Ф.И.О. педагога: Глухова Светлана Леонидовна.
Должность: педагог дополнительного образования.
Наименование ОО: МБОУ ДО «Центр дополнительного образования», с. Берёзовка.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
«Домашний оберег. Подкова на счастье» в 5 классе.
Тема: «Домашний оберег- Подков»
|
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Прекрасное своими руками» Раздел программы: «Сувенир» |
|||||||||||||||||
Цель: Изготовить оберег-подкову для дома. Задачи: 1.Обучающие: Познакомить с историей появления оберега – подкова и с правилами расположения его в доме; Научить изготавливать оберег – подкову, опираясь на полученные ранее знания по технологии изготовления работ из глины и солёного теста; 2. Развивающие: Способствовать развитию: - творческого мышления, творческих способностей; - навыков работы с глиной, солёным тестом; - развивать умения самоконтроля и самооценки. 3.Воспитывающие: Способствовать: - мотивации детей к изучению нового материала; - развитию аккуратности, усидчивости при выполнении работы; - умению работать самостоятельно.
|
||||||||||||||||||
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
||||||||||||||||||
ПРЕДМЕТНЫЕ |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ |
ЛИЧНОСТНЫЕ |
||||||||||||||||
1. Умение самостоятельно сделать сувенир из глины и солёного теста. 2. Формирование первоначальных представлений об истории появления оберега «Подкова». 3. Умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 4.Умение правильное располагать оберег «Подкова» в доме;
|
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД -Умение самостоятельно определить цель и задачи занятия; - Умение самостоятельно планировать пути достижения поставленной цели и задач; Базовые логические действия: - извлечение и воспроизведение анализа необходимой информации, осуществление логических операций, обобщений и выводов. Базовые исследовательские действия: - Умение работать и извлекать нужную информацию из текста; - Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Самоорганизация: - Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД Общение: - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. |
- Повышение мотивации к изучению темы. - Ориентация учащихся на культуру и традиции своей Родины. -Умение достигать цели, доводить начатое дело до конца. - Создание ситуации успеха на занятии.
|
||||||||||||||||
Тип учебного занятия: Изучение нового материала |
||||||||||||||||||
Межпредметные связи: связь с историей, обычаями и культурой нашего народа, нашей Родины. |
||||||||||||||||||
Ресурсы и оборудование: Доска магнитная, компьютер, экран, проектор, столы, стулья, раздаточный материал (карточки с заданиями), презентация по теме «Домашний оберег- подкова», шаблоны подков для оценивания занятия, фломастеры по 3 штуки(красный, жёлтый, зелёный), глина, солёное тесто, ёмкость с водой, губочки для замывки изделий из глины, ножечки, стеки. Магниты, ангобы, шликер, наглядный материал, выставка игрушек- оберегов выполненных из разных материалов , |
||||||||||||||||||
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
||||||||||||||||||
Интерактивная доска / Дидактические материалы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||
I этап - Организационный момент |
||||||||||||||||||
Презентация. Картинка с изображением пожелания на хорошее начало дня |
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, молодцы, что все пришли сегодня на наше увлекательное занятие! Желаю всем хорошего настроения и творческих успехов. Возьмитесь за руки и повторяйте: Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Все у нас получится! Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. |
Дети встают в круг, берутся за руки и повторяют хором слова за педагогом: Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Все у нас получится! Дети смотрят друг на друга и улыбаются У детей поднимается настроение, повышается настрой на занятие. |
||||||||||||||||
II этап – Мотивация к учебной деятельности |
||||||||||||||||||
На доске весят картинки с изображением картинок игрушек - оберегов домовенок, птица-счастья, лапти, куклы- обереги, подкова, «мешочек здоровья» и т.д. На столе стоят игрушки-обереги выполненные из разных материалов
Презентация . Слайд № 1
|
Ребята, обратите внимание на доску, на ней весят необычные предметы, которые наверняка есть у вас дома? Как можно назвать данные предметы одним словом? Правильно- Оберег. Ребята, кто-нибудь из вас знает, что такое оберег? - Правильно. Слово «оберег» толкуется как «предмет, оберегающий, охраняющий от чего-нибудь». С незапамятных времен люди стремились защитить себя и свой дом от бед и несчастий. Для этого они делали обереги. Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного сглаза», и разных напастей. Прежде чем определить тему нашего занятия, послушайте загадку: Есть
примета у людей — Ребята, кто знает, о чём идёт речь? - Правильно, конечно же, о подкове.
|
Учащиеся отвечают на вопросы педагога:
Учащиеся: - оберег
Учащиеся: Слово «оберег» толкуется как «предмет, оберегающий, охраняющий от чего-нибудь». Учащиеся отгадывают загадку - подкова. Учащиеся: выходят на тему занятия.
|
||||||||||||||||
III этап – Актуализация знаний и целеполагание |
||||||||||||||||||
Презентация. Слайд №2
Презентация. Слайд № 3
|
Скажите пожалуйста, а вы догадались, какую тему занятия мы сегодня будем проходить? Правильно тема нашего занятия? «Домашний оберег - «Подкова» Подумайте, ребята и скажите, а что нужно знать, для того чтобы изучить эту тему? Давайте попробуем составить план занятия и определить цель и задачи занятия.
Сегодня на занятии, ребят, мы узнаем историю появления оберега – подкова, как правильно его расположить в доме. Сделаем своими руками очень красивую и нужную вещь оберег-подкова, проявив творчеств, фантазию. - в конце занятия подведём итог и оценим выполненную работу.
|
Формулируют тему занятия, составляют план занятия. Определяют цели и задачи занятия.
|
||||||||||||||||
IV этап – Поисковая и исследовательская деятельность |
||||||||||||||||||
Карточки с текстовым материалом
Слайд №4
Слайд № 5
Слайд 6
|
Ребята, а сейчас я вам предлагаю поработать в группах. первая я группа детей расскажет нам, зачем лошади нужны подковы, и откуда появилось поверье, что «Найти у дороги подкову и забрать ее домой - к счастью?»
2-я группа детей поработает с информацией и ответит на вопрос «Как правильно повесить и расположить подкову дома?
- Ребята, а давайте и мы повесим подкову у себя в кабинете? Кто желает 2 человека? Нужно взяться за дужки подковы и произнести такие слова: Подкову на дверь прибиваем, От всякой беды ограждаем, плохое за порогом оставляем.
|
Дети самостоятельно делятся (по желанию) на две учебные группы, Работа детей в группах с текстовым материалом. Выступление детей. Ответы детей 1 группы: - Подковы защищают копыта лошади от изнашивания. Износ копыта может привести к травме. Лошади больно ступать на больную ногу, она начинает хромать. - Зимой используют специальные подковы с шипами, чтобы лошадь не поскальзывалась. - Подковы делают из металла (стали, алюминия) и прибивают к копыту специальными подковными гвоздями. - В старые времена подковы делали из железа, которое было дорогим и редким. Иногда подкова у лошади отрывалась, её тут же подбирали, забирали домой и моги продать кузнецу или торговцу. Либо оставляли подкову себе и изготавливали из нее гвозди, ножи. Отсюда и поверье: «Найти у дороги подкову и забрать ее домой - к счастью» Ответы детей 2 группы: 1. Подкову всегда вешают только на один гвоздь. 2. Подкову нужно вешать над входной дверью или прямо на дверь внутри жилища: - Снаружи дома подкову вешают ветвями вниз. Это защитит дом от порчи и сглаза, так как вся плохая энергия будет стекать вниз на землю. - Внутри дома подкову вешают ветвями вверх. Это значит дом-полная чаша богатства и изобилия. Двое детей вешают подкову на дверь кабинета и приговаривают: От всякой беды ограждаем, плохое за порогом оставляем. |
||||||||||||||||
Слайд № 6
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
Звучит тихая спокойная музыка (фоном)
Слайд №10
|
Выполнение практической части занятия Но, к сожалению, найти подкову на дороге сейчас, наверное, невозможно, поэтому её можно купить в магазине или сделать самим. Давайте посмотрим, какие могут быть сувениры-подковы. (слайд) У вас на столе в коробочке лежат готовые подковы. Из каких материалов они сделаны? Всё верно из глины и солёного теста. Рассмотрите их пожалуйста внимательно. Перед тем как приступить к практической работе познакомимся с последовательностью изготовления подковы: 1. Выбрать материал для подковы (глина или солёное тесто) 2. Выбрать технику изготовления подковы (трафарет, жгут, косичка…) 3. вылепить подкову. 4. проделать отверстия в подкове. 4. украсить подкову (орнаментом, росписью, дополнительными элементами – символами…) Обратите внимание на критерии: - Последовательное выполнение работы - Соблюдение правил техники безопасности - Использование инструментов и декора по назначению - Аккуратное выполнение работы. - Проявление творчества. Сейчас приготовьте себе рабочее место. Приступаем к работе. Время на работу 30 мин. Настройтесь на работу, так как силу свою обереги черпают первоначально от человека, их создающего. Вы должны полностью сконцентрироваться на изготовлении оберега и в мыслях о прекрасном, добром- ведь вы заряжаете свой оберег положительной энергией, которая будет потом вас охранять и помогать вам. Заканчиваем работу. У вас на столе ребята, лежат фломастеры красный, жёлтый и зелёный. Нарисуйте на своих листочках кружочки. Самооценка. Красный Я соблюдал все условия выполнения работы. Желтый Я соблюдал условия выполнения работы, но были не большие ошибки. Зелёный Я соблюдал условия выполнения работы, но есть много ошибок. Давайте вернемся к плану занятия. Все ли пункты выполнены?
|
1. Дети самостоятельно выбирают материал, с которым они будут работать (солёное тесто, глина). Лепят подкову. 2. В работе вспоминают разные техники и приёмы лепки (жгут, косичка ) и декорирования изделий (орнаментом, росписью ангобами, дополнительными элементами – символами…). 3. Дети, которые затрудняются придумать и пофантазировать с декором и формой будущего изделия пользуются трафаретами или показом педагога
Дети оценивают свою практическую работу согласно критериям. Для оценки используют 3 цвета(красный, желтый, зелёный) .Самоанализ и самооценка своих работ. Комментарии своего выбора.
|
||||||||||||||||
V этап - Рефлексия учебной деятельности |
||||||||||||||||||
Слайд №11
|
Давайте вернемся к плану занятия. Все ли пункты выполнены? Ребята, оцените свою работу на занятии. Я предлагаю вам заглянуть под стулья, на которых вы сидели. Что вы там видите? Правильно подковы. Оказывается вы сидели сегодня на подковах, которые вам принесли удачу при выполнении заданий. Я предлагаю прикрепить эти подковы на доску с помощью магнитов. Рефлексия
|
Дети возвращаются к плану занятия. Смотрят, анализируют, что получилось, что нет. Момент неожиданности для детей (под сидениями стульев закреплены подковы, с помощью которых дети отрефлексировали свою работу на занятии)
|
||||||||||||||||
|
|
|
|||
V этап – Итог учебного занятия и домашнее задание |
|||||
Слайд №12
|
Посмотрите, какие красивые подковы - обереги у вас получились! Молодцы! Я предлагаю вам показать друг другу получившиеся обереги и поделиться со всеми нами, кому вы их подарите или оставите себе на память. Хочу всех поблагодарить за работу. Все молодцы!! Будем знать теперь и мы: Подковы тайнами полны И дома оберегают, И удачу зазывают. |
Выставка готовых работ учащихся. Дети делятся своими впечатлениями о проделанной работы, о том, кому они хотели бы подарить свой сувенир-оберег. Каждый ребёнок уходит с занятия с чувством удовлетворённости и успеха. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
ПРИЛОЖЕНИЕ № 10
ПРИЛОЖЕНИЕ № 11
ПРИЛОЖЕНИЕ № 12
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.