Технологическая карта логопедических занятий
Оценка 5

Технологическая карта логопедических занятий

Оценка 5
Документация
docx
11.01.2020
Технологическая карта логопедических занятий
карты логопедических занятий.docx

Ф.И.О. учителя-логопеда

 

Группа (логопедическое заключение)

Подготовительная к школе группа.

 

Фонетико-фонематические нарушения речи.

Тема занятия

Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях.  « Лунтик».

Тип занятия

Индивидуальное;

Занятия закрепления ранее приобретённых знаний и умений.

Используемые технологии

Здоровьесберегающие: дыхательная гимнастика, элементы песочной терапии, организация комфортной психологической среды.

Личностно-ориентированные: организация предметно-развивающего пространства.

Проблемно-поисковые: разрешение проблемных ситуаций.

Цель занятия

Автоматизировать звук Л в слогах, словах и предложениях, используя приобретённый ранее опыт.

Задачи

Образовательные

 

Коррекционно-развивающие

 

Воспитательные

 

·         Создать условия для закрепления навыка правильного произношения [Л] в слогах, словах, предложениях;

·         Продолжить развивать  фонематические процессы (восприятие, анализ).

Создать условия для:

·         развития артикуляционной и мелкой моторики;

·         развития речевого дыхания;

·         развития зрительной, слуховой памяти и внимания.

·         Воспитание эмоциональной отзывчивости;

·         формирование навыков взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Интеграция образовательных областей

«Физическое развитие»  «Социально-коммуникативное развитие»  «Познавательное развитие»  «Речевое развитие»

Универсальные учебные действия

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные:

·         умение осознавать свои возможности, умения , качества, переживания;

·         умение соотносить поступки и события с приятными этическими принципами и моральными нормами;

·         формирование познавательной и социальной мотивации;

·         формирование адекватной самооценки;

·         воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.).

·         умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

·         умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;

·         умение планировать своё действие в соответствии с конкретной задачей;

·         умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

·         умение работать по инструкции взрослого;

·         умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

·         владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

·         желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

·         ориентация на партнёра по общению;

·         умение слушать собеседника.

·         умение применять правила и пользоваться инструкциями;

·         умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

·         умение выделять существенные признаки объектов;

·         умение устанавливать аналоги на предметном материале.

Материально-техническое обеспечение

Наглядный материал: картинки, сухой бассейн (с песком,  мелкой крупой),

Технические средства: магнитофон, носители с логопедическими распевками для автоматизации звуков.

 

Организационная структура логопедического занятия

Этап/Цели/Длительность

Дидактическая структура

Методы и приёмы работы

Формы организации деятельности воспитанников

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность воспитанников

Предпосылки для формирования УУД

Примечания, предполагаемый результат

1.Организационный момент, начало занятия:

1.Психологический настрой (0,5мин.).

Воспитание интереса к занятию.

Проговаривание стихотворения с закрытыми глазами, взявшись за руки вместе с логопедом.

 

 

Мы спокойны, мы спокойны. Говорим всегда красиво, чётко и неторопливо. Вспоминаем обязательно, что учили на занятии.

 

Проявляет интерес, вовлекается в предложенную ситуацию.

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Психологическая готовность.

2.Вводно-организационный (0,5мин.)

 

Беседа.

 

Давай покажем нашему Лунтику,  как мы умеем делать зарядку язычком: может быть ему понравится?

Включается в занятие.

Личностные УУД: умение соотносить события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность;  Коммуникативные УУД: ориентация на партнёра по общению.

Формальная готовность к действию, привлечение произвольного внимания.

2. Мотивационно-побудительный (1мин.).

 

Беседа.

 

 

Воображаемая ситуация.

 

Что для этого нужно?

 

Занять рабочее место, принять правильную позу.

- Чтобы помочь язычку правильно произносить звуки.

 

Занимает своё место, садится удобно, выпрямив спину и плечи.

Личностные УУД: формирование познавательной и социальной мотивации;

Коммуникативные УУД: владение определёнными и невербальными средствами общения.

 

Внутренняя мотивация на деятельность.

3. Актуализация (5мин.).

Развитие артикуля-ционной моторики;

 

развитие речевого дыхания.

 

Упражнения. Беседа. Иллюстрация наглядных пособий.

Решение проблемных ситуаций.

Артикуляцион-ная зарядка:

Посмотри на картинки, которые я буду тебе показывать. Подумай, какое упражнение мы будем выполнять?

Выполняет артикуляционные упражнения вместе с воспитанником.

 

Хвалит за правильное и точное выполнение упражнений, в случае неудачи даёт возможность самому исправить ошибку.

Упражнение “Дождь и дождик”

При выполнении упражнения используем рисование. Ребенку даются лист бумаги и карандаш. Сверху вниз проводятся длинные и короткие полосы, проведение их сопровождается произнесением длинного “каап-каап” (дождь) и короткого “кап-кап” (дождик).

Упр. “Пароход”

- Покажи как гудит большой пароход: Л-Л-Л (многократное произнесение).

 

 

 

Участвует в диалоге, высказывает своё мнение, задаёт вопросы. Вспоминает и применяет имеющиеся знания в новой ситуации. Выполняет артикуляционные и дыхательные упражнения вместе с логопедом, следуя устным инструкциям и наглядному показу.

Личностные УУД: умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

Регулятивные УУД:

умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

Коммуникативные УУД: ориентация на партнёра по общению;

Познавательные УУД: умение применять правила и пользоваться инструкциями.

 

2. Основная часть занятия.

4.Расширение имеющихся представлений (2мин.).

-Формирование правильного артикуляцион-ного уклада (артикуляцион-ная и фонетическая характеристика звука).

Беседа. Демонстрация наглядных пособий. Воображаемая ситуация.

Беседа.

Как ты думаешь, почему к нам пришёл Лунтик? А не медведь или бегемот! С какого звука начинается это слово? С каким звуком мы будем работать?

 

Со звука  [Л], который мы учимся правильно произносить.

 

Произнеси звук [Л]  многократно и отрывисто.

Скажи:

Что делают наши губы, когда произносим этот звук?

-Где находится язычок?

-Какой он узкий или широкий?

-Как мы произносим звук [Л] – с голосом или без голоса?

- губы улыбаются;          - кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам;                  -средняя часть спинки языка опускается;                  - бока языка опускаются;                  - воздушная струя проходит по бокам языка.

- Характеристика – согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синим квадратиком с колокольчиком (сопровождается наглядным изображением).

Отвечает на вопросы педагога, сравнивает, различает.

Регулятивные УУД: умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

Коммуникативные УУД: владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

 

Познавательные УУД: умение выделять существенные признаки объектов.

Усвоение понятий согласный твёрдый глухой звук, формирование представлений об артикуляционном укладе звука [Л], навыков его произнесения.

5.Динамическая пауза (2мин.).

Развитие слухового внимания;

Развитие мелкой моторики руки;

Развитие фонематических представлений.

 

Загадывание загадки.

Упражнение. Рассказ педагога.

Демонстрация.

Ситуативный разговор использование элементов песочной терапии.

Назови ещё слово, которое начинается со звука [Л].               Я тебе помогу:           У Мишутки косолапы были все четыре  … (лапы).   В огород пришли ребята,будет им нужна … (лопата). В дождь гулять ничуть не хуже, если есть большие … (лужи).        Снег идёт, зима всё ближе,  покупай коньки и … (лыжи).             Светит ночью нам она. Это жёлтая … (луна).

В небе плавает луна. (Плавные покачивания) В облака она зашла. 1.2.3.4.5. (Хлопки.) Можем мы луну достать. (Руки вверх.) 6.7.8.9.10 – (Хлопки над головой.)       И пониже перевесить. (Руки вниз.) 10.9.8.7. – (Ходьба на месте.)      Чтоб луна светила всем.                          -Давай букву Л выложим из гороха на пластилиновой картонке.

 

 

Отгадывает загадку, называет свои слова со звуком [Л].

 

 

 

 

Выполняет упражнение вместе с логопедом.

Регулятивные УУД:

Умение работать по инструкции взрослого;

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника.

Снятие эмоционального напряжения, развитие мелкой моторики руки.

6. Расширение имеющихся представлений (7мин.).

Подготовка к обучению грамоте – связь звука с буквой.

 

Развитие фонематического слуха, восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление звука Л в прямых слогах, словах и предложениях. Звуко-слоговой анализ слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление звука в предложениях.

Упражнение. Рассказ педагога. Демонстрация.

Ситуативный разговор использование элементов песочной терапии, пропевание логопедической рифмовки.

Лунтик любит играть в разные игры. А самая любимая его игра-«Прятки». Я предлагаю тебе поиграть в эту игру, но только прятаться будем не мы, а твои ручки в песок.

 

-Как только ты услышишь звук [Л], нужно будет спрятать ручки в песок.

Игра «Спрячь ручки в песок»;

 

-ш, л, с, в, п, л, г;

- ша, ва, ла, гы, вы, лы, ко, ло;

-суп. лук, жук, ком, лом, салат, лыжи, вата, волк.

Ты молодец, всё правильно делаешь. Лунтик отправляется домой, поможем ему (шагать пальчиками по крупе и произносить слоги):

Ла-ло-лу-лы

Лу-лы-ла-ло

Ло-лу-лы-ла

Лы-ла-ло-лу.

 

Определи сколько слогов в словах: я называю слова, ты-проговариваешь слова и шагаешь пальчиками (Сколько шагов, столько слогов): лом – лук – лама – молоко. (Упражнение на согласование местоимения с существительным). Выставляются игрушки и предметы.                 - Нужно выбрать только те игрушки и предметы, в которых есть звук [Л ] (молоток, лошадка, пенал, волк, слон, белочка).              Нужно сказать: Я нашёл твою …..     твоего….          твой…..

 

 

 

 

 

 

 

Строит свои догадки, предположения.

 

 

 

Выполняет упражнения вместе с логопедом.

 

 

Соединяет факты, устанавливает связи между ними.

 

Выполняет упражнения вместе с логопедом.

Личностные УУД: воспитывать нравственные ориентиры;

 

Регулятивные УУД: умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;

умение работать по инструкции взрослого;

 

 

 

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника.

 

Познавательные УУД: умение применять правила и пользоваться инструкциями.

 

Овладение навыками звуко-слогового анализа, связной речи в новой ситуации.

6.1. Практическая работа (5мин).

Развитие фонематического анализа.

Дидактическая игра;

моделирование;

воображаемая ситуация.

Решение проблемных ситуаций.

Шёл, шёл Лунтик и так далеко ушёл, что не добраться ему самому. Давай сделаем ему дорожку из слов со звуком [Л] в начале слова.

 

Рассмотри картинки, проговори слова, определи место звука [Л] в слове и положи на дорожку нужную картинку.

 

Устная инструкция сопровождается наглядным изображением схемы слова.

Выполняет практическую работу, взаимодействует с педагогом.

Личностные УУД: формирование познавательной мотивации;

 

Регулятивные УУД: умение работать по инструкции взрослого;

 

 

 

 

Познавательные УУД: умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач.

Овладевает определёнными навыками и умениями работать по правилам.

3. Заключительная часть занятия.

7.Рефлексивно-коррегирующий (0.5мин.).                              (Если была практическая работа).

 

 

 

Беседа.

Логопед побуждает к обсуждению, оформлению результатов деятельности.

 

 

 

Здорово! Ты отлично справился с этим заданием. Ты помог Лунтику вернуться домой. Как ты думаешь, почему тебе это удалось?

Самоконтроль, самопроверка. Сравнение работы с образцом, исправление возможных ошибок. Более точно и быстро произносить звук Л в слогах , словах и предложениях. Определять место звука в словах. Познакомились с буквой  «Л».

Личностные УУД: умение осознавать свои возможности, умения, качества.

 

Регулятивные УУД: умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;

 

умение адекватно понимать оценку взрослого;

 

Коммуникативные УУД: ориентация на партнёра по общению.

 

Оценка своей деятельности и положительного отношения к миру.

8.Заключительный этап.

Рефлексия (0,5 мин.).

 

 

Беседа.

Обобщение полученного опыта ребёнком. Чем мы сегодня занимались? Для чего это нужно? Чему ты ещё научился сегодня? Что хорошего получилось? Над чем ты ещё будешь работать?

 

А чтобы не забыть букву, которая обозначает звук [Л], Лунтик оставил тебе раскраски с ней.  Ты можешь взять их и раскрасить в группе с ребятами.

Настрой на дальнейшую работу.

Личностные УУД: формирование адекватной самооценки.

 

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Формирование адекватной самооценки, настрой на последующие НОД.

 

 

 

 

 

 

Использованные источники:

1.      Коноваленко В.В., Коноваленко С. В. Планы индивидуально-подгрупповых занятий по постановке и автоматизации звуков (160 занятий). М.,1998.

 

2.      Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001г.

 

 

3.      Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. (старшая группа детского сада). – М. – 1993.

 

4.       Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000.

 

5.       Чернякова В. Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта логопедических занятий

Технологическая карта логопедических занятий

Технологическая карта логопедических занятий

Технологическая карта логопедических занятий

Технологическая карта логопедических занятий

Технологическая карта логопедических занятий

Технологическая карта логопедических занятий

Технологическая карта логопедических занятий

Технологическая карта логопедических занятий

Технологическая карта логопедических занятий

Технологическая карта логопедических занятий

Технологическая карта логопедических занятий

Технологическая карта логопедических занятий

Технологическая карта логопедических занятий

Технологическая карта логопедических занятий

Технологическая карта логопедических занятий

Технологическая карта логопедических занятий

Технологическая карта логопедических занятий

Технологическая карта логопедических занятий

Технологическая карта логопедических занятий

Технологическая карта логопедических занятий

Технологическая карта логопедических занятий

Технологическая карта логопедических занятий

Технологическая карта логопедических занятий

Технологическая карта логопедических занятий

Технологическая карта логопедических занятий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2020