Технологическая карта урока кубановедения в 4 классе "Жилища различных эпох"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока кубановедения в 4 классе "Жилища различных эпох"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
16.12.2021
Технологическая карта урока кубановедения в 4 классе "Жилища различных эпох"
Познакомить учащихся с особенностями архитектуры Кубани в различные эпохи.
Тех. карта урока.docx

Урок кубановедения в 4 классе (УМК «Школа России»)

 

Тема

Жилища различных эпох.

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с особенностями архитектуры Кубани в различные эпохи.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Ознакомление с названиями жилища казаков; умение фиксировать особенности построек в разные исторические эпохи; исследовать особенности труда и быта жителей Кубани.

Личностные результаты

Формирование интереса к прошлому народа; установка бережного отношения к архитектурным памятникам.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; 

Познавательные: освоение способов решения проблем поискового характера; овладение навыками смыслового чтения текста; овладение логическими действиями сравнения и анализа;

Коммуникативные: умение работать в группе.

Основные понятия и термины

Архитектура, Меоты, Горгиппия, Гермонассса, жилище, эпоха, народы, дольмены, труд.

Методы, формы работы

Индивидуальная, фронтальная;

Образовательные ресурсы

Учебник по кубановедению, рабочая тетрадь, ММП, карточки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

Этапы урока.

Цели

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

 

Деятельность

учащихся

I.Организационный момент.
Цель:
обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

 

1.Приветствие

2.Эмоциональный настрой

3.Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок кубановедения проведу у вас я, меня зовут Светлана Борисовна.

- Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

- Сядьте ровно, руки положите перед собой и не забывайте, что при ответе нужно поднимать руку.

- Проверим готовность к уроку, у вас на столе должен лежать учебник кубановедениея, тетрадь, пенал.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Актуализация знаний.

Цель: актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

1.Работа по карточке.

- У вас на столах лежат карточки, вам необходимо решить тест.

1. Сколько народов проживает на территории нашей страны? (Около 200 народов)

2. Что такое архитектура? (Искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения, а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека)

3. Как назывались люди, которые с древности заселяли территорию Краснодарского края? (Первобытные люди)

Следит за индивидуальным выполнением заданий на карточке.

Выполнение карточки.

III. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы.

-Вы любите путешествовать? (да)

- Хорошо.

-Что вы обычно фотографируете, когда путешествуете? (достопримечательности)

- Правильно, вы фотографируете достопримечательности, а если назвать их иначе архитектуру.

Слайд 1.

-Так что же такое архитектура? (Архитектура- стиль построек; здания и сооружения).

Слайд 2.

-Посмотрите на фотографии. Чем примечательны современные архитектурные сооружения?

- Как вы считаете можно ли узнать историю Кубани по архитектуре?

- Тогда попытаемся разобраться в этом.

Создает проблемную ситуацию.

Анализируют проблемную ситуацию.

2. Определение темы и задач урока

-Ребята, кто же догадался, какой будет тема нашего урока?

(Жилища различных эпох)

-Какие задачи поставим перед собой?

·         Познакомиться с архитектурой Кубани;

·         Изучить историю Кубани по архитектуре;

·         Изучить особенности жилищ на Кубани в разные исторические эпохи.

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи.

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач.

IV. Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Рассказ о архитектуре Кубани в разные временные эпохи.

-Сейчас я вам предлагаю осуществить путешествие во времени и перенестись далеко в прошлое  и посмотреть, как всё было раньше.

Слайд 3.

- Вы знаете, что территорию Краснодарского края с древности заселяли первобытные люди. Их жилищем были  пещеры, которых много было обнаружено по побережью черноморского побережья, в горах Кавказа.

-Позже люди научились строить хижины из шкур и костей животных.

-Можно ли сегодня построить такое жилище?(нет, да.)

- Почему? Хотели ли бы вы жить в таком жилище?(нет)

- Почему?

- Будет ли оно крепким и надежным, теплым, уютным?(нет)

- Правильно.

- Ребята, что такое дольмены?

Дольмены - это огромные плоские каменные плиты, четыре из которых установлены вертикально и перекрыты сверху пятой плитой.
( Слайд 4)

Дольмены – это одна из загадок древности. В Краснодарском крае – тысячи таких древних загадок. Архиологи изучают их, эзотерики общаются с духами дольменов, а большинство людей – прикасается к древним памятникам архитектуры, в надежде, что это подарит им удачу.

Дольмены – это действительно сама древность. Эти памятники истории пришли к нам из 2-4 тысячилетий до нашей эры. По древности, загадочности и обилию легенд дольмены могут соревноваться с египетскими пирамидами. Они даже древнее пирамид, самые ранние из которых построены всего лишь в середине третьего тысячелетия до нашей эры.

Слово «дольмен» в переводе с бретонского означает «каменный стол».

И действительно, дольмены чем – то напоминают столы – четыре каменные стены и плита-крыша.

Виды дольменов.

Обычные или плиточные дольмены. Это самый распространённый вид, сооружённый из цельных плит. (Слайд 5)

Составные - с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких плит или камней. (Слайд 6)

Корытообразные - вырублены в массиве скалы или в большом камне. Могут иметь обычную плиту-крышу или переворачивались дном вверх. Сейчас их иногда называют полумонолитами или даже объединяют с монолитами. (Слайд 7.)

Дольмен-монолит - камера полностью вырублена в скале через входное отверстие. ( Слайд 8)

Слайд 9-10.

-Кости каких животных могли использовать древние люди?(буйволов, мамонтов, быков и многих других животных)

-Люди проживали в пещерах всю свою жизнь (анализ внутренего убранства пещеры).
- Посмотрите, что изображено на картинке? Чем пользовались древние люди, живя в пещере?

Слайд 11.

-Такое жилище нашли при археологических раскопках на территории станицы Ильской.

Слайд 12.

-Прошли тысячелетия, прежде, чем люди научились строить жилища, напоминающие корзины, обмазанные глиной, с крышей из соломы и камыша.

-Так выглядело жилище меота. Вспомните, кто это? (Меоты – кочевые племена, которые в давние времена жили на Кубани)

-Опишите по картинке, как выглядело жилище снаружи.

Слайд 13.

- Так выглядило жилище скифа. Помните, кто это? (Скифы – греческое слово, с помощью которого эллины обозначали кочующие народы, проживающие на территории Причерноморья между течениями рек Дона и Дуная.)

Позже на территории Черноморского побережья стали селиться греки. В основном на Керченском полуострове.

Слайд 14-17.

- На территории нашего края , в районе города Анапа, археологи нашли следы древних греческих поселений-Синдской Гавани, названной Горгиппией, а на Таманском полуострове процветал город Гермонасса.

-Греки занимались торговлей, мореплаванием, земледелием, скотоводством, строили дома и храмы из камня, Имели очень высокую культуру.

-Греки основали первые города. На улицах стояли домики сельского вида, принадлежавшие беднякам, и усадьбы зажиточных горожан. Внутреннее убранство дома было красивым и аккуратным.

Слайд 18. Херсонес.

-Обратите внимание на этот слайд. Как вы думаете, что это? (древний храм греков)

Слайд 19.

- Натухайцы – крупное воинственное племя адыгов, аулы которых располагались в горах, ближе к морю.

Дома они строили из хвороста, переплетающие вбитые в землю колья  и обмазывали их глиной.

Слайд 20.

-До переселения казаков основным населением были адыги. Вот как выглядели их дома.

Слайд 21.

- Когда появились первые казаки на Кубани? ( в августе 1792 год на Тамани.)

-Ими и были освоены большинство городов , поселений и станиц края. Места  для первых пристанищ определялись жребием, а названия переселенцы принесли с собой с Украины от имен известных казаков, например ст. Титоровская, ст. Васюринская, ст. Мышастовская, или городов Полтава- ст.Полтавская, Корсунь - ст.Корсунская.

-А вы знаете, наша станица Ленинградская раньше называлась Уманской? Она получила свое название от древнего города Умань.

-А что означает слово «казак»? Правильно, вольный человек.

- Казаки живо интересовались обычаями и традициями черкессов. В результате общения с местным населением казаки отличались друг от друга и были не похожи на русских.

Слайд 22.

- Из какого природного материала казаки строили свои хаты?(соломы, камыша, хвороста, глины, это был каркас из прутьев, обмазанный глиной)

-Кто еще использовал такой способ строительства? (Адыги)

-Пол был глинобитный (Что означает это слово? (пол из толстого слоя утоптанной голой глины), хату белили.

Слайд 23.

- Как выглядит хата казака изнутри?

Она делилась на два помещения – великая хата с русской печью в заднем углу и малую хату. Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша.

- Что необычного есть в казачьей хате?(разделение на две части)

Слайд 24.

- В 1890-1896 годах в Турции начались погромы армян, следствием которых явилось их массовое бегство на Кавказ. Армяне первоначально строили дома без фундамента. Дома были прямоугольной формы, имели камышовую или черепичную кровлю. Пол в жилище был земляной.

Слайд 25.

-В 1896 году по решению правительства в районе Анапы были поселены 1021 человек из Германии, для повышения культуры местного населения.

-Немцы вызывали всеобщее уважение своей аккуратностью и трудолюбием. Их дома строились на высоком фундаменте с высоким цоколем. Крыши были двускатные, крытые черепицей, потолки в домах высоки.оштукатуренные, окна узкие и высокие. Полы деревянные, доски для пола перед настилом обрабатывали известью и под пол насыпали слой известковой пыли, так не заводились грызуны и гниль.

Рассказывает об архитектуре Кубани разных временных эпох.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

 

Физкультминутка

Руки в стороны и вверх. Повторяем дружно!

Засиделся ученик —

Разминаться нужно!

(Руки к плечам, потом вверх; потом снова к плечам, потом в стороны и т.д.)

Осуществляет профилактику переутомления у учащихся. Показывает образец выполнения упражнений.

Выполняют упражнения по образцу.

V. Закрепление изученного

1.Работа по карточкам

- Ребята, у вас на столах лежат карточки, возьмите их в руки.

- Вам необходимо сначала составить соответствие между народами и их жилищами.

 

Дает задание, следит за его выполнением.

Выполняют задание.

IV.Итог урока

 

 

1.Обобщающая беседа.

-Что мы узнали на уроке? (Мы узнали на уроке, в каких домах жили люди, населявшие территорию Кавказа и Черноморского побережья в прошлом.)

-Какие выводы вы сделали из услышанного,что нового узнали?

Подводит итог, задавая наводящие вопросы.

Отвечают на вопросы учителя.

2. Рефлексия, выставление оценок.

-Все ли задания у вас получалось выполнять?

-Возникали ли трудности?

-Что вам больше всего понравилось/запомнилось?

-Было ли вам интересно?

-Спасибо вам за урок, вы все молодцы! До свидания.

Оценивает деятельность учащихся на уроке.

Оценивают свою деятельность на уроке.


 

 


Урок кубановедения в 4 классе (УМК «Школа

Урок кубановедения в 4 классе (УМК «Школа

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы

Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы

Рассказ о архитектуре Кубани в разные временные эпохи

Рассказ о архитектуре Кубани в разные временные эпохи

Рассказ о архитектуре Кубани в разные временные эпохи

Рассказ о архитектуре Кубани в разные временные эпохи

Рассказ о архитектуре Кубани в разные временные эпохи

Рассказ о архитектуре Кубани в разные временные эпохи

Физкультминутка Руки в стороны и вверх

Физкультминутка Руки в стороны и вверх
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2021