ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
6 КЛАСС
Тема: «Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное»
Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .
Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .
Планируемые образовательные результаты-
Предметные- знать основные понятия морфологии. Уметь находить нужную информацию, правильно использовать ее, склонять существительные, определять постоянные и непостоянные морфологические признаки существительного.
Метапредметные- умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни .
Личностные- уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом (для чего?) .
Методы и формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная; игра, системно- деятельностный, словесный, практический с применением ИКТ .
Оборудование: интерактивная доска( экран), мультимедийный проектор, компьютер.
Наглядно-демонстационный материал : мультимедийный ряд-презентация по теме урока, раздаточный материал ( маршрутные листы), учебник.
Основные понятия : имя существительное, как часть речи; падежи, род, число, склонение, орфограммы по изученной теме, собственные и нарицательные существительные, одушевленные и неодушевленные .
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент |
·Организация рабочей обстановки. Приветствие. Запись даты в тетради. |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. |
2. Актуализация знаний.
|
Словарно-орфографическая работа Начнем наше занятие со словарной работы. Я задаю вам вопросы, а вы запишите ответы в тетрадь. 1. Как называется остаток недогоревшей свечи? (огарок) 2. Смена цвета неба, означающая восход или заход солнца? (заря) 3. Письменное упражнение, в котором необходимо пересказать текст по памяти без искажений и соблюдая последовательность событий? (изложение) 4. Как называется стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня? (Росток) 5. Организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание из воздуха и почвы. (растение): Кактус, фиалка, бегония – это комнатные ….. 6. Число или выражение, которое складывается в другим? (слагаемое)
Выделите корни. Назовите орфограммы над которыми мы работали. ( Орфограммы :Буквы а-о в корне -раст--- -рос- , буквы а- о в корне -лаг- – -лож-, буквы о-а в корнях –гор/гар-, -зор/зар-) )
К какой части речи относятся записанные вами слова?
Как вы думаете , какова тема нашего урока ( имя существительное).
|
Учащиеся записывают ответы в тетради.
Вспоминают, изученный ранее материал . Отвечают на вопрос об орфограммах, формулируют правила, выделяют корень. Определяют часть речи. Формулируют возможную тему урока . ( имя существительное)
|
3. Целеполагание и планирование |
Над темой « Имя существительное» мы работали не один урок. Мы много знаем. Наша задача сегодня: вспомнить все, что мы знаем об имени существительном.
Тема нашего урока : Повторение изученного по теме « Имя существительное» Запись темы в тетрадь. - О чем мы будем говорить на уроке? Какие цели мы можем перед собой поставить?
Итак, сегодня мы повторим и обобщим знания об имени существительном: что такое имя существительное, грамматические категории имени существительного, синтаксическая роль существительного в предложении.
Учитель предлагает отправиться в путешествие по стране Имени Существительного. --Ребята, прежде чем отправиться в путешествие, мы должны заранее наметить путь следования, т.е. мы должны определить маршрут. У вас на парте у каждого есть маршрутный лист , в нём указан путь нашего путешествия. Давайте посмотрим, какие остановки нас ожидают ( учащиеся зачитывают остановки маршрута). -Обратите внимание, слева написаны наши остановки и даны задания, а справа три колонки, где вы будете оценивать свою деятельность на уроке и заносить результаты в маршрутные листы . Отправляемся в путь! |
Оформляют тетрадь к уроку.
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Построение развернутых ответов на вопросы.
Получают маршрутные листы. Подписывают их.Изучают путь следования. Зачитывают остановки. Задают вопросы.
|
4.Работа по теме урока |
1.Остановка « Опознавательная.Теоретическая» Работа с текстом: Учащимся предлагается прочитать текст. (слайд 6) О чем говорится в стихотворении А. Шибаева? Опрос: - Что такое имя существительное? (Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.) (слайд 7) - На какие вопросы отвечает.( кто? что? )
- Распределите слова по группам: (слайд 8) 1. названия лиц:
Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Белгород, спектакль. Оценивание своей работы в маршрутном листе. 2. Остановка « Морфологическая» На этой станции мы вспомним морфологические признаки имен существительных. Они бывают …. Постоянные и непостоянные.
- К какому роду относятся имена существительные? - Если имя существительное обозначает живое существо, как называется такое имя существительное? - А если неживой предмет или неживое существо? - Какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными?
Задание 1 Распределите имена существительные породам.
Задание 2. Распределите существительные на одушевленные и неодушевленные.
Задание 3 . Выписать существительные собственные и нарицательные.
Игра « Четвертый лишний» Ученикам предлагаеся объединиться в группы по 4 человека. Выполнить задания 1-3: найти лишнее слово в каждом ряду, подобрать проверочные слова, поставить ударения. 1. Весна, оттепель, проталина, вода( оттепель- т.к. 3 склонение) орфографическая работа: подобрать проверочные слова к словам с пропущенными буквами)
Заслушиваем ответы учащихся.
- Как определить род и склонения существительных?
- Какие постоянные признаки существительных мы вспомнили? Вывод: Имена существительные могут быть мужского, женского и среднего рода; Существительные бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные; Имена существительные относятся к трем склонениям.
Физкультминутка (видео) (слайд 15)
- Назовите непостоянные морфологические признаки имен существительных (число и падеж.) Задание 1. Образуйте множественное число, поставьте ударение (слайд 17): инженер-инженЕры, офицер-офицЕры, доктор- докторА, мастер- мастерА, торт- тОрты .
Всегда ли число является непостоянным признаком? Ребята вспоминают новый материал, изученный в 5 классе о том , что есть существительные , которые имеют форму только множ. ч. или форму только ед. числа. Ребята, я буду называть слова, если это слово употребляется только во множ. числе, то вы поворачиваетесь к гостям и изображаете предмет, который я назвала. Если это слово имеет только форму ед.числа, то вы поворачиваетесь к доске и вытягиваете руки вперед. ( только множ.ч. :ножницы, прятки, грабли, санки, брюки только ед.ч. :молоко, доставка, свекла, цемент
- Как определить падеж у существительного. Назовите падежи и вопросы к ним. - Для чего нам надо знать падежи имен существительных? ( чтобы правильно писать окончания существительных)
Задание 2. Работа по учебнику: стр. 133 упр. 245
Задание 3 Самостоятельно выполняют упражнение 247 из учебника в тетрадях. Оценивают свою работу в маршрутных листах
Остановка 4 « Синтаксическая». Синтаксическая роль существительных в предложении. Определите, какую роль играет слово «дерево» в приведенных предложениях.
1) Дерево поднялось выше дома. 2) На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной. 3) Сосна – это хвойное дерево. 4) Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
|
Чтение текста.
Отвечают на вопросы учителя. Зачитывают найденные существительные. Указывают их количество. Оценивают свои работу в маршрутном листе.
Отвечают на вопросы учителя. Называют постоянные морфологические признаки. Работают в маршрутных листах.
Индивидуальная работа в маршрутных листах. Взаимопроверка ( работа в парах). Озвучивание ответов.
Работают в группах Обсуждают ответы. Подбирают проверочные слова, ставят ударения.
Оценивают свою работу в маршрутном листе.
Обобщают сведения о постоянных признаках. Формулируют вывод.
Выполняют элементарные физические упражнения.
Участвуют в диалоге с учителем. Индивидуальная работав тетрадях и на доске .
Отвечают на вопросы.
Рассказывают о правописании гласных И и Е в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
Определяют падеж существительных. Индивидуальная работа. Взаимопроверка.
Определяют синтаксическую роль существительного «дерево».
Оценивают свою работу в маршрутном листе.
|
5 Рефлексия |
Остановка 5 « Финальная» Подводятся итоги урока, оценивается работа учащихся. Ребятам предлагается письменно ответить на вопросы ( остановка « Финальная») Продолжите предложения: 1.Существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы ….. Обозначает …... 2. Морфологические признаки: Постоянные: имена существительные бывают собственные и ….., одушевленные и …, относятся к (род)…., (склонение) …... Непостоянные: имена существительные изменяются по ………… 3. В предложении существительные могут быть Мне необходимо повторить материал о… Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что… Свою работу на уроке я оцениваю на …........
|
- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, записывают опорный конспект, высказывают оценочные суждения. - Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).
|
6 Домашнее задание |
Упр. 248 |
Записывают домашнее задание. Задают вопросы.
|
Маршрутный лист .Ф.И______________________________________________класс______
Станции |
Справился с заданием |
Выполнил частично |
Не справился |
|
1. Станция «Теоретическая» Прочитай текст. Всему
название дано – А
безымянных - нету! Над
нами и под нами,-
Сколько существительных в тексте_________
|
|
|
|
|
Значение имен существительных. Распределите слова по группам: (слайд 8) 1. названия лиц:
Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Белгород, спектакль.
|
|
|
|
|
2. Остановка « Морфологическая.» Постоянные признаки:
Род ИС (выписать: слова на слайде 9) _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
|
|
|
|
|
Одушевленные (выписать)_______________________________________________________
Неодушевленные( кол-во)______________ (слайд 10)
|
|
|
|
|
Записать слова в 2 столбика.
|
|
|
|
|
|
|
|||
Игра « Четвертый лишний» (подчеркните «лишнее» слово, объясните свой выбор.
1.В_сна, отт_пель, проталина, в_да (орфографическая работа: подобрать проверочные слова к словам с пропущенными буквами)
2. Солнце, щавель, досуг, свекла (орфоэпическая работа- расставь правильно ударение)
3. Конь, мышь, тень, дочь.
|
|
|
|
|
Непостоянные признаки: Число, падеж
|
|
|
|
|
4.Остановка « Синтаксическая». Синтаксическая роль существительных в предложении. Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.
2) Дерево поднялось выше дома.
2)
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной. 3)
Сосна – это хвойное дерево. 4) Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
|
|
|
|
|
5.Остановка «Финальная» Продолжите предложения: 1.Существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы_____________________.
Обозначает _______________________________________.
2. Морфологические признаки: Постоянные: имена существительные бывают собственные и _________________,
одушевленные и ____________________________________,
относятся к (род) _________________________________________________,
(склонение) _______________________________________________.
Непостоянные: имена существительные изменяются по ______________________
____________________________________________________________________________.
3. В предложении существительные могут быть ________________________________
____________________________________________________________________________.
Мне необходимо повторить материал о __________________________________________
_____________________________________________________________________________
Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что ____________________________
______________________________________________________________________________
Свою работу на уроке я оцениваю на ____________
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.