"Тарас Бульба и его сыновья в Запорожской Сечи", конспект урока литературы в 7 классе
Оценка 4.6

"Тарас Бульба и его сыновья в Запорожской Сечи", конспект урока литературы в 7 классе

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
13.02.2018
"Тарас Бульба и его сыновья в Запорожской Сечи", конспект урока литературы в 7 классе
Предлагаю конспект урока литературы в 7 классе "Тарас Бульба и его сыновья в Запорожской Сечи". Перед нами проблемный урок, вся работа на котором ведет к ответу на главный вопрос "Почему Тарас Бульба стремился попасть в Запорожскую Сечь и привезти туда своих сыновей".
Конспект урока литературы в 7 классе Тарас Бульба и его сыновья в Запорожской Сечи.docx
Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Тарас Бульба и его сыновья в Запорожской сечи» (проблемный урок) Цель урока: выделить мысль писателя о кровном родстве своих героев с родной землей,  ввести учащихся в поэтический мир вольницы Запорожской Сечи,продолжить наблюдение  за героями. Ход урока: 1. Оргмомент. Установка на работу. Слово учителя Сегодня мы продолжим путешествие по повести Н. В. Гоголя «Тарас   Бульба»   (объявление   темы,   она   заранее   записана   на доске) 2. Актуализация знаний. Мотивация Беседа Элементы анализа текста Групповая работа Проблемный вопрос Начнем с того, что вы уже знакомы с Тарасом Бульбой и его сыновьями.   Попробуйте   сейчас   с   помощью   прилагательных или причастий изобразить их характеры I группа – Тарас; II группа – Остап; III группа – Андрий. В чем видел Тарас смысл жизни? Чем продиктовано его решение везти сыновей в Сечь? 3. Сообщение темы. Постановка цели. Открытие нового знания. Постановка  исследовательских задач Выразительное чтение Элементы анализа текста Запись на доску: «Свобода» Слово учителя Прочитаем еще раз тему урока: «Тарас Бульба и его сыновья в Запорожской сечи». Что мы должны узнать сегодня на уроке? ­ чем живет Сечь, ее быт, законы и нравы; ­ влияние Сечи на становление характеров героев; ­ почему Тарас Бульба так стремился в Сечь? Но прежде чем казаки попадут в Сечь, они проезжают  огромную и бескрайнюю степь. Автор – Гоголь – не случайно  предваряет въезд в Сечь описанием степи. Давайте послушаем  отрывок, подготовленный одним из вас, для выразительного  чтения. Ребята, найдите, пожалуйста, эпитеты, рисующие родные  просторы. Какие сравнения и метафоры создают впечатление  безграничного пространства степи? (сравнение с пустыней и  морем) В каких словах автор непосредственно выражает свое  восхищение степью? («Черт возьми вас, степи, как вы  хороши!») Почему Гоголь вводит описание степи перед въездом в Сечь? Образ дороги как образ судьбы. С образом степи автор связывает и образ Запорожской Сечи,  недаром они соседствуют, один следует за другим. Сечь  начинается картиной предместья. 1 Беседа  Какова же картина ее привычной жизни? (перекличка –  картина степи и Днепра) ­ Ответы учеников, подтверждение текстом мысли:  «Предместье живет вольной жизнью». Гоголь писал о Сечи: «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда  разливается воля и казачество на всю Украину!» Для того, чтобы ясно представить себе картину быта и нравов  казаков, ту обстановку, в которую попадают наши герои,  необходимо близко и детально познакомиться с текстом. Для этого вы были разделены на несколько групп. Каждая из  групп получит карточку­задание, работать с которым вы  будете около 7 минут. Затем всю работу соединим в полную  картину. (во время работы звучит музыка) Групповая творческая  работа. Задание для 1 группы: Тема задания: «Быт и нравы казаков». Вопрос: Выберите фрагменты из 3 главы и составьте высказывание о быте и нравах казаков  по плану: 1. мирная жизнь казаков; 2. люди, населяющие Сечь (приведите примеры прозвищ); 3. глава Сечи; 4. «прием» в запорожцы; 5. Остап и Андрий в Запорожской Сечи; 6. Законы Сечи. Задание для 2 группы: Тема задания: «Описание картины Репина и сравнение ее с героями повести». Вопрос: Ни одну из своих картин Репин не любил, как «Запорожцев». В основе картины –  подлинное историческое событие. В 1676 году султан Махмуд IV прислал запорожцам  «гневную грамоту», в которой приказал им сдаться. Запорожцы отправили султану озорной  ответ. Подумайте: ­ Над чем смеются казаки? ­ Кто изображен в центре картины? ­ Кто из запорожцев обращает на себя внимание? ­ Каким настроением проникнута картина? ­ Кто из героев «Тараса Бульбы» ассоциируется у вас с персонажами картины? Задание для 3 группы: Тема задания: «Причины начала похода». Вопрос: Пользуясь текстами 3 и 4 глав, составьте развернутый ответ:  «Почему Тарас Бульба не был доволен жизнь, которую вели в Сечи его сыновья и товарищи?» При построении ответа опирайтесь на план: 1. Почему Бульба не был доволен успехами сыновей? 2. Почему необходимо начать «отважное предприятие»? 3. Какие причины заставили запорожцев пойти на «бранное дело»? 2 4. Обсуждение результатов работы в группах Беседа После обсуждения заданий  1 и 2 групп на доске  записываем следующее  качество: «Воля» После обсуждения на доске  пишем слова: «Родина»,  «Вера» 5. Рефлексия. Слово учителя 6. Заключение. Слово учителя (под  музыку) Комментарий: при обсуждении задания 2 группы необходимо  отметить, что речь пойдет о картине, которая не является  иллюстрацией к повести «Тарас Бульба». Это самостоятельное произведение. Надо отметить связь между повестью и  картиной. Однако Тарас Бульба не был доволен той жизнь, которую вели его друзья и сотоварищи. Обсуждение итогов работы 3  группы. Получилось так, что мы вывели те ключевые слова, которые  являются главными для понимания характеров запорожцев.  Опираясь на эти слова, давайте ответим на вопрос,  поставленный в начале урока: Почему Тарас Бульба  стремился попасть в Запорожскую Сечь и привезти туда  своих сыновей? Есть еще одно качество, о котором мы будем говорить на  следующих уроках ­ товарищество.   Автору «Тараса Бульбы»чужды все, кто не разделяет его веры  в Россию: «Нет, братцы, так любить никто не может». Это  почувствует и Тютчев: «Умом Россию не понять», ­ и чуть ли  не дословно скажет через полвека Блок в стихотворении  «Скифы». Я его прочитаю, а вы послушайте и ощутите связь  поколений. (После прочтения делается вывод об особенностях характера народа) 7. Домашнее задание. Восстановить содержание V – IX глав. Подготовить пересказ: 1 группа – «Тарас Бульба в Запорожской Сечи». 2 группа – «Запорожцы, населяющие Сечь». 3 группа – «Выборы кошевого атамана». 3

"Тарас Бульба и его сыновья в Запорожской Сечи", конспект урока литературы в 7 классе

"Тарас Бульба и его сыновья в Запорожской Сечи", конспект урока литературы в 7 классе

"Тарас Бульба и его сыновья в Запорожской Сечи", конспект урока литературы в 7 классе

"Тарас Бульба и его сыновья в Запорожской Сечи", конспект урока литературы в 7 классе

"Тарас Бульба и его сыновья в Запорожской Сечи", конспект урока литературы в 7 классе

"Тарас Бульба и его сыновья в Запорожской Сечи", конспект урока литературы в 7 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018