Технологическая карта пробного урока литературного чтения Л.Н. Толстой «Акула»
Оценка 5

Технологическая карта пробного урока литературного чтения Л.Н. Толстой «Акула»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
20.12.2020
Технологическая карта  пробного урока литературного чтения Л.Н. Толстой «Акула»
Технологическая карта пробного урока литературного чтения Л.Н. Толстой в 3 классе по теме: «Акула»Составлен студенткой 332 группы ГПОУ «Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И.А. Куратова» Лобановой Лилианой Александровной
Урок лит.чт. Лобанова Лилиана 332.docx

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта

 пробного урока литературного чтения

 

                                                  

 

ТЕМА

Л.Н. Толстой «Акула»

____________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 332 группы Лобанова Лилиана Александровна

Класс 3

Дата проведения урока 26.11.2020

ФИО преподавателя-консультанта:    

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар, 2020


Тема урока: Л.Н. Толстой «Акула»

Тип урока:ОНЗ

Цели урока:                  

Деятельностная: создать условия для развития УУД

Содержательная: Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого «Акула»

Методы и формы обучения: словесные, наглядные; беседа, иллюстрация

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

·         Познакомятся  с    произведением Л.Н.Толстого «Акула».

·         Научатся читать  вслух  бегло, выразительно,  передавая  свое  отношение  к  прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения.

Познавательные

·         Умеют строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

·         Учатся основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

·         Умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Регулятивные

·         Учатся принимать и сохранять учебную задачу;

·         Учатся учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·         Умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·         Учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Коммуникативные

·         Учатся учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·         Учатся формулировать собственное мнение и позицию;

·         Умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

·         Учатся задавать вопросы

Сформированы:

·         широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·         ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

·         учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

·         способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

·         эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

 

 

Организационная структура урока

Этапы урока

Время на этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап.

 

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

Здравствуйте, ребята! Скажите, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? На ваших столах лежит «Словарик настроений» найдите прилагательное, которое описывает ваше настроение и объясните свой выбор.

Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что сегодня нам предстоит открыть еще одну тайну литературного произведения. Желаю вам удачи и успехов в новых открытиях!

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Этап речевой разминки или разминки перед чтением

 

Кричал Архип. Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

Прочитайте медленно.

Прочитайте с ускорением.

Прочитайте, замедляя темп.

Прочитайте шепотом.

Прочитайте громко.

Прочитайте весело.

Прочитайте грустно.

Прочитайте выразительно.

Делают разминку в соответствии с заданием

3. Этап введения в тему или подготовки детей к восприятию произведения.

 

На ваших столах лежат карточки под номером 1. Прочитаете и определите о каком из трёх авторов идёт речь.

Карточка №1

 

Николай Николаевич Носов

Лев Николаевич Толстой

Корней Иванович Чуковский

 

Этот человек – великий русский писатель. Он написал много книг для взрослых и детей.

Он основал в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам учил их грамоте.

В данном перечне: «Краденое солнце», «Лев и собачка», «Огурцы», «Мишкина каша», «Акула», «Фантазёры» - имеется два произведения этого писателя.

Если произведение «Лев и собачка» мы уже успели изучить, опробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

На доске появляется портрет и годы жизни Л.Н Толстого.

 

Теперь предлагаю познакомимся с некоторыми сведениями из биографии писателя Л.Н.Толстого. Положите перед собой карточку №2. Я буду рассказывать сведения из биографии писателя по частям. После каждой части сделаю небольшую паузу. Во время паузы вы должны найти подходящий пункт из составленного мною плана, который дан на карточке. Но порядок пунктов изменён. Восстановите правильный порядок.

Карточка №2

 

Молодые годы Толстого.

 

Герои произведений Толстого.

 

Детство писателя.

 

Народная школа.

 

Толстой был четвёртым ребёнком в большой дворянской семье. Его мать была очень добрая, ласковая женщина, горячо любившая своих детей. Она имела блестящее образование, чуткость к искусству, к музыке. Всё это старалась привить своим детям. Умерла княжна рано, когда Лёвушке не было еще и двух лет. Мальчик совсем не помнил её, но по рассказам членов семьи хорошо представлял себе «её духовный облик». Отец Толстого был участником Отечественной войны 1812 года. Умер тоже рано, когда мальчику было 9 лет. Отец запомнился Толстому добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте. После смерти отца воспитанием детей занималась тётка. Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными.

 

В молодые годы Толстой учился в Казанском университете, увлекался медициной, сельским хозяйством, изучением иностранных языков, историей, музыкой, живописью и, конечно, литературой. Несколько лет служил в действующей армии и участвовал в военных действиях. В это же время он написал свои первые произведения, которые принесли ему известность. По увольнении из армии, Толстой приехал в Петербург и занялся литературной

 

В 1859 году писатель переезжает в Ясную Поляну. Здесь он открыл школу для крестьянских детей, сам обучал их и воспитывал, написал учебники «Азбука», «Новая азбука» и многие другие детские книги. Педагогика и любовь к своему народу, детям так увлекли Льва Николаевича, что он помог устроить ещё более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны.

 

С бесхитростными рассказами, притчами про детей и зверей, про растения и зверей, баснями, сказками мы знакомимся ещё в самом раннем детстве. В каждом произведении Льва Николаевича происходит что-то интересное, необычное. И всё это направлено на торжество добра над злом. Его герои честные и озорные, добрые и находчивые, мужественные и смелые. Они наделены оптимизмом и жизнелюбием.

 

Давайте проверим, как вы составили план. Называйте по порядку каждый пункт плана и расскажите, что вы запомнили о жизни и творчестве писателя

Ребята, с каким произведением нам предстоит познакомиться? В рассказе Толстого «Акула» вам встретятся слова и выражения, значения которых, возможно, будет непонятно. Давайте уточним их.

Стоять на якоре

Артиллерист

Хобот

Фитиль

Ропот

Попробуйте объяснить своими словами. При необходимости воспользуйтесь словарем Ожегова.

Стоять на якоре – корабль стоит на месте, не движется.

Артиллерист – солдат, который стреляет из пушки.

Хобот – 1)нос в виде длинного трубообразного отростка у слонов, 2) поддерживающая часть у некоторых машин и механизмов, хобот орудия.

Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов.

Ропот – недовольство, выраженное негромкой речью, в неясной форме.

По названию и словам, значение которых объяснили, попытайтесь угадать, о чём пойдёт речь в произведении «Акула».

Как выдумаете, кто будет героем этого произведения?

Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным?

Подтвердились ли ваши предположения, мы узнаем после его прочтения.

Выполняют задания, отвечают на вопросы

4. Этап первичного чтения текста.

 

Слушайте внимательно, читать начну я, а потом попрошу продолжить кого-то из вас.

1)    От начала и заканчивается словами «На корабле с нами было два мальчика»

Где происходит действие рассказа? Какая стояла погода? Как вы представляете себе купальню? Для чего её устроили? Как вы думаете, что произойдёт дальше?

2)    «Мальчики первые попрыгали в воду,…» и заканчивается «…Не выдавай! Понатужься!»

Что можете сказать о характерах этих ребят, об их физической форме? Расскажите о чувствах отца. Предположите, как будут развиваться события дальше.

3)    Заканчивается словами «… поплыли в разные стороны. Визг этот как будто разбудил артиллериста».

ак вели себя дети в воде? Что чувствовали люди, находящиеся на корабле? Каково было состояние отца? Как действовали матросы в экстремальной ситуации? Могли ли они помочь мальчикам?  Что будет дальше?

4)    Заканчивается словами «…потому что на минуту дым застлал нам глаза».

Правильно ли поступил отец, стреляя в акулу? Чем он рисковал? Что было бы, если бы отец не выстрелил? Какие черты характера отца проявились в этой ситуации? Расскажите о его чувствах после выстрела? Представьте себя на палубе этого корабля. Опишите свои чувства. Предположите, чем закончится эта история?

5)    До конца текста.

Почему ропот сначала был тихим, потом сильнее и, наконец, раздался громкий, радостный крик. Что почувствовал артиллерист в этот момент?

 

Понравился ли вам рассказ? Почему? Как вы думаете, это сказка или правдивая история?

Слушают рассказ, некоторые ученики читают по просьбе учителя, по ходу чтения отвечают на вопросы.

5. Этап вторичного чтения текста.

 

Сейчас этот  рассказ  вы будете читать самостоятельно, цепочкой по предложению.

Читают по цепочке

6. Этап первой ступени анализа произведения.

 

- Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе?

- Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?

- Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала? Зачитайте.

- Когда артиллериста охватил страх? Прочитайте, как автор описывает его душевное состояние.

Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей

- Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?

- Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками?

- Какие чувства он испытал в этот момент? Какие чувства испытали мальчики?

Отвечают на вопросы

7. Этап второй ступени анализа произведения.

 

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах, а именно разделиться на 4-5 групп. На ваших столах лежат иллюстрации к произведению, ваша задача восстановить последовательность событий и подобрать отрывок к иллюстрации.

Но перед тем как начать, давайте вспомним правила работы в группе.

·        Слушай, что говорят другие.

·        Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

·        Говори спокойно ясно, только по делу.

·        Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

·        Помогай товарищам, если они об этом просят.

·        Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Давайте проверим что у вас получилось.

Работают в группах, отвечают на вопросы, представляют результаты.

8. Этап обобщения прочитанного.

 

Почему, когда все пытались спасти мальчиков, отец одного из них стоял на палубе и ничего не предпринимал?

- Каковы могли быть последствия выстрела?

- Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение?

- Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.

- Чему же учит этот рассказ Л.Н. Толстого?

- Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя?

Отвечают на вопросы.

 

нет, но когда он понял, что дети находятся на волоске от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности и решительности

 

взаимопомощи, мужеству, решительности, отзывчивости, сопереживанию

 

Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям;

Чтобы показать, как переживают родители за детей;

Как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент;

Как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии

9. Этап выразительного чтения произведения либо отрывка.

 

Найдите в тексте отрывок, как артиллерист отреагировал, когда мальчики увидели акулу. Прочитайте выразительно.

Находят и читают отрывок

10. Этап домашнего задания

 

Прочитайте и выберите один из вариантов домашнего задания:

придумать продолжение рассказа

приготовить пересказ по картинкам

нарисовать иллюстрацию

пересказать по плану учебника

сочинить стихотворение об акуле

Выбирают домашнее задние

11. Этап рефлексии

 

С творчеством какого писателя мы познакомились?

Понравился ли вам урок? Что понравилось больше всего?

Все вы сегодня работами активно, с увлечением.

Оцените свою работу на уроке. У каждого на парте кораблик с незакрашенными парусами. Закрасьте паруса. Зеленым цветом, если работали на «5», желтым – на «4», красным – на «3».

С каким настроением вы заканчиваете урок?

На этом урок заканчивается. Спасибо всем за работу!

Подведение итогов, рефлексия

 


 

Технологическая карта пробного урока литературного чтения

Технологическая карта пробного урока литературного чтения

Тема урока: Л.Н. Толстой «Акула»

Тема урока: Л.Н. Толстой «Акула»

Организационная структура урока

Организационная структура урока

На ваших столах лежат карточки под номером 1

На ваших столах лежат карточки под номером 1

Герои произведений Толстого.

Герои произведений Толстого.

Толстой приехал в Петербург и занялся литературной

Толстой приехал в Петербург и занялся литературной

Ропот Попробуйте объяснить своими словами

Ропот Попробуйте объяснить своими словами

Мальчики первые попрыгали в воду,…» и заканчивается «…Не выдавай!

Мальчики первые попрыгали в воду,…» и заканчивается «…Не выдавай!

Этап вторичного чтения текста.Сейчас этот рассказ вы будете читать самостоятельно, цепочкой по предложению

Этап вторичного чтения текста.Сейчас этот рассказ вы будете читать самостоятельно, цепочкой по предложению

Давайте проверим что у вас получилось

Давайте проверим что у вас получилось

Этап домашнего задания

Этап домашнего задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2020