Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс
(система РО Д.Б.Эльконина = В.В.Давыдова)
Бабайлова Елена Сергеевна, Перминова Татьяна Викторовна
учителя начальных классов,
МБОУ СОШ №4, город Урай, ХМАО-Югра
Тема: Литература – искусство слова
Цели:
· Создание условий для развития умения работать с художественным текстом и средствами выразительности
· Обучение навыкам совместной работы.
Материал и оборудование к уроку: схема 1, иллюстрации из сети Интернета, интерактивная доска, презентация, рабочие листы.
Предметные задачи:
· развивать у обучающихся умения анализировать художественные тексты разных жанров;
· находить средства художественной выразительности и объяснять их роль;
· формировать читательскую грамотность обучающихся
· выразительно читать художественный текст;
· создавать собственные образные выражения;
· сравнивать произведения разных видов искусства
Метапредметные задачи (универсальные учебные действия).
Познавательные:
· развивать умения находить в тексте слова и выражения в соответствии с учебной задачей;
· отработывать навык смыслового чтения, умение работать с носителями информации, пополнение словарного запаса обучающихся, умение сознательно использовать речь природоведческого или литературного содержания.
· умение выбрать в тексте главное, анализ объектов с целью выявления существенных признаков.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено обучающимися; анализировать, обобщать, высказывать оценочные суждения, рассуждать, формулировать выводы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение слушать и общаться в процессе совместной работы, управление поведением партнёра.
Личностные: умение видеть прекрасное в разных жанрах искусства, оценка своей деятельности и деятельности группы, личностные качества (дружелюбие, вежливость, способность радоваться успехам друга).
Дидактические принципы:
· Принцип научности.
· Принцип наглядности.
· Принцип доступности.
· Принцип сознательности и активности.
· Принцип воспитывающего обучения.
Основной методический принцип – организация научного подхода к познанию с опорой на широкое использование активных форм обучения и совместной деятельности.
Этапы занятия |
Деятельность учителя и детей |
УУД |
1.Организационный момент – 1 минута |
Р. Приготовтться к работе. Проверить всё ли готово. |
|
2. Мотивация – 3 минуты |
Слайд 1-2 Создание проблемной ситуации. Разгадайте, что обозначает эта схема на доске? (Дети высказывают свои догадки) На доске схематически изображены два человечка и книга между ними У. Угадайте, что тут нарисовано? Д. Два человечка и книга. У. Книга - это главное, чем мы занимаемся. Ведь наш предмет - литература. Но кто эти два человечка? Кто угадает? Может быть, один из них - это мы с вами? Д. Один человечек, наверное, читатель. У. Молодцы. Напишу-ка я ему на животике букву «Ч» – читатель (пишет). А кто же другой человечек? Откуда приходит к нам, читателям, книга? Д. Ее кто-то сочиняет. Это писатель. Автор книги. У. Верно, это автор. Вот и напишем ему на животике букву «А» (пишет). Откройте в своих тетрадях по литературе «Рисунок 1». Там, чтобы вам было легче рисовать, слегка намечены контуры двух человечков и контур книги. Обведите эти контуры, на животиках человечков напишите буквы «Ч» и «А». У вас получится такая же схема, как у меня на доске. Дети рисуют. У. А как вы думаете, вы сами сможете стать не только читателями, но и авторами? Сможете сочинить что-нибудь такое, чтобы другим было интересно почитать? Д. (Наперебой). Нет. Да. Наверное. У. Это мы проверим на следующем уроке, а пока побудем в роли читателей. Вы уже немножко научились читать и даже не просто читать, но и понимать, о чем эта книга, какие мысли и настроения передает нам рассказчик. Теперь поговорим о книге вообще. Ведь книги бывают разные, в них печатают разные художественные произведения. Какие? Вот, например, стихотворения бывают в книгах? Д. Да. У. И я знаю, что вы их любите читать и слушать. Кто хотел бы почитать нам стихи? Два-три ученика читают стихи. У. Спасибо всем, кто прочел нам сейчас стихи, которые им нравятся. Сегодня наш разговор будет о том, как искусство слова помогает авторам передавать свои впечатления, чувства и мысли, как, каким языком с нами говорит искусство. - Какие виды искусства вы знаете? Д. Мы знаем, что живопись – это искусство. Художники пользуются разными красками. Д. Ещё мы знаем, что в литературе пишут словами.
У. Вы правы ребята. Я хочу рассказать вам вот такую историю.
В 1873 г. внезапно умер художник В. Гартман. Ему было всего 39 лет, смерть застала его в расцвете лет и таланта, а для известного русского композитора Модеста Петровича Мусоргского, который был другом и единомышленником художника, она была настоящим потрясением. Посмертная выставка произведений В. Гартмана была организована в 1874 г. по инициативе Стасова. На ней были представлены работы художника маслом, зарисовки, акварели, эскизы театральных декораций и костюмов, архитектурные проекты. Были на выставке и некоторые изделия, которые Гартман сделал собственными руками: часы в виде избушки, щипцы для раскалывания орехов и др. На выставке побывал Мусоргский, она произвела на него огромное впечатление. Появилась идея написать программную фортепианную сюиту, содержанием которой стали бы произведения художника. Конечно, такой могучий талант как Мусоргский интерпретирует экспонаты выставки по-своему. Например, часы-избушка вдохновили композитора на музыкальный рисунок полёта Бабы-Яги и т.д. Фортепьянный цикл М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» – оригинальное, не имеющее аналогов музыкальное произведение, которое входит в репертуар самых известных пианистов всего мира. Давайте послушаем одну пьесу и представим то, что вдохновило композитора её написать. Название пьесы я пока сохраню в секрете. Звучит «Балет невылупившихся птенцов». У. Удалось ли вам что-то представить? Я вижу, что пьеса вам понравилась и даже развеселила. Д. Я представила, как бежит и подпрыгивает зайчонок. Д. А я представил, как скачет маленький козлёнок. Д. А мне показалось, что это прыгают воробушки, чирикают. У. А почему было смешно? Д. Малыши всегда падают, они неуклюжие, ещё не умеют летать, кувыркаются, шумят, все вместе пищат. У. Вы правы, пьеса называется «Балет невылупившихся птенцов». Она написана под впечатлением эскизов костюмов для балета, в котором выступали учащиеся театрального училища, наряженные канареечками. Учитель демонстрирует эскиз. У. Вы улыбались, когда слушали музыку. Как автору удалось передать настроение в музыке? Д. Звуки быстрые, отрывистые. Д. А ещё звуки тоненькие. У. Правильно, высокие звуки, быстрый темп, высокий регистр – вот, что использовал Мусоргский и передал лёгкое весёлое настроение, щебет птенцов, их неловкие попытки взлететь.
У. Прочитайте текст на слайде презентации. Писателей и поэтов часто называют словом «художник». Говорят, что художественная литература рисует словом. А про живописцев говорят, что они пишут картины. - Чем вы можете дополнить эту информацию? Д. Композитор тоже рисует картины, только звуками. У. Итак, у каждого вида искусства есть свой язык. Но вот как же так: все пользуются одними и теми же словами, красками, звуками, произведения искусства получаются не у всех? Д. Нужен талант. У. Конечно, ведь у настоящих мастеров надо учиться. Кроме того, всегда интересно узнавать, как что устроено. Давайте заглянем в мастерскую художественного слова. Учитель читает отрывок сказки СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА, БРАТЕЦ ИВАНУШКА (Запись А.Афанасьева) У. Вам понравилось? Д. Да. У. Вы мне читали стихи. А что я вам прочла? Д. Сказку. У. Значит, в книгу можно поместить не только стихи, но и сказки. А что еще? Дети перечисляют различные жанры или просто названия произведений. У. Действительно, бывают и стихи, и сказки, и рассказы, и басни, и пьесы, которые ставят в театре, и загадки. Чтение разных литературных произведений и будет нашим главным занятием на уроках литературы в течение всей вашей школьной жизни. Ведь «прочесть книгу» - это не значит просто понять какие-то слова и предложения и узнать из них что-то новое и интересное. Прочесть книгу по-настоящему - это значит увидеть все, что стоит за словом, создать в своем воображении особый мир, в котором тебя ждут интересные встречи с людьми, с природой, с тем, что далеко от нас и чего мы никогда бы не увидели без книги. В этом же мире мы можем встретиться и с чем-то, что совсем рядом, близко, живет своей жизнью, которой мы почему-то не замечаем, но которая, если к ней приглядеться, окажется необыкновенной и важной. Читать - значит творить в себе особый мир, воспринимать его радости и беды, грустить и веселиться вместе с теми, кто в нем живет. И это уже большое счастье. Но это счастье не полно, если мы, читая книгу, не можем встретиться на ее страницах с тем, кто ее написал, кто сочинил этот удивительный мир. Услышать голос автора сквозь хор голосов всех действующих лиц, разглядеть его сквозь чудеса, события, героев, понять, о чем же автор хотел нам рассказать, быть в состоянии ответить ему чувством и рассуждением - вот настоящее полное счастье большого читателя. И мы начинаем наш поход в мир книги, навстречу автору, и на этом пути понемножку, шаг за шагом будем приближаться к тому, чтобы стать настоящими Большими Читателями. Путь этот долгий и трудный, но увлекательный, потому что каждая книга, каждое литературное произведение – это загадка, которую нам загадал автор. Вы должны узнать его секреты, научиться раскрывать его тайны (ставит знак вопроса на схеме над человечком-автором, дети делают то же в своих тетрадях). С этого урока мы начинаем создавать особую «Книгу авторских секретов», в которую будем с помощью рисунков-схем записывать наши открытия. Вы это будете делать в своих тетрадях, в которых уже нарисованы некоторые детали схем, а я сначала буду рисовать схемы на доске, а потом эти рисунки будем переносить на листы большой классной книги.
Примечание. Классная книга должна быть очень большой, чтобы все дети могли ее видеть. По мере разгадывания новых «авторских секретов» в книге будут появляться новые страницы, и учитель сможет открыть ее на любой странице, чтобы еще раз вернуться к тому или иному «секрету». Желательно, чтобы обложку «Классной книги» оформили сами дети. (Для облегчения работы учителя номера страниц классной книги должны совпадать с номерами рисунков в методическом пособии и детских тетрадях по литературе.)
Сказочные слова. У. Давайте попробуем сейчас все вместе разгадать одну авторскую загадку. Я вам читала сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», которую записал собиратель сказок Александр Афанасьев, а сочинил ее народ давным-давно, так что ее первого автора мы никогда не сможем узнать, но его сказка живет; а вместе с ней живут и ее «секреты». Скажите, пожалуйста, а как вы догадались, что я вам читала именно сказку? Может быть, это был рассказ? Или еще что-то? Д. Нет. Это сказка, потому что так в жизни не бывает. У. Оказывается, вы уже знаете один секрет сказки, и я уверена, что вы знаете и другие ее секреты, только сами об этом не догадываетесь... Подумайте и скажите: сказки рассказываются такими же словами, какими мы говорим обычно, или там есть какие-то особые слова, которые бывают только в сказках? Д. Там бывают особые слова. У. А почему сказке нужны особые, необычные слова? Д. Потому что в ней события необычные - сказочные. У. Давайте вспомним слова, которые встречаются только в сказках. Но будем не просто вспоминать, а играть. Разделитесь на команды: каждый ряд - команда (делит пространство доски на три колонки). Каждая команда по очереди будет называть «сказочное» слово, а другие будут оценивать: «сказочное» оно или нет. Если слово «сказочное», то команда получает очко. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков. Давайте попробуем. Вот, например, слово «кровать» - сказочное? Д. Нет, обычное. У. А слово «лиса»? Д. Оно и в сказках бывает. У. Но в сказках лису как-то по-особому называют. Как? Д. Лисичка-сестричка. Лиса Патрикеевна. У. Верно. В сказках часто встречаются добавочные сказочные слова: не просто «жил», а «жил-был», трава не простая, а «шелковая»... Ну, не буду вам подсказывать, вы и так этот секрет знаете. Игра продолжается. Учитель помогает детям в оценке «сказочных» слов. По окончании игры следует вновь обратиться к схеме и повторить, что путь читателя к автору - это путь разгадывания авторских секретов. Первые шаги на этом пути уже сделаны.
Анализ поэтического текста. Прочитайте стихотворение И.Пивоваровой «Песня зарянки». У. Что вы представили? Д. Утро. (- птичка, - капли росы блестят, - всё просыпается, птица встречает солнце. - А ещё всё красиво: всё блестит, всё переливается) У. Перечитайте ещё раз стихотворение. Найдите в первой строфе слова, с помощью которых автор сравнивает птицу с человеком. Д. «Птица встала на носочки» У. Что добавляет к образу это сравнение: «Птица крыльями взмахнула, птица встала на носочки» Д. Она поёт. ( - Она очень старается, вытянулась вверх) У. Перечитайте вторую строфу. - Какую картину рисует автор? Что вы видите? Д. Роса блестит на траве (- Всё переливается под солнышком; - Очень красиво вокруг) У. Вы сказали блестит роса, но ведь в стихотворении нет такого слова. Д. Там говорится «хрустальные кусочки», « и блестела, и блестела на кустах и на траве». Это говорится о росе. У. Почему кусочки названы хрустальными? Д. Они прозрачные, сверкают. У. Вот у нас на столе стоит хрустальная ваза, посмотрите через неё. Что вы видите? Д. Всё блестит и переливается. Роса похожа на хрусталь. У. Умники! А о каком времени суток говорится в стихотворении? Д. О раннем утре («спозаранку на заре») У. Кто хочет услышать, что именно пела зарянка? Д.Да У.Положите голову на руки и закройте глаза. Давайте послушаем. Учитель читает, выделяя голосом отдельные слоги. ПТИца крыльями взмахнула, ПТИца встала на носочки, - ПЕла Песенку ЗАРянка СпоЗАРанку на ЗАРе… - Какая получилась песенка? Д.ПТИ! ПТИ! ПЕПЕЗАРЗАРЗАР У. Вот какая песенка получилась! А теперь послушайте настоящую песенку зарянки. (включается запись песни зарянки)
У.Чем рисует поэт картину раннего утра? Д. Он рисует словами и звуками. У. Молодцы! Мы раскрыли с вами секреты поэта. Как его ещё можно назвать? Д. Художник. У.Верно. Вы читатели, а внимательному читателю многое открывается в литературном произведении. Поработайте в группе. Попробуйте прочитать так, чтобы передать чувства и настроение стихотворения. (Дети читают друг другу выразительно) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Дети выполняю движения под музыку Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» 4. Прочитайте загадку Заря-зарница по миру ходила, слезу уронила Месяц видел. Солнце скрало. Д. Это роса. У. Как вы понимаете слово «скрало»? (Сделать менее заметным, скрыть) У. Какими здесь представлены объекты природы? Д. Они как живые.( «ходила», «слезу уронила», «месяц видел», «солнце скрало») У. Как называется этот приём? Д. Олицетворение. У. А теперь скажите о том, что загадано без олицетворения. Д. Светает, рассвело (продолжайте дальше) Под утро выпала роса. Когда появилось солнце Роса высохла. Д.Очень трудно сказать без олицетворений. Мы привыкли говорить: выглянуло солнце, солнце улыбнулось. У. Да, без олицетворений получилось некрасиво. В народном творчестве используются очень красивые выражения: месяц светлый, звёзды частые, солнце красное, трава шелковая, поле чистое. Как они построены? Д. Имя существительное + имя прилагательное У. Имена прилагательные не только называют признак, они создают ОБРАЗ. Этот художественный приём называется ЭПИТЕТ. Эпитеты мы часто встречаем в народных сказках, песнях. там они привычные, повторяющиеся. А можно придумать другие эпитеты, передающие особый характер предметов, тогда они будут авторскими. Попробуйте себя в роли автора – художника слова. Придумайте свои эпитеты к словам на экране. (солнце, звёзды, месяц, трава) Д. Солнце ласковое, доброе, улыбчивое. Трава изумрудная, нежная, бархатная. Звёзды хрустальные, молодые, улыбающиеся. Месяц серебряный, молодой, весёлый. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
|
П. отработка навыка смыслового чтения, умение работать с носителями информации, пополнение словарного запаса учащихся, умение сознательно использовать речь природоведческого или литературного содержания. Р. постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено обучающимися |
2.Работа в малых группах. - 5 минут |
III. Анализ рассказа М.Пришвина «Безымянные цветы» У. Следующий рассказ называется «Безымянные цветы». А кто же его написал? Д. Михаил Пришвин. Ваша задача в группе прочитать текст и найти секреты автора, с помощью чего он смог создать образ цветов. Подчеркните эти слова. Вспомните правила совместной работы в группах. 1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен – предлагай! Слайд 5 В каждой группе есть ПОМОЩНИК ОТВЕТА (план работы и лист ответа) Дети начинают работу. Михаил Пришвин «Безымянные цветы» А то бывает, мельчайшие белые цветочки, чашечкой в пять лепестков, так расположены в соцветье, будто ювелир готовил гнёзда, чтобы в каждое вставить бриллиант. Но вместо бриллианта в летнее время в каждое гнездышко вставляется росинка, и в солнечных лучах она тоже переливается всеми цветами, как бриллиант. У. Что объединяет этот рассказ с произведениями, которые вы уже читали на уроке? Д. Здесь всё так красиво! Автор любуется цветами. 1 группа. Мы нашли слово «бриллиант», автор росу сравнивает с ним. Это драгоценный камень. 2 группа. Мы прочитали как рассказчик делится секретом, как устроен цветок. Представьте: беленький цветочек из пяти лепестков, а в середине цветка росинка. У. А почему она похожа на бриллиант? Д. Росинка переливается на солнце всеми цветами, как бриллиант. 3 группа. Мы нашли прилагательное мельчайшие – значит цветочки очень мелкие. 4 группа. Нам понравилось, как автор написал «в каждое гнездышко вставляется росинка» 5 группа. А мы подчеркнули «будто ювелир готовил гнёзда, чтобы в каждое вставить бриллиант». У.Какие чувства вызывают у рассказчика эти открытия? Д. Радость. Удивление. Любование. Это так красиво! У. Что использует автор, чтобы передать эти чувства? Д. Писатель использует только СЛОВА. У. Хочу обратить ваше внимание на то, что это не просто слова. Автор наполняет их чувствами, подбирает и соединяет слова так, чтобы картина стала живой и яркой. Этим отличается художественный язык любого вида искусства от обычного разговорного языка. Физкультминутка. «Хорошее настроение» https://yandex.ru/video/search?filmId=16372091936994489049&text=%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0&noreask=1&path=wizard
|
Л. умение выбрать главное, анализ объектов с целью выявления существенных признаков К. планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение слушать и общаться в процессе совместной работы, управление поведением партнёра. |
3. Обмен информацией. Организация информации.– 20 минут |
Группы представляют свои работы, размещают их на доске, рассказывают и представляют последовательность процесса изменения. Остальные дети слушают, оценивают и задают вопросы группам. , как каждой группе удалось организовать совместную работу. Отметить слаженность работы в группе. Обсудить с детьми недостатки организации работы каждой из групп. На оценочных полосках оценить работу каждой группы: · Правильная последовательность · Распределение ролей · Умение договариваться · Дизайн работы Обсуждается, как работала группа: дружно? Сообща? Были ли споры, как решали? Кто помогал организовать работу в группе? Поблагодарить друг друга за совместную работу. Вспомнить обобщение, которое иллюстрировали группы.
|
П. пополнение словарного запаса учащихся, умение сознательно использовать речь природоведческого или литературного содержания. К планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение слушать и общаться в процессе совместной работы, управление поведением партнёра. .Умение представить результат работы в группах |
4. Связывание информации. Подведение итогов – 5 минут |
- Давайте подведём итог. IV. Подведение итогов урока. Какой вывод можно сделать? Формулирование обобщения. Давайте заполним схему, которая была у нас в начале урока.
Все виды искусства говорят о прекрасном: живопись с помощью …(красок), музыка с помощью … (звуков), а литература с помощью … (слов) У. Что ещё вы можете добавить. Д. Писатели в своих произведениях передают с помощью слов свои чувства. - Не только писатели: художники – с помощью красок, композиторы – с помощь звуков.
|
Л.оценка своей деятельности и деятельности группы, личностные качества (дружелюбие, вежливость, способность радоваться успехам друга).
|
5. Рефлексия – 1 минута |
Формулирование обобщения. А что вы скажете о произведениях литературы, которые читали сегодня на уроке? Как в них создаются образы? Д. С помощью слов, с помощью звуков: как красиво пела зарянка. - С помощью эпитетов. - С помощь олицетворений. - С помощью сравнений: как бриллиант, как бархат, как алмаз. У. Молодцы! Вы настоящие исследователи! Задание на дом по выбору. · Выучить наизусть одно из стихотворений о лете. · Выполнить задание № 14 в тетрадях по литературному чтению. · Вспомнить стихи, которые вы читали, изучая тему «Времена года». Нарисуйте картинку к любому стихотворению из раздела «Времена года». Запишите имя, фамилию автора и название стихотворения.
|
Анализ деятельности; Соотношение фактов с обобщением оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.