Технологическая карта урока "Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока "Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
08.05.2021
Технологическая карта урока "Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе"
1.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Имя существительное. Повторение изученного..docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

6 КЛАСС

 

Тема: «Повторение изученного в 5 классе по теме  «Имя существительное»

 

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .

Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .

Планируемые образовательные результаты-

Предметные- знать основные понятия морфологии. Уметь находить нужную информацию, правильно использовать ее, склонять существительные, определять постоянные и непостоянные морфологические признаки существительного.

Метапредметные- умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни .

Личностные- уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом (для чего?) .

Методы и формы обучения:  индивидуальная, групповая, фронтальная; игра, системно- деятельностный, словесный, практический с применением ИКТ .

Оборудование: интерактивная доска( экран), мультимедийный проектор, компьютер.

Наглядно-демонстационный материал : мультимедийный ряд-презентация по теме урока, раздаточный материал ( маршрутные листы), учебник.

Основные понятия : имя существительное, как часть речи; падежи, род, число, склонение, орфограммы по изученной теме, собственные и нарицательные существительные, одушевленные и неодушевленные .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

·Организация рабочей обстановки. Приветствие. Запись даты в тетради.

Слушают учителя, участвуют в диа­логе с учителем. Размещают учеб­ные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний.

 

     Словарно-орфографическая работа

Начнем наше занятие со словарной работы. Я задаю вам вопросы, а вы запишите ответы в тетрадь.

1.      Как называется остаток недогоревшей свечи? (огарок)

2.      Смена цвета неба, означающая восход или заход солнца?  (заря)

3.      Письменное упражнение,  в котором необходимо пересказать текст по памяти без искажений и соблюдая   последовательность событий? (изложение)

4.      Как называется стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня? (Росток)

5.      Организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание  из воздуха  и почвы. (растение):  Кактус, фиалка, бегония – это комнатные …..

6.      Число или выражение, которое складывается в другим?  (слагаемое)

 

Выделите корни. Назовите орфограммы над которыми мы работали.

( Орфограммы :Буквы а-о  в корне -раст--- -рос- , буквы а- о в корне -лаг- – -лож-, буквы о-а в корнях –гор/гар-, -зор/зар-) )

 

 

 

К какой части речи относятся записанные вами слова?

 

Как вы думаете , какова тема нашего урока ( имя существительное).

 

 

 

Учащиеся записывают ответы в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают, изученный ранее материал .

Отвечают на вопрос об  орфограммах, формулируют правила, выделяют корень.

Определяют часть речи. Формулируют возможную тему урока .

( имя существительное)

 

3. Целеполагание и планирование

     Над темой « Имя существительное» мы работали не один урок. Мы много знаем. Наша задача сегодня: вспомнить все, что мы знаем об имени существительном.

 

     Тема нашего урока : Повторение изученного по теме « Имя существительное» Запись темы в тетрадь.

- О чем мы будем говорить на уроке? Какие цели мы можем перед собой поставить?

 

     Итак, сегодня мы повторим и обобщим знания об имени существительном: что такое имя существительное, грамматические категории имени существительного, синтаксическая роль существительного в предложении.

 

 

 

Учитель предлагает отправиться в путешествие по стране Имени Существительного.

--Ребята, прежде чем отправиться в путешествие, мы должны заранее наметить путь следования, т.е. мы должны определить маршрут. У вас на парте у каждого есть маршрутный лист ,  в нём указан путь нашего путешествия. Давайте посмотрим, какие остановки нас ожидают ( учащиеся зачитывают остановки маршрута).

-Обратите внимание, слева написаны наши остановки и даны задания, а справа три колонки, где вы будете  оценивать свою деятельность на уроке и заносить результаты в маршрутные листы . Отправляемся в путь!

 

 

 

Оформляют тетрадь к уроку.

 

 

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Построение развернутых ответов на вопросы.

 

 

 

 

 

Получают маршрутные листы. Подписывают их.Изучают путь следования. Зачитывают остановки. Задают вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Работа по теме урока

1.Остановка « Опознавательная.Теоретическая»

Работа с текстом:

Учащимся предлагается прочитать текст. (слайд 6)

     О чем говорится в стихотворении А. Шибаева?

Опрос:

 -  Что такое имя существительное? (Имя существительное – это  самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.)     (слайд 7)

-  На какие вопросы отвечает.( кто?  что? )

 

-  Распределите слова по группам:  (слайд 8)

1.   названия  лиц:
2 .  названия вещей:
3.   названия веществ:
4.   названия живых существ и организмов:
5.   географические названия:
6.   названия фактов, событий, явлений:
7.   названия признаков:
8.   название действий:

 

 Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег,  щука,  юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть,  прыжок, кошка, Белгород, спектакль.

Оценивание своей работы в маршрутном листе.

2. Остановка « Морфологическая»

На этой станции мы вспомним морфологические признаки имен существительных. Они бывают …. Постоянные и непостоянные.

 

 - К какому роду относятся имена существительные?

 - Если имя существительное обозначает живое существо, как называется такое имя существительное?

- А если неживой предмет или неживое существо?

- Какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными?

 

Задание 1

Распределите имена существительные породам.

 

Задание 2.

Распределите существительные  на одушевленные и неодушевленные.

 

 

Задание 3 .

Выписать существительные собственные и нарицательные.

 

Игра « Четвертый лишний»

Ученикам предлагаеся объединиться в группы по 4 человека. Выполнить задания 1-3: найти лишнее слово в каждом ряду, подобрать проверочные слова, поставить ударения.

1.      Весна, оттепель, проталина, вода( оттепель- т.к. 3 склонение) орфографическая работа: подобрать проверочные слова  к словам с пропущенными буквами)

  1. НамЕрение, щавЕль, досУг, свЕкла ( свЕкла- тк она 1 скл, или тк она ж.р.) орфоэпическая работа- расставь правильно ударение
  2. Конь, мышь, тень, дочь. ( конь – муж. рода, остальные слова- женского)

 

Заслушиваем ответы учащихся.

 

- Как определить род и склонения существительных?

 

- Какие постоянные признаки существительных мы вспомнили?

Вывод:

Имена существительные могут быть мужского, женского и  среднего рода;

Существительные бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные;

Имена существительные относятся к трем склонениям.

 

Физкультминутка (видео)  (слайд 15)

 

 

 

- Назовите непостоянные  морфологические признаки имен существительных

(число и падеж.)

Задание 1.

Образуйте множественное число, поставьте ударение (слайд 17):

инженер-инженЕры, офицер-офицЕры, доктор- докторА, мастер- мастерА, торт- тОрты

.

 

Всегда ли число является непостоянным признаком?

Ребята вспоминают новый материал, изученный в 5 классе о том , что  есть существительные , которые имеют форму только множ. ч. или форму только ед. числа.

Ребята, я буду называть слова, если это слово употребляется только во множ. числе, то вы поворачиваетесь к гостям и изображаете предмет, который я назвала. Если это слово имеет только форму ед.числа, то вы поворачиваетесь к доске и вытягиваете руки вперед.

( только множ.ч.  :ножницы, прятки, грабли, санки, брюки

только ед.ч.  :молоко, доставка, свекла, цемент

 

 -  Как определить падеж у существительного. Назовите падежи и вопросы к ним.

 -  Для чего нам надо знать падежи имен существительных? ( чтобы правильно писать окончания существительных)

 

Задание 2. Работа по учебнику: стр. 133 упр. 245

 

 

 

Задание 3

Самостоятельно выполняют упражнение 247 из учебника в тетрадях.

Оценивают свою работу в маршрутных листах

 

 

Остановка 4 « Синтаксическая». Синтаксическая роль существительных в предложении.

Определите, какую роль играет слово «дерево» в приведенных предложениях.

 

1)    Дерево поднялось выше дома.

2) На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.

3) Сосна – это хвойное дерево.

4) Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

 

 

 

Чтение текста.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

Зачитывают найденные существительные.

Указывают их количество. Оценивают свои работу в маршрутном листе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

Называют постоянные морфологические признаки.

Работают в маршрутных листах.

 

 

 

Индивидуальная работа в маршрутных листах. Взаимопроверка ( работа в парах). Озвучивание ответов.

 

 

 

 

Работают в группах Обсуждают ответы. Подбирают проверочные слова, ставят ударения.

 

Оценивают свою работу в маршрутном листе.

 

 

Обобщают сведения о постоянных признаках. Формулируют вывод.

 

 

Выполняют элементарные физические упражнения.

 

Участвуют в диалоге с учителем.

Индивидуальная работав тетрадях и на доске .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

Рассказывают о правописании гласных И и Е в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

 

Определяют падеж существительных.

Индивидуальная работа. Взаимопроверка.

 

 

Определяют синтаксическую роль существительного «дерево».

 

Оценивают свою работу в маршрутном листе.

 

5 Рефлексия

Остановка 5 « Финальная»

Подводятся итоги урока, оценивается работа учащихся.

Ребятам предлагается письменно ответить на вопросы ( остановка « Финальная»)

Продолжите предложения:

1.Существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы …..

Обозначает …...

2. Морфологические  признаки:

            Постоянные: имена существительные бывают  собственные и …..,  

                                   одушевленные и …,

        относятся к (род)….,  (склонение) …...

            Непостоянные:

имена существительные изменяются по …………

3. В предложении существительные могут быть

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…

Свою работу на уроке я оцениваю на …........

 

- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, записывают опорный конспект, высказывают оценочные суждения.

- Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

 

6 Домашнее задание

Упр. 248

Записывают домашнее задание. Задают вопросы.

 

 

 

 

 

 

Маршрутный лист .Ф.И______________________________________________класс______

 

Станции

Справился

с заданием

Выполнил частично

Не справился

1. Станция  «Теоретическая»

Прочитай текст.

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных  - нету!
И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.

 

Сколько существительных в тексте_________

 

 

 

 

Значение имен существительных.

      Распределите слова по группам:  (слайд 8)

1.   названия  лиц:
2 .  названия вещей:
3.   названия веществ:
4.   названия живых существ и организмов:
5.   географические названия:
6.   названия фактов, событий, явлений:
7.   названия признаков:
8.   название действий:

 

 Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег,  щука,  юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть,  прыжок, кошка, Белгород, спектакль.

 

 

 

 

2. Остановка « Морфологическая.»

Постоянные признаки:

 

Род ИС (выписать: слова на слайде 9)

_______________________________________________________________

 

_______________________________________________________________________________

 

_______________________________________________________________________________

 

 

 

 

Одушевленные (выписать)_______________________________________________________

 

Неодушевленные( кол-во)______________    (слайд 10)

 

 

 

 

 

 Записать слова в 2 столбика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра « Четвертый лишний»  (подчеркните «лишнее» слово, объясните свой выбор.

 

1.В_сна, отт_пель,  проталина, в_да

(орфографическая работа: подобрать проверочные слова  к словам с пропущенными буквами)

 

2. Солнце, щавель, досуг, свекла

(орфоэпическая работа- расставь правильно ударение)

 

3. Конь, мышь, тень, дочь.

 

 

 

 

Непостоянные признаки:

Число, падеж

 

 

 

 

4.Остановка « Синтаксическая». Синтаксическая роль существительных в предложении.

Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.

 

2)    Дерево поднялось выше дома.

 

2) На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.

3) Сосна – это хвойное дерево.

4) Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Остановка «Финальная»

Продолжите предложения:

1.Существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы_____________________.

 

Обозначает _______________________________________.

 

2. Морфологические  признаки:

       Постоянные: имена существительные бывают  собственные и _________________,

      

        одушевленные и ____________________________________,

 

        относятся к (род) _________________________________________________,

 

       (склонение) _______________________________________________.

 

       Непостоянные: имена существительные изменяются по ______________________

 

____________________________________________________________________________.

 

3. В предложении существительные могут быть ________________________________

 

____________________________________________________________________________.

 

Мне необходимо повторить материал о  __________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что  ____________________________

 

______________________________________________________________________________

 

Свою работу на уроке я оцениваю на                          ____________

 

 

 

 

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Учащиеся записывают ответы в тетради

Учащиеся записывают ответы в тетради

Работа по теме урока 1.Остановка «

Работа по теме урока 1.Остановка «

Оценивание своей работы в маршрутном листе

Оценивание своей работы в маршрутном листе

Какие постоянные признаки существительных мы вспомнили?

Какие постоянные признаки существительных мы вспомнили?

Задание 2. Работа по учебнику: стр

Задание 2. Работа по учебнику: стр

Обозначает …... 2. Морфологические признаки:

Обозначает …... 2. Морфологические признаки:

И всё, что в памяти у нас,

И всё, что в памяти у нас,

Одушевленные (выписать)_______________________________________________________

Одушевленные (выписать)_______________________________________________________

Непостоянные признаки: Число, падеж 4

Непостоянные признаки: Число, падеж 4

Морфологические признаки:

Морфологические признаки:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2021