Урок кубановедения в 4 классе (УМК «Школа России»)
|
|
Тема |
Жилища различных эпох. |
Педагогическая цель |
Познакомить учащихся с особенностями архитектуры Кубани в различные эпохи. |
Тип урока |
Изучение нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) |
Ознакомление с названиями жилища казаков; умение фиксировать особенности построек в разные исторические эпохи; исследовать особенности труда и быта жителей Кубани. |
Личностные результаты |
Формирование интереса к прошлому народа; установка бережного отношения к архитектурным памятникам. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; Познавательные: освоение способов решения проблем поискового характера; овладение навыками смыслового чтения текста; овладение логическими действиями сравнения и анализа; Коммуникативные: умение работать в группе. |
Основные понятия и термины |
Архитектура, Меоты, Горгиппия, Гермонассса, жилище, эпоха, народы, дольмены, труд. |
Методы, формы работы |
Индивидуальная, фронтальная; |
Образовательные ресурсы |
Учебник по кубановедению, рабочая тетрадь, ММП, карточки. |
Технологическая карта урока
Этапы урока. Цели |
Виды работы |
Содержание взаимодействия с учащимися |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I.Организационный
момент.
|
1.Приветствие 2.Эмоциональный настрой 3.Проверка готовности к уроку. |
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок кубановедения проведу у вас я, меня зовут Светлана Борисовна. - Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! - Сядьте ровно, руки положите перед собой и не забывайте, что при ответе нужно поднимать руку. - Проверим готовность к уроку, у вас на столе должен лежать учебник кубановедениея, тетрадь, пенал. |
Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. |
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Актуализация знаний. Цель: актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). |
1.Работа по карточке. |
- У вас на столах лежат карточки, вам необходимо решить тест. 1. Сколько народов проживает на территории нашей страны? (Около 200 народов) 2. Что такое архитектура? (Искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения, а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека) 3. Как назывались люди, которые с древности заселяли территорию Краснодарского края? (Первобытные люди) |
Следит за индивидуальным выполнением заданий на карточке. |
Выполнение карточки. |
III. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.
|
1.Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы. |
-Вы любите путешествовать? (да) - Хорошо. -Что вы обычно фотографируете, когда путешествуете? (достопримечательности) - Правильно, вы фотографируете достопримечательности, а если назвать их иначе архитектуру. Слайд 1. -Так что же такое архитектура? (Архитектура- стиль построек; здания и сооружения). Слайд 2. -Посмотрите на фотографии. Чем примечательны современные архитектурные сооружения? - Как вы считаете можно ли узнать историю Кубани по архитектуре? - Тогда попытаемся разобраться в этом. |
Создает проблемную ситуацию. |
Анализируют проблемную ситуацию. |
2. Определение темы и задач урока |
-Ребята, кто же догадался, какой будет тема нашего урока? (Жилища различных эпох) -Какие задачи поставим перед собой? · Познакомиться с архитектурой Кубани; · Изучить историю Кубани по архитектуре; · Изучить особенности жилищ на Кубани в разные исторические эпохи. |
Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи. |
Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач. |
|
IV. Изучение нового материала
|
1.Рассказ о архитектуре Кубани в разные временные эпохи. |
-Сейчас я вам предлагаю осуществить путешествие во времени и перенестись далеко в прошлое и посмотреть, как всё было раньше. Слайд 3. - Вы знаете, что территорию Краснодарского края с древности заселяли первобытные люди. Их жилищем были пещеры, которых много было обнаружено по побережью черноморского побережья, в горах Кавказа. -Позже люди научились строить хижины из шкур и костей животных. -Можно ли сегодня построить такое жилище?(нет, да.) - Почему? Хотели ли бы вы жить в таком жилище?(нет) - Почему? - Будет ли оно крепким и надежным, теплым, уютным?(нет) - Правильно. - Ребята, что такое дольмены? Дольмены
- это огромные плоские каменные плиты, четыре из которых установлены
вертикально и перекрыты сверху пятой плитой. Дольмены – это одна из загадок древности. В Краснодарском крае – тысячи таких древних загадок. Архиологи изучают их, эзотерики общаются с духами дольменов, а большинство людей – прикасается к древним памятникам архитектуры, в надежде, что это подарит им удачу. Дольмены – это действительно сама древность. Эти памятники истории пришли к нам из 2-4 тысячилетий до нашей эры. По древности, загадочности и обилию легенд дольмены могут соревноваться с египетскими пирамидами. Они даже древнее пирамид, самые ранние из которых построены всего лишь в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Слово «дольмен» в переводе с бретонского означает «каменный стол». И действительно, дольмены чем – то напоминают столы – четыре каменные стены и плита-крыша. Виды дольменов. Обычные или плиточные дольмены. Это самый распространённый вид, сооружённый из цельных плит. (Слайд 5) Составные - с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких плит или камней. (Слайд 6) Корытообразные - вырублены в массиве скалы или в большом камне. Могут иметь обычную плиту-крышу или переворачивались дном вверх. Сейчас их иногда называют полумонолитами или даже объединяют с монолитами. (Слайд 7.) Дольмен-монолит - камера полностью вырублена в скале через входное отверстие. ( Слайд 8) Слайд 9-10. -Кости каких животных могли использовать древние люди?(буйволов, мамонтов, быков и многих других животных) -Люди
проживали в пещерах всю свою жизнь (анализ внутренего убранства пещеры). Слайд 11. -Такое жилище нашли при археологических раскопках на территории станицы Ильской. Слайд 12. -Прошли тысячелетия, прежде, чем люди научились строить жилища, напоминающие корзины, обмазанные глиной, с крышей из соломы и камыша. -Так выглядело жилище меота. Вспомните, кто это? (Меоты – кочевые племена, которые в давние времена жили на Кубани) -Опишите по картинке, как выглядело жилище снаружи. Слайд 13. - Так выглядило жилище скифа. Помните, кто это? (Скифы – греческое слово, с помощью которого эллины обозначали кочующие народы, проживающие на территории Причерноморья между течениями рек Дона и Дуная.) Позже на территории Черноморского побережья стали селиться греки. В основном на Керченском полуострове. Слайд 14-17. - На территории нашего края , в районе города Анапа, археологи нашли следы древних греческих поселений-Синдской Гавани, названной Горгиппией, а на Таманском полуострове процветал город Гермонасса. -Греки занимались торговлей, мореплаванием, земледелием, скотоводством, строили дома и храмы из камня, Имели очень высокую культуру. -Греки основали первые города. На улицах стояли домики сельского вида, принадлежавшие беднякам, и усадьбы зажиточных горожан. Внутреннее убранство дома было красивым и аккуратным. Слайд 18. Херсонес. -Обратите внимание на этот слайд. Как вы думаете, что это? (древний храм греков) Слайд 19. - Натухайцы – крупное воинственное племя адыгов, аулы которых располагались в горах, ближе к морю. Дома они строили из хвороста, переплетающие вбитые в землю колья и обмазывали их глиной. Слайд 20. -До переселения казаков основным населением были адыги. Вот как выглядели их дома. Слайд 21. - Когда появились первые казаки на Кубани? ( в августе 1792 год на Тамани.) -Ими и были освоены большинство городов , поселений и станиц края. Места для первых пристанищ определялись жребием, а названия переселенцы принесли с собой с Украины от имен известных казаков, например ст. Титоровская, ст. Васюринская, ст. Мышастовская, или городов Полтава- ст.Полтавская, Корсунь - ст.Корсунская. -А вы знаете, наша станица Ленинградская раньше называлась Уманской? Она получила свое название от древнего города Умань. -А что означает слово «казак»? Правильно, вольный человек. - Казаки живо интересовались обычаями и традициями черкессов. В результате общения с местным населением казаки отличались друг от друга и были не похожи на русских. Слайд 22. - Из какого природного материала казаки строили свои хаты?(соломы, камыша, хвороста, глины, это был каркас из прутьев, обмазанный глиной) -Кто еще использовал такой способ строительства? (Адыги) -Пол был глинобитный (Что означает это слово? (пол из толстого слоя утоптанной голой глины), хату белили. Слайд 23. - Как выглядит хата казака изнутри? Она делилась на два помещения – великая хата с русской печью в заднем углу и малую хату. Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша. - Что необычного есть в казачьей хате?(разделение на две части) Слайд 24. - В 1890-1896 годах в Турции начались погромы армян, следствием которых явилось их массовое бегство на Кавказ. Армяне первоначально строили дома без фундамента. Дома были прямоугольной формы, имели камышовую или черепичную кровлю. Пол в жилище был земляной. Слайд 25. -В 1896 году по решению правительства в районе Анапы были поселены 1021 человек из Германии, для повышения культуры местного населения. -Немцы вызывали всеобщее уважение своей аккуратностью и трудолюбием. Их дома строились на высоком фундаменте с высоким цоколем. Крыши были двускатные, крытые черепицей, потолки в домах высоки.оштукатуренные, окна узкие и высокие. Полы деревянные, доски для пола перед настилом обрабатывали известью и под пол насыпали слой известковой пыли, так не заводились грызуны и гниль. |
Рассказывает об архитектуре Кубани разных временных эпох. |
Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. |
Физкультминутка |
Руки в стороны и вверх. Повторяем дружно! Засиделся ученик — Разминаться нужно! (Руки к плечам, потом вверх; потом снова к плечам, потом в стороны и т.д.) |
Осуществляет профилактику переутомления у учащихся. Показывает образец выполнения упражнений. |
Выполняют упражнения по образцу. |
|
V. Закрепление изученного |
1.Работа по карточкам |
- Ребята, у вас на столах лежат карточки, возьмите их в руки. - Вам необходимо сначала составить соответствие между народами и их жилищами.
|
Дает задание, следит за его выполнением. |
Выполняют задание. |
IV.Итог урока
|
1.Обобщающая беседа. |
-Что мы узнали на уроке? (Мы узнали на уроке, в каких домах жили люди, населявшие территорию Кавказа и Черноморского побережья в прошлом.) -Какие выводы вы сделали из услышанного,что нового узнали? |
Подводит итог, задавая наводящие вопросы. |
Отвечают на вопросы учителя. |
2. Рефлексия, выставление оценок. |
-Все ли задания у вас получалось выполнять? -Возникали ли трудности? -Что вам больше всего понравилось/запомнилось? -Было ли вам интересно? -Спасибо вам за урок, вы все молодцы! До свидания. |
Оценивает деятельность учащихся на уроке. |
Оценивают свою деятельность на уроке. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.