Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Информатика. 5 класс. ФГОС.
Учитель: Шевцова Тамара Борисовна
Дата:
Урок 10. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Использование программных систем и сервисов.
Цели урока:
-дать представление о тексте как одной из самых распространённых формпредставления информации;
- рассмотреть вопросы, касающиеся исторических аспектов создания текстовых документов;
- рассмотреть компьютер как инструмент создания текстовых документов.
- продемонстрировать важность умения работать с текстом;
- научить выделять главное;
- развивать грамотность и культуру речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
§ систематизированные знания об информации, видах информации, форм представления информации;
§ сформированные представление о компьютере как инструменте создания и обработки текстовой информации;
Метапредметные:
§ умеют приводить примеры текстовой формы представления информации;
§ умеютвыделять главное в тексте.
Личностные:
§ сформированный навык концентрации внимания;
§ cсоблюдение навыков безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование/ресурсное обеспечение урока: персональныйкомпьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, презентация «Текст как форма представления информации».
№ п/п |
Этапы урока |
Материал ведения урока |
Деятельность учащихся |
УУД на этапах урока |
||||||||||||||||||||
1. |
Организационный момент |
Приветствует учащихся, проверяет численность класса, проверяет готовность к учебному занятию, сосредотачивает внимание детей, мотивирует детей на восприятие новой информации. |
Приветствуют учителя, дают отчет об отсутствующих на уроке, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место |
Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества со сверстниками Личностные УУД: -психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение |
||||||||||||||||||||
2. |
Актуализация знаний |
Ребята, давайте вспомним тему предыдущего урока. Что это за метод? В чем его сущность?
Что такое прямоугольная система координат?
Какое правило существует при определении координат? По какой оси определяется первая точка, а по какой вторая?
Сдайте пожалуйста тетради с домашним заданием на проверку.
У вас у каждого, на столе лежат рабочие листы где мы с вами будем работать на протяжении всего урока, старайтесь выполнять в нем задания правильно и аккуратно, чтобы получить высокую оценку. Перейдем к работе с рабочими листами, которые лежат на ваших столах. Подпишите их. И выполните задание №1 Задание №1 На координатной плоскости нарисован домик, у него пронумерованы точки. С левой стороны задания эти точки записаны, только они не имеет адреса (координаты), запишите координаты точки в скобочках. На работу я вам даю одну минуту. Ребята, кто желает выполнить это задание на доске? (Один выполняет у доски) Теперь поменяйтесь работами, и проверьте работу соседа, сравнив ответы на экране и доске с вашими. В поле «Оценка» поставьте оценку своему однокласснику. Критерии следующие: 5 координат указаны верно-оценка 5. 4 координаты – оценка 4. 3 координаты -3. И меньше 3-х координат-оценка 2. |
-Метод координат
-Определение координат с помощью прямоугольной системы называется методом координат.
- Два пересекающихся числовых луча OX и OY составляют прямоугольную систему координат с началом в точке О.
Чтобы определить координату точки, сначала нужно указать число на оси OX, а затем на оси OY.
Один обучающийся выполняет задание на интерактивной доске. После того как задание у доски выполнено, другой обучающийся выходит и проверяет его решение. |
Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска Личностные УУД: - развитие грамотной речи
|
||||||||||||||||||||
3. |
Формулированиетемыи целей урока |
Мы научились представлять графическую информацию с помощью чисел, используя метод координат. Т.е мы познакомились с еще одним методом кодирования. А что такое декодирование? Для того чтобы узнать, о чем будет наш урок сегодня я предлагаю декодировать текст
С понятием информация мы уже знакомы. Давайте вспомним. Что такое информация? () Какие формы представления информации вы знаете? Сегодня мы продолжим изучение информации и расширим знания о формах представления информации, рассмотрим наиболее распространенную форму представления информации. Как вы думаете какую? (Если затрудняются, то учитель предлагает открыть учебник и посмотреть какой вид информации представлен больше всех) А это значит о какой информации мы сегодня будем говорить? Какое устройство в современном мире облегчает работу с текстом. Какая тема нашего урока?
Что мы сегодня должны узнать на уроке?
Говорит о плане работы на урок.
Верно. Сегодня на уроке мы познакомимся поближе с текстовой формой представления информации. Узнаем об истории зарождения текста. Узнаем что такое текст. А также выполним практическую работу и узнаем основные приемы работы с текстом.
|
-Процесс обратный кодированию
-Информация - сведения об окружающем нас мире - числовая, текстовая, графическая, мультимедийная
-мы будем говорить о текстовой форме представления информации. -компьютер -Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.
-познакомиться с текстовой формой представления информации. Узнать как можно работать на компьютере с текстовой информацией. |
Регулятивные УУД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; -развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Познавательные УУД: - развитие логического мышления, -поиск и выделение и необходимой информации; -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов -умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
||||||||||||||||||||
4. |
Изучение нового материала |
Для того чтобы узнать об истории текстовой формы представлении информации, я предлагаю вам отправиться в путешествие во времени. Вы согласны? Очень давно люди изобрели специальную систему знаков для кодирования звуков человеческой речи. Так зародилась письменность. Народы, населяющие Землю делали это по-разному.Для письма использовали самые разные инструменты. Какие инструменты вам известны?
Люди всегда стремились не только точно записать смысл сказанного, но и сделать текст художественно выразительным. Например, заглавные буквы в начале повествования красочно разрисовывались, страницы украшались разнообразными орнаментами, придумывались различные шрифты. Появился даже особый вид искусства – каллиграфия. Для того чтобы получить еще один экземпляр рукописи, требовалось переписать ее заново. Поэтому каждая книга становилась самостоятельным произведением искусства. Тиражирование рукописей стало возможным лишь с изобретением книгопечатания. О том как и когда возникло книгопечатание в России нам расскажет … Но время шло, технологии менялись и нам пора вернуться домой в наш 21 в. Мы узнали историю создания текстов. Но до сих пор не уточнили что же такое текст? Найдите пожалуйста определение в учебнике на стр. 55. Запишите себе это определение в тетрадь.
Как вы думаете, пропуск, пробел или перестановка одного символа в тексте изменяет его смысл? Для того чтобы в этом убедиться давайте поиграем в волшебников и научимся делать фокусы со словами. Задание на слайде · Кабан
Переставь слоги местами и слово превратится в другое. Пример: ка-мышмыш-ка Здорово, у нас получились фокусы! Но это еще не всё. Я предлагаю вам выполнить задание №2 в рабочих листах объединившись в группы. У каждой группы свои зашифрованные слова. Попробуйте их расшифровать. Та группа, которая справится быстрее окажутся самыми сильными волшебниками. На работу 1 минута. Подвести итог (какая группа быстрее справилась с заданием).
|
-Да.
-Сначала это были дощечка, глиняные таблички. Затем для письма стали использовать папирус, бересту и пергамент
Находят определение и записывают в тетрадь.
Выполняют задание №2 в рабочих листах. |
Познавательные УУД: -актуализация сведений из личного опыта; -формирования навыков определения координат тела в пространстве -формирование понятий «Текст» Личностные УУД: - умение применять знания на практике; Коммуникативные УУД: - формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам; -умение сдерживать эмоции.
|
||||||||||||||||||||
5. |
Физкультминутка |
Я вам зачитаю текстовую информацию, которая записана у меня в плане урока, а вы закодируйте ее движениями и передайте мне. Крутим мельницу вперёд, А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.) Наклоняться будем все, Будто прыгаем в бассейн. (Наклоны вперёд.) А потом назад прогнёмся, Хорошенько разомнёмся. (Наклоны назад.) И попрыгать нам пора, Мы не прыгали с утра. (Прыжки на месте.) Шаг на месте в заключенье. Это тоже упражненье. (Ходьба на месте.) Поскакали, потянулись — Вот и славно отдохнули. (Дети садятся.) |
Выполняют упражнения |
Личностные УУД: - формирование здорового образа жизни
|
||||||||||||||||||||
6. |
Закрепление |
Для закрепления мыпродолжим работать с вашими рабочими листами 1. Прочитайте задание №3 на карточках и отметьте верные варианты ответов. Задание выполняйте самостоятельно. Задание 3. Является ли текстом или текстовой информацией: 1. Прочитанная басня Н.В. Крылова «Лебедь, щука и рак». 2. Фотография в альбоме 3. Написанное вами сочинение. 4. Схема метрополитена г. Москва 5. Мнение вашего друга по поводу просмотренного фильма. 6. Просмотренная картина. Сравним ваши варианты ответов с предложенными на экране. (Если есть несовпадения обсудить.) Давайте еще раз закрепим – текст- это…. (Отвечают дети) |
Читают задания самостоятельно, кружочками отмечают верные варианты решений
|
Личностные УУД: -развитие логического мышления и пространственного воображения
|
||||||||||||||||||||
7. |
Компьютерный практикум ( при наличии времени) |
Любой из вас согласится с тем, как много сил и времени затрачивается на многочисленные записи, которые приходится делать в разных ситуациях. На уроке вы записываете в тетради объяснение учителя; дома – домашнее задание; пишите письма родственникам или друзьям; кто-то занимается литературным творчеством и пр. При ручной записи или даже при использовании пишущей машинки часто неприятной проблемой становится необходимость исправлять ошибки или вносить какие-то изменения в текст. При этом приходится зачеркивать, стирать, заклеивать, что портит вид текста. Необходимость переписывать текст ведет к лишнему расходу бумаги. Компьютер коренным образом изменил технологию письма. С помощью текстовых редакторов можно набрать текст, внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере нужное количество экземпляров без повторного ввода и отправить текст по электронной почте на другие компьютеры. Какие текстовые редакторы вам известны? Как вы думаете, с чем мы сейчас будем работать? Выполняя практическую работу, мы научимся набирать и преобразовывать текст в текстовом процессоре MSWord. Демонстрирует алгоритм выполнения работы. |
Отвечают на вопросы учителя
- с компьютером. Выполняют практическую работу.
|
Коммуникативные УУД: - умение работать в парах, - развитие диалогической речи Личностные УУД: - умение применять знания на практике;
|
||||||||||||||||||||
8. |
Запись домашнего задания. |
Откройте дневники и запишите домашнее задание. §8 (1,3) с. 55-57 |
Работа с дневниками |
Личностные УУД: -формирование навыков самоорганизации - формирование навыков письма |
||||||||||||||||||||
9. |
Итоги урока, рефлексия |
Таким образом, на сегодняшнем уроке мы больше узнали о формах представления информации, выяснили, что текст – это наиболее распространенная форма представления информации, что смысл текста меняется при изменении всего лишь одного символа, поэтому впредь мы будем аккуратнее относиться к работе с текстом, написанию, чтению и формулировке текстовых фрагментов. Сейчас каждый для себя составить сиквейн для слова «Текст». Правила составления на экране. Я вам предлагаю выбрать один из трех смайликов, выберите тот смайлик, который соответствовал вашему настроению на уроке и приклейте его на дерево настроения на доске. За активную работу на уроке получают оценки: озвучить оценки за урок. |
-отвечают на вопросы учителя.
-составляют сиквейн на обратной стороне рабочего листа.
-выбирают смайлик, соответствующий своему настроению на уроке. |
Личностные УУД: - развитие самооценки -рефлексия способови условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.