Цели: 1. Составить таблицу умножения и деления числа 7 и на 7.
2. Развивать умения решать текстовые задачи.
3. Развивать умения решать занимательные задачи (задача на разрезание и составление фигур).
4. Развивать умения решать задачи на сбор и обработку информации с помощью таблицы (линия «Элементы стохастики»).
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Математика
Умножение и деление чисел в пределах 100.
Урок 101 (2. 65)
Тема: Таблица умножения и деления на 7 (Урок введения нового знания)
Цели: 1. Составить таблицу умножения и деления числа 7 и на 7.
2. Развивать умения решать текстовые задачи.
3. Развивать умения решать занимательные задачи (задача на разрезание и составление фигур).
4. Развивать умения решать задачи на сбор и обработку информации с помощью таблицы (линия «Элементы
стохастики»).
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
I. Актуализация
знаний.
1. Организационный момент.
Н 2. 5. 3.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
Изученные случаи сложения и вычитания.
4. Фронтальная работа.
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения
1. самостоятельно
«читать» и объяснять
информацию, заданную с
помощью схематическиха) Что особенного в каждом ряду?
6 12 18 24 30 36
16 20 24 28 32 36
20 25 30 35 40 45
7 14 21 28 35 42
8 16 24 32 40 48
– Назовите два числа, результат произведения которых равен 18,
30, 36…
– Назовите некоторые двузначные числа, которые делятся на 3 и на
6.
б) Послушайте и запишите решение.
• В шести вазах стоят по семь роз. Сколько всего роз в шести вазах?
• Сорок две розы разложили в шесть ваз поровну. Сколько роз поло
жили в каждую вазу?
• Сорок две розы разложили по семь роз в вазу. Сколько понадоби
лось ваз?
– Как называются такие задачи? (Взаимно обратные.)
в) Продолжите записи.
а • b = d 3 • 7 = …
b • a = … …
d : a = … …
d : b = … …
Цель работы: вспоминаем о том, что действия умножения и деления
связаны между собой (проговариваем, что означает каждый знак
в записи).
г) Сравните:
–
рисунков, схем, кратких
записей;
2. – составлять, понимать и
объяснять простейшие
алгоритмы (план действий)
при работе с конкретным
заданием;
строить
3.
вспомогательные модели к
задачам в виде рисунков,
схематических рисунков,
схем;
4. – анализировать тексты
простых и составных задач
с опорой на краткую
запись,
схематический
рисунок, схему.
Коммуникативные
Развиваем умения
1. – работать в команде
разного наполнения (паре,
малой группе,
целым
классом);
2. – вносить свой вклад в
работу для достижения
общих результатов;
3. – активно участвовать вII. Открытие
нового знания.
a • 7 * a • 7 + a.
Цель работы: 1) актуализация знаний о смысле действия умножения;
2) установление закономерности ( второй множитель во втором
выражении на 1 больше, чем в первом, поэтому значение второго
выражения больше на значение первого множителя).
Н 1. 2.
Задание № 1, с. 28.
На доске и на столах перед каждым учеником таблица, аналогичная
данной в учебнике.
Цель работы: самостоятельное составление таблицы умножения и
деления числа 7 и на 7.
План работы.
– Найдите значение первого выражения в 1м столбце, заменяя
умножение сложением.
– Найдите значения выражений в 3м и 4м столбцах, опираясь на
знание взаимосвязи операций умножения и деления.
– Найдите значение второго выражения в 1м столбце, опираясь на
выведенную закономерность.
– Установите соответствие между вторым выражением в 1м
столбце и первым выражением во 2м столбце и найдите значение и
этого выражения, не вычисляя.
( Далее – в такой же последовательности, пока не будут найдены
значения всех выражений).
– Докажите истинность полученных высказываний, выборочно находя
ещё раз значения некоторых выражений с помощью вычислений.
– Дополните таблицу теми выражениями, значения которых мы уже
обсуждениях, возникающих
на уроке;
4. – ясно формулировать
вопросы и задания к
пройденному на уроках
материалу;
5. – ясно формулировать
ответы на вопросы других
учеников и педагога;
6. – участвовать в
обсуждениях, работая в
паре;
7. ясно формулировать
свои
затруднения,
возникшие при выполнении
задания;
8. – не бояться
собственных ошибок и
участвовать в их
обсуждении;
9. – работать
консультантом и
помощником для других
ребят;
с
10.
и
консультантами
помощниками в своей
– работатьзнаем после изучения предыдущих таблиц.
группе.
III.
Формулирование
темы и целей
урока.
IV. Первичное
закрепление.
V.
Самостоятельная
работа в парах по
вариантам.
VI.
Систематизация и
повторение.
Определите цели заданий сегодняшнего урока. (Усвоение таблицы
умножения и деления на 7).
П 3. 4.
Фронтальная работа.
а) Задание № 2, с. 28.
б) Задание № 3, с. 28( 1й и 2ой столбики).
Н 6. 4. 3.
Задание № 3, с. 28 (3ий столбик)
Проверка у доски.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли правильно выполнить задания?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.
Н 6. 4.
1. Работа в парах по вариантам.
а) Задание № 4, с. 28 (12 уравнение).
б) Задание № 5, с. 28 (а, б).
Н 3. 4.
2. Фронтальная работа.
Регулятивные
Развиваем умения
1. – принимать участие в
обсуждении и
формулировании цели
конкретного задания;
3. – выполнять работу в
соответствии с заданным
планом;
4. – участвовать в оценке и
обсуждении полученного
результата;
ТОУУ
Личностные
1. – понимать и оценивать
свой вклад в решение
общих задач;а) Задание № 6б, с. 28.
Прочитайте задачу.
Выделите числовые данные.
Установите взаимосвязи между этими данными.
Выберите вспомогательную модель (схема).
Составьте план решения.
Запишите решение.
П 1. 2.
б) Задание № 7, с. 28 (Это стохастическая задача: сбор и обработка
информации с помощью таблицы).
Изображение на жёлтом поле.
Сколько кубиков на рисунке?
Какое выражение можно составить?
Задания № 4, 5 (оставшаяся часть), 6а, 8, с. 28–29.
Комментарий: задание № 8 – занимательная задача (разрезание
через составление фигур).
Возможна работа с дидактическими материалами.
2. – быть толерантным к
чужим ошибкам и другому
мнению;
3. – не бояться
собственных ошибок и
понимать, что ошибки –
обязательная часть
решения любой задачи.
VII. Итог урока.
Рефлексия
деятельности.
VIII.
Предполагаемая
домашняя работа
(включающая
инвариант и
вариант).
Урок 102
Тема: Контрольная работа № 7 (за 3 четверть).
Цели. Проверяем умения необходимого уровня:
1) производить действия умножения и деления с нулём и единицей;
2) находить значение выражений в 2–3 действия;
3) решать уравнения изученных видов;4) решать текстовые задачи;
Проверяем умения повышенного уровня:
5) решать задачи на перебор возможных вариантов;
6) решать занимательные задачи;
Обязательная часть
1) Проверяем умение производить действия умножения и деления с нулём и единицей
Выполните умножение и деление.
5 . 1 =
5 : 1 =
5 : 5 =
27 . 1 =
27 : 1 =
27 : 27 =
4 . 0 =
0 . 4 =
0 : 4 =
2) Проверяем умение находить значение выражений в 2–3 действия
Вычислите.
(76 – 55) : 7
4 . (71 – 63)
43 + 27 : 3
3) Проверяем умение решать уравнения изученных видов
Решите уравнения с проверкой.
6 . х = 24
35 : y = 5
y : 3 = 8
4) Проверяем умение решать текстовые задачи
Решите задачу.Одна дискета стоит 7 рублей. Рома купил несколько таких дискет, заплатив за покупку 49 рублей. Сколько дискет купил
Рома?
Дополнительная часть
5) Проверяем умение решать задачи на перебор возможных вариантов
Решите задачу.
Каждый из четырёх мушкетёров обменялся рукопожатием со всеми остальными. Сколько всего было рукопожатий?
6) Проверяем умение решать занимательные задачи
Начертите такую же фигуру, как слева. Проведите несколько отрезков так, чтобы она разбилась на такие фигуры, как
справа.
Урок 103 (2. 66)
Тема: Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Умножение и деление чисел (Урок
повторения и закрепления)
Цели: 1. Подвести итоги результатов выполнения контрольной работы № 7.
2. Выполнить работу над ошибками.
3. Закреплять представления о взаимосвязи компонентов и результатов действия деления.4. Развивать умения решать текстовые задачи.
5. Развивать умения решать занимательные задачи (арифметические пирамиды и логические задачи).
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
I. Актуализация
знаний.
1. Организационный момент.
Н 1. 2
2.Фронтальная работа.
а) Составьте задачу по таблице.
Как найти стоимость, когда известны цена и количество?
Как найти цену, когда известны стоимость и количество?
Как найти стоимость, когда известны цена и количество?
– Какие действия выполняли, решая задачу?
б) Назовите выражение, значение которого равно 25.
50 – 20 – (39 – 34) 45 : 1 : 5
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения
1. самостоятельно
«читать» и объяснять
информацию, заданную с
помощью схематических
рисунков, схем, кратких
записей;
2. – составлять, понимать и
объяснять простейшие
алгоритмы (план действий)
при работе с конкретным
заданием;
3.
строить
–1 ∙ 2 + (68 – 63) 5 ∙ 5 – 0 + (50 – 50)
27 : 1 18 : 9 6 . 0 + 36 : 6
Какое правило нужно использовать при умножении на 1, на 0?
Какое правило нужно использовать при делении на 1, на 0?
в) Задание № 1, с. 30.
II. Анализ
результатов
контрольной
работы.
1. Обсуждение итогов контрольной работы.
Какие задания вызвали затруднения?
III. Работа над
ошибками.
Н 7. 9.
1. Индивидуальная работа по выполнению аналогичных
заданий.
Возможна работа с дидактическими материалами.
IV. Систематизация Н 1. 3. 8. 4.
вспомогательные модели к
задачам в виде рисунков,
схематических рисунков,
схем;
4. – анализировать тексты
простых и составных задач
с опорой на краткую
запись,
схематический
рисунок, схему.
Коммуникативные
Развиваем умения
1. – работать в команде
разного наполнения (паре,
малой группе,
целым
классом);
2. – вносить свой вклад в
работу для достижения
общих результатов;
3. – активно участвовать в
обсуждениях, возникающих
на уроке;
4. – ясно формулировать
вопросы и задания к
пройденному на уроках
материалу;
5. – ясно формулироватьи повторение.
Самостоятельная работа (при необходимости парная).
1. Закрепление умения находить значение выражений в 2–3
действия:
Задание № 2 (12), с. 30
2. Закрепление умения решать уравнения изученных видов.
Задание № 3 (12), с. 30
3. Закрепление умения решать текстовые задачи
Задание № 5а, с. 30
Проверка выполнения заданий.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли правильно выполнить задания?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.
V. Выбираем
задания и
тренируемся.
П 2. 3.
Задание № 6.
Прочитайте слова. Какие слова можно объединить в группу? А
какие остались? Они являются величинами?
(Обязательно надо выделить в отдельную группу слова,
обозначающие величины, и слова, обозначающие признаки объектов,
величинами не являющиеся.)
Задание № 7.
Наберите числа на каждом уровне так, чтобы сумма равнялась
ответы на вопросы других
учеников и педагога;
6. – участвовать в
обсуждениях, работая в
паре; 7. ясно
формулировать свои
затруднения, возникшие
при выполнении задания;
8. – не бояться
собственных ошибок и
участвовать в их
обсуждении;
–
– работать
ТОУУ
работать
9.
консультантом
и
помощником для других
ребят;
с
10.
и
консультантами
помощниками в своей
группе.
Регулятивные
Развиваем умения
1. – принимать участие в
обсуждении и
формулировании целичислу в кружке.
Задание № 8.
Обратите внимание на то, как Петя начал чертить отрезки.
Ответ:
VI. Итог урока.
Рефлексия
деятельности.
Какие задания мы сегодня выполняли?
Всё ли получилось?
Какие задания получались лучше?
Какие хуже?
Над чем ещё нам предстоит работать?
Задания № 2, 3 (оставшиеся), 4, 5б, с. 30
Возможна работа с дидактическими материалами.
VIII.
Предполагаемая
домашняя работа
(включающая
инвариант и
вариант).
выполнения
задания
плана
конкретного задания;
2. – принимать участие в
обсуждении
и
формулировании
алгоритма
конкретного
(составление
действий);
3. – выполнять работу в
соответствии с заданным
планом;
4. – участвовать в оценке и
обсуждении полученного
результата;
Личностные
1. – понимать и оценивать
свой вклад в решение
общих задач;
2. – быть толерантным к
чужим ошибкам и другому
мнению;
3. – не бояться
собственных ошибок и
понимать, что ошибки –
обязательная часть
решения любой задачи.Внимание! К данному уроку необходимо приготовить модели часов на каждую парту!
Урок 104 (2. 67)
Тема: Время. Единица времени – час (Урок введения нового знания)
Цели: 1. Закреплять представления о таком понятии, как величина, и способах её измерения.
2. Познакомиться с новой величиной время, приборами для измерения времени, единицей измерения времени –
час.
3. Развивать умения решать текстовые задачи.
4. Развивать умения решать занимательные задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
I. Актуализация
знаний.
1. Организационный момент.
Н 2. 5. 3.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
Индивидуальные карточки с разными видами работ для лучшего за&
поминания таблицы умножения.
4. Фронтальная работа.
а) Закончите предложения.
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения
1. самостоятельно
«читать» и объяснять
информацию, заданную с
помощью схематических
рисунков, схем, кратких
записей;– Массу измеряют…
– Длину измеряют…
– Сантиметр – это единица измерения…
– Килограмм – это единица измерения…
– Меры длины можно сравнивать, складывать, …
– Меры массы можно…
– Длина – это…
– Масса – это…
б) Вставьте пропущенные числа.
1 м = … дм 1 дм = … см 1 м = … см
… см = 8 дм 40 см = … дм 2 дм 5 см = … см
42 см = … дм … см 53 дм = … м… дм
в) Задание № 1, с. 32. (Вспоминаем то, что важно…)
II. Формирование
нового знания.
Н 2. 2. 3.
1. Задание № 2, с. 32.
Цель работы: 1) актуализация существующих у детей представлений
о времени; 2) выведение следующего умозаключения: время можно
измерять и сравнивать. Повидимому, время – это величина.
2. Работа с текстом учебника в оранжевой рамке.
Комментарий: желательно продемонстрировать детям на уроке
часы разных видов.
III.
Формулирование
Все ли могут определять время по часам?
Чему мы сегодня будем учиться?
–
2. – составлять, понимать и
объяснять простейшие
алгоритмы (план действий)
при работе с конкретным
заданием;
3.
строить
вспомогательные модели к
задачам в виде рисунков,
схематических рисунков,
схем;
4. – анализировать тексты
простых и составных задач
с опорой на краткую
запись,
схематический
рисунок, схему.
Коммуникативные
Развиваем умения
1. – работать в команде
разного наполнения (паре,
малой группе,
целым
классом);
2. – вносить свой вклад в
работу для достижения
общих результатов;
3. – активно участвовать в
обсуждениях, возникающих
на уроке;темы и целей
урока.
IV. Первичное
закрепление.
V.
Самостоятельная
работа в парах по
вариантам.
П 3.
Задание № 3, с. 33.
Что показывает большая стрелка?
Как она называется?
А что показывает маленькая стрелка?
Как ещё её можно назвать?
Н 6. 7.
Задание № 4, с. 33.
VI.
Систематизация и
повторение.
Н
Задания № 5–7, с. 33.
Прочитайте задачу.
Выделите числовые данные.
4. – ясно формулировать
вопросы и задания к
пройденному на уроках
материалу;
5. – ясно формулировать
ответы на вопросы других
учеников и педагога;
6. – участвовать в
обсуждениях, работая в
паре;
7. ясно формулировать
свои
затруднения,
возникшие при выполнении
задания;
8. – не бояться
собственных ошибок и
участвовать в их
обсуждении;
9. – работать
консультантом и
помощником для других
ребят;
с
10.
консультантами
и
помощниками в своей
группе.
Регулятивные
– работать Установите взаимосвязи.
Выберите вспомогательную модель (схема).
Составьте план решения.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось ли правильно выполнить задания?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.
Чему сегодня учились?
Какие задания мы сегодня выполняли?
Всё ли получилось?
Какие задания получались лучше?
Какие хуже?
Над чем ещё нам предстоит работать?
По усмотрению учителя.
Возможна работа с дидактическими материалами.
VII. Итог урока.
Рефлексия
деятельности.
VIII.
Предполагаемая
домашняя работа
(включающая
инвариант и
вариант).
Развиваем умения
1. – принимать участие в
обсуждении и
формулировании цели
конкретного задания;
ТОУУ
2. – принимать участие в
обсуждении и
формулировании
алгоритма выполнения
конкретного задания
(составление плана
действий);
3. – выполнять работу в
соответствии с заданным
планом;
4. – участвовать в оценке и
обсуждении полученного
результата;
Личностные
1. – понимать и оценивать
свой вклад в решение
общих задач;
2. – быть толерантным к
чужим ошибкам и другому
мнению;3. – не бояться
собственных ошибок и
понимать, что ошибки –
обязательная часть
решения любой задачи.