Урок литературы в 8 «А» классе МБОУ СОШ № 15
Задачи:
Образовательные
– сформировать понятие о своеобразии сюжета и композиции рассказа Л.Н.Толстого «После бала»;
-сформировать понятие о контрасте как основном средстве построения произведения, его роли в раскрытии идеи рассказа;
- продолжить формирование навыков анализа эпического произведения;
- продолжить формирование знаний теории литературы;
- продолжить формирование навыков текстуального анализа двух ключевых сцен.
Развивающие
- развитие всех сфер личности (когнитивной, эмоционально-волевой, ценностно-ориентированной, практико-деятельностной).
Воспитывающие
– воспитание культуры умственного труда;
- любви к родному народу и его культуре;
- высоконравственной личности;
- гуманистического мировоззрения.
Тип урока: изучение художественного произведения.
Оборудование: текст рассказа Л.Н.Толстого «После бала», меловые записи на доске, репродукции портретов и фотографий Л.Н.Толстого, ИКТ, раздаточный материал.
Методы обучения: творческого чтения, репродуктивный, эвристический, анализа, сопоставления, синтеза, контроля, самоконтроля.
План урока
1. О.Н.У.
2. Проверка восприятия
3 Вступительное слово
4. Аналитическая работа
5. Заключительное слово
6. Домашнее задание
Ход урока
I. О.Н.У
II. Актуализация знаний
На прошлом уроке мы с вами говорили об истории создания и смысле названия произведения
слайд №
Как название рассказа отражает его содержание?
Толстой несколько раз менял название произведения. Последний вариант названия подчеркивает то, что для Толстого является главным в произведении.
III. Проверка восприятия
Дома вы дочитали рассказ, кому из художников удалось выразить чувства, возникшие у вас, при чтении произведения?
слайд №
Перов, Кордовский,
« »
Если бы вам нужно было рассказать об этом произведении Толстого, как бы вы сделали это в одной фразе?
это рассказ о...
слайд №
Это рассказ о любви.
Это рассказ о насилии над бесправными
Это рассказ о смысле жизни.
IV. Вступительное слово
слайд №
Тема нашего урока: Сюжет и композиция рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Контраст как основное средство построения рассказа.
Как вы думаете с какой целью мы обращаемся к этой теме?
« »
Что мы должны знать и уметь в конце урока?
« »
Знать
Особенности сюжета и композиции произведения.
Уметь
Определять основные сюжетообразующие события и композиционные принципы рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
Но прежде необходимо вспомнить, что такое сюжет, композиция?
слайд №
« »
V. Аналитическая работа
Назовите основные сюжетообразующие события рассказа.
Рассказчик Иван Васильевич вспоминает молодые годы и самое большое чувство в своей жизни — любовь к Вареньке Б., чем и как закончилось это чувство.
Композиция в рассказе Толстого «После бала» является основным средством выражения авторской мысли.
Докажем либо опровергнем выдвинутый мною тезис.
В чем, по-вашему, заключается своеобразие построения произведения?
Рассказ в рассказе
Кольцевая композиция
2 рассказчика
« »
слайд №
Схематично изобразите ваши утверждения
автор-повествователь
герой-рассказчик
слайд №
На прошлом уроке мы с вами разделили рассказ на части.
Какие части, на ваш взгляд, являются центральными в рассказе? Почему?
Рассказ состоит из четырех частей — экспозиции; на балу; после бала; эпилог. Наиболее важными для понимания авторского замысла являются две: на балу, экзекуция.
Дома вы составили план этих эпизодов.
Прочтите свои варианты составленного плана.
« »
Вариант плана
слайд №
На балу |
После бала
|
- описание бала (залы)
|
- описание города ранним утром |
- описание хозяев бала
|
- описание солдатского строя
|
- величественная красавица Варенька
|
- страдалец-наказываемый — солдат-татарин
|
- добрый семьянин полковник
|
- полковник — организатор жестокой казни
|
- восторженный, страстно влюбленный Иван Васильевич
|
—уничтоженный увиденным, страдающий Иван Васильевич.
|
Сравните центральные эпизоды произведения по горизонтали. Какой вывод логично сделать в результате такого наблюдения?
Эти эпизоды резко контрастны.
Для чего автор использует данный прием?.
Рассказ называется «После бала». С какой целью писатель вводит эпизод «на балу»?
Центральные эпизоды контрастны и вместе с тем очень связаны друг с другом: без сцены наказания солдата сцена бала потеряла бы всякий смысл; без предшествовавшей картины бала сцена экзекуции не была бы столь драматичной. Писателю удается «сорвать маски» с внешне благополучной действительности.
Итак, что лежит в основе художественного построения рассказа?
Контраст
Попробуем схематично отобразить этот контраст в таблице
слайд №
Обстановка |
прекрасный зал. |
туман.
|
Основные события |
танцы.
|
сквозь строй.
|
Действующие лица
|
Варенька... Полковник
|
солдат-татарин.
|
Настроение героя
|
восторженное.
|
подавленное. |
Контраст проявляется и в описании обстановки, событий, героев, душевного состояния Ивана Васильевича на балу и после него.
Заметили ли вы, что контраст проявляется также и внутри конкретных сцен — музыка, цвет, речевые средства..
Передавая взгляд на бал, его обстановку, события, действующих лиц, настроение героя, Толстой усиливает радужную, светлую картину и с помощью умело подобранных языковых средств. Тот же прием, но резко контрастный, автор использует и в сцене экзекуции.
Работа в группах
Найдите в тексте и зачитайте
слайд №
1. группа:
Найдите «звуковой» фон центральных частей
Толстой использует контрастное сопоставление звуков.
Звуки вальса, кадрили, мазурки, польки первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном, повторяющихся во второй части. Это еще сильнее подчеркивает дикость и ужас происходящего.
2. группа:
эмоциональные прилагательные (Выразительные эпитеты)
Высокая, стройная, грациозная, величественная; веселая улыбка; прелестные глаза.
3. группа:
Проанализируйте синтаксические конструкции в 1 и 2 части. С какой целью автор прибегает к изобразительно-выразительным средствам синтаксиса?
Синонимия, эмоциональный повтор
Я взял перышко... Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я... Я спрятал перышко в перчатку и стоял, не в силах отойти от нее.
4. группа:
прилагательные цвета (Изобразительные эпитеты)
Какие цвета преобладают в рассматриваемой части рассказа?
- Два цвета. Белый — белое платье Вареньки, белые перчатки, белые башмачки, белые усы полковника и пр.; Розовый — розовый пояс Вареньки. Эти цвета подчеркивают светлый, мажорный тон фрагмента.
-Прилагательное «черный» — дважды; увидал что-то большое, черное; солдаты в черных мундирах. Прилагательное «красный»: «что-то мокрое, красное» (о спине наказуемого); «красная спина татарина».)
С чем у Вас ассоциируются красный и черный цвета
« »
Нельзя не согласиться с Ю.А. Гвоздаревым в том, что это слово — красный — в данном контексте символично: в русской иконописи красный цвет означал ад и мученичество.
слайд №
Когда мы говорим об экологии планеты, мы подразумеваем ее состояние, то есть степень ее чистоты и загрязнённости. Такая же "экология" существует и в нашей душе
Термин появился недавно.
Как вы думаете, какие понятия входят в экологию души
« »
слайд №
В "экологию души" входят такие понятия, как добро, зло, щедрость, жадность и другие. Душу также определяют наши мысли, слова, поступки; по ним можно судить о человеческой душе. Чистота души проявляется в его поступках, речи. Если человек вежлив, спокоен, добр и счастлив, то его душа является чистой, и все вокруг него становится чистым.
Толстой был глубоко верующий человек. А любая вера предполагает наличие у человека определенного набора моральных качеств, составляющих основу жизни любого общества. В христианстве это заповеди, данные Богом Моисею.
Можем ли мы добавить в нашу формулировку: Это рассказ о…, еще одну
слайд №
Это рассказ об экологии души человека?
« »
В свете этого эпизод после бала принимает еще одно звучание
И именно сейчас я хочу обратить ваше внимание на слова Льва Николаевича, выбранные мною как эпиграф к уроку.
слайд №
«Каждый человек-алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».
Как вы понимаете слова Толстого?
« »
В связи с этим
Эпизоду после бала и сам автор придавал принципиальное значение. Не случайно самая серьезная и значительная правка, судя по рукописям Толстого, коснулась именно этого эпизода.
В творческой лаборатории писателя
Вы помните, что Толстой много раз переписывал рассказ, особенно сцену экзекуции, перед вами лежит распечатка одного из первоначальных вариантов текста и окончательный вариант рассказа. Прочитайте оба варианта, сравните. Что изменилось и для чего Лев Николаевич делает такую правку?
слайд №
Первоначальный вариант ...Полковник кричал на людей, которые
недостаточно крепко били, и бил их за это, угрожая еще более жестким наказанием.
Окончательный вариант ...Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат — Я тебе помажу, — услыхал я его гневный голос. — Будешь мазать? Будешь? И я увидел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного, малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.
Прямая речь усиливает достоверность происходящего. Антонимичные прилагательные: сильная рука полковника — слабосильный солдат усиливают чувство ужаса от всего происходящего.
С целью усиления мысли о жутком бездушии, размеренности, автоматизме, ужасе того, что происходит.
В окончательной редакции сильнее выражено чувство негодования, возмущения рассказчика жестокостью и несправедливостью происходящего.
Учитель. Сцена экзекуции, как считают некоторые исследователи творчества Толстого, — кривое зеркало бального ритуала. Согласны ли вы с этим тезисом? Докажите.
Не только контраст, но и антитеза
Действительно, это так. И проявляется в разных элементах художественной структуры произведения: музыка — мелодия мазурки превращается в визгливый аккомпанемент барабана и флейты; ритм танцевальных пар — и чеканный взмах солдатских рук; танец Вареньки с отцом — адский «танец» истязаемого солдата и идущего с ним в паре бравого полковника; вместо «бестелесной Вареньки» — «пестрое, мокрое, красное» тело истязаемого человека.
Вернемся к нашему тезису
«Композиция в рассказе является основным средством выражения авторской мысли».
Сделайте вывод. Докажите или опровергните утверждение используя знания полученные на уроке.
Как вы думаете, для чего в это лаконичное описание экзекуции писатель вводит фигуру кузнеца, который, оказавшись рядом с Иваном Васильевичем, произносит всего две небольшие фразы?
Образ кузнеца важен в системе образов рассказа, так как позволяет писателю выразить общечеловеческую точку зрения на то безобразное явление, свидетелями которого стали и студент, и кузнец, а может быть, и другие люди. И здесь особенно важно то, как говорит кузнец, какие чувства он испытывает, видя страшное наказание татарина: «сердито сказал кузнец»; «О Господи, — проговорил возле меня кузнец». В этих словах — выражение несогласия с тем, что делается, возмущение, гнев, сострадание.
VI. Заключительное слово
Каждый писатель, обдумывая композицию произведения и избирая определенный способ повествования, стремится к тому, чтобы наиболее полно воплотить в произведении свои мысли, чувства, переживания, передать свое видение жизни, воссоздать правду жизни, правду характеров, и воссоздать так, чтобы заставить задуматься читателя. Поэтому каждый писатель по-разному строит произведения, по-разному располагает картины событий, сцены и эпизоды, по-разному организует сюжет.
На заключительном уроке мы поговорим о главных героях этого произведения Толстого.
& Домашнее задание:
1. Составьте экологический словарь героя: 1-я группа учеников - Ивана Васильевича 2-я — словарь полковника; (словарь героя составят ключевые слова, помогающие представить его образ, его душу).
2. Перечитайте вступление и заключение. Докажите, что они внутренне полемичны. Выпишите проблемы, которые могут вызвать дискуссию у нас и наших современников.
Черновой вариант
«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, -я так называл это,- как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал.
Окончательный вариант
«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было - дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видишь, не годился».
В окончательной редакции сильнее выражено чувство рассказчика за несправедливость, сильнее выражено чувство рассказчика за несправедливость, царящую в мире.) На вопрос, могут ли условия жизни повлиять на взгляды человека, мы прямого ответа не получили, но за то мы можем сделать очень важные выводы: человек не может и не должен быть равнодушен к жизни близких, да и вообще к жизни людей: он должен чувствовать свою личную ответственность за все, что совершается в жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.