Технлогическая карта урока "Текст как форма представления информаци"
Оценка 4.9

Технлогическая карта урока "Текст как форма представления информаци"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
информатика
5 кл—6 кл
07.08.2024
Технлогическая карта урока "Текст как форма представления информаци"
Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Использование программных систем и сервисов.
Текст как форма представления информаци.docx

Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Информатика. 5 класс. ФГОС.

Учитель: Шевцова Тамара Борисовна

Дата:

Урок 10. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Использование программных систем и сервисов.

Цели урока:

-дать представление о тексте как одной из самых распространённых формпредставления информации;

- рассмотреть вопросы, касающиеся исторических аспектов создания текстовых документов;

- рассмотреть компьютер как инструмент создания текстовых документов.

- продемонстрировать важность умения работать с текстом;

- научить выделять главное;

- развивать грамотность и культуру речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

§ систематизированные знания об информации, видах информации, форм представления информации;

§ сформированные представление о компьютере как инструменте создания и обработки текстовой информации;

Метапредметные:

§ умеют приводить примеры текстовой формы представления информации;

§ умеютвыделять главное в тексте.

Личностные:

§ сформированный навык концентрации внимания;

§ cсоблюдение навыков безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе.

Тип урока: комбинированный

Оборудование/ресурсное обеспечение урока: персональныйкомпьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, презентация «Текст как форма представления информации».

№ п/п

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1.                    

Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет численность класса, проверяет готовность к учебному занятию, сосредотачивает внимание детей, мотивирует детей на восприятие новой информации.

Приветствуют учителя, дают отчет об отсутствующих на уроке, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Личностные УУД:

-психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение

2.                    

Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним тему предыдущего урока.

Что это за метод? В чем его сущность?

 

 

 

Что такое прямоугольная система координат?

 

Какое правило существует при определении координат? По какой оси определяется первая точка, а по какой вторая?

 

 

 

 

Сдайте пожалуйста тетради с домашним заданием на проверку.

 

 

У вас у каждого, на столе лежат рабочие листы где мы с вами будем работать на протяжении всего урока, старайтесь выполнять в нем задания правильно и аккуратно, чтобы получить высокую оценку. Перейдем к работе с рабочими листами, которые лежат на ваших столах. Подпишите их. И выполните задание №1

Задание №1

На координатной плоскости нарисован домик, у него пронумерованы точки. С левой стороны задания эти точки записаны, только они не имеет адреса (координаты), запишите координаты точки в скобочках. На работу я вам даю одну  минуту.

Ребята, кто желает выполнить это задание на доске? (Один выполняет у доски)

Теперь поменяйтесь работами, и проверьте работу соседа, сравнив ответы на экране и доске с вашими. В поле «Оценка» поставьте оценку своему однокласснику. Критерии следующие:

5 координат указаны верно-оценка 5.

4 координаты – оценка 4.

3 координаты -3.

И меньше 3-х координат-оценка 2.

-Метод координат

 

-Определение координат с помощью прямоугольной системы называется методом координат.

 

- Два пересекающихся числовых луча OX и OY составляют прямоугольную систему координат с началом в точке О.

 

Чтобы определить координату точки, сначала нужно указать число на оси OX, а затем на оси OY.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один обучающийся выполняет задание на интерактивной доске. После того как задание у доски выполнено, другой обучающийся выходит и проверяет его решение.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой

информации;

-применение методов информационного поиска

Личностные УУД:

- развитие грамотной речи

 

3.                    

Формулированиетемыи целей урока

Мы научились представлять графическую информацию с помощью чисел, используя метод координат. Т.е мы познакомились с еще одним методом кодирования. А что такое декодирование?

Для того чтобы узнать, о чем будет наш урок сегодня я предлагаю декодировать текст

рР

оИ

ьО

нН

мМ

цЦ

аА

иИ

яЯ

фФ

55

99

44

22

66

88

77

11

110

33

С понятием информация мы уже знакомы. Давайте вспомним.

Что такое информация? ()

Какие формы представления информации вы знаете?

Сегодня мы продолжим изучение информации и расширим  знания о формах представления информации, рассмотрим   наиболее распространенную  форму представления информации. Как вы думаете какую?

(Если затрудняются, то учитель предлагает открыть учебник и посмотреть какой вид информации представлен больше всех)

А это значит о какой информации мы сегодня будем говорить?

Какое устройство в современном мире облегчает работу с текстом. Какая тема нашего урока?

 

 

 

 

Что мы сегодня должны узнать на уроке?

 

Говорит о плане работы на урок.

 

Верно. Сегодня на уроке мы познакомимся поближе с текстовой формой представления информации. Узнаем об истории зарождения текста. Узнаем что такое текст.

А также выполним практическую работу и узнаем основные приемы работы с текстом.

 

 

 

 

-Процесс обратный кодированию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Информация

- сведения об окружающем нас мире

- числовая, текстовая, графическая, мультимедийная

 

 

 

 

-мы будем говорить о текстовой форме представления информации.

-компьютер

-Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.

 

 

-познакомиться с текстовой формой представления информации. Узнать как можно работать на компьютере с текстовой информацией.

Регулятивные УУД:

-  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  структурирование знаний;

-развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Познавательные УУД:

- развитие логического мышления,

-поиск и выделение и необходимой

информации;

-анализ объектов с целью выделения

признаков (существенных, несущественных);

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов

-умение с достаточно полнотой и

точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями

коммуникации;

-владение монологической и

диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

4.                    

Изучение нового материала

Для того чтобы узнать об истории текстовой формы представлении информации, я предлагаю вам отправиться в путешествие во времени. Вы согласны?

Очень давно люди изобрели специальную систему знаков для кодирования звуков человеческой речи. Так зародилась письменность. Народы, населяющие Землю делали это по-разному.Для письма использовали самые разные инструменты. Какие инструменты вам известны?

 

 

Люди всегда стремились не только точно записать смысл сказанного, но и сделать текст художественно выразительным. Например, заглавные буквы в начале повествования красочно разрисовывались, страницы украшались разнообразными орнаментами, придумывались различные шрифты. Появился даже особый вид искусства – каллиграфия.

Для того чтобы получить еще один экземпляр рукописи, требовалось переписать ее заново. Поэтому каждая книга становилась самостоятельным произведением искусства.

Тиражирование рукописей стало возможным лишь с изобретением книгопечатания. О том как и когда возникло книгопечатание в России нам расскажет …

Но время шло, технологии менялись и нам пора вернуться домой в наш 21 в.

Мы узнали историю создания текстов. Но до сих пор не уточнили что же такое текст?

Найдите пожалуйста определение в учебнике на стр. 55. Запишите себе это определение в тетрадь.

 

 Как вы думаете, пропуск, пробел или перестановка одного символа в тексте изменяет его смысл?

Для того чтобы в этом убедиться давайте поиграем в волшебников и научимся делать фокусы со словами.

Задание на слайде

·         Кабан

  • Сосна
  • Навес
  • Цоколь

Переставь слоги местами и слово превратится в другое. Пример: ка-мышмыш-ка

Здорово, у нас получились фокусы! Но это еще не всё. Я предлагаю вам выполнить задание №2 в рабочих листах объединившись в группы. У каждой группы свои зашифрованные слова. Попробуйте их расшифровать. Та группа, которая справится быстрее окажутся самыми сильными волшебниками. На работу 1 минута.

Подвести итог (какая группа быстрее справилась с заданием).

 

 

 

-Да.

 

 

 

 

-Сначала это были дощечка, глиняные таблички. Затем для письма стали использовать папирус, бересту и пергамент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Находят определение и записывают в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание №2 в рабочих листах.

Познавательные  УУД:

-актуализация сведений из личного опыта;

-формирования навыков определения координат тела в пространстве

-формирование понятий «Текст»

Личностные УУД:

умение применять  знания на практике;

Коммуникативные УУД:

- формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам;

-умение сдерживать эмоции.

 

 

5.                    

Физкультминутка

Я вам зачитаю текстовую информацию, которая записана у меня в плане урока, а вы закодируйте ее движениями и передайте мне.

Крутим мельницу вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Наклоняться будем все,

Будто прыгаем в бассейн. (Наклоны вперёд.)

А потом назад прогнёмся,

Хорошенько разомнёмся. (Наклоны назад.)

И попрыгать нам пора,

Мы не прыгали с утра. (Прыжки на месте.)

Шаг на месте в заключенье.

Это тоже упражненье. (Ходьба на месте.)

Поскакали, потянулись —

Вот и славно отдохнули. (Дети садятся.)

 

Выполняют упражнения

Личностные УУД:

- формирование здорового образа жизни

 

6.                    

Закрепление

Для закрепления мыпродолжим работать с вашими рабочими листами

1. Прочитайте задание №3 на карточках и отметьте верные варианты ответов. Задание выполняйте самостоятельно.

Задание 3.

Является ли текстом или текстовой информацией:

1. Прочитанная басня Н.В. Крылова «Лебедь, щука и рак».

2. Фотография в альбоме

3. Написанное вами сочинение.

4. Схема метрополитена г. Москва

5. Мнение вашего друга по поводу просмотренного фильма.

6. Просмотренная картина.

Сравним ваши варианты ответов с предложенными на экране.

(Если есть несовпадения обсудить.)

Давайте еще раз закрепим – текст- это…. (Отвечают дети)

 

 

 

Читают задания самостоятельно, кружочками отмечают верные варианты решений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

-развитие логического мышления и пространственного воображения

 

7.                    

Компьютерный практикум

( при наличии времени)

Любой из вас согласится с тем, как много сил и времени затрачивается на многочисленные записи, которые приходится делать в разных ситуациях. На уроке вы записываете в тетради объяснение учителя; дома – домашнее задание; пишите письма родственникам или друзьям; кто-то занимается литературным творчеством и пр. При ручной записи или даже при использовании пишущей машинки часто неприятной проблемой становится необходимость исправлять ошибки или вносить какие-то изменения в текст. При этом приходится зачеркивать, стирать, заклеивать, что портит вид текста. Необходимость переписывать текст ведет к лишнему расходу бумаги.

   Компьютер коренным образом изменил технологию письма.

С помощью текстовых редакторов можно набрать текст, внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере нужное количество экземпляров без повторного ввода и отправить текст по электронной почте на другие компьютеры. Какие текстовые редакторы вам известны?

Как вы думаете, с чем мы сейчас будем работать?

Выполняя практическую работу, мы научимся набирать и преобразовывать текст в текстовом процессоре MSWord. Демонстрирует алгоритм выполнения работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

- с компьютером.

Выполняют практическую работу.

 

 

Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах,

- развитие диалогической речи

Личностные УУД:

умение применять  знания на практике;

 

8.                    

Запись домашнего задания.

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

§8 (1,3)   с. 55-57 

Работа с дневниками

Личностные УУД:

-формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма

9.                    

Итоги урока, рефлексия

Таким образом, на сегодняшнем уроке мы больше узнали о формах представления информации, выяснили, что текст – это наиболее распространенная форма представления информации, что смысл текста меняется при изменении всего лишь одного символа, поэтому впредь мы будем аккуратнее относиться к работе с текстом, написанию, чтению и формулировке текстовых фрагментов. Сейчас каждый для себя составить сиквейн для слова «Текст». Правила составления на экране.

Я вам предлагаю выбрать один из трех смайликов, выберите тот смайлик, который соответствовал вашему настроению на уроке и приклейте его на дерево настроения на доске.

За активную работу на уроке получают оценки: озвучить оценки за урок.

-отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

-составляют сиквейн на обратной стороне рабочего листа.

 

 

-выбирают смайлик, соответствующий своему настроению на уроке.

Личностные УУД:

- развитие самооценки

-рефлексия способови условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

 


 

Технологическая карта урока. Босова

Технологическая карта урока. Босова

Сдайте пожалуйста тетради с домашним заданием на проверку

Сдайте пожалуйста тетради с домашним заданием на проверку

Какие формы представления информации вы знаете?

Какие формы представления информации вы знаете?

Поэтому каждая книга становилась самостоятельным произведением искусства

Поэтому каждая книга становилась самостоятельным произведением искусства

Мы не прыгали с утра. (Прыжки на месте

Мы не прыгали с утра. (Прыжки на месте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2024