Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 Образовательный центр с. СергиевскCтруктурное подразделение «Поиск» |
«Элементарный ритмический рисунок аккомпанемента. Бой «пятёрка», бой «шестёрка» |
Технологическая карта занятия в объединении «Живая струна» |
|
Исполнитель: Верещагина Марина Евгеньевна, педагог дополнительного образования СП «Поиск» ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр» с. Сергиевск |
|
Сергиевск, 2024 |
|
|||
Объединение, группа |
«Живая струна», первый год обучения.
|
||
Педагог |
Верещагина М.Е.
|
||
Дата |
30.01.24 г. |
||
Тема учебного занятия
|
Элементарный ритмический рисунок аккомпанемента. Бой «пятёрка», бой «шестёрка». |
||
Учебный модуль |
Гитарный аккомпанемент.
|
||
Тип занятия |
Усвоение новых знаний и способов деятельности.
|
||
Цель занятия |
Создать условия для освоения новых видов гитарного аккомпанемента – боя «пятёрка», боя «шестёрка». Оптимизировать коллективную музыкально-творческую деятельность с помощью электронных программ приложений.
|
||
Задачи урока |
Обучающие |
развивающие |
Воспитательные |
|
|||
|
Изучить новые виды гитарного аккомпанемента – бой «пятёрка», бой «шестёрка». Ознакомить с аппликатурными схемами данных видов боя. Освоить бой «пятёрка», бой «шестёрка» через практическую деятельность с использованием музыкального инструмента –шестиструнной гитары. Формировать умение самостоятельного использования новых видов аккомпанемента на инструктивном материале – песнях из исполнительского репертуара для первого года обучения.
|
Развивать и активизировать музыкально-слуховую сферу. Развивать гибкость правой руки, исполнительские навыки и практические умения гитариста через освоение новых видов аккомпанемента. Развивать навыки использования электронных программ-приложений на платформе «Андроид» в музыкальной деятельности. Развивать познавательную и творческую активность через различные виды музыкальной деятельности – игру на музыкальном инструменте, пении; выполнении упражнений на развитие исполнительской дикции. |
Пробуждать интерес к, изучаемому предмету. Формировать музыкальный вкус. Формировать потребность в самостоятельной и коллективной музыкально - творческой деятельности. Формировать установку на здоровый образ жизни.
|
Ресурсное обеспечение |
Рабочие тетради обучающихся; наглядный раздаточный дидактический материал: аппликатурные схемы боя «пятёрка» и боя «шестёрка»; упражнения – распевки для разогревания голосового аппарата; скороговорки для развития речи и дикции; комплекты разноцветных смайлов «Светофор» для диагностики настроения обучающихся и рефлексии, тексты приветствия; индивидуальный инструктивный материал: тексты песен «Батарейка», «Районы-кварталы», «Звезда по имени Солнце», «Группа крови», «Половинка», «Песенка мамонтёнка» в аккордовой системе обозначения на бумажных источниках; презентация-инструктаж «Использованию электронных программ-приложений на платформе Андроид в работе над исполнительским репертуаром»; презентация «Виды гитарного аккомпанемента». музыкальные инструменты (шестиструнные гитары) по количеству обучающихся. |
||
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) |
Электронные программы-приложения на платформе Андроид - «Песни под гитару», «Гитар-тьютор», «НМ – Песенник», содержащие тюнер для настройки гитары, метроном, электронные базы песен, электронные базы аккордов; слайдовые презентации. Ресурсы, размещённые на облачных сервисах: https://cloud.mail.ru/public/yyqV/28rvjnj3R - скороговорки для развития речи и дикции; https://cloud.mail.ru/public/E6W6/2P2Pv11pK - упражнения – распевки для разогревания голосового аппарата; https://cloud.mail.ru/public/8KbY/Nhi2PYDGT - физминутка; https://cloud.mail.ru/public/UPfN/tG2ve5Z4o - гимнастика для улучшения мозгового кровообращения; https://cloud.mail.ru/public/j6CW/PMNKacbcn - презентация-инструктаж «Использованию электронных программ-приложений на платформе Андроид в работе над исполнительским репертуаром». https://cloud.mail.ru/public/xk25/vpv57WXtr - презентация «Виды гитарного аккомпанемента. |
||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение |
Ноутбук, проектор, смартфоны обучающихся с установленными электронными программами-приложениями на платформе Андроид. |
№ |
Этап занятия, время (в мин.) |
Название используемых ЭОР, дидактичес ких и раздаточных материалов |
Деятельность педагога
|
Деятельность ученика |
Обучающие и развивающие задания с указанием формы организации учебной деятельности |
Универсальные учебные действия |
|
1 |
Организационный момент – 3 мин.
|
Комплекты разноцветных смайлов «Светофор» для диагностики настроения обучающихся; Тексты музыкального приветствия.
|
Настраивает учащихся на работу, создаёт позитивный эмоциональный настрой на предстоящую работу. - Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть вас. Надеюсь на плодотворную творческую работу и взаимопонимание! И прежде, чем мы начнём наше занятие, предлагаю поприветствовать друг друга и проверить ваше настроение с помощью цветных смайлов, лежащих на партах, покажите, как вы себя чувствуете сейчас Красный – удовлетворительно; жёлтый – хорошо; зелёный – отлично. - Спасибо, молодцы! А я хочу пожелать всем, хорошего настроения и творческой активности в нашей совместной деятельности!
|
Приветствуют друг друга, мобилизуются и настраиваются на работу в классе.
-Всем желаем счастья! Добрый день наш класс!
Выполняют задания, следуя инструкциям педагога.
- Спасибо! |
Музыкаль ное приветствие (всем коллективом).
Диагностика настроения обучающихся «Светофор» (индивидуаль но). |
Регулятивные: умение понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества. Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития учебных мотивов.
|
|
2 |
Актуализация знаний и способов деятельности (по опорным понятиям) - 20 мин. |
Презентация «Виды гитарного аккомпанемента».
Учебная доска. |
Организует этап актуализации знаний обучающихся по опорным понятиям в форме эвристической беседы Опорные понятия – гитарный аккомпанемент, виды гитарного аккомпанемента; элементарный ритмический рисунок гитарный бой и его виды (в рамках изученных) - Дайте определение понятию «гитарный аккомпанемент»? - Какие виды гитарного аккомпанемента вы знаете? - В чем их отличие? гитарный бой и его виды (в рамках изученных)
-Какие виды боя мы изучали на прошлом занятии? -В чём отличие этих видов боя?
-Приглашаю двух человек к доске. Один из вас изобразит схему боя «четвёрка», а второй - схему эстрадного боя. - Предлагаю прокомментировать и дать объяснение каждому условному элементу в изображённых схемах. - Какие из изученных песен мы смогли бы сыграть боем «четвёрка», а какие «эстрадным боем»? Объясните, почему? - А теперь, возьмите в руки гитары, и сыграйте мне первый куплет песни «Батарейка» сначала боем «четвёрка», а затем, эстрадным боем. -Молодцы! -А мы переходим к следующему этапу нашего занятия.
|
Участвуют в беседе, давая определение опорным понятиям, изученным на предыдущих занятиях.
Отвечают на вопросы педагога
- Музыкально-инструментальное сопровождение вокальной партии с использованием гитары. - Переборы (арпеджио) и гитарный бой. - В способах звукоизвлечения. Перебор – это способ игры, при котором звуки извлекаются последовательно. Бой - это способ игры, при котором звуки извлекаются одновременно движением руки по всем струнам в соответствии со схемой рисунка аккомпанемента. -Бой «четвёрка» и «эстрадный бой». - Бой «четвёрка» состоит из четырёх последовательных движений правой рукой, «эстрадный бой» содержит семь движений. Фиксируют аппликатурные схемы двух видов боя на доске.
Отвечают, комментируя и дополняя друг друга.
Называют песни из исполнительского репертуара 1 –го года обучения, объясняя свой выбор. Выполняют задания, воспроизводя на гитаре фрагмент песни указанными видами гитарного боя.
|
Эвристическая беседа с использовании ем опорных понятий |
Познавательные: умение определять опорные понятия (музыкальные термины), обобщать, классифицировать; умение построения логической цепи рассуждений. Регулятивные: умение принимать учебную задачу; целеполагание; коррекция. Коммуникативные: умение строить понятные для партнёра высказывания; умение слушать собеседника. |
|
3 |
Постановка темы, целей и задач занятия. Мотивация к деятельности -12 мин.
|
Учебная доска. Рабочие тетради.
Наглядный раздаточный дидактический материал: «Скороговорки для развития речи и дикции». https://cloud.mail.ru/public/yyqV/28rvjnj3R
|
Подводит к обоснованию и формулировке темы занятия. – Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на нашем занятии? - Да, правильно, молодцы! Сегодня мы изучим два новых боя – бой «пятерка» и бой «шестёрка». Это и будет темой нашего занятия. Записывает тему занятия на доске. - Откройте свои рабочие тетради и запишите тему. - И прежде, чем мы перейдём к следующему этапу нашего занятия, предлагаю провести речевую разминку. В этом нам помогут скороговорки для развития артикуляционного аппарата и исполнительской дикции. Проводит речевую разминку. |
Отвечают на вопросы, делая предположения. - Продолжим изучать гитарный бой и освоим новые его виды.
Записывают тему в рабочих тетрадях.
Выполняют речевую разминку, следуя инструкциям педагога, проговаривая скороговорки вместе с педагогом. |
Речевая разминка (работа над певческой дикцией, индивидуаль но).
|
Познавательные: умение выделять необходимую информацию; Регулятивные: умение принимать учебную задачу; целеполагание; планирование; прогнозирование. Коммуникативные: развитие монологической и диалогической форм речи; умение строить понятные для партнёра высказывания; умение слушать собеседника; умение организовать учебное сотрудничество. |
|
|
Физминутка - 2 мин. |
Аудиофрагмент. |
- Предлагаю немного отдохнуть и провести физминутку. Согласны? Инструктирует, выполняя движения вместе с обучающимися под динамичную музыку (Приложение 3). - Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Раз — подняться, улыбнуться. Два — руки вверх и потянуться. Три — согнуться, разогнуться. Четыре — снова все начать. Пять — поглубже всем вздохнуть. Шесть — на пояс руки ставим. Семь — повороты туловища начинаем. Восемь — столько раз приседаем. Девять — потягиваемся и отдыхаем. Десять — и урок наш продолжаем. |
- Да!
Выполняют упражнения, следуя инструкциям педагога. |
Инструктаж. |
Коммуникативные: эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества. Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни. |
|
4 |
Первичноеусвоение новых знаний способов и деятельности – 7 мин. |
Рабочие тетради. Аппликатурные схемы «пятёрка», боя «шестёрка». Гитара. |
- Ребята, предлагаю вам ознакомиться с графическим изображением новых видов гитарного боя. Перед вами карточки с аппликатурными схемами боя «пятёрка» и боя «шестёрка». Чем отличаются друг от друга две эти схемы? -Запишите эти схемы в свои рабочие тетради. -А теперь я покажу, как звучат два этих боя. Демонстрирует два новых вида гитарного боя с помощью музыкального инструмента – гитары. |
Дают ответы на поставленные вопросы, дополняя и корректируя друг друга. Фиксируют аппликатурные схемы новых видов гитарного боя в свои тетради. |
|
Регулятивные: умение принимать учебную задачу Познавательные: умение интерпретировать, классифицировать и сравнивать информацию, представленную в наглядно-символической форме (аппликатурные схемы аккордов и видов аккомпанемента) Коммуникативные: умение продуктивно сотрудничать со сверстниками и педагогом |
|
5 |
Первичная проверка понимания и закрепление – 66 мин. |
Наглядный раздаточный дидактический материал: «Упражнения – распевки для разогревания голосового аппарата» https://cloud.mail.ru/public/E6W6/2P2Pv11pK Тексты песен в аккордовой системе обозначения
|
- Как вы думаете, какие из изученных вами песен можно сыграть боем «пятёрка», а какие боем «шестёрка»? -Перед началом вашей практической работы сна чала, разогреем свой голосовой аппарат с помощью упражнений распевок. Аккомпанирует на гитаре, исполняя упражнения вместе с обучающимися. - А сейчас, предлагаю из раздаточного материала с изученными вами песнями выбрать те, которые можно сыграть боем «пятёрка» и те, которые можно сыграть боем «шестёрка». Затем, каждый из вас сыграет фрагменты выбранных вами песен с использованием двух новых видов боя. Прослушивает фрагменты музыкальных произведений обучающихся. Оценивает исполнительский уровень сыгранных произведений,
|
Дают ответы на вопрос, дополняя и комментируя ответы товарищей.
Принимают учебную задачу. Выполняют задания, используя инструктивный материал.
Исполняют фрагмент выбранной песни (куплет с припевом) Производят самооценку своему выступлению. Оценивают исполнение товарищей |
Исполнение вокальных упражнений (всем коллективом).
Самостоятельная работа
Исполнительская деятельность (индивидуально) |
Регулятивные: умение принимать учебную задачу; планировать, прогнозировать, производить коррекцию своей деятельности; умение производить взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания Познавательные: умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: умение продуктивно сотрудничать со сверстниками и педагогом; умение выстраивать диалог и ориентироваться на позицию других людей. Личностные: формирование эстетических чувств при общении музыкой |
|
|
Физминутка - 3 мин. |
Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения https://cloud.mail.ru/public/UPfN/tG2ve5Z4o |
- Пришло время сделать небольшой перерыв. Предлагаю выполнить гимнастику для улучшения мозгового кровообращения (Приложение 10) Инструктирует, показывая алгоритм действий. 1)Исходное положение – сидя на стуле. 1.голову наклонить вправо; 2.исходное положение; 3.голову наклонить влево; 4 исходное положение. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2) Исходное положение – стоя, руки на поясе. 1.поворот головы направо; 2.исходное положение; 3.поворот головы налево; 4 исходное положение. Повторить 4-5 раз. Темп медленный. |
Выполняют упражнения, следуя инструкциям педагога. |
Инструктаж. |
Коммуникативные: эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества. Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни. |
|
6
|
Итог занятия Рефлексия - 5 мин. |
Раздаточные комплекты разноцветных смайлов «Светофор». |
Подводит итоги. Выясняет, достигли ли учащиеся цели. Задаёт вопросы о впечатлениях от занятия и эмоциональном настрое воспитанников по окончанию урока. Создаёт ситуацию успеха для каждого участника общего творческого дела. Мотивирует коллектив на дальнейшую продуктивную совместную деятельность в музыкальном коллективе. - Что нового узнали? - Чему научились? - Что понравилось? Что не совсем? Почему? - Используя цветные смайлы, оцените свою работу на занятии. Красный – удовлетворительно; жёлтый – хорошо; зелёный – отлично. Обоснуйте и поясните свой выбор. |
Формируют конечный результат своей работ на занятии. Рассказывают о своих впечатлениях, используя приём «Светофор». Делятся мнениями о видах деятельности, которыми занимались на уроке (изучали новые виды гитарного боя; отрабатывали певческую дикцию с помощью скороговорок, разогревали голосовой аппарат с помощью вокальных упражнений, играли на музыкальных инструментах, пели; оценивали свою работу) |
Диагностика настроения обучающихся «Светофор» (индивидуально). |
Познавательные: умение анализировать, обобщать и делать выводы; умение структурировать полученные знания о различных видах аккомпанемента в работе над репертуаром. Регулятивные: умение производить оценку, самооценку, взаимооценку. Коммуникативные: учёт разных мнений и умение обосновать собственное; ориентация на партнёров по общению. Личностные: рефлексия своих действий; формирование адекватной самооценки. |
|
7 |
Домашнее задание - 2 мин. |
Рабочие тетради обучающихся.
|
Озвучивает информацию о домашнем задании. Инструктирует, даёт рекомендации к выполнению. -Выбрать, используя электронную базу программ-приложений на платформе Андроид, песню в любом из музыкальных жанров. Сыграть фрагмент песни с использованием двух новых видов аккомпанемента. Всем спасибо! До следующей встречи! |
Принимают информацию, записывают задание в тетради, задают уточняющие вопросы. |
Всем коллективом. |
Познавательные: знаково-символическое моделирование полученной информации. Регулятивные: волевая саморегуляция, планирование, прогнозирование. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.