Технологическая карта пробного урока математики «Задачи на кратное сравнение»
Оценка 4.9

Технологическая карта пробного урока математики «Задачи на кратное сравнение»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
математика
3 кл
20.12.2020
Технологическая карта  пробного урока математики «Задачи на кратное сравнение»
Технологическая карта пробного урока математики в 3 классе по теме: «Задачи на кратное сравнение». Составлен студенткой 332 группы ГПОУ «Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И.А. Куратова» Лобановой Лилианой Александровной
Кратное сравнение Лобанова 332.doc

 

Технологическая карта

 пробного урока математики

 

ТЕМА

 «Задачи на кратное сравнение»

(42 стр. учебника)

 

Цели урока: продолжить формирование умение решать задачи на кратное сравнение.

 

 

УМК «Школа России»

 

Технология обучения – проблемно-диалогическая

 

               

Тип урока – урок открытия нового знания (ОНЗ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 332 группы

Лобанова Лилиана Александровна

МОУ СОШ № …, класс 3, каб. № ….

Дата проведения урока 01.10.2020

Смена…… Номер урока….

Начало урока 12:30

ФИО учителя школы:

…………………………………………

ФИО преподавателя-консультанта:

 

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)

 

____________________, дата ________

(подпись учителя)

 

 

___________

 

ФОРМУЛИРОВКА НОВОГО ЗНАНИЯ

Продолжить изучение задач на «Кратное сравнение», развивать умения анализировать задачу, составлять схемы по условиям задачи, осуществлять рефлексию полученных знаний.

АНАЛИЗ НОВОГО ЗНАНИЯ

У детей закреплены умения решать задачи на кратное сравнение.

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.         Положительное отношение к урокам математики

2.         Навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности

3.         Основы мотивации учебной деятельности и личностного

смысла изучения математики, интерес к расширению знаний,

к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;

4.          Умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимание личной ответственности за результат

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Регулятивные:

•           Понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи, осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи

•           Находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки

•           Планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения

 

 

 

  1. Познавательные:

 

•           Проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы

•           Осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами

•           Устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами

 

  1. Коммуникативные:

•           Строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию

•           Использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства

 

 

 

 

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1)    связанные с актуализацией:

a)         Выполнять табличное умножение и деление чисел; умножение и деление с числом 5.

b)        Вычислять значение числового выражения в одно действие

2)    связанные с изучением нового:

a)         Анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи

b)        Решать задачи на уменьшение числа в несколько раз

3)    связанные с включением нового материала в систему знаний:

a)         Анализировать задачу, сопоставлять с подходящей схемой

b)        Решать задачи на кратное и разностное сравнение

4)    связанные с повторением материала, изученного ранее:

a)         Решать задачи на уменьшение числа в несколько раз

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

1.         Закрепить табличное умножение и деление с числом 5

2.         Продолжить формирование навыка анализа задачи, выполнения краткой записи задачи

3.         Учить решать задачи на уменьшение числа в несколько раз

4.         Осуществлять преобразование задач в новую, изменяя ее условие или вопрос

 

РАЗВИВАЮЩИЕ:

 

1.         Учить понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи, осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи

2.         Осуществлять поиск решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки

3.         Учить планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения

4.         Закрепить знания сравнения по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы

5.         Овладеть навыками осмысленного чтения математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами

6.         Углубить знания о математических отношениях между объектами, взаимосвязей в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами

7.         Учить строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию

8.         Развивать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1.         Формировать положительное отношение к урокам математики

2.         Развивать навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности

3.         Формировать основы мотивации учебной деятельности и личностного

смысла изучения математики, интерес к расширению знаний,

к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;


 

Оборудование.

ü  у учителя:

дидактические карточки, мультимедиа, презентация

 

 

ü  у учащихся: учебники, канцелярские принадлежности, тетради

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.       Моро, Волкова, Бантова. Математика. 3 класс. Учебник. В 2 ч. Ч.1. / М34 [М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.]– 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015 – (Школа России). –– 42 с.

 

Оформление доски

 

 

Оформление работы в тетрадях учащихся

(образец, вставка на клетчатой разлиновке)

 

 

 

ХОД  УРОКА

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Этап. Организация начала урока

Цель. Создать условия для мотивации обучающихся  к учебной деятельности посредством приёма  «яркое пятно»

Форма организации учебной деятельности фронтальная

Дидактические средства

Формы и методы контроля фронтальная

 

-  Добрый день, ребята! Сегодня урок математики проведу я. Меня зовут Лилиана Александровна.

Здороваются

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.      Положительное отношение к урокам математики

2.      Основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1)     Строить речевое высказывание в устной форме (К)

- Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Слушают

- Садитесь на свои места, и начнём урок!

 

О чем стихотворение? Что узнали для себя?

О том, что нужно стараться, чтобы узнать что-то новое

-  Верно, сегодня на уроке, вам предстоит открыть еще одну тайну, поэтому придётся постараться. Я уверенна у вас все получится !

 

2.Этап. Актуализация опорных знаний и умений.

Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания : задачи на кратное сравнение

Задание 1.

Форма организации учебной деятельности индивидуальная

Дидактические средства карточки с ответами

Формы и методы контроля фронтальная

 

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.      Положительное отношение к урокам математики

2.      Основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;

3.      Умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимание личной ответственности за результат

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1.      Находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки (Р)

2.      Проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы(П)

3.      Строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию(К)

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1.      Выполнять табличное умножение и деление чисел; умножение и деление с числом 5

2.      Вычислять значение числового выражения в одно действие

 

-  Давайте проведем разминку для ума. Обратите внимание на слайд.

 

-  Перед вами арифметическая ромашка. Как вы думаете, что нам необходимо сделать? На ваших столах карточки, я называю пример, вы показываете правильный ответ. Вы работаете молча, поэтому наша игра назевается молчанка. На кого я укажу, должен показать ответ всему классу.

-  5·3=

5·7=

5·4=

5·9=

5·6=

5·8=

- 25:5=

40:5=

20:5=

35:5=

15:5=

45:5=

Решают устно примеры

 

 

 

 

15

35

20

45

30

40

5

8

4

7

3

9

-  Вы отлично поработали, но нам предстоит идти дальше.

 

Задание 2.

Форма организации учебной деятельности индивидуальная

Дидактические средства карточки с задачами

Формы и методы контроля фронтальная

-  Откройте тетради, запишите число, классная работа.

 

-  На ваших столах лежат карточки с задачами.(№1) Ваша задача соотнести с правильным ответом.

 

-  1. На прилавке лежало 28 футболок и 7 свитеров. Во сколько раз больше лежало футболок, чем свитеров на прилавке?

-  2. В школьной столовой 45 стула и 9 столов. Во сколько раз столов меньше, чем стульев в столовой?

-  3. В парке растёт 16 берёз и 10 осин. На сколько осин в парке меньше, чем берёз?

-  4. Во дворе живут 3 щенка и 7 котят. На сколько больше котят живёт во дворе, чем щенков?

1.      28:7=4(р.)

2.      45:9=5(р.)

3.      16-10=6(ос.)

4.      7-3=4(к.)

-  Давайте проверим, что у вас получилось.

 

-  Какой ответ получился в 1 задаче? Почему?

Чтобы узнать во сколько раз число 28 больше числа 7, надо узнать сколько раз по 7 содержится в 28.

-  Какой ответ получился во 2 задаче? Почему?

Чтобы узнать во сколько раз число 9 меньше числа 45, надо узнать сколько раз по 9 содержится в 45.

-  Какой ответ получился в 3 задаче? Почему?

Чтобы узнать, на сколько число 10 меньше числа 16, надо из большего вычесть меньшее.

-  Какой ответ получился в 4 задаче? Почему?

Чтобы узнать, на сколько число 7 больше числа 3, надо из большего вычесть меньшее.

-  У всех ли так? Отлично.

Да.

Промежуточная рефлексия

 

-  И так, какие это задачи?

На сравнение

-  Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

-  Как узнать, во сколько раз больше, во сколько раз меньше?

Нужно из большего вычесть меньшее.

Нужно узнать сколько раз по … содержится в … .

-  Ребята, что мы с вами только что повторили?

-  Таблицу умножения, задачи на сравнение.

 

-  Как раз сегодня эти знания и пригодятся нам на уроке.

 

3.       Этап. Постановка учебной проблемы.

Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию учебной проблемы (темы урока, вопроса по звучанию, не совпадающему с темой урока), построению плана достижения цели.

•  Создание проблемной ситуации

Задание.

Форма организации учебной деятельности фронтальная

Дидактические средства слайд с задачами, учебник

Формы и методы контроля фронтальная

 

-  Обратите внимание на слайд. Перед вами задачи, устно решите их и обоснуйте свое решение.

 

-  У Пети 12 оловянных солдатиков и 4 пластмассовых. Во сколько раз пластмассовых солдатиков меньше, чем оловянных?

-  На школьных соревнованиях по шашкам было 12 мальчиков и 6 девочки. Во сколько раз мальчиков было больше, чем девочек?

-  На проводе сидят 6 ласточек и 2 воробья. Во сколько раз больше ласточек, чем воробьев? Во сколько раз меньше воробьев, чем ласточек?

 

-  Давайте проверим, как вы решили 1 задачу.  Катя выйди к доске и сделай краткую запись к задаче.

Во ? р. м.

 
Ол.-12 с.

Пл.-4 с.

-  Что у вас получилось?

В 3 раза пластмассовых солдатиков меньше, чем оловянных.

-  Как вы это получили?

12:4=3(р.)

-  С помощью какого действия вы решили задачу?

Деления

-  Почему решается делением?

Потому что по 4 содержится в 12 3 раза.

-  Давайте проверим, как вы решили 2 задачу.  Петя выйди к доске и сделай краткую запись к задаче.

Во ? р. б.

 
М.- 12 чел.

Д.-  6 чел.

-  Что у вас получилось во 2 задаче?

В 2 раза мальчиков было больше, чем девочек.

-  Как вы это получили?

12:6=2(р.)

-  С помощью какого действия вы решили задачу?

Деления

-  Почему решается делением?

Потому что по 6 содержится в 12 2 раза.

-  Давайте проверим, как вы решили 3 задачу.  Федя выйди к доске и сделай краткую запись к задаче.

Во ? р. б., м.

 
Л.- 6 пт.

В.- 2 пт.

-  Как вы решили 3 задачу?

6:2=3(р.)

·  Побуждение к осознанию противоречия

 

-  Почему? Кто сможет объяснить по-другому, почему задача решается делением?

Возникает противоречие, так как не могут объяснить по-другому.

-  Какой вопрос был в каждой задаче?

Во сколько раз пластмассовых солдатиков меньше, чем оловянных?

Во сколько раз мальчиков было больше, чем девочек?

Во сколько раз больше ласточек, чем воробьев? Во сколько раз меньше воробьев, чем ласточек?

 

-        Когда в задаче есть вопрос «во сколько раз больше или меньше» такое сравнение называется кратным сравнением. Сформулируйте тему урока.

Задачи на кратное сравнение.

 

Промежуточная рефлексия

 

 

-        Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Как правильно решать такие задачи, каким действием и как объяснять решение.

 

-        Давайте составим план нашего урока. Что мы должны сегодня сделать?

1.      Научиться решать подобные задачи.

2.      Вывести правило.

3.      Закрепить умение решать задачи на кратное сравнение.

 

4.     Этап. Поиск решения учебной проблемы.

Цель. Организовать подводящий диалог.

·  Вариант 2. методом подводящего диалога

Форма организации учебной деятельности фронтальная

Дидактические средства слайд с задачей

Формы и методы контроля фронтальная

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.      Положительное отношение к урокам математики

2.      Основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1.      Находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки(Р)

2.      Осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами(П)

3.      Проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы(П)

4.      Строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию(К)

 

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1.      Анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи

2.      Решать задачи на уменьшение числа в несколько раз

 

 

-  Давайте же разберемся, как решать задачи на кратное сравнение

 

-  Для этого вернемся к последним задачам, которые вы уже успели решить.

-  У Пети 12 оловянных солдатиков и 4 пластмассовых. Во сколько раз пластмассовых солдатиков меньше, чем оловянных?

-  На школьных соревнованиях по шашкам было 12 мальчиков и 6 девочки. Во сколько раз мальчиков было больше, чем девочек?

- На проводе сидят 6 ласточек и 2 воробья. Во сколько раз больше ласточек, чем воробьев? Во сколько раз меньше воробьев, чем ласточек?

-  Разберём первую задачу.

-  У Пети 12 оловянных солдатиков и 4 пластмассовых. Во сколько раз пластмассовых солдатиков меньше, чем оловянных?

I этап. Анализ задачи

-        О чем данная задача?

- Об оловянных и пластмассовых  солдатиках.

 

-  Что в задаче известно об оловянных?

-   Их было 12 солдатиков

 

-  Что же известно о пластмассовых ?

-  Их было 4 солдатиков

 

-        Что нужно узнать?

Во сколько раз пластмассовых солдатиков меньше, чем оловянных?

 

II этап. Поиск решения задачи.

 

-        Краткая запись у нас составлена , поэтому переходим к следующему этапу. 

 

 

III этап. Решение задачи.

 

-        Решение у доски нам покажет София.

 

 

-        Каким действием будем решать задачу, чтобы ответить на вопрос? Почему решается делением?

 Делением. Потому что по 4 содержится в 12 3 раза.

 

-        На что будем опираться?

На краткую запись.

 

-        Запиши решение на доске

 12:4=3(р.)

 

-        Задача решена? София проговори ответ , а вы запишите ответ в тетрадях.

Да. В 3 раза пластмассовых солдатиков меньше, чем оловянных.

 

-  Разберём вторую задачу

-  На школьных соревнованиях по шашкам было 12 мальчиков и 6 девочки. Во сколько раз мальчиков было больше, чем девочек?

 

I этап. Анализ задачи

-        О чем данная задача?

- О мальчиках и девочках.

 

-  Что в задаче известно о мальчиках?

-   Их было 12

 

-  Что же известно о девочках ?

-  Их было 6

 

-        Что нужно узнать?

Во сколько раз мальчиков было больше, чем девочек?

 

II этап. Поиск решения задачи.

-        Краткая запись у нас составлена , поэтому переходим к следующему этапу. 

 

 

III этап. Решение задачи.

-        Решение у доски нам покажет Денис.

 

 

-        Каким действием будем решать задачу, чтобы ответить на вопрос? Почему решается делением?

 Делением. Потому что по 6 содержится в 12 2 раза.

 

-        На что будем опираться?

На краткую запись.

 

-        Запиши решение на доске

 12:6=2(р.)

 

-        Задача решена? Денис проговори ответ , а вы запишите ответ в тетрадях.

Да. В 2 раза мальчиков было больше, чем девочек.

 

-   Теперь разберем третью задачу.

-  На проводе сидят 6 ласточек и 2 воробья. Во сколько раз больше ласточек, чем воробьев? Во сколько раз меньше воробьев, чем ласточек?

 

I этап. Анализ задачи

-        О чем данная задача?

- О воробьях и ласточках

 

-  Что в задаче известно о ласточках?

-  Сидело 6 ласточек

 

-  Что же известно о воробьях?

-  Было 2 воробья

 

-        Что нужно узнать?

Во сколько раз больше ласточек, чем воробьев.

Во сколько раз меньше воробьев, чем ласточек.

 

II этап. Поиск решения задачи.

-        Краткая запись у нас есть, давайте составим схему .

-       

-       

 

 

III этап. Решение задачи.

-        Решение у доски нам покажет Алексей.

 

 

-        Схему и краткую запись мы составили. Каким действием будем решать задачу, чтобы ответить на 1 вопрос? Почему решается делением?

 Делением. Потому что по 2 содержится в 6 3 раза.

 

-        На что будем опираться?

На схему и правило

 

-        Запиши решение на доске

6:2=3(р.)

 

-  А теперь прочитаем второй вопрос.

Во сколько раз меньше воробьев, чем ласточек?

 

-  Каким действием найдем?

Делением

 

-  Почему решается делением?

Потому что по 2 содержится в 6 3 раза.

 

-  Будем ли записывать одинаковое решение?

Нет

 

-  Задача решена? Алексей проговори ответ , а вы запишите ответ в тетрадях.

В 3 раза больше ласточек, чем воробьев. В 3 раза меньше воробьев, чем ласточек.

 

-  Ребята, какой вопрос был в каждой задаче?

Во сколько раз пластмассовых солдатиков меньше, чем оловянных?

Во сколько раз мальчиков было больше, чем девочек?

Во сколько раз больше ласточек, чем воробьев? Во сколько раз меньше воробьев, чем ласточек?

 

-  Назовите действие, которым решали задачи.

Делением.

 

-  Может теперь кто-то может объяснить, почему задачи решаются делением?  Кто может сформулировать правило, почему данные задачи решаются делением? Обратите внимание на слайд и продолжите правило.

Отвечают по поднятой руке

 

-  Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого…

, надо большее число разделить на меньшее.

 

-Давайте же сверим свой вывод с учебником. Откройте учебник на  стр. 42.  Ксюша, прочти, пожалуйста.

Открывают учебник, сверяют правила.

 

Промежуточная рефлексия

 

 

-  Что мы делали с числами? 

Делили

-  Как же узнать во сколько раз больше или меньше?

Нужно большее число разделить на меньшее

 

5.Этап. Воспроизведение нового знания.

Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания в форме беседы

·  Выражение решения

Форма организации учебной деятельности фронтальная

Дидактические средства памятка

Формы и методы контроля фронтальная

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.      Навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1.      Понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи, осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи(Р)

2.      Осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами(П)

3.      Строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию(К)

 

-  Давайте составим к подобным задачам схему- помощник.

-   

-  Данные мы будем обозначать римскими цифрами I и II.

 

Составляют схему вместе с учителем, записывая в тетради с образца на доске.

I-

II-

-  Количество, т.е. числа, будем обозначать :

I-

II-

-  Чтобы обозначить вопрос задачи, рисуем стрелки и пишем во? раз б. , м.

 

Во ? раз б., м.

 
I-

II-

-  Каким действием  будем решать задачи с такими вопросами?  Почему?

Делением. Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.

-  Обозначим на схеме

:

 

Во ? раз б., м.

 
I-

II-

-  Выделите данную схему-помощник в рамочку.

Выделяют в рамочку.

Промежуточная рефлексия

 

-  Ребята, что мы уже с вами успели изучить?

Решать задачи на кратное сравнение, изучили правило, составили схему-помощник к подобным задачам.

6.     Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель. Организовать первичное закрепление нового знания.

(Рекомендация: учащиеся фронтально,  в группах, в парах подробно решают типовые задания на усвоение нового материала с проговариванием решения вслух.)

Задание 1.

Форма организации учебной деятельности фронтальная

Дидактические средства учебник

Формы и методы контроля фронтальная

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1. Положительное отношение к урокам математики

2. Навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности

 

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1.      Находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки(Р)

2.      Планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения(Р)

3.      Осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами(П)

4.      Устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами (П)

5.      Строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию(К)

 

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1. Анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи

2. Решать задачи на уменьшение числа в несколько раз

3. Преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос

-  В учебнике на странице 42 прочитаете задачу под номером 1.  Кирилл, прочти, пожалуйста.

-  Читают задачу

- Сейчас мы должны решить эту задачу письменно с пояснениями.

 

-  К доске пойдет решать задачу Диана. А вы записываете решение в тетради.

-  В столовой израсходовали 8 кг муки и 24 кг крупы. Во сколько раз меньше израсходовали муки, чем крупы?  Во сколько раз больше израсходовали крупы, чем муки?

-  На какую задачу она похожа?

-Предыдущую

I этап. Анализ задачи

 

О чем данная задача?

В задаче говориться о муке и крупе.

-  Что сказано в задаче о муке?

Ее израсходовали 8 кг.

-  Что говорится о крупе?

Ее израсходовали 24 кг.

-        Что нужно узнать?

Во сколько раз меньше израсходовали муки, чем крупы? Во сколько раз больше израсходовали крупы?

II этап. Поиск решения задачи.

 

-  Что мы должны первоначально сделать?

-  Составить краткую запись.

-  Хорошо, составляй, остальные у себя в тетрадях, потом сверяем с доской

-   

-   

во ? раз б., м.

 
М. - 8 кг.

К. – 24 кг.

 

-  Посмотрите на нашу схему-помощник, такой вид краткой записи?

Да.

III этап. Решение задачи.

-   

-  Каким действием будем решать , чтобы ответить на вопросы задачи? Почему решается делением?

-  Делением. Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого надо большее число разделить на меньшее.

-  На что будем опираться при решении задачи?

-  На краткую запись и правило.

-  Запиши решение на доске

-  24:8=3(р.)

Проверьте, у всех ли так получилось.

-  

-  Мы ответили на вопросы задачи? Значит, что мы дальше пишем?

-  Да. Ответ.

-  Диана проговори ответ , а вы запишите ответ в тетрадях.

-  В 3 раза меньше израсходовали муки, чем крупы. В 3 раза больше израсходовали крупы, чем муки.

-  Хорошая работа, Диана. Присаживайся.

-   

IV этап. Проверка решения задачи.

 

-  Настя сделает проверку у доски.

 

-  Остальные пишем у себя в тетрадях «Проверка»

 

-  Как мы сделаем проверку?

Составим задачу, обратную данной.

-        Отлично, как тогда будет звучать задача?

В столовой израсходовали 8 кг муки, а крупы в 3 раза больше. Сколько кг крупы израсходовали в столовой?

-        Запиши на доске решение

-        8·3=24(кг)

-  К чему мы пришли?

-  По условию задачи в столовой было израсходовано 24 кг крупы

-  Значит, задачу мы решили правильно?

-  Да

-  Почему вы так решили?

-  Совпадает с условием

-  Верно, молодцы! Настя присаживайся.

-   

Промежуточная рефлексия.

 

-  Чем мы сейчас занимались?

Решали задачи на кратное сравнение

-  Чему вы научились?

Решать и оформлять задачи на кратное сравнение.

  Отлично! Поднимите руку, если вы поняли, как решать подобные задачи.

Поднимают руку.

7.Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой

Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях.

Задание

Форма организации учебной деятельности индивидуальная

Дидактические средства карточка с задачами

Формы и методы контроля индивидуальная

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1. Положительное отношение к урокам математики

2. Навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности

3. Умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимание личной ответственности за результат

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1.      Находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки(Р)

2.      Проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы(П)

3.      Осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами(П)

4.      Использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства(К)

 

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Решать задачи на уменьшение числа в несколько раз

-Мы решили задачи вместе, выходили к доске, выполнили задачи устно, а теперь я предлагаю вам выполнить задание самостоятельно.

 

 

-Все помнят правила поведения при индивидуальной работе? Перечислите.

Перечисляют правила поведения при индивидуальной работе.

-  Давайте определим критерии, по которым мы будем с вами оценивать выполненное вами задание. Как вы думаете, какие могут быть критерии?

-  1. Верно, выбрана краткая запись.

-  2. Имеется решение без ошибок (в вычислении/в записи)

-  3. Есть слово ответ.

-  Отлично!

 

-  Перед вами две задачи . Определите, какой задаче соответствует краткая запись и докажите свой выбор. Запишите решение и ответ.(№2)

-  В одной вазе 5 груш, а в другой 15 груш. На сколько груш во 2 вазе больше, чем в первой?

-  В одной вазе 5 груш, а в другой 15 груш. Во сколько раз во второй вазе груш больше, чем в первой?

I-      

На ? р. б.

 
5 гр.

II-    15 гр.

 

I-      

во ? р. б.

 
5 гр.

II-    15 гр.

 

I-      

во ? р. б., м.

 
5 гр.

II-    15 гр.

 

 

-  Тогда можете приступать к выполнению задания. На выполнение этой работы отведено 5 минут.

 

Выполняют задание.

-  Обратите внимание на слайд и, опираясь на критерии, оцените выполненную работу.

-  Звезда – выполнено без ошибок, все критерии учтены.

-  Квадрат- есть одна ошибка, один критерий не учтен.

-  Треугольник – есть 2 ошибки, два критерия не учтены.

-  Круг- более 2 ошибок, критерии не соблюдены.

 

Промежуточная рефлексия

 

- По определёнными детьми критериям происходит проверка и самооценивание.

Проверка и самооценка.

8.Этап. Включение нового знания в систему знаний, повторение материала, изученного ранее, подготовка к изучению тем последующих уроков

Цель. Организовать закрепление нового материала в системе с ранее изученным материалом.

Примерный план этапа:

1)                 выполнение  заданий, в которых новое знание является промежуточной операцией, используются  новые знания в нетиповых ситуациях.

2)                 выполнение  заданий по темам, изученным ранее, не связанным с темой данного урока;

3)                 выполнение  заданий, готовящих обучающихся к усвоению тем последующих уроков.

Задание 1

Форма организации учебной деятельности  фронтальная

Дидактические средства учебник

Формы и методы контроля фронтальная

 

 

-  Что нужно хорошо уметь делать, чтобы правильно решать задачи?

-  Нужно уметь хорошо считать.

 

-  Верно. Сейчас я предлагаю вам на странице 42 в учебнике решить задание на полях, цепочку. Выполнять его будем устно, отвечайте по поднятой руке.

-  Находят задание. Отвечают по поднятой руке.

-  6·3:2:3·8=24

-  6·3=18

-  18:2=9

-  9:3=3

-  3·8=24

Промежуточная рефлексия

 

- Что мы с вами только что повторили?

Умножение и деление чисел.

-Верно.

 

9.Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель. Организовать рефлексию и самооценку  обучающимися  собственной учебной деятельности.

·    фиксирование нового содержания

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.         Положительное отношение к урокам математики

2 .        Навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1.      Планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения(Р)

2.      Строить речевое высказывание в устной форме(К)

 

 

-На ваших столах лежат карточки с правилом, вставьте пропущенные слова.(№3)

Вставляют пропущенные слова

Чтобы узнать, _____________ раз одно число ___________ или ______________ другого, надо большее число _________________ на меньшее.

 

Во сколько, больше, меньше, разделить.

-Кто справился? Арина прочти в слух.

Слушают, сверяются.

·    соотнесение  цели  учебной  деятельности  и  ее  результата

- Какую цель мы поставили в начале урока?

Как правильно решать задачи с двумя вопросами, каким действием и как объяснять решение.

-Удалось ли нам достигнуть этой цели?

Да

·        рефлексия процесса учебной деятельности. Метод пяти пальцев.

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

 

-  Отвечают по данному плану.

Дача домашнего задания

-  Урок окончен.

 

 


Технологическая карта пробного урока математики

Технологическая карта пробного урока математики

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ: 1. Положительное отношение к урокам математики 2

ЛИЧНОСТНЫЕ: 1. Положительное отношение к урокам математики 2

Оборудование. ü у учителя: дидактические карточки, мультимедиа, презентация ü у учащихся: учебники, канцелярские принадлежности, тетради

Оборудование. ü у учителя: дидактические карточки, мультимедиа, презентация ü у учащихся: учебники, канцелярские принадлежности, тетради

Технологическая карта пробного урока математики «Задачи на кратное сравнение»

Технологическая карта  пробного урока математики «Задачи на кратное сравнение»

Оборудование. ü у учителя: дидактические карточки, мультимедиа, презентация ü у учащихся: учебники, канцелярские принадлежности, тетради

Оборудование. ü у учителя: дидактические карточки, мультимедиа, презентация ü у учащихся: учебники, канцелярские принадлежности, тетради

ХОД УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ХОД УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки (Р) 2

Находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки (Р) 2

Ребята, что мы с вами только что повторили? -

Ребята, что мы с вами только что повторили? -

Какой вопрос был в каждой задаче?Во сколько раз пластмассовых солдатиков меньше, чем оловянных?

Какой вопрос был в каждой задаче?Во сколько раз пластмассовых солдатиков меньше, чем оловянных?

П) 2. Проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы(П) 3

П) 2. Проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы(П) 3

Что нужно узнать? Во сколько раз мальчиков было больше, чем девочек?

Что нужно узнать? Во сколько раз мальчиков было больше, чем девочек?

Будем ли записывать одинаковое решение?Нет -

Будем ли записывать одинаковое решение?Нет -

К) - Давайте составим к подобным задачам схему- помощник

К) - Давайте составим к подобным задачам схему- помощник

К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1. Анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи 2

К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1. Анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи 2

Умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимание личной ответственности за результат

Умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимание личной ответственности за результат

Верно. Сейчас я предлагаю вам на странице 42 в учебнике решить задание на полях, цепочку

Верно. Сейчас я предлагаю вам на странице 42 в учебнике решить задание на полях, цепочку
Скачать файл