокая, красивая дама, с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем..."

 

4.

Соня Ростова

4.

«Щедрый и неэкономный человек. Он любит жить на широкую ногу: …редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир…»

5.

Петя Ростов

5.

«Женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение...»

6.

Николай Ростов

6.

"...вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке..."

 

7.

Наташа Ростова

7.

"... невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всем лице выражались стремительность и восторженность..."

 

 

8.

"...Он не пропускал ни одного кутежа у Долохова и других весельчаков Москвы, напролет пил целые ночи, перепивая всех, и бывал на всех вечерах и балах высшего света..."

 

 

 

9.

"... была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густою черною косою, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее..."

 

 

10.

"Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка..."

 

КЛЮЧ: 1-5, 2-4, 3-1, 4-9, 5-2, 6-7, 7-10

5.       Анализ сцен

У. «Склад психологии человека, его взгляды и судьбы во многом определяются семейным окружением и родовыми традициями, которые составляют для него своего рода почву»

- Согласны ли вы с этим высказыванием Толстого?

- Давайте попробуем доказать свою точку зрения на примере романа «Война и мир» и побываем в большом доме Ростовых на именинах графини Ростовой - матери и ее тринадцатилетней дочери Наташи.

КЕЙС 3

1 группа

1.       Утренний приём (перечислите гостей, внешность, поведение, манеру общения гостей).

2.       Начало вечера

2 группа

1.       Долгожданная гостья

2.       Описание ужина

- Какой вывод можно сделать? Какие традиции соблюдает и чтит семья Ростовых?

- Какие развлечения были после ужина? (Именины Наташи Ростовой и ее матери продолжаются описанием игры в карты, в которой участвовали мужчины и сама Марья Дмитриевна, пением под аккомпанемент и, конечно же, танцами. Наташа допустила здесь еще одну вольность, пригласив незнакомого ей Пьера. А затем она сидела в его обществе и, обмахиваясь веером, изображала светский разговор, вызвав восхищение у своей крестной: «Какова?» Но настоящим событием стал танец в исполнении графа и Марьи Дмитриевны. Столько простоты, естественности, искренности было в их идущем из глубины души веселье и пусть не всегда ловких, но естественных движениях, что ими нельзя было не восхищаться.)

Вывод: На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца». Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность.

Единодушие в семье - залог счастья всех ее членов. Дети в семье Ростовых наследуют от родителей лучшие качества - искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир и все человечество. Традиции: хлебосольство, гостеприимство, любовь к музыке, близость к народу.

У: Музыка для героев «Войны и мира» — это состояние души. Недаром эпизоды, связанные с музыкой, сопровождают, в основном, Ростовых — самых близких душе писателя героев.

-Давайте и мы с вами послушаем красивую музыку в исполнении Самиры И. (РЕЛАКСАЦИЯ)

- Что вы почувствовали? Какое настроение вызвала у вас музыка?...Где в романе можно её использовать? (Ответы детей)

* Звучит балалайка. Учитель накидывает на себя русский расписной платок.  Как вы думаете, какой эпизод мы сейчас будем анализировать? (Наташа Ростова  в гостях у дядюшки) 

У : Толстой меряет своих героев особыми, своими собственными мерками, и главная из них—близость к природе, к  народным корням.

Наташа и Николай в восторге и от игры и пения дядюшки.

-Как  вы можете это объяснить?-

Давайте посмотрим  отрывок пляски Наташи.

- Чем подкупает ее танец? (В нём русское начало, простота, естественность, неповторимость).

- А какой вы во время пляски видите Наташу?

Элементы словесного рисования:

-как радуга после ливня;

-как распустившиеся почки на деревьях;

-как живые цветы зимой.

Вывод: Наташа услышала русскую песню, надела на плечи расписной платок и пустилась в пляс после охоты. В то мгновение она воплотила русский дух, почувствовала связь с народом и стала его частью, хотя никто не учил ее так танцевать, так воспринимать музыку. Традиции, выраженные в этом ритуале после охоты, объединили дворян и простых людей, которые любовались Наташей. В этом единстве и заключается ценность обычаев для страны.

У: Каждое время года имеет своё очарование и красоту, свою неповторимость. Волшебница-зима богата весёлыми праздниками. Один из них – новогодние Святки.

Дома вы должны были подобрать тематические картины, отображающие праздник Святки, описать их, подготовить небольшое сообщение об этом празднике. Свои картины вы вложили в четвёртый кейс. Например:

Алексей Венецианов. «Гадание на картах». 1842. Фото: Государственный Русский музейКЕЙС 4

К. Маковский (700x480, 146Kb)
 

 


                                                                                                                              

 

 

 

   Алексей Венецианов. «Гадание на картах»                                                                             Маковский. «Святочные гадания»

К. Маковский. Ярко светит в окошко полная луна. В Красном углу освещает иконки небольшая свеча. Девушки, обращаясь к петуху, хотят узнать свою судьбу. Рассыпали они на полу перед птицей пригоршню зерна и ждут, исполнится их желание, или нет.

Одна из девушек сидит в стороне за столом и с грустью смотрит в глубокую чашу. Быть может, одно гадание уже позади – в чашу капали воском, и он сообщил ей нерадостную весть? Рядом в углу задремала бабушка – ее гадания остались в молодости. Сейчас должна она следить за девицами, но старость взяла свое, одолев бабушку сном.

А. Веницианов. Тщательно выписанные детали на картине позволяют предположить, что девушки пользуются раскладом «13 карт», который показывает прошлое, настоящее и будущее. Девушка держит в руках пикового туза острием вверх, что может означать скорое веселое застолье или праздник.

Сообщение:

Святки на Руси – любимый зимний праздник со своими традициями и историей, который отмечается с Рождества до Крещения. В каждом селе, посёлке, деревне, городе проводились народные  обряды и гулянья.

Наши предки радостно проводили эти дни, которые сопровождались  богатым набором обычаев: приметы, гадания, колядки, игры и забавы.

В этом празднике сохранились добрые человеческие традиции, лучшие воспоминания счастливого детства.

У: А сейчас давайте посмотрим, как гадали на Святки Соня и Наташа Ростовы

 Инсценировка отрывка:

Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Они долго сидели, разговаривая о своем счастье. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы. На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала.

— Только когда все это будет? Я боюсь, что никогда... Это было бы слишком хорошо! — сказала Наташа, вставая и подходя к зеркалам.

— Садись, Наташа, может быть, ты увидишь его, — сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села:

Что несут нам Святки?

Игры и колядки!

В эту пору нарушать

Можно распорядки!

Будем мы колядовать,

И о будущем гадать!

— Какого-то с усами вижу, — сказала Наташа, видевшая свое лицо.

Наташа нашла с помощью Сони положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала.

— Отчего другие видят, а я ничего не вижу? — сказала она. — Ну, садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, — сказала она. — Только за меня... Мне так страшно нынче!

Соня села за зеркало, устроила положение и стала смотреть.

... Вдруг Соня отстранила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой.

— Ах, Наташа! — сказала она.

— Видела? Видела? Что видела? — крикнула Наташа.

Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей «непременно»... Она сама не знала, как и вследствие чего у ней вырвался крик, когда она закрыла глаза рукой.

— Его видела? — спросила Наташа, хватая ее за руку.

— Да. Постой... я... видела его, — невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его — Николая или его — Андрея.

— Да, я его видела, — сказала она.

— Как же? Как же? Стоит или лежит?

— Нет, я видела... То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит.

— Андрей лежит? Он болен? — испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа.

— Нет, напротив, напротив — веселое лицо, и он обернулся ко мне, — и в ту минуту, как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила.

— Ну, а потом, Соня?

— Тут я не рассмотрела, что-то синее и красное...

— Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой! как я боюсь за него и за себя, и за все мне страшно...

У: А сейчас я предлагаю ребятам и гостям окунуться в атмосферу святочных гаданий, а для этого нужно загадать желание… Загадайте желание, возьмите горсть орехов и рассыпьте их по  столу (орехи стоят перед гостями). Пересчитайте. Если чёт – желание сбудется, если нечёт – не сбудется.

У: Мы познакомились с той  атмосферой, в которой жила семья Ростовых. Давайте вернёмся к началу урока и постараемся закончить легенду… Каким словом? (взаимопонимание, понимание)

РЕФЛЕКСИЯ КЕЙС 5: СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА           Культурные традиции семьи Ростовых

"Благодарю…". В конце урока предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество   проявилось.

У: Наш класс-это  наша маленькая семья со своими традициями. Никогда не забывайте, что семья – это главное в жизни. Хочу, чтобы с сегодняшнего дня у вас стало ещё больше семейных традиций, которые будут передаваться из поколения в поколение. А я предлагаю новую традицию в нашем классе - фото на память с гостями….

 

Прекрасен тот, в ком жизнь живет.

Живут традиции, обычаи народа,

Божественная русская природа

В ком чистоты, добра и правды

Свет искрится,

Кто не фальшивит и не лжет,

Любовь в душе своей кто свято бережет.

 

Дети  сдают свои оценочные листы. Фото с гостями.

 

 

 


 

Урок литературы С.Г. Кириченко, учитель русского языка и литературы

Урок литературы С.Г. Кириченко, учитель русского языка и литературы

Как вы думаете, какое это слово? (варианты ответов учащиеся записывают на листочках, но не показывают их)

Как вы думаете, какое это слово? (варианты ответов учащиеся записывают на листочках, но не показывают их)

Вера Ростова 3. ".

Вера Ростова 3. ".

Долгожданная гостья 2.

Долгожданная гостья 2.

Наташей. В этом единстве и заключается ценность обычаев для страны

Наташей. В этом единстве и заключается ценность обычаев для страны

Садись, Наташа, может быть, ты увидишь его, — сказала

Садись, Наташа, может быть, ты увидишь его, — сказала

У: Мы познакомились с той атмосферой, в которой жила семья

У: Мы познакомились с той атмосферой, в которой жила семья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.07.2023