Технологическая карта к уроку литературное чтение 4 класс "Барбос и Жулька"
Оценка 4.6

Технологическая карта к уроку литературное чтение 4 класс "Барбос и Жулька"

Оценка 4.6
Документация
docx
чтение
30.06.2020
Технологическая карта к уроку литературное чтение 4 класс "Барбос и Жулька"
Урок литературного чтения составлен в соответствии с требованиями к современному уроку в рамках ФГОС.
технологическая карта урока литературы 4 класс.docx

ФИО учителя: Бикеева С.А.

УМК: «Школа России»

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тема: А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристика героев.

Цель урока: Познакомить с жизнью и творчеством А. И. Куприна; раскрыть смысл рассказа «Барбос и Жулька», смысл дружбы и верности; учить анализировать поступки героев; прививать любовь к животным; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать речь, мышление.

Планируемые результаты:

Предметные: Умения прогнозировать содержание рассказа, увеличивать темп чтения вслух.

Метапредметные:

Регулятивные УУД  - формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа  материала учебника в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, высказывать свои предположения, оценивать свою работу на уроке.

Коммуникативные УУД – отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, выражать свои мысли, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Познавательные УУД – осуществлять анализ художественного текста, выделять в нем основную мысль, отбирать  опорные слова  для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге.

Личностные: Понимать понятия «автор - рассказчик». Уметь проводить самооценку на основе  критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: портрет автора, карточки, проектор, компьютер, выставка книг А.И. Куприна.

 

Ход урока:

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

 

Добрый день и добрый час,

Я очень рада видеть вас.

Но что бы нам урок начать,

Добра всем нужно пожелать.

Мы друг к другу повернемся

И друг другу улыбнемся.

- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их.

-Тихо садитесь.

 

-Ребята, чему мы учимся на уроках литературного чтения?

 

 

 

-Что ждёте, от сегодняшнего урока? Начните свой ответ так: Сегодня на уроке мне хотелось бы…

-Мы с вами настроились на серьезную работу. Пусть у вас все получится.

Приветствуют учителя,

отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

+Читать, знакомимся с новыми произведениями, новыми авторами, учимся рассуждать, доказывать свою точку зрения.

 

+познакомиться с новым произведением, новым автором, хороших отметок.

 

 

2. Проверка домашнего задания.

Цель: проверка усвоения материала предыдущего урока.

-Прежде чем познакомится с новым произведением, проверим старый материал, домашнее задание.

 

-Выполните тест.

 

-Обменяйтесь работами, проверьте и оцените работу «соседа». Ответы и критерии оценки на слайде. Верните проверенные работы.

 

-Поднимите руку кто выполнил работу на «5».

На «4». На «3». Молодцы! Отложите тесты в сторону.

 

 

Выполнение тестовых заданий по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

 

Проверка и оценка работ.

 

 

 

Дети поднимают руки.

3. Речевая разминка.

Цель: развитие фонематического восприятия, речевого аппарата, скорости чтения вслух и про себя, повышение интереса к процессу чтения.

 

-Посмотрите на слайд. Проведем небольшую разминку.

Читаем медленно: Ы  А  О  У  Э  И  . Читаем быстрее.

Добавляем эмоции: ы – испугали товарища, а – испугались сами, о- удивились, у – разочаровались, э – задумались, и – улыбнулись.

Знакомый

Сегодня вышел я из дома.

Пушистый снег лежит кругом.

Гляжу – навстречу мой знакомый

Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем,

Мы – неразлучные друзья.

Визжим, и прыгаем, и скачем –

И он, и я, и он, и я!   Валентин  Берестов

 

- Прочитайте это стихотворение по слогам, грустно, весело, с ускорением, выразительно.

- Догадались ли вы, о ком идёт речь?

- О чём хотел рассказать нам автор?

 

 

Читаю по заданию учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают стихотворение по заданию учителя.

 

+ о собаке

+ о дружбе человека с животными

 

4. Актуализация знаний.

Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 

 

- А теперь посмотрите внимательно на доску. Вспомним авторов произведений. Соотнесите портрет с именем автора.

http://krasnolib.permculture.ru/Data/Sites/13/%D0%BC%D0%BE/%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD-%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%8F%D0%BA.jpg   https://4.bp.blogspot.com/-Epll1iOrV8A/WKwsE2h94wI/AAAAAAAAC70/Lu52Ju4aVosLUsQjvOJgG7lx4BQtDPd5QCLcB/s1600/image228052547.jpg http://www.prishvinka.ru/home/11112017/photos/8.jpg   http://900igr.net/up/datai/88785/0001-001-.jpg

Дмитрий Наркизович Мамин-Сибиряк

Михаил Михайлович

Пришвин

Евгений

Иванович Чарушин

?

- А знаете ли вы фамилию писателя на последнем портрете?

- Отгадайте.

 

 

 

 

 

-Это - Александр Иванович Куприн.

- Какие произведения Куприна мы читали в 3 классе?

Слушают выступление одноклассника.

 

 

Работают у доски по 3 человека над каждым портретом.

 

 

 

 

 

 

 

- ответы детей.

 

 

а

б

в

г

д

1

К

В

Ж

Е

Р

2

А

Я

У

Й

Ч

3

Н

П

Б

И

Ю

 Ключ: 1а, 2в, 3б, 1д, 3г, 3а.

-добавление надписи под портрет

+ «Слон»

 

5. Самоопределение к деятельности, постановка учебных задач.

Цель: создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

-А с каким произведением мы сегодня познакомимся вам предстоит отгадать.

-Назовите тему урока.

-Какие цели поставим на уроке?

1.       Углубить знания о …

2.       Познакомиться с …

3.       Учиться …

 

 

- Что вы знаете об Александре Ивановиче Куприне?

- Он родился 7 сентября 1870 г. В городе Наровчат Пензенской губернии.  В годовалом возрасте потерял отца, который умер от холеры. Семья осталась без денег и в возрасте 4 лет маленький Саша с матерью переехала в Москву. Из-за тяжёлого материального положения мать вынуждена  была отдать сына в сиротское училище. В 10 лет Куприн поступил в военную гимназию, а 18 лет - в военное училище.

 

- А теперь сами найдите интересные факты о жизни и творчестве Куприна. Обсудите в группах.

 

- 1 группа работает со статьей: Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет неожиданно начал падать.

Случалось, ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных.

Написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах.

- 2 группа с выставкой книг:

 

Вопросы 1 группе:

– Что узнали нового о жизни Куприна? 

– Что узнали про характер писателя?

Вопросы 2 группе:

– О ком или о чём были его произведения?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Сегодня мы познакомимся с произведением «Барбос и Жулька».

- Как вы думаете, о чем может быть этот рассказ?

- Как вы себе представляете Барбоса?

- Как вы себе представляете Жульку?

-Дети складывают слова 1 группа - Барбос, 2 группа – Жулька.

+ А.И.Куприн «Барбос и Жулька»

1.       Углубить знания о творчестве Куприна

2.       Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька»

3.       Учиться правильно и выразительно читать, понимать прочитанное, сравнивать внешность и характеры героев, их поведение и поступки.

 

- Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Чтение и обсуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотреть выставку и обсудить.

 

 

Ответы детей

 

 

+Писал о животных. Много произведений о собаках.

 

+ о жизни собак, о дружбе, о ссоре, о помощи.

Ответы детей

Ответы детей

6. Подготовка к чтению

Цель: словарно-лексическая работа

 

 

 

 

 

В этом рассказе вам встретятся непонятные слова.

- Посмотрите на слайд:

СТАЛАКТИТ. Что это? Где можно узнать значение непонятных слов?

- Я немного поработала с толковым словарем Ожегова. Прочитайте статью к слову.

 

 

 

 

 

 

 

А теперь вы найдите лексическое значение:

1 группа – слова –ЛАВРЫ

2 группа - ФЕСТОН

 

 

 

 

СТАЛАКТИТ–сосульки, известковые наросты, свисающие с потолка пещеры.

ПОДПАЛИНА – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

ЛИЦЕМЕРНЫЙ – неискренний.

КАРЬЕР - самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

ТРИУМФАЛЬНЫЙ – победный.

ИСКОНИ – издавна.

ПРИЗЕМИСТЫЙ – маленького роста.

 

ЛАВРЫ – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды.

ФЕСТОН - один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок.

7. Первичное знакомство с произведением

Цель: понимание прочитанного

Откройте учебник с. 85. Я начну читать, а вы внимательно следите.

1 абзац:

- Что в этом абзаце нам рассказывает автор?

- Какой он?

-Какие в нем отрицательные качества?

-Какие положительные?

2 абзац – читает …(сильный ученик)

- Что в этом абзаце нам рассказывает автор?

- Какая она?

- Что вы можете сказать о ее характере?

3 абзац читает …

- О чем абзац?

- Что описано?

4 абзац читает …

-Жульку все считали комнатной собакой, а Барбоса нет, почему?

- Почему Барбос был разбойником?

5 абзац ...

-Можно ли назвать Барбоса хитрым? Прочитайте, какая у него была тактика.

6 и 7 абзац (читает учитель)

-Какие отношения были между ними?

- Как они играли между собой?

8 абзац читает …

- Почему Барбос так вел себя при виде этой собаки?

- Как вели себя люди?

Бешенство – это смертельно-опасное инфекционное заболевание….

9 абзац …

-Как вы оцениваете подвиг Жульки?

10 абзац …

-Что случилось с Жулькой после подвига?

11 абзац…

-Как родители поступили с Жулькой?

-Как вы думаете, почему?

А теперь послушайте, что же случилось дальше.

- Почему Барбосу было жалко Жульку?

-Почему Барбос смог почувствовать, что она умерла?

Следят за чтением учителя.

 

 

+описание Барбоса.

+небольшого роста, широкогрудый, похож на белого пуделя.

+неряшлив, драчлив.

+верность, независимый характер, тонкий слух.

 

+описание Жульки.

+маленькая, тонконогая, с гладкой шерсткой, чистоплотная.

+деликатная, застенчивая, вежливая.

 

+более подробное описание Жульки.

+как она знакомилась с людьми, кушала. Она вежливая, благородная, не унижается ни перед кем.

+нет, потому что…

 

+он не разбирался, а …

 

 

Выборочное чтение.

 

 

Выборочное чтение.

 

+ она была бешенная.

 

Читают информацию на слайде «Бешенство»

 

 

Выборочное чтение

 

 

 

+отнесли в сарай.

 

Дети слушаю аудиозапись.

+они дружили, Жулька защитила его.

+присушивался к тому, что делается в сарае.

8.Закрепление. Применение новых знаний.

Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в парах; выявить проблемы и провести коррекцию.

- Выберите характеристику для героев и отметьте «+».

1 группа- Жульки, 2 группа – Барбоса.

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Характеристика

Барбос

Жулька

1.         

Невелик ростом

+

 

2.         

Деликатная, застенчивая вежливость

 

+

3.         

Сходство с белым пуделем

+

 

4.         

Никогда не попрошайничает

 

+

5.         

Имеет смутные понятия о праве собственности

+

 

6.         

Светлые и умные глаза

 

+

7.         

Гладкая черная шерсть

 

+

8.         

Не отличался аккуратностью в туалете

+

 

9.         

Уши превращались в причудливые фестоны

+

 

10.       

Желтые подпалины над бровями

 

+

9.Подведение итога урока.

Цель: соотносить полученный результат с поставленной целью.

 

Так какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе?

Что он хотел донести до нас?

Смелость собаки не зависит от её внешнего облика. Большая собака может быть трусливой, а маленькая может быть смелой. Судить нужно не по внешности, а по поступкам.

- А какие ещё рассказы о дружбе между животными вы читали?

+Куприн в этом рассказе хотел показать читателям, что и животные могут испытывать "человеческие" чувства - дружить, сочувствовать, быть верными и самоотверженными.

 

 

+(«Приёмыш», «Серая шейка» М.- Сибиряка, «Лев и собачка» Л. Толстого и др).

10. Домашнее задание

 

Стр. 85-90 перечитать, изменить концовку.

Дополнительно: Иллюстрация к рассказу.

Записывают д/з в дневник.

11.Рефлексия

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-Кому на уроке было интересно? (поднимание рук)

-У кого возникли трудности?

-Кто узнал для себя что-то новое?

-Продолжите предложение «Сегодня на уроке я…»

-Оцените свою работу на уроке.

Самооценка на основе критериев успешности.

 

 

 

Сигнальные карточки

 

Приложение 1

 


Тест. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

 

1.Как называется озеро, на котором жили герои рассказа?

а) Грязное озеро;       б) Светлое озеро;         в) Синее озеро.

 

2. В какое время года происходят описываемые события рассказа?

а) осенью;            б) зимой;                   в) весной.

 

3. Сколько лет жил старик на озере?

а) 30 лет;                    б) 40 лет;                                          в) 20 лет.

 

4. Как звали старика, который жил на озере?

 а)Тарас;                  б)Семён;               в)Иван.

 

5. С кем Тарас жил на озере?

 а) с кошкой;                          б) с собакой;                                   в) с семьёй.

 

6. Какое животное приютил старик?

а) гуся;                       б) утку;                  в) лебедя.

 

7. Как старик называл лебедя?

а) Приёмыш;             б) Соболько;               в) Прикормыш.

 

8. Как звали собаку Тараса?

а) Соболько;                         б) Шарик;            в) Тузик.

 

9. Куда делись родители Приёмыша?

а) застрелены охотниками;           б) пойманы в сети;       в) улетели в тёплые края.

 

10. Как вели себя друг с другом собака и птица?

а) кусали друг друга;        б) не обращали друг на друга внимания;        в) дружили;  

 

11. Как сложилась дальнейшая судьба лебедя?

а) улетел от Тараса;     б) застрелили охотники;      в) остался жить с Тарасом.

 

12. Почему Тарас отпустил лебедя?

а) затоскует и заболеет;      б) продал его;      в) Тарасу было всё равно.


Приложение 2

 

Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет неожиданно начал падать.

Случалось, ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных.

Написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах.

 

Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет неожиданно начал падать.

Случалось, ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных.

Написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах.

 

 

 

 

Приложение 3


 

 

 

а

б

в

г

д

1

К

В

Ж

Е

Р

2

А

Я

У

Й

Ч

3

Н

П

Б

И

Ю


Ключ: 1а, 2в, 3б, 1д, 3г, 3а.


 

ФИО учителя: Бикеева С.А. УМК: «Школа

ФИО учителя: Бикеева С.А. УМК: «Школа

Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания.

Отгадайте. - Это -

Отгадайте. - Это -

Вопросы 1 группе: – Что узнали нового о жизни

Вопросы 1 группе: – Что узнали нового о жизни

Домашнее задание Стр

Домашнее задание Стр

Приложение 3 а б в г д 1

Приложение 3 а б в г д 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2020