Технологическая карта по окружающему миру на тему:
«Неживая и живая природа».
2 «В» класс.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема ур. / класс |
Неживая и живая природа. |
УМК |
«Школа России» |
Цели деятельности педагога |
Познакомить с целями и задачами нового раздела; Формирование элементарных представлений о неживой и живой природе, о различных признаках живой и неживой природы; На конкретных примерах раскрыть связи между неживой и живой природой. |
Тип урока |
Изучение нового материала. |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием курса «Окружающий мир». Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя. Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Предметные: знакомство с понятиями «неживая природа» и «живая природа», научиться умению различать объекты и предметы живой и неживой природы, узнать, какие существую связи и различия между живой и неживой природой. |
Методы и формы обучения |
Методы: словесный, наглядный, практический; Формы: фронтальная, индивидуальная |
Оборудование |
Учебник «Окружающий мир 2 класс, 1 часть», доска, презентация, мультимедийный проектор и экран. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Промежуточный контроль |
||||||||||||||
Орг. момент |
Добрый день, дети! Меня зовут Арина Юрьевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Проверьте, есть ли у Вас на парте дневник, учебник, пенал. Если все готово, тихонечко садитесь. |
- Приветствуют учителя.
Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. |
фронтальная |
Коммуникативные УУД: Приветствие учителя.
Регулятивные УУД: Умение организовать себя и своё рабочее место. Соблюдать дисциплину. |
Проверка готовности к уроку; зрительный контакт |
||||||||||||||
Краткие сведения о наблюдениях за погодой |
- Давайте начнем наш с вами урок с наблюдений за погодой. - Какая сегодня температура? - Назовите направление ветра. - Сильный ли ветер сегодня? - Небо ясное или облачное?
- Наблюдаются ли на улице осадки?
- Есть ли на небе облака? Какие? - Наблюдаются ли на улице другие погодные явления?
- А теперь давайте с вами повторим все сведенья о погоде, которые мы с вами сейчас проговорили.
|
Отвечают на вопросы учителя.
- Сегодня +7 градусов. - Ветер дует с севера. - Сегодня слабый ветер. - На небе переменная облачность.. - На улице не наблюдаются осадки. - Наблюдаются кучевые облака. - На улице не наблюдаются др. погодных явлений
Вывод – дети проговаривают все данные проанализированной погоды на сегодняшний учебный день. |
Фронтальная |
Коммуникативные УУД: Умение высказать свою точку зрения; Умения вести диалог и слушать своих товарищей. |
Устный ответ |
||||||||||||||
СТИЦ |
- Молодцы! - Мы с вами отметили наши наблюдения за погодой. - Теперь мы можем приступить к уроку окружающего мира.
- Но чтобы начать наш урок, нам нужно определить тему. А для этого вам сейчас нужно будет отгадать несколько загадок.
- У вас на столах у каждого лежат загадки и карточки.
- Слушаем, дети внимательно, как будем работать:
Например, задали загадку: «Зимой и летом одним цветом». Что это? - Верно, отгадка – ель. Какая буква стоит первая в данном слове? - Совершенно верно. Значит эту букву вы и будите записывать в
таблицу. Повторение задания: - Вы читаете загадку. Отгадали – смотрите, какая буква стоит первой в слове-отгадке, и записываете в таблицу.
- Начинаем с (Имя учащегося). (Учитель осуществляет пед. контроль за выполнение задания детьми, подсказывает, если дети затрудняются дать ответ на ту или иную загадку).
После каждого верного ответа – отгадки на загадку, учитель включает на презентации иллюстрации животных или неживых объектов. Иллюстрации на слайде:
- А теперь прочитайте слово, которое у вас получилось жужжащим чтением. - На счет «три-четыре» произнесем слово, которое у вас получилось. - «Три-четыре!»
На экране появляется таблица с ответами на загадки:
- Именно данным словом именуется наш следующий раздел учебника. - Прочитайте жужжащим чтением на странице учебника 23-ей текст, что же мы будем с вами в разделе изучать?
Организация посадки: Ноги на пол мы поставим, Спинки все мы разогнем, Локти на стол поставим, Руки домиком сведем.
- Кто закончил читать, сядьте ровно, руки вместе – так я увижу, что вы готовы продолжать работать со мной.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке окружающего мира?
- Скажите, пожалуйста, чему мы будем делать, изучая раздел учебника «Природа»?
- Что нового узнаем в процессе изучения раздела?
- Скажите, привлекло ли что-то необычное в содержании раздела ваше внимание?
- Верно. Посмотрите, какая продуктивная работа нас с вами ждет
на уроках окружающего мира!
- Какие задачи мы поставим на урок? Подумайте и предположите.
Вывод: |
Слушают внимательно учителя.
Слушают учителя.
Проверяют, весь ли раздаточный материал находится на партах.
Слушают внимательно учителя, который объясняет ход выполнения задания.
- Это ель.
- Первая стоит буква «Е».
По очереди читают загадки с мест. Остальные дети внимательно слушают загадки своих одноклассников и называют отгадки.
1. Вы на домик мой взгляните - Он сплетен из тонких нитей. Цокотухе я не друг, Потому что я... (Паук)
2. Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. (Рыба)
3. Выковыривать я рад В булке вкусный виноград. Ну кому ж пришло на ум Спрятать в булочке... (Изюм)
4. В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка. (Ручей)
5. На скале он строит дом. Разве жить не страшно в нем? Хоть кругом и красота, Но такая высота! Нет, хозяин не боится Со скалы крутой скатиться. Два могучие крыла У хозяина... (Орел)
6. Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
7. С виду он как рыжий мяч, Только вот не мчится вскачь. В нём полезный витамин — Это спелый... (Апельсин)
Смотрят на карточки, читают жуж. чтением получившееся слово.
Произносят хором вслух слово «Природа»!
Смотрят на экран.
Слушают учителя.
Открывают учебники на тр. 23-ей.
Читают жужжащим чтением «Изучая этот раздел, мы будем учиться…»
Садятся ровно, по окончанию прочтения.
- О природе.
- Будем учиться сравнивать объекты природы и делить их на группы; проводить наблюдения и ставить опыты.
- Узнаем, какие сущ-ют объекты и явления неживой и живой природы; что такое связи между природой и человеком.
- Да. Мы будем проводить наблюдения и опыты, научитмся измерять t° воздуха, воды и тела человека, будем ухаживать за комн. растениями (и животными жив. уголка).
- Узнать, что такое «живая» и «неживая» природа. - Узнать, кто или что относится к живой или неживой природе. |
Фронтальная |
Коммуникативные УУД: Умение высказать свою точку зрения; Умения вести диалог и слушать своих товарищей. Регулятивные УУД: умение принимать и понимать учебную задачу. |
Словестный |
||||||||||||||
Объяснение нового материала |
Посмотрите вокруг себя, скажите, что вас окружает?
А теперь закройте глаза и представьте, что закончились уроки, вы вышли на улицу. Что вы видите вокруг себя?
- Скажите, пожалуйста, можно ли заменить одним словом все те слова, которые вы только что перечисли?
- Верно. Из самого названия становится ясно, что все предметы, что находятся вокруг нас – окружающий мир. Некоторые люди путают понятие «окружающий мир» с понятием «природа» - Давайте-ка вспомним, ребята, что такое природа? - Думаю, нам с вами нужно разобраться поподробнее, что же такое природа! - Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик, который расскажет нам о понятии «природа» и какой она может быть.
(Дети просматривают познавательный видеоролик №1 о объяснении понятий «Живая природа» и «неживая природа»).
Давайте сделаем небольшой вывод: - Какие два мира существуют в природе?
- Что не относится к природе?
- Приведите примеры: что является частью живой природы?
- Что же, тогда относится к миру неживой природы? Приведите примеры.
- Совершенно верно. Исходя из этого, можно сказать, что: к
живой природе относятся предметы, которые двигаются,
дышат, питаются, растут, размножаются и умирают.
-
Проверим, как вы запомнили, что относится к живой и неживой природе. 1 вариант, кто сидит за (Имя учащегося), имеют по 4 фишки красного цвета. 2 вариант – те ребята, кто сидит за (Имя учащегося), имеют по 4 фишки голубого цвета. - Сейчас, я даю вам время – 1 мин. На то, что бы вы обсудили в парах, что относится к живой, а что – к неживой природе. 1 вариант кладут фишки на иллюстрации неживой природы. 2 вариант – на иллюстрации живой природы. Попробуйте объяснить товарищу по парте, почему вы сделали такой выбор при выполнении задания. -
Время на выполнения задания вам дается 30 сек. (Осуществляется пед. контроль за деятельностью детей, работой в парах).
-
Итак, время вышло. (Учитель спрашивает учеников о том, как они выполнили задание, просит обосновывать выбор фишек, которые они прикладывали на иллюстрации).
- Для того, что бы проверить, как работу выполнил ваш сосед, спросите друг у друга, вам нужно будет обменяться карточками. И на против каждого верно ответа – поставьте «+»
- Итак, посмотрите на экран. (На экране показано верное выполнение задания). -
Если ваш сосед выполнил задние правильно – потрите ладони. Если нет –
тихонько потопайте ногами. - Природа – это все то, что нас окружает, не созданное человеком. Существует мир живой природы, к которому относятся живые существа, в том числе и человек, а так же растения. И существуйте мир неживой природы, к которому относятся явления природы, космические тела, водоемы и камни, т.е. то, что не может иметь свойства живых организмов. |
Дети оглядываются вокруг, называют окружающие их предметы.
Закрывают глаза, представляют, как выходят на улицу; называют предметы, которые их окружают на улице.
- Да, это окружающий нас мир.
- Это то, что нас окружает и не создано руками человека.
Слушают учителя.
Смотрят видео ролик о живой и неживой природе.
- Существует мир живой природы и мир неживой природы. - К природе не относится то, что создал человек своими руками. - Растения, грибы, животные, птицы, рыбы, насекомые, человек.
К миру неживой природы относятся природные явления, небо, звезды, Солнце, горы и камни, водоемы.
Слушают задание учителя.
Проверяют наличие иллюстраций и фишек на партах.
Слушают ход работы и выполнение задания. Выполняют
работу в парах: дети, сидящие на 1 вар. – кладут фишки кр. цвета на те
иллюстрации, где изображены неживой природы. 2 вариант – прикладывают фишки
гол. цвета на изображения, на которых представлены представители живой
природы.
(Дети рассказывают то, как они выполнили задание, объясняя свой выбор развернутыми ответами. После на слайде появляется проверка.)
Смотрят презентацию.
Обмениваясь работами в парах, проверяют, как выполнил работу сосед по парте.
Смотрят на экран.
Выполняют задание по рефлексии. Слушают вывод учителя. |
Фронтальная Групповая
|
Регулятивные УУД: Умение принимать и понимать учебную задачу.
Коммуникативные УУД: Умение высказать свою точку зрения; Умения вести диалог и слушать своих товарищей.
|
Словесный Зрительный контакт
|
||||||||||||||
Физминутка |
- Думаю нам пора отдохнуть.
-Правила такие же, как и в пальчиковой гимнастике. 1) я показываю упражнения - вы смотрите на меня и слушаете; 2) повторяете за мной упражнения, 3) повторяете вместе со мной, и упражнения, и текст.
Дети по лесу гуляли, Птички крыльями махали. Леса, озера, моря и поля – Это на веки родная земля. -Итак, мы с вами немного отдохнули и приступаем к дальнейшей работе.
|
- Повторяют упражнения физминутки за учителем.
|
Фронтальная Коллективная |
Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь учителя.
Регулятивные УУД:
|
Зрительный контакт
|
||||||||||||||
Практическая работа |
- Ребята, вы
наверняка помните, что на прошлом уроке окружающего мира к вам в гости
походил Кубакот!? - Как и на прошлом уроке, Кубокот будет озвучивать вам вопрос, и варианты ответа. - Вам необходимо внимательно слушать вопросы, вам будет дано по 7 сек. На обдумывание вопроса, после чего вы должны будите ответить на вопрос. А Кубокот, как только получит ваш ответ, он покажет вам верный! - Помните, что ответы мы даем только по поднятой руке! Видео-викторина. (Учитель следит за поведением и работой детей).
- Отлично вы справились с заданием Кубакота, и ему пора идти дальше! - А для нас настало самое время немного размяться! |
Слушают внимательно учителя.
Случают правила видео-викторины с Кубокотом.
(Дети проходят видео-викторину от Кубакота. Видеоролик №2)
|
Фронтальная |
Коммуникативные УУД: Готовность
слушать собеседника и вести диалог. |
Словесный Зрительный контакт
|
||||||||||||||
Закрепление изученного материала |
- Откройте, пожалуйста, свои учебники на странице № 26-ой. Прочитайте жужжащим чтением задание на странице. - (Имя учащегося), прочитай, пожалуйста, задание вслух.
- Посмотрите иллюстрации на странице. - Скажите, может ли живая природа существовать без неживой? Как вы считаете?
Рассмотрите
иллюстрации на слайде.
- Что изображено на 1 иллюстрации? -2 иллюстрации?
- Объясните, как вы думаете, что означают стрелки на схеме?
Вывод: Природа бывает живой и неживой. И живая природа не может существовать без неживой. |
Открывают учебники на стр. № 26. Читают задание.
Один ученик читает вслух текст задания. Рассматривают иллюстрации.
(Дети пробуют самостоятельно аргументировать свое мнение, отвечая на вопрос учителя).
На
1 ил. изображены предметы неживой природы.
- Стрелки на схеме обозначаю связи между неживой природы.
|
|
|
|
||||||||||||||
Обобщающая работа |
- Вы большие молодцы, вы справились со всеми заданиями! - Давайте с вами подумаем: человек является частью природы, человек создает предметы, которые окружают нас сейчас и без которых мы не сможем прожить в современном мире. - Как вы думаете, какое влияние это оказывает на нашу природу?
-
Соглашусь с вами, ребята.
- Мое мнение, дети таково: человек действительно умное существо, многое создал. Но пока человечество искало пути облегчения для своей жизни и комфорта в ней, он погубил Природу-мать, которая создала его. Очень многие глобальные природные явления происходят из-за сбоя в природе. И действительно, человек загрязняет природу. - Человек никогда не станет царем природы, ибо тогда наша с вами планета вовсе погибнет и, возможно, исчезнет вовсе. Запомните, дети - Природа - это наш дом. Мы являемся частью природы. И если природа заботиться о нас, даруя нам пищу, еду, материалы и т.д, то мы обязаны благодарить ее за это, а так же отдавать ей должное. Только от нас зависит, как долго планета будет существовать!
|
Слушают учителя.
- Человек много создает вещей своими руками, строит мир, в котором могут жить другие люди. Человек создает машины, что бы облегчить себе жизнь.
Варианты
ответов: |
Фронтальная Групповая |
Регулятивные УУД: умение принимать и понимать учебную задачу. Коммуникативные УУД: Умение высказать свою точку зрения; Умения вести диалог и слушать своих товарищей. |
Словесный Зрительный контакт |
||||||||||||||
Итог.
Рефлексия. |
- Ребята, какая была тема нашего сегодняшнего урока? - Чему мы с вами познакомились на уроке? Чему научились? - Для того, что бы закрепить полученную на уроке информацию, давайте ответим на вопросы: 1. Что такое живая природа, - неживая природа? 2. Что относится к живой природа, а что – к неживой? 3. Как связаны между собой неживая и живая природа? 4. Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы?
- Только, вот, на ней ничего нет и никто не живет. -
У вас на столах у каждого лежат карточки в виде скалы, зайца и растения. - Итак, слушайте внимательно задание:
I.
Если
урок для вас прошел II.
Если
урок прошел хорошо, но III.
Если
вы остались не довольны уроком, для вас он ничего нового не (Учитель вызывает по 2 учащимся к доске, помогает прикрепить карточки ).
- Посмотрите, какая полянка у нас получилась! - Всем спасибо. Мне было безумно приятно с вами работать. Урок окончен. |
- Тема нашего урока «Неживая и живая природа».
(Дети проговаривают все то, что помнят, чем они сегодня занимались на уроке).
Слушают учителя – задание по рефлексии.
Проверяют наличие рефлексивных карточек.
(Выходят к доске и прикрепляют на «полянку» одну из рефл. карточек – показывая, как для них прошел урок).
- До свидания! |
Фронтальная
|
Коммуникативные УУД: Умение высказать свою точку зрения; Умения вести диалог и слушать своих товарищей.
|
Ответы детей
|
||||||||||||||
Домашняя работа |
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.