Технологическая карта пробного урока математики
ТЕМА «Задачи на кратное сравнение» (42 стр. учебника)
|
Цели урока: продолжить формирование умение решать задачи на кратное сравнение.
УМК «Школа России»
Технология обучения – проблемно-диалогическая
Тип урока – урок открытия нового знания (ОНЗ)
|
||
|
Составила студентка 332 группы Лобанова Лилиана Александровна МОУ СОШ № …, класс 3, каб. № …. Дата проведения урока 01.10.2020 Смена…… Номер урока…. Начало урока 12:30 ФИО учителя школы: ………………………………………… ФИО преподавателя-консультанта:
Допущена к проведению урока: ____________________, дата ________ (подпись преподавателя)
____________________, дата ________ (подпись учителя)
___________
|
||
ФОРМУЛИРОВКА НОВОГО ЗНАНИЯ Продолжить изучение задач на «Кратное сравнение», развивать умения анализировать задачу, составлять схемы по условиям задачи, осуществлять рефлексию полученных знаний. |
|||
АНАЛИЗ НОВОГО ЗНАНИЯ У детей закреплены умения решать задачи на кратное сравнение. |
|||
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ |
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
ЛИЧНОСТНЫЕ: 1. Положительное отношение к урокам математики 2. Навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности 3. Основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем; 4. Умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимание личной ответственности за результат
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
• Понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи, осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи • Находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки • Планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения
• Проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы • Осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами • Устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами
• Строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию • Использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства
ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) связанные с актуализацией: a) Выполнять табличное умножение и деление чисел; умножение и деление с числом 5. b) Вычислять значение числового выражения в одно действие 2) связанные с изучением нового: a) Анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи b) Решать задачи на уменьшение числа в несколько раз 3) связанные с включением нового материала в систему знаний: a) Анализировать задачу, сопоставлять с подходящей схемой b) Решать задачи на кратное и разностное сравнение 4) связанные с повторением материала, изученного ранее: a) Решать задачи на уменьшение числа в несколько раз
|
ДИДАКТИЧЕСКИЕ: 1. Закрепить табличное умножение и деление с числом 5 2. Продолжить формирование навыка анализа задачи, выполнения краткой записи задачи 3. Учить решать задачи на уменьшение числа в несколько раз 4. Осуществлять преобразование задач в новую, изменяя ее условие или вопрос
РАЗВИВАЮЩИЕ:
1. Учить понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи, осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи 2. Осуществлять поиск решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки 3. Учить планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения 4. Закрепить знания сравнения по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы 5. Овладеть навыками осмысленного чтения математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами 6. Углубить знания о математических отношениях между объектами, взаимосвязей в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами 7. Учить строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию 8. Развивать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 1. Формировать положительное отношение к урокам математики 2. Развивать навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности 3. Формировать основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем; |
Оборудование. ü у учителя: дидактические карточки, мультимедиа, презентация
ü у учащихся: учебники, канцелярские принадлежности, тетради
Библиографический список 1. Моро, Волкова, Бантова. Математика. 3 класс. Учебник. В 2 ч. Ч.1. / М34 [М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.]– 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015 – (Школа России). –– 42 с.
|
Оформление доски
Оформление работы в тетрадях учащихся (образец, вставка на клетчатой разлиновке)
|
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
|||||||
1.Этап. Организация начала урока Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством приёма «яркое пятно» Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства Формы и методы контроля фронтальная |
|
||||||||
- Добрый день, ребята! Сегодня урок математики проведу я. Меня зовут Лилиана Александровна. |
Здороваются |
ЛИЧНОСТНЫЕ: 1. Положительное отношение к урокам математики 2. Основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) Строить речевое высказывание в устной форме (К) |
|||||||
- Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. |
Слушают |
||||||||
- Садитесь на свои места, и начнём урок! |
|
||||||||
О чем стихотворение? Что узнали для себя? |
О том, что нужно стараться, чтобы узнать что-то новое |
||||||||
- Верно, сегодня на уроке, вам предстоит открыть еще одну тайну, поэтому придётся постараться. Я уверенна у вас все получится ! |
|
||||||||
2.Этап. Актуализация опорных знаний и умений. Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания : задачи на кратное сравнение |
|||||||||
Задание 1. Форма организации учебной деятельности индивидуальная Дидактические средства карточки с ответами Формы и методы контроля фронтальная |
ЛИЧНОСТНЫЕ: 1. Положительное отношение к урокам математики 2. Основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем; 3. Умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимание личной ответственности за результат
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1. Находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки (Р) 2. Проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы(П) 3. Строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию(К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1. Выполнять табличное умножение и деление чисел; умножение и деление с числом 5 2. Вычислять значение числового выражения в одно действие
|
||||||||
- Давайте проведем разминку для ума. Обратите внимание на слайд. |
|
||||||||
- Перед вами арифметическая ромашка. Как вы думаете, что нам необходимо сделать? На ваших столах карточки, я называю пример, вы показываете правильный ответ. Вы работаете молча, поэтому наша игра назевается молчанка. На кого я укажу, должен показать ответ всему классу. - 5·3= 5·7= 5·4= 5·9= 5·6= 5·8= - 25:5= 40:5= 20:5= 35:5= 15:5= 45:5= |
Решают устно примеры
15 35 20 45 30 40 5 8 4 7 3 9 |
||||||||
- Вы отлично поработали, но нам предстоит идти дальше. |
|
||||||||
Задание 2. Форма организации учебной деятельности индивидуальная Дидактические средства карточки с задачами Формы и методы контроля фронтальная |
|||||||||
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. |
|
||||||||
- На ваших столах лежат карточки с задачами.(№1) Ваша задача соотнести с правильным ответом. |
|
||||||||
- 1. На прилавке лежало 28 футболок и 7 свитеров. Во сколько раз больше лежало футболок, чем свитеров на прилавке? - 2. В школьной столовой 45 стула и 9 столов. Во сколько раз столов меньше, чем стульев в столовой? - 3. В парке растёт 16 берёз и 10 осин. На сколько осин в парке меньше, чем берёз? - 4. Во дворе живут 3 щенка и 7 котят. На сколько больше котят живёт во дворе, чем щенков? |
1. 28:7=4(р.) 2. 45:9=5(р.) 3. 16-10=6(ос.) 4. 7-3=4(к.) |
||||||||
- Давайте проверим, что у вас получилось. |
|
||||||||
- Какой ответ получился в 1 задаче? Почему? |
Чтобы узнать во сколько раз число 28 больше числа 7, надо узнать сколько раз по 7 содержится в 28. |
||||||||
- Какой ответ получился во 2 задаче? Почему? |
Чтобы узнать во сколько раз число 9 меньше числа 45, надо узнать сколько раз по 9 содержится в 45. |
||||||||
- Какой ответ получился в 3 задаче? Почему? |
Чтобы узнать, на сколько число 10 меньше числа 16, надо из большего вычесть меньшее. |
||||||||
- Какой ответ получился в 4 задаче? Почему? |
Чтобы узнать, на сколько число 7 больше числа 3, надо из большего вычесть меньшее. |
||||||||
- У всех ли так? Отлично. |
Да. |
||||||||
Промежуточная рефлексия |
|
||||||||
- И так, какие это задачи? |
На сравнение |
||||||||
- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? - Как узнать, во сколько раз больше, во сколько раз меньше? |
Нужно из большего вычесть меньшее. Нужно узнать сколько раз по … содержится в … . |
||||||||
- Ребята, что мы с вами только что повторили? |
- Таблицу умножения, задачи на сравнение. |
|
|||||||
- Как раз сегодня эти знания и пригодятся нам на уроке. |
|
||||||||
3. Этап. Постановка учебной проблемы. Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию учебной проблемы (темы урока, вопроса по звучанию, не совпадающему с темой урока), построению плана достижения цели. |
|||||||||
• Создание проблемной ситуации |
|||||||||
Задание. Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства слайд с задачами, учебник Формы и методы контроля фронтальная |
|
||||||||
- Обратите внимание на слайд. Перед вами задачи, устно решите их и обоснуйте свое решение. |
|
||||||||
- У Пети 12 оловянных солдатиков и 4 пластмассовых. Во сколько раз пластмассовых солдатиков меньше, чем оловянных? - На школьных соревнованиях по шашкам было 12 мальчиков и 6 девочки. Во сколько раз мальчиков было больше, чем девочек? - На проводе сидят 6 ласточек и 2 воробья. Во сколько раз больше ласточек, чем воробьев? Во сколько раз меньше воробьев, чем ласточек? |
|
||||||||
- Давайте проверим, как вы решили 1 задачу. Катя выйди к доске и сделай краткую запись к задаче. |
Пл.-4 с. |
||||||||
- Что у вас получилось? |
В 3 раза пластмассовых солдатиков меньше, чем оловянных. |
||||||||
- Как вы это получили? |
12:4=3(р.) |
||||||||
- С помощью какого действия вы решили задачу? |
Деления |
||||||||
- Почему решается делением? |
Потому что по 4 содержится в 12 3 раза. |
||||||||
- Давайте проверим, как вы решили 2 задачу. Петя выйди к доске и сделай краткую запись к задаче. |
Д.- 6 чел. |
||||||||
- Что у вас получилось во 2 задаче? |
В 2 раза мальчиков было больше, чем девочек. |
||||||||
- Как вы это получили? |
12:6=2(р.) |
||||||||
- С помощью какого действия вы решили задачу? |
Деления |
||||||||
- Почему решается делением? |
Потому что по 6 содержится в 12 2 раза. |
||||||||
- Давайте проверим, как вы решили 3 задачу. Федя выйди к доске и сделай краткую запись к задаче. |
В.- 2 пт. |
||||||||
- Как вы решили 3 задачу? |
6:2=3(р.) |
||||||||
· Побуждение к осознанию противоречия |
|
||||||||
- Почему? Кто сможет объяснить по-другому, почему задача решается делением? |
Возникает противоречие, так как не могут объяснить по-другому. |
||||||||
- Какой вопрос был в каждой задаче? |
Во сколько раз пластмассовых солдатиков меньше, чем оловянных? Во сколько раз мальчиков было больше, чем девочек? Во сколько раз больше ласточек, чем воробьев? Во сколько раз меньше воробьев, чем ласточек? |
|
|||||||
- Когда в задаче есть вопрос «во сколько раз больше или меньше» такое сравнение называется кратным сравнением. Сформулируйте тему урока. |
Задачи на кратное сравнение. |
|
|||||||
Промежуточная рефлексия |
|
|
|||||||
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? |
Как правильно решать такие задачи, каким действием и как объяснять решение. |
|
|||||||
- Давайте составим план нашего урока. Что мы должны сегодня сделать? |
1. Научиться решать подобные задачи. 2. Вывести правило. 3. Закрепить умение решать задачи на кратное сравнение. |
|
|||||||
4. Этап. Поиск решения учебной проблемы. Цель. Организовать подводящий диалог. |
|||||||||
· Вариант 2. методом подводящего диалога Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства слайд с задачей Формы и методы контроля фронтальная |
ЛИЧНОСТНЫЕ: 1. Положительное отношение к урокам математики 2. Основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1. Находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки(Р) 2. Осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами(П) 3. Проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы(П) 4. Строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию(К)
ПРЕДМЕТНЫЕ: 1. Анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи 2. Решать задачи на уменьшение числа в несколько раз
|
||||||||
- Давайте же разберемся, как решать задачи на кратное сравнение |
|
||||||||
- Для этого вернемся к последним задачам, которые вы уже успели решить. |
- У Пети 12 оловянных солдатиков и 4 пластмассовых. Во сколько раз пластмассовых солдатиков меньше, чем оловянных? - На школьных соревнованиях по шашкам было 12 мальчиков и 6 девочки. Во сколько раз мальчиков было больше, чем девочек? - На проводе сидят 6 ласточек и 2 воробья. Во сколько раз больше ласточек, чем воробьев? Во сколько раз меньше воробьев, чем ласточек? |
||||||||
- Разберём первую задачу. |
- У Пети 12 оловянных солдатиков и 4 пластмассовых. Во сколько раз пластмассовых солдатиков меньше, чем оловянных? |
||||||||
I этап. Анализ задачи |
|||||||||
- О чем данная задача? |
- Об оловянных и пластмассовых солдатиках. |
|
|||||||
- Что в задаче известно об оловянных? |
- Их было 12 солдатиков |
|
|||||||
- Что же известно о пластмассовых ? |
- Их было 4 солдатиков |
|
|||||||
- Что нужно узнать? |
Во сколько раз пластмассовых солдатиков меньше, чем оловянных? |
|
|||||||
II этап. Поиск решения задачи. |
|
||||||||
- Краткая запись у нас составлена , поэтому переходим к следующему этапу. |
|
|
|||||||
III этап. Решение задачи. |
|
||||||||
- Решение у доски нам покажет София. |
|
|
|||||||
- Каким действием будем решать задачу, чтобы ответить на вопрос? Почему решается делением? |
Делением. Потому что по 4 содержится в 12 3 раза. |
|
|||||||
- На что будем опираться? |
На краткую запись. |
|
|||||||
- Запиши решение на доске |
12:4=3(р.) |
|
|||||||
- Задача решена? София проговори ответ , а вы запишите ответ в тетрадях. |
Да. В 3 раза пластмассовых солдатиков меньше, чем оловянных. |
|
|||||||
- Разберём вторую задачу |
- На школьных соревнованиях по шашкам было 12 мальчиков и 6 девочки. Во сколько раз мальчиков было больше, чем девочек? |
|
|||||||
I этап. Анализ задачи |
|||||||||
- О чем данная задача? |
- О мальчиках и девочках. |
|
|||||||
- Что в задаче известно о мальчиках? |
- Их было 12 |
|
|||||||
- Что же известно о девочках ? |
- Их было 6 |
|
|||||||
- Что нужно узнать? |
Во сколько раз мальчиков было больше, чем девочек? |
|
|||||||
II этап. Поиск решения задачи. |
|||||||||
- Краткая запись у нас составлена , поэтому переходим к следующему этапу. |
|
|
|||||||
III этап. Решение задачи. |
|||||||||
- Решение у доски нам покажет Денис. |
|
|
|||||||
- Каким действием будем решать задачу, чтобы ответить на вопрос? Почему решается делением? |
Делением. Потому что по 6 содержится в 12 2 раза. |
|
|||||||
- На что будем опираться? |
На краткую запись. |
|
|||||||
- Запиши решение на доске |
12:6=2(р.) |
|
|||||||
- Задача решена? Денис проговори ответ , а вы запишите ответ в тетрадях. |
Да. В 2 раза мальчиков было больше, чем девочек. |
|
|||||||
- Теперь разберем третью задачу. |
- На проводе сидят 6 ласточек и 2 воробья. Во сколько раз больше ласточек, чем воробьев? Во сколько раз меньше воробьев, чем ласточек? |
|
|||||||
I этап. Анализ задачи |
|||||||||
- О чем данная задача? |
- О воробьях и ласточках |
|
|||||||
- Что в задаче известно о ласточках? |
- Сидело 6 ласточек |
|
|||||||
- Что же известно о воробьях? |
- Было 2 воробья |
|
|||||||
- Что нужно узнать? |
Во сколько раз больше ласточек, чем воробьев. Во сколько раз меньше воробьев, чем ласточек. |
|
|||||||
II этап. Поиск решения задачи. |
|||||||||
- Краткая запись у нас есть, давайте составим схему . - - |
|
|
|||||||
III этап. Решение задачи. |
|||||||||
- Решение у доски нам покажет Алексей. |
|
|
|||||||
- Схему и краткую запись мы составили. Каким действием будем решать задачу, чтобы ответить на 1 вопрос? Почему решается делением? |
Делением. Потому что по 2 содержится в 6 3 раза. |
|
|||||||
- На что будем опираться? |
На схему и правило |
|
|||||||
- Запиши решение на доске |
6:2=3(р.) |
|
|||||||
- А теперь прочитаем второй вопрос. |
Во сколько раз меньше воробьев, чем ласточек? |
|
|||||||
- Каким действием найдем? |
Делением |
|
|||||||
- Почему решается делением? |
Потому что по 2 содержится в 6 3 раза. |
|
|||||||
- Будем ли записывать одинаковое решение? |
Нет |
|
|||||||
- Задача решена? Алексей проговори ответ , а вы запишите ответ в тетрадях. |
В 3 раза больше ласточек, чем воробьев. В 3 раза меньше воробьев, чем ласточек. |
|
|||||||
- Ребята, какой вопрос был в каждой задаче? |
Во сколько раз пластмассовых солдатиков меньше, чем оловянных? Во сколько раз мальчиков было больше, чем девочек? Во сколько раз больше ласточек, чем воробьев? Во сколько раз меньше воробьев, чем ласточек? |
|
|||||||
- Назовите действие, которым решали задачи. |
Делением. |
|
|||||||
- Может теперь кто-то может объяснить, почему задачи решаются делением? Кто может сформулировать правило, почему данные задачи решаются делением? Обратите внимание на слайд и продолжите правило. |
Отвечают по поднятой руке |
|
|||||||
- Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого… |
, надо большее число разделить на меньшее. |
|
|||||||
-Давайте же сверим свой вывод с учебником. Откройте учебник на стр. 42. Ксюша, прочти, пожалуйста. |
Открывают учебник, сверяют правила. |
|
|||||||
Промежуточная рефлексия |
|
|
|||||||
- Что мы делали с числами? |
Делили |
||||||||
- Как же узнать во сколько раз больше или меньше? |
Нужно большее число разделить на меньшее |
|
|||||||
5.Этап. Воспроизведение нового знания. Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания в форме беседы |
|||||||||
· Выражение решения Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства памятка Формы и методы контроля фронтальная |
ЛИЧНОСТНЫЕ: 1. Навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1. Понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи, осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи(Р) 2. Осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами(П) 3. Строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию(К)
|
||||||||
- Давайте составим к подобным задачам схему- помощник. |
- |
||||||||
- Данные мы будем обозначать римскими цифрами I и II.
|
Составляют схему вместе с учителем, записывая в тетради с образца на доске. I- II- |
||||||||
- Количество, т.е. числа, будем обозначать : |
I- II- |
||||||||
- Чтобы обозначить вопрос задачи, рисуем стрелки и пишем во? раз б. , м. |
II- |
||||||||
- Каким действием будем решать задачи с такими вопросами? Почему? |
Делением. Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее. |
||||||||
- Обозначим на схеме |
II- |
||||||||
- Выделите данную схему-помощник в рамочку. |
Выделяют в рамочку. |
||||||||
Промежуточная рефлексия |
|
||||||||
- Ребята, что мы уже с вами успели изучить? |
Решать задачи на кратное сравнение, изучили правило, составили схему-помощник к подобным задачам. |
||||||||
6. Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. (Рекомендация: учащиеся фронтально, в группах, в парах подробно решают типовые задания на усвоение нового материала с проговариванием решения вслух.) |
|||||||||
Задание 1. Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства учебник Формы и методы контроля фронтальная |
ЛИЧНОСТНЫЕ: 1. Положительное отношение к урокам математики 2. Навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1. Находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки(Р) 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения(Р) 3. Осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами(П) 4. Устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами (П) 5. Строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию(К)
ПРЕДМЕТНЫЕ: 1. Анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи 2. Решать задачи на уменьшение числа в несколько раз 3. Преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос |
||||||||
- В учебнике на странице 42 прочитаете задачу под номером 1. Кирилл, прочти, пожалуйста. |
- Читают задачу |
||||||||
- Сейчас мы должны решить эту задачу письменно с пояснениями. |
|
||||||||
- К доске пойдет решать задачу Диана. А вы записываете решение в тетради. |
- В столовой израсходовали 8 кг муки и 24 кг крупы. Во сколько раз меньше израсходовали муки, чем крупы? Во сколько раз больше израсходовали крупы, чем муки? |
||||||||
- На какую задачу она похожа? |
-Предыдущую |
||||||||
I этап. Анализ задачи |
|
||||||||
О чем данная задача? |
В задаче говориться о муке и крупе. |
||||||||
- Что сказано в задаче о муке? |
Ее израсходовали 8 кг. |
||||||||
- Что говорится о крупе? |
Ее израсходовали 24 кг. |
||||||||
- Что нужно узнать? |
Во сколько раз меньше израсходовали муки, чем крупы? Во сколько раз больше израсходовали крупы? |
||||||||
II этап. Поиск решения задачи. |
|
||||||||
- Что мы должны первоначально сделать? |
- Составить краткую запись. |
||||||||
- Хорошо, составляй, остальные у себя в тетрадях, потом сверяем с доской |
- |
||||||||
- |
К. – 24 кг.
|
||||||||
- Посмотрите на нашу схему-помощник, такой вид краткой записи? |
Да. |
||||||||
III этап. Решение задачи. |
- |
||||||||
- Каким действием будем решать , чтобы ответить на вопросы задачи? Почему решается делением? |
- Делением. Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого надо большее число разделить на меньшее. |
||||||||
- На что будем опираться при решении задачи? |
- На краткую запись и правило. |
||||||||
- Запиши решение на доске |
- 24:8=3(р.) |
||||||||
Проверьте, у всех ли так получилось. |
- |
||||||||
- Мы ответили на вопросы задачи? Значит, что мы дальше пишем? |
- Да. Ответ. |
||||||||
- Диана проговори ответ , а вы запишите ответ в тетрадях. |
- В 3 раза меньше израсходовали муки, чем крупы. В 3 раза больше израсходовали крупы, чем муки. |
||||||||
- Хорошая работа, Диана. Присаживайся. |
- |
||||||||
IV этап. Проверка решения задачи. |
|
||||||||
- Настя сделает проверку у доски. |
|
||||||||
- Остальные пишем у себя в тетрадях «Проверка» |
|
||||||||
- Как мы сделаем проверку? |
Составим задачу, обратную данной. |
||||||||
- Отлично, как тогда будет звучать задача? |
В столовой израсходовали 8 кг муки, а крупы в 3 раза больше. Сколько кг крупы израсходовали в столовой? |
||||||||
- Запиши на доске решение |
- 8·3=24(кг) |
||||||||
- К чему мы пришли? |
- По условию задачи в столовой было израсходовано 24 кг крупы |
||||||||
- Значит, задачу мы решили правильно? |
- Да |
||||||||
- Почему вы так решили? |
- Совпадает с условием |
||||||||
- Верно, молодцы! Настя присаживайся. |
- |
||||||||
Промежуточная рефлексия. |
|
||||||||
- Чем мы сейчас занимались? |
Решали задачи на кратное сравнение |
||||||||
- Чему вы научились? |
Решать и оформлять задачи на кратное сравнение. |
||||||||
‒ Отлично! Поднимите руку, если вы поняли, как решать подобные задачи. |
Поднимают руку. |
||||||||
7.Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях. |
|||||||||
Задание Форма организации учебной деятельности индивидуальная Дидактические средства карточка с задачами Формы и методы контроля индивидуальная |
ЛИЧНОСТНЫЕ: 1. Положительное отношение к урокам математики 2. Навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности 3. Умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимание личной ответственности за результат
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1. Находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки(Р) 2. Проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы(П) 3. Осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами(П) 4. Использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства(К)
ПРЕДМЕТНЫЕ: Решать задачи на уменьшение числа в несколько раз |
||||||||
-Мы решили задачи вместе, выходили к доске, выполнили задачи устно, а теперь я предлагаю вам выполнить задание самостоятельно. |
|
||||||||
-Все помнят правила поведения при индивидуальной работе? Перечислите. |
Перечисляют правила поведения при индивидуальной работе. |
||||||||
- Давайте определим критерии, по которым мы будем с вами оценивать выполненное вами задание. Как вы думаете, какие могут быть критерии? |
- 1. Верно, выбрана краткая запись. - 2. Имеется решение без ошибок (в вычислении/в записи) - 3. Есть слово ответ. |
||||||||
- Отлично! |
|
||||||||
- Перед вами две задачи . Определите, какой задаче соответствует краткая запись и докажите свой выбор. Запишите решение и ответ.(№2) - В одной вазе 5 груш, а в другой 15 груш. На сколько груш во 2 вазе больше, чем в первой? - В одной вазе 5 груш, а в другой 15 груш. Во сколько раз во второй вазе груш больше, чем в первой? |
I-
II- 15 гр.
I-
II- 15 гр.
I-
II- 15 гр.
|
||||||||
- Тогда можете приступать к выполнению задания. На выполнение этой работы отведено 5 минут.
|
Выполняют задание. |
||||||||
- Обратите внимание на слайд и, опираясь на критерии, оцените выполненную работу. - Звезда – выполнено без ошибок, все критерии учтены. - Квадрат- есть одна ошибка, один критерий не учтен. - Треугольник – есть 2 ошибки, два критерия не учтены. - Круг- более 2 ошибок, критерии не соблюдены. |
|
||||||||
Промежуточная рефлексия |
|
||||||||
- По определёнными детьми критериям происходит проверка и самооценивание. |
Проверка и самооценка. |
||||||||
8.Этап. Включение нового знания в систему знаний, повторение материала, изученного ранее, подготовка к изучению тем последующих уроков Цель. Организовать закрепление нового материала в системе с ранее изученным материалом. Примерный план этапа: 1) выполнение заданий, в которых новое знание является промежуточной операцией, используются новые знания в нетиповых ситуациях. 2) выполнение заданий по темам, изученным ранее, не связанным с темой данного урока; 3) выполнение заданий, готовящих обучающихся к усвоению тем последующих уроков. |
|||||||||
Задание 1 Форма организации учебной деятельности фронтальная Дидактические средства учебник Формы и методы контроля фронтальная |
|
|
|||||||
- Что нужно хорошо уметь делать, чтобы правильно решать задачи? |
- Нужно уметь хорошо считать. |
|
|||||||
- Верно. Сейчас я предлагаю вам на странице 42 в учебнике решить задание на полях, цепочку. Выполнять его будем устно, отвечайте по поднятой руке. |
- Находят задание. Отвечают по поднятой руке. |
||||||||
- 6·3:2:3·8=24 |
- 6·3=18 - 18:2=9 - 9:3=3 - 3·8=24 |
||||||||
Промежуточная рефлексия |
|
||||||||
- Что мы с вами только что повторили? |
Умножение и деление чисел. |
||||||||
-Верно. |
|
||||||||
9.Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель. Организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности. |
|||||||||
· фиксирование нового содержания |
ЛИЧНОСТНЫЕ: 1. Положительное отношение к урокам математики 2 . Навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1. Планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения(Р) 2. Строить речевое высказывание в устной форме(К)
|
||||||||
-На ваших столах лежат карточки с правилом, вставьте пропущенные слова.(№3) |
Вставляют пропущенные слова |
||||||||
Чтобы узнать, _____________ раз одно число ___________ или ______________ другого, надо большее число _________________ на меньшее. |
Во сколько, больше, меньше, разделить. |
||||||||
-Кто справился? Арина прочти в слух. |
Слушают, сверяются. |
||||||||
· соотнесение цели учебной деятельности и ее результата |
|||||||||
- Какую цель мы поставили в начале урока? |
Как правильно решать задачи с двумя вопросами, каким действием и как объяснять решение. |
||||||||
-Удалось ли нам достигнуть этой цели? |
Да |
||||||||
· рефлексия процесса учебной деятельности. Метод пяти пальцев. |
|||||||||
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение? У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
|
- Отвечают по данному плану. |
||||||||
Дача домашнего задания |
|||||||||
- Урок окончен. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.