лучшедома
Технологическая карта к уроку окружающего мира в 3 классе на тему "Что такое экология?"

Технологическая карта к уроку окружающего мира в 3 классе на тему "Что такое экология?"

Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
19.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

okruayuschiy_mir.docx

Класс: 3

Предмет: окружающий мир 

Тема урока:  «Что такое экология?»

Тип урока: урок открытия новых знаний 

Цель урока:   дать первоначальные представления об экологии как науки бережного отношения человека к окружающей природе.

Задачи урока: 

дидактические: создать условия для открытия детьми нового для них понятия «экология»; расширять экологические знания учащихся.

развивающие: развивать речь, мышление, обогатить словарный запас.

воспитательные: воспитывать навыки экологической культуры; потребность поддерживания собственного экологического здоровья личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика этапов урока

Этап

урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф-фронтальная,

И-индивидуальная, П-парная,

Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Время

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

1.Организационный этап

 

Словестный

-Здравствуйте ребята, меня зовут Надежда Витальевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Настраиваются на урок.

Фронтальная

 

2 мин

 

Способность к самоконтролю.

 

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

Словестный

Вы уже разделены на три команды, теперь каждая команда должна выбрать себе капитана. Хорошо. Сегодня за правильные ответы и активность на уроке, а так же соблюдение правил порядка я буду давать каждой команде жетоны. В конце урока мы узнаем, какая команда была самой активной.

 

Слушают учителя.

Фронтальная

 

3мин

Формирование положительного отношения к уроку.

Умение слушать и принимать учебную задачу.

 

3. Актуализация знаний

создать условия для открытия детьми нового для них понятия «экология»

Словестный

Ребята, я сегодня услышала интересный разговор:

- Ох, какая сегодня плохая экология, - сказала мама, стиснув виски руками, от нее у меня разболелась голова.

- Да уж, - согласился папа, - экология у нас совсем никудышная, вон и в газетах все время пишут, и по телевизору показывают. Надо ее исправлять.

- Кто же такая экология, от которой у мамы разболелась голова, и что такого она сделала?- Плохо себя вела или не убирала за собой?- И как ее собирается исправлять папа?

- Ребята, о чем же сегодня мы будем говорить на уроке ? (Об экологии)

Верно, об очень важной науке – экологии. Узнаем, что такое экологическая безопасность. Что называют окружающей средой? Отчего загрязняется окружающая среда? Что люди делают для охраны чистоты воздуха и воды?

 

 

Слушают учителя,определяют тему урока

Фронтальная

 

2 мин

 

Умение слушать и принимать учебную задачу

Формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу.

4. Первичное усвоение новых знаний

создать условия для открытия детьми нового для них понятия «экология»; расширять экологические знания учащихся.

Словестный,наглядный

-Где можно услышать это слово –экология?

-Какие источники информации помогут нам узнать значение этого слова?

Экология -это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Окружающая среда – это все что есть вокруг нас, в том числе и природа.

«Экос» по- гречески значит «дом», «логос»- «ученье, наука». Экология- это наука о нашем общем доме.

О каком же доме эта наука? О квартире в которой мы живём? Я думаю нет, но что – то общее здесь всё таки есть. Квартиру нужно убирать, не сорить, не ломать мебель, выносить мусор.

Природа то тоже дом, только очень большой. В котором живут и люди и животные. Надо убирать за собой после отдыха в лесу, не сорить, не ломать деревья, не рвать цветы, не топтать траву, не сливать грязную воду в реки.

Для наведения и поддержания порядка в окружающей среде нужны хорошо подготовленные специалисты, и такие есть, их называют – экологи.

Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

А как человек может влиять на окружающую среду?(плохо и хорошо)

Верно, у влияния человека на окружающую среду есть две стороны, плохая и хорошая.

В результате  негативного влияния происходит загрязнение почвы, воздуха, воды, сокращение некоторых видов растений и животных .Очень быстро исчезают леса на планете, растут свалки отходов и мусора, в воздух выбрасываются миллионы вредных веществ. Всё  это отрицательно влияет не только на окружающую среду, но и на здоровье самого человека.

Предлагаю вам посмотреть видеоролик о том что будет если совсем не заботиться об окружающей нас среде.

Вопросы по видео(2.46)

Кто являлся главным героем в видео? Что он делал? Уважительно ли относился главный герой к  окружающей среде? Что случилось в итоге? Что произошло с природой, с экологией?

Но, люди в последнее время стали чаще задумываться о том как плохо оно влияют на природу, стали активно приниматься законы о защите природы, восстанавливаться леса, защищаться заповедники и многое другое.

А что же мы с вами ребята можем сделать для того, чтобы наша природа стала чище?

О том что мы ещё можем сделать для сохранения  экологии  предлагаю вам посмотреть ещё один видеоролик.

Вопросы по видео (2.48)

Как же ещё можно заботиться о окружающей среде?

Теперь поговорим с вами об экологической безопасности.

Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязненной окружающей среды. Человек вынужден дышать загрязненным воздухом. Пить загрязненную воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества. Может ли он при этом оставаться здоровым? Нет, конечно.

-Так как же поступают в организм загрязняющие вещества?

- Поэтому каждый человек должен соблюдать правила личной экологической безопасности.

- Как защититься от загрязненного воздуха?

1.Никогда не останавливайся на улице возле автомобиля с работающим двигателем.

2. Если дома из взрослых курит, попроси не делать этого в квартире.

3. В школу надо ходить тем путем, где меньше автомобилей, больше зелени.

- Как защититься от загрязненной воды?

1. Нельзя купаться в загрязненных водоемах.

2. Нельзя пить воду из-под крана.

3. Очистить такую воду с помощью бытового фильтра.

- Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества?

1.Никогда не собирай ягоды и грибы недалеко от автодорог.

2.Всегда тщательно мой овощи и фрукты.

3.Не ешь рыбу, выловленную в загрязненной реке.

Предлагаю вам немного отдохнуть, встаём из –за парт.

– Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните

в ладоши, а если не согласны – топните ногами.

Если я приду в лесок

И сорву ромашку?

Если съем я пирожок

И в мусор выброшу бумажку?

Если хлебушка кусок

Птичкам на пеньке оставлю?

Если ветку подвяжу

И колышек поставлю?

Если сильно насорю

И убрать забуду?

Если мусор уберу,

Банку закопаю?

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю!

- По радио, в телепередачах, в газетах.

- Толковый словарь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Плохо и хорошо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы по видео.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Варианты ответов учащихся.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы по видео.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Через продукты питания, через воздух, через воду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная,индивидуальная

презентация

15 мин

Устанавливать взаимосвязь между живыми существами и окружающей средой, взаимодействии человека с природой;

Принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу

5. Первичная проверка понимания

Расширять экологические знания учащихся.

Словестный,наглядный.практический

Садимся на места, продолжим урок.

Работа в группах

Представим с вами что мы экологи. Придумайте в группе вместе и нарисуйте экологический знак по охране природы. Он может быть совершенно любой, какой вы захотите, по охране воздуха, почвы или животных, чего пожелаете. От каждой группы по одному знаку.

(Капитаны команд выходят к доске и рассказывают о знаке, что он означает, как называется, что на нём изображено)

 

А сейчас я предлагаю провести небольшой эрудицион по экологии.

Задание 1.

У меня очень много игрушек сделано из неё; она бывает разноцветной, её очень трудно сломать; предметы, сделанные из неё мало весят; если её поджечь, то становится чёрный едкий дым; её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. /Пластмасса./

Задание 2.

Его делают из песка; чаще всего оно прозрачное; когда падает, оно разбивается; если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто; брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. /Стекло./

Задание 3.

Это может заржаветь, когда становится старым или ломается; это можно увидеть везде: в городе, деревне, вдоль дорог; это можно сдать и получить деньги; это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое; это бывает цветным, и его можно сдать на переплавку и получить деньги. /Металлолом./

Задание 4.

 Получают её  из древесины; она легко горит; из неё получается много мусора; на ней обычно рисуют или пишут. /Бумага./

Задание 5.

Его много в городе, но мало в деревне; особенно силён он в промышленном городе, где много заводов, фабрик, машин; от него люди болеют, нервничают, громко кричат и его становится всё больше; его издают разные приборы и машины; он вызывает загрязнение окружающей среды. А когда его слишком много, он вызывает у человека состояние, близкое к опьянению, действует как наркотик. /Шум./

Экологический рассказ «Воскресенье в лесу»

-Сейчас я буду читать вам текст, ваша задача внимательно слушать и после того как я прочитаю перечислить ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Номы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога нас привела к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.

В кустах мы нашли гнездо, какой – то птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день.

 

 

 

Работа в группах, представление своих творческих заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Пластмасса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Стекло

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 -Металлолом

 

 

 

 

 

 

-Бумага

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Шум

 

 

 

Ошибки

-Нельзя ходить в поход без взрослых.

-В лесу нельзя включать громкую музыку – она распугивает птиц и зверей.

-Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т. к. разрушается грибница и исчезает лекарство для зверей.

-Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки, в жаркую погоду костры разводить запрещается.

-Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, их нельзя выбрасывать в лесу.

-Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.

-Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.

-Нельзя брать в город здоровых детенышей зверей и птиц.

-Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь оборванных цветов не долговечна.

 

 

 

Фронтальная,групповая,индивидуальная.

Презентация,листы А4

10мин

 

Вступать в контакт с собеседником, соблюдая нормы и правила общения, воспринимать другие мнения и позицию.

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить небольшие сообщения в устной форме.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу

6.Первичное закрепление

Расширять экологические знания учащихся.

Словестный

Чтобы проверить как внимательно вы слушали и усваивали материал урока, я приготовила для вас небольшие тесты.В них вам нужно подписать в строке фамилия свою фамилию, правильный ответ на вопрос обвести кружочком, подчеркнуть или вписать ответ.

«Экологическое воспитание младших школьников»

1.Экология это:

а) Наука о влиянии человека на окружающую среду;

б) Наука о влиянии окружающей среды на человека;

в) Наука, изучающая живые организмы в природе.

2.Подчеркни то, что загрязняет воздух:

сажа, пыль, кислород, дым, выхлопные газы автомобилей, выбросы заводов.

3.Подчеркни то, что загрязняет воду.

Бытовой мусор, нефть, животные в водоёмах, отходы заводов и фабрик, водные растения.

4. Поджигая сухую траву на лугах мы...

а) даем расти молодым побегам;

б) повышаем плодородие почвы за счет золы;

в) наносим непоправимый вред всему сообществу.

5.Человека который определяет какое влияние оказывает человек на природу называют:

 

 

Инфдивидуальная

карточки

5-7 мин

Уметь применять полученные знания.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

 

Словестный

Домашним заданием вам будет, нарисовать сой экологический парк, вам нужно продумать как он будет выглядеть, что в нём будет находиться такого, что может способствовать улучшению окружающей среды.

Записывают домашнее задание.

Фронтальная

 

1мин

 

Принимать и сохранять учебную задачу.

Способность к самоконтролю.

 

8. Рефлексия ( подведение итогов занятия)

 

Словестный

Итак ребята, подсчитаем сколько у какой команды жетонов.

Какова была тема нашего урока?

Мы узнали что называют окружающей средой?

Мы узнали от чего загрязняется воздух?

Мы выяснили как помочь предотвратить загрязнение окружающей среды?

Что вам больше всего понравилось на уроке?

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля,

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились

Живём мы с тобою на неё

Так будем же люди все вместе

Мы к ней относится добрей.

Молодцы ребята, вы хорошо работали сегодня, спасибо за урок.

 

Отвечают на вопросы.

Фронтальная,индивидуальная

 

5 мин.

 

Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу

 



 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)