Технологическая карта урока
Тема
урока « С лукошком за грибами»
__________________________________________
1. ФИО (полностью): Садовская Надежда Валерьевна |
||
Место работы: МБОУ « СОШ г. Светогорска» |
||
Должность: учитель начальных классов |
||
Предмет: окружающий мир |
||
1 Класс УМК «Перспективная начальная школа» |
||
Тема и номер урока в теме « С лукошком за грибами» урок № 1 по теме |
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Методы работы: словесные, объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изучения нового материала, частично-поисковый, игровой.
Формы работы: групповая (работа парами, группами), коллективная, индивидуальная. Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.
Используемые технологии: личностно–ориентированная, здоровьесберегающая, системно – деятельностный подход, информационно – коммуникационная технология, технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, технология обучения в сотрудничестве
Цель урока: формирование представлений обучающихся о грибах как отдельном царстве природы, их роли в природном сообществе.
Задачи урока:
Обучающие:
- сформировать понятие учащихся о строении грибов, особенностях питания и размножения, значении в природе;
- познакомить с некоторыми видами грибов
- расширить знания учащихся о ядовитых грибах;
Развивающие:
-содействовать формированию критического мышления;
- создать условия для развития коммуникативных умений;
- развивать самоконтроль и оценочную самостоятельность учащихся
Воспитывающие:
- создать условия для проявления самостоятельности, инициативы, активности учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края;
- способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.
Планируемые результаты:
Предметные :
Знать – характеристики царства грибов, отличия и сходства грибов от растений и животных, определения: споры, природное сообщество
Уметь – отличать съедобные грибы от грибов-двойников,
находить в природе место, где растут грибы, отличать в природе взаимополезные взаимоотношения.
Метапредметные:
Регулятивные. Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;
Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос;
воспринимать смысл познавательного текста;
Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные. Осознавать значение грибов для леса, животных и человека; осознавать важность правильного сбора грибов, значение бережного отношения к природе.
Использовалось следующее оборудование:
* УМК «Перспективная начальная школа»
О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир. Академкнига/учебник 2018г.
*Интерактивная доска. Презентация к уроку.
*Конверты с частями гриба и названия каждой части гриба для работы в паре.
*Конверт с картинками съедобных и несъедобных грибов, корзинка для работы в группе.
*Муляжи грибов для сценки.
*Напечатанные названия этапов урока.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Содержание деятельности учителя (подробно) |
Содержание деятельности ученика (подробно) |
Формируемые УУД (конкретизировать УУД, ориентироваться на планируемые результаты по теме) |
Время (в мин.) |
||||||||||||||||||||
1. |
1.Организационный |
- Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки Мы готовы разгадать.
-Проверьте свою готовность к уроку. На партах лежат цифры, смайлики, учебник.
|
Дети приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку |
Личностные: формировать мотивацию к обучению. Регулятивные: волевая саморегуляция |
1 |
||||||||||||||||||||
2. |
2.Мобилизирующий этап, переходящий в формулирование темы и целей урока.
Актуализация знаний
|
-Ребята, как вы думаете, а куда можно отправиться на экскурсию? -Послушайте внимательно звуки и попробуйте догадаться, куда мы попали? ( включаю звуки леса.) -Совершенно верно, мы отправимся с вами в царство леса. Слайд
- Ребята, а какой бывает лес? -У меня для вас есть лесные подарки. И каждый из них обладает лесным ароматом. --Попробуйте угадать что это за подарки (вызываю 3 детей, завязываю глаза, даю почувствовать малиновое варенье, ромашковый чай, сушеные грибы) - Как эти дары связаны с лесом? -Кто из вас ходил в лес за грибами? - Какие грибы знаете? - Мало знать названия грибов, их нужно уметь различать. Кто себя считает хорошим грибником? Вот мы сегодня и проверим. -Как вы думаете какая тема урока , о чем мы сегодня с вами будем говорить? - Откройте учебник и подумайте, на какой странице мы будем работать. Прочитайте тему урока, как написано в учебнике. Слайд
- Рассмотрите иллюстрацию и скажите, о чем именно мы будем сегодня узнавать о грибах?
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке?
|
-В лес, в парк, в музей…
- В лес. Выходит ученица и читает стих. -Здравствуй,
лес, дремучий лес!
- Волшебный, красивый, золотой…..
- Малина- лесная ягода, ромашки, лекарственные травы, грибы растут в лесу. Дети называют грибы, которые знают.
-Мы сегодня будем говорить о грибах.
- С лукошком за грибами.
1.Что такое грибы? 2.Какое строение у гриба. 3.Съедобные и несъедобные грибы. 4.Как нужно собирать грибы? - Больше узнать о грибах. |
Познавательные: слушать вопросы учителя, выдвигать гипотезы и обосновывать их;
Личностные: -интерес к учебному материалу, Регулятивные: - совместно с учителем формулировать тему урока и ставить цель; - принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: формировать умение ориентироваться в учебнике;
|
4 |
||||||||||||||||||||
3. |
3.Открытие новых знаний через проблемные ситуации, наблюдение и опыт |
Сейчас мы
поиграем в игру «Верите ли вы, что…». Таким образом, вы сможете себя
проверить, что вы уже знаете о грибах.
Вопросы: 1. Верите ли вы, что грибы - это растения? (Нет) 2. Верите ли вы, что сам гриб находится в земле, а не над землей? (да.) 3. Верите ли вы, что грибы могут, как растения, создавать питательные вещества? (Нет.) 4. Верите ли вы, что съедобные грибы могут быть ядовитыми? (Да.) 5. Верите ли вы, что ядовитые грибы – это лекарство для животных? (Да.) 6. Верите ли вы, что грибы размножаются с помощью спор? (Да.) 7. Верите ли вы, что грибы бывают съедобными и несъедобными? (Да.) 8. Верите ли вы, что грибы полезны для здоровья? (Да.) 9. Верите ли вы, что нельзя собирать незнакомые грибы? (Да.)
1. Место грибов в природе - Как вы думаете, грибы это объекты живой или неживой природы?
- Как вы думаете, ребята, а грибы принадлежат к миру растений или животных? -Давайте разбираться. - Вспомните, а какие части растений вы знаете?
- А есть ли у грибов цветы, листья, плод с семенами?
-Вывод? - А можно ли грибы отнести к миру животных? -Почему? -Тогда грибы - что это?
- Что нового для себя вы узнали из доклада ребят? - Какого слова не хватает на слайде? На слайде появляется слово грибы.
-Для чего нужен был этот этап урока? Как его назовем? Вывешиваю плакат с этапом урока. 1. Что такое грибы.
|
Дети работают индивидуально.
-Живая, потому, что они рождаются, размножаются, питаются, стареют.
- К миру растений.
-Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.
-Нет.
- Это не растения. -Нет. - У них нет головы, туловища, ног. Доклад 2 ребят.: 1.-Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы, куда их отнести – к царству растений или к царству животных? К группам животных и растений грибы не подходят. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. 2. По некоторым свойствам грибы близки к растениям, по другим – к животным. Как и растения, грибы неподвижны, но, как и животные, питаются готовой пищей (органическим веществом) и обычно не имеют зеленой окраски. У грибов в строении тела нет таких частей, которые свойственны растениям. Отсутствуют стебель, корень, лист, цветок.
Ответы детей.
-Грибы.
-Чтобы узнать, что такое грибы.
|
Регулятивные Уметь выполнять самостоятельную работу по плану .
Познавательные
Логически мыслить, рассуждать, делать вывод. Уметь осмысливать вопросы и отвечать на них.
Коммуникативные
Развивать речь и кругозор.
|
7 |
||||||||||||||||||||
|
Физкультминутка |
Включаю клип. |
Под песню из клипа про грибы дети танцуют. Одна ученица показывает движения.
|
|
1 |
||||||||||||||||||||
4 |
4.Выявление места и причины затруднений
|
2) Изучение строения гриба. В конверте: шаблон гриба , части гриба – шляпка, ножка, грибница, споры - Ребята, у вас на парте есть конверты. Достаньте содержимое конвертов и обсудите в паре, что это. -Попробуйте сами сформулировать задание, которое я для вас приготовила - Верно, давайте выполним задание - Соберем гриб, познакомимся с его частями . -Попробуйте сами собрать гриб и на его части наложить нужное название. Хожу по рядам, проверяю. - Мнения разделились. - Давайте вместе разбираться! - Кто знает, как называются вместе шляпка и ножка? -Вместе ножка и шляпка, называются –плодовое тело. - Где находится плодовое тело? Над землей или под землей? - Правильно. Это надземная часть гриба. -Кто знает, как называется тогда подземная часть? - Из чего она состоит? На что похожа? -Посмотрите небольшой видеоролик. В нем вы услышите еще одно новое слово, связанное с грибницей постарайтесь его запомнить. Показ видеоролика 1 мин. - Какое новое слово услышали?
- Как вы думаете, для чего нужна грибница?
- Что нового для себя узнали? - Как вы думаете, а почему подосиновик так назвали? - Какие ещё знаете грибы, которые дружат с деревьями. Слайды
- С каким плодовым деревом можно сравнить грибницу? - Почему?
- Можно ли вырывать гриб вместе с грибницей? - Что произойдет, если спилить яблоню? -Какая часть гриба у нас осталась? - В шляпке гриба созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. - Как вы думаете, куда нужно положить эту часть гриба? По ходу изучения частей гриба, показываю названия на слайде.
|
- Части гриба и их названия: шляпка, ножка, грибница, споры. - Собрать гриб, указать названия частей.
Дети работают в паре.
Дети сомневаются.
-Над землёй.
- Грибница. - Из нитей. - На паутину.
-Мицелий.
Ответы детей. Сообщение ребенка. - Грибы с помощью грибницы получают питание от деревьев, пней, а грибница в свою очередь, снабжает дерево влагой и полезными веществами. Вот как важна грибница! Ответы детей. - Растет под осиной.
Ответы детей - Подберезовик, он растет под березой.
- С яблоней, грушей.
-Ветви похожи на грибницу, плоды на грибы.
- Нет, погибнет вся грибница. -Если яблоню спилить, плодов не будет. - Споры.
-Под шляпку.
|
Личностные: - применять правила делового сотрудничества. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - делать проверку выполненной работе и вносить соответствующие коррективы. Коммуникативные: - оформлять свои мысли в монологической речи; - принимать участие в работе в паре, Познавательные: - осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение; -обобщать полученную информацию, делать вывод; -осуществлять поиск нужной информации на рисунке;
|
10 |
||||||||||||||||||||
5 |
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
- А теперь повторим, я покажу слово, а вы покажете мне цифру, которая соответствует части гриба.
-Зачем нужен этот этап урока.
-Как его назовем? Вывешиваю плакат с названием этапа. 2. Строение гриба.
3) Съедобные и несъедобные грибы. -Прочитайте поговорку со слайда.
- А что такое кузовок? -Посмотрите на слайде, как выглядит кузовок. Его можно вешать на спину.
-Как ещё называют предметы, которые складывают грибы? |
Дети читают слово, которое я показываю, затем показывают соответствующую цифру.
- Узнать строение гриба. -Строение гриба.
-"Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут”
- Корзинка. Лукошко.
|
Личностные: - принимать правила делового сотрудничества. Регулятивные: - определить план выполнения заданий; ставить учебную задачу, корректировать деятельность, осуществлять пошаговый контроль; Коммуникативные: - принимать участие в работе в паре - оформлять свои мысли в монологической речи; Познавательные: - классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; - анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений; - работать с информацией, представленной в тексте -осуществлять поиск нужной информации .
|
3 |
||||||||||||||||||||
6 |
6. Работа с учебником.
|
Как понимаете: "Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут”? -Совершенно верно. -Что такое съедобные грибы?
-Что такое несъедобные грибы ?
- Прочитайте названия съедобных грибов в учебнике. -Какие еще знаете? -Прочитайте названия несъедобных грибов. -Какие еще знаете?
|
-Одни грибы съедобные, а другие несъедобные.
- Те грибы, которые можно употреблять в пищу.
- Их нельзя кушать, они содержат яд, который опасен, а иногда и смертелен для человека.
Дети читают по цепочке из учебника.
|
Познавательные: - работать с информацией, представленной в тексте -осуществлять поиск нужной информации Регулятивные формировать умение ориентироваться в учебнике
|
4 |
||||||||||||||||||||
|
Физкультминутка. Проверка знаний. |
-Я называю съед. гриб вы подпрыгиваете, несъед.- приседаете, закрывая голову руками |
Дети выполняют задание.
|
|
1 |
||||||||||||||||||||
7 |
7.Включение в систему знаний и повторение |
-Иногда люди говорят, что отправляются на тихую охоту. Как вы понимаете это выражение? -Почему тихую? Почему охоту?
- Вот мы с вами сейчас и отправимся на тихую охоту. - Собирать грибы вы будете группами. Возьмите конверт № 2 . Что вы в нем видите? - Ваша задача собрать в корзину только съедобные грибочки. Слайд
Даю корзину каждой группе. - Проверим как справилась каждая группа. Проверяю каждую группу -Зачем нужен этот этап урока. Как его назовем? Вывешиваю плакат с этапом урока. 3.Съедобные и несъедобные грибы.
4. Правила сбора грибов. Составление памятки. –Как вы думаете, можно ли отравиться съедобными грибами? Вот вам подсказки. Опорные слова. Слайд
-Я прочитаю вам историю про двух мальчиков, ваша задача выяснить кто из мальчиков прав и почему, совещаться будете в парах. Экологические задачи 1. Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые да мухомор, которые Вова сбивал палкой. - Зачем ты это делаешь?- спросил Коля.- Ведь они нужны лесу, животным! - Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова. Кто из мальчиков прав? Почему?
2. Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Костя набрал полную корзинку крепких боровиков и пошёл в условленное место, где друзья договорились встретиться. Выйдя на полянку, Костя увидел своего друга, у которого в руках была корзинка, полная мухоморов. - Ты зачем набрал мухоморов? – удивлённо спросил Костя. - Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша. Правильно ли поступил Миша?
- Так нужны лесу несъедобные грибы? - А можно ли уничтожать червивые грибы?
-Поработайте в группах, обсудите, попробуйте сформулировать правила сбора грибов. - Давайте еще раз прочитаем правила сбора грибов и запомним на всю жизнь. Слайд
-Надеюсь, вы хорошо запомнили все правила сбора грибов и вспомните о них, когда пойдете на тихую охоту. - Зачем нужен был этот этап урока? -Как его назовем? Вывешиваю плакат с названием этапа.4. Правила сбора грибов.
|
- Собирать грибы.
- В лесу надо вести себя тихо. На охоте люди что-то ищут, добывают.
- Изображения грибов.
Дети работают в группах.
-Больше узнать о съедобных и несъедобных грибах. -Съедобные и несъедобные грибы.
Дети обсуждают в парах .
- Опасно собирать грибы, растущие около шоссейных дорог, свалок, заводов, так как они способны накапливать вредные, ядовитые вещества).
Работа в паре.
- Прав Коля. Нельзя сшибать несъедобные грибы, ими питаются другие животные.
-Нет. Прав Костя. Мухоморами питаются лоси, их используют в медицине.
- Конечно.
Сообщение ребенка. А червивые грибы – это «дом» для личинок насекомых. Например, мухи откладывают в грибы яйца, из которых вылупляются их личинки (такой гриб мы и называем обычно червивым). Личинкам в грибе живется хорошо. Ведь гриб – это склад питательных веществ.
Обсуждение в группе
- Узнать правила сбора грибов. -Правила сбора грибов.
|
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов, подведение под понятие. Регулятивные: постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера, умение строить речевое высказывание. Взаимодействие с учащимися группы
|
7 |
||||||||||||||||||||
8. |
8.Рефлексия. |
-Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах. Какова была цель урока -Достигли мы цели? -Что мы сделали для этого? -Что нового и интересного для себя узнали? -Как могут пригодиться в жизни, знания открытые на уроке? - Оцените свою деятельность на уроке. - Что посоветуете тем, у кого не все получилось на уроке? -В чем были у вас затруднения? -Где допустили ошибки? Ребята, вы сегодня хорошо работали на уроке, и мне бы хотелось сделать для вас подарок. Это корзина с грибами. Выберите тот грибок, который по вашему мнению подходит больше всего, если: Гриб с красной шляпкой – я все понял, было интересно. Гриб с желтой шляпкой – не все понял, возникли трудности. Гриб с коричневой шляпкой – было трудно.
- Я рада, что вам понравился урок и что мы сумели ответить на вопросы, которые поставили в начале урока.
|
Дети высказывают своё мнение. Благодарят за урок активных ребят. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
|
Личностные: - оценивать собственную и коллективную деятельность. Познавательные: -рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование критериев для обоснования своего суждения. Регулятивные: определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, оценка результатов работы Коммуникативные: -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.
Регулятивные: -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий |
3 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.