Вопросы разных типов выполняют разные задачи.
Искусство задавания вопросов является очень важным:
* Оно поощряет самостоятельный поиск ответов, а также побуждает школьников задавать свои собственные вопросы
* Школьники с большей вероятностью станут заниматься самостоятельно, потому что им интересен поиск ответов на задаваемые вопросы
* Школьники видят взаимосвязи между изучаемым школьным предметом и реальным миром – это может изменить их взгляд на сам процесс обучения.лекция
ТАКСОНОМИЯ
БЕНДЖАМИНА
БЛУМА
Составление разноуровневых
заданий
СИСТЕМА
ВОПРОСОВ
Вопросы разных типов выполняют разные задачи.
Искусство задавания вопросов является очень важным:
* Оно поощряет самостоятельный поиск ответов, а также побуждает
школьников задавать свои собственные вопросы
* Школьники с большей вероятностью станут заниматься
самостоятельно, потому что им интересен поиск ответов на
задаваемые вопросы
* Школьники видят взаимосвязи между изучаемым школьным
предметом и реальным миром – это может изменить их взгляд на
сам процесс обучения.
Родился в городе Ленсфорд, Пенсильвания.
Закончил Пенсильванский университет со
степенями бакалавра и магистра в 1935. В
1942 защитил степень доктора в Чикагском
университете.
В 1960е годы выпустил две книги которые
развили его теорию, названную таксономией
Блума: Стабильность и Изменение
человеческих характеристик(Stability and
Change in Human Characteristics) и
Классификация образовательных
АМЕРИКАНСКИЙ ПСИХОЛОГ МЕТОДОВ
целей(Taxonomy of Educational Objectives).
ОБУЧЕНИЯ, СОЗДАТЕЛЬ ТАКСОНОМИИ
В 196566 был президентом объединения
БЛУМА
исследователей просвещенния. Теории Блума
вскоре были приняты многими учебными
заведениями США.
Таксономия Блума это иерархически
взаимосвязанная система образовательных
целей. Каждый ее уровень направлен на
формирование определенных навыков
мышления (от простого к сложному).
В основе пирамиды Блума лежат знания
понимания.
Три высших уровне (анализ синтез
оценивания) обеспечивают развитие
навыков мышления высокого уровня.
УРОВНИ МЫШЛЕНИЯ
Высокий уровень
Низкий уровень
СИСТЕМА
ВОПРОСОВ
Характеристика
Уровень
мышления
1 уровень
знание
достижения
Словапомощники
для составления
определенного уровня
вопросов
мышления
Знание
терминологии,
конкретной
информации о
предмете или
явлении, средств и
способов действия
о предмете.
Кто …?
Что …?
Где …?
Когда …
Сколько …?
Кем …?
и т.д.
Глаголы,
используемые для
формулирования
целей обучения и
составления
заданий
Назвать
Составить
Перечислить
Рассказать
Показать
Описать
СИСТЕМА
ВОПРОСОВ
Характеристика
Уровень
мышления
Словапомощники для
составления вопросов
достижения
определенного уровня
мышления
2 уровень
понимание
Понимание смысла
информации,
выявление основной
идеи, преобразование
информации в более
краткую форму.
Преобразование слов
в символы,
иллюстрации,
таблицы, графики.
1)Какова главная
идея…?
2)Какое
произведение
соответствует…?
3)Что это
означает…?
4)Как вы можете
объяснить…?
5)Можно ли сказать
другими словами…?
Глаголы,
используемые для
формулирования
целей обучения и
составления
заданий
Сформулироват
ь
Привести
примеры
Объяснить
Определить
СИСТЕМА
ВОПРОСОВ
Характеристика
Уровень
мышления
достижения
определенного
уровня мышления
3 уровень
применение
Использовать
знания в новой
ситуации или
использовать их
для
практического
решения
Глаголы,
используемые для
формулирования
целей обучения и
составления заданий
Изменить
Использовать
Проиллюстрировать
Решить
Видоизменить
Связать
Словапомощники
для составления
вопросов
1)Как можно
решить проблему…,
используя знания
о...?
2)Как применить
для решения
проблемы…?
3)Что будет,
если…?
СИСТЕМА
ВОПРОСОВ
Характеристика
Уровень
мышления
4 уровень
анализ
достижения
Словапомощники для
составления вопросов
определенного уровня
мышления
Классификация
материала на
составляющие или
разбивка на малые
части, чтобы стала
понятна структура.
Выявление сходства
и различия, связи.
Определение
причин
происхождения.
1)Как связано с …?
2)В чем различие…?
3)Каковы
составляющие…?
4)Какие
подтверждения
можно привести…?
5)Что
свидетельствует о ...?
Глаголы,
используемые для
формулирования
целей обучения и
составления заданий
Проанализировать
Сравнить
Отобрать
Установить связь
СИСТЕМА
ВОПРОСОВ
Характеристика
Уровень
мышления
достижения
определенного
уровня мышления
5 уровень
синтез
Соединение
частей так,
чтобы создать
чтото новое и
решить
проблему.
Словапомощники
для составления
вопросов
1)Что можно
предложить,
чтобы…?
2)Как можно
объединить…?
Глаголы, используемые для
формулирования целей
обучения и составления
заданий
Создать
Соединить
Придумать
Разработать схему,
модель
Составить план
Сочинить рассказ, эссе,
стихотворение
Подытожить
Сделать вывод
СИСТЕМА
ВОПРОСОВ
Характеристика
Словапомощники для
составления вопросов
Уровень
мышления
достижения
определенного
уровня
мышления
6 уровень –
Оценка ситуации,
оценка
высказывание
своей точки
зрения и ее
защита,
рекомендация
решения,
высказывание о
ценности
информации.
1)Вы согласны…?
2)Почему…?
3)С чем вы не согласны…?
4)Почему выбрано это
произведение…?
5)Что можно предложить,
чтобы…?
6)Как можно оценить с позиции
сегодняшнего дня (завтрашнего,
вчерашнего), зрелого человека и
т.д.
7)На чем основывается ваше
утверждение…?
8)В чем сильные и слабые
Глаголы,
используемые для
формулирования
целей обучения и
составления
заданий
Оценить
Сравнить
Обосновать
Представить
Защитите
Поддержите
Противопоставьте
Спрогнозируйте
ТЕМА БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ В.М. ВАСНЕЦОВА
«ИВАНЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ»
Знание Кто изображен на картине? Почему Иванцаревич и Елена
Прекрасная оказались в лесу? Опишите лес.
Понимание Что выражает лицо Иванацаревича? Чем он
встревожен?
Отчего задумалась и склонила голову Елена Прекрасная? Почему
она названа Прекрасной?
Анализ Как художник показал трудности и опасности, которым
подвергались Иванцаревич и Елена Прекрасная? Удалось ли
спастись от врагов? Кто им помог?
Синтез Почему лес и волк помогают Ивануцаревичу?
Расскажите, как одеты Иванцаревич и Елена Прекрасная?
Оценка Что вам нравится в картине?
(Итог беседы. Художник показывает, что русский человек способен
преодолеть все трудности и добиться своего счастья.
Картина сказочная, но герои её – Иванцаревич и Елена Прекрасная –
очень похожи на тех молодых людей, способных к благородным
поступкам, которые встречаются в настоящей жизни)
Оценка
Синтез
Анализ
Использование
Понимание
Знание
Примеры заданий
представить аргументы,
защитить точку зрения,
доказать, спрогнозировать
создать, придумать дизайн,
разработать, составить план
проанализировать,
проверить, провести
эксперимент, организовать,
сравнить, выявить различия
применить,
проиллюстрировать, решить
описать, объяснить,
определить признаки,
сформулировать подругому
составить список, выделить,
рассказать, показать,
назвать