Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по программе «Школа России»
Тема: Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора»
Разработала:
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 23 г. Орла Луговая Надежда Викторовна.
Орёл. 2025
Технологическая карта урока во 2 классе
Предмет: литературное чтение УМК (автор учебника): Школа России, Литературное чтение, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Тема: Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора» |
||||||
Цель: Формировать понятие о жанре бытовой сказки: герои, место действия, особенности построения и языка. |
||||||
Планируемые результаты: |
||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||
-знает отличительные признаки бытовой сказки; -владеет техникой чтения вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов; -задаёт вопросы по фактическому содержанию произведения; -пересказывает содержание произведения подробно
Уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя
|
Познавательные УУД -читать вслух целыми словами — сравнивать и группировать различные по жанрам произведения, сказка (фольклорная, литературная) — анализировать текст сказки: определять тему, главную мысль, находить в тексте слова, подтверждающие характеристику героя, оценивать его поступки, сравнивать героев по предложенному алгоритму, устанавливать последовательность событий (действий) в сказке;
|
Регулятивные УУД—оценивать своё эмоциональное состояние, возникшее при прочтении/слушании произведения; — удерживать в памяти последовательность событий текста; —контролировать выполнение поставленной учебной задачи; — выбирать себе партнёров по совместной деятельности; — распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий результат работы.
|
Коммуникативные УУД — участвовать в диалоге; — обсуждать (в парах, группах) содержание текста, формулировать(устно) простые выводы на основе прочитанного; — участвовать в инсценировках и драматизации диалогов из сказки.
|
Осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам |
||
Этапы урока |
||||||
Содержание этапов
|
Деятельности учителя, в том числе формы, методы и приемы организации учебной |
Содержание учебной деятельности (деятельность ученика) |
||||
1. Мотивационно-целевой этап: |
||||||
1.1 Создание мотивационной основы учебной деятельности
|
Предлагает ученикам отобрать из предложенных книг народные сказки для проведения викторины у первоклассников по теме: Русские народные сказки. Среди предложенных книг сборники стихов, рассказы, сборники загадок, литературные сказки, сказки о животных, волшебные сказки, бытовая сказка. Предлагает убрать лишние книги, аргументируя свой выбор.
После того как останутся только народные сказки, предлагает распределить книги, вспомнив, какие виды русских народных сказок детям известны.
Осталась одна книга со сказкой, которая не подходит ни к одной группе. Предлагает рассмотреть обложку и предположить, о чем пойдет речь в этой сказке, кто её герои.
Предлагает выбрать группу для этой сказки. |
Анализируют представленные учителем книги по информации с обложек: автор, название, иллюстрация. Убирают лишние книги, обосновывают свой выбор.
Называют виды народных сказок, изученные ранее: волшебные и о животных. Распределяют книги на две группы. Читают название сказки, рассматривают иллюстрации, высказывают предположения о героях и сюжете сказки. Фиксируют затруднение: сказка «Каша из топора» не подходит ни в одну группу. |
||||
1.2. Организация целеполагания |
Организует беседу: -Есть ли в этой сказке животные? Волшебные предметы? -Достаточно ли ваших знаний для того, чтобы определить вид сказки «Каша из топора»? Предлагает сформулировать цель урока. |
Формулируют цель урока: Узнать, к какому виду относится народная сказка «Каша из топора» |
||||
2. Этап актуализации знаний и планирования предстоящей деятельности:
|
||||||
2.1. Актуализация имеющихся знаний Поиск способов выхода из затруднения. Составление коллективного плана или совместное планирование деятельности в группах, распределение ролей. |
Для достижения цели урока предлагает вспомнить и зафиксировать особенности сказок о животных. Предлагает прочитать сказку «Лиса и журавль».
Предлагает назвать признаки волшебных сказок.
Организует составление плана работы по достижению цели. |
Читают по ролям сказку «Лиса и журавль», называют героев сказки, формулируют основную мысль сказки. Выполняют запись: В сказках о животных главные герои – животные, которые ведут себя как люди.
Называют волшебные предметы, чудеса как признаки волшебных сказок. Выполняют запись: В волшебных сказках герои – люди, которым помогают волшебные предметы и чудеса. |
||||
2.2. Фиксация плана в письменной форме |
Подумайте, как будем действовать, чтобы достичь цели урока. - С чего нужно начать? -Что делать после прочтения?
-Как докажем, что это не сказка о животных или волшебная?
|
Формулируют пункты плана с фиксацией на доске. 1.Прочитаем сказку «Каша из топора». 2.Определим героев и последовательность событий, выясним основную мысль сказки. 3.Сравним с записями о волшебных сказках и сказках о животных, сделаем вывод. Найдем отличительные признаки данной сказки, запишем их. 4.Узнаем название новой группы сказок. |
||||
3. Этап изучения нового / практический этап |
||||||
3.1 Организация открытия «нового» знания |
Предлагает перед слушанием ответить на вопрос, чем удивило название сказки. Первичное чтение сказки учителем. - Кому из вас сказка понравилась? Чем понравилась?
Организует беседу и выборочное чтение, анализ содержания. - Эта сказка была написана более 100 лет назад. Поэтому в ней много старинных слов, которые мы сейчас не употребляем в речи. И для вас они могут быть непонятными. Словарная работа. Организует работу в группах по объяснению устаревших слов.
- Где происходили события этой сказки?
- Кто является главным героем сказки?
-Куда шёл солдат? Дайте ответ предложением из текста.
-Почему он постучался именно в эту избу?
-Прочитайте, что попросил солдат у старухи с порога?
- Как обратился он к старухе?
-С какой интонацией надо это прочитать?( Прочитайте)
- Как старуха откликнулась на просьбу? Почему? ( прочитайте)
- Как вы понимаете слово сирота?
- Что придумал солдат?
- Как он это сделал? Почему не стал возражать старухе и спорить с ней?
-Какой был солдат, что вы можете про него сказать?
- Какой была старуха, что вы можете про неё сказать? - А сейчас, поработав в парах, определите черты характера старухи и черты характера солдата.
Подведите итог: назовите основные черты характера героев. - Кто вам больше нравится и почему? -Как вы относитесь к старухе, к солдату?
- Что бы вы посоветовали героям сказки? - Русский народ всегда славился своим гостеприимством. А особенно такими были деревенские люди. Когда они уходили на работу, дом оставляли открытым, а на столе - еду для дорожных людей.
- А сейчас прочитайте пословицу.
Как понимаете слово «сметка»? Как вы понимаете пословицу?
|
Высказывают свое мнение о названии сказки. Слушают сказку, сравнивают свое предположение с первичным впечатлением от содержания сказки.
Находят непонятные слова, работают с толковыми словарями Ожегова и Даля. Служивый - солдат, военнослужащий. Побывка-приезд к кому-нибудь на короткое время. Вдоволь – достаточно. Чулан - помещение в доме, служило кладовкой. Сдобрить - прибавить к еде что-нибудь для вкуса. Котёл - большой металлический сосуд для варки каши. Коли - если бы. Этакую - такую. Смётка – смекалка.( сообразительность)
Все действия сказки происходят в деревне , в крайней избе. - Здесь не один главный герой, а два. Это старуха и солдат.
Обсуждают поступки героев, дают им оценку. -Шёл солдат на побывку.( Выборочное чтение.) -Эта изба была крайней, а солдат очень устал и был голоден. - А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? -Он назвал её хозяюшкой. -С уважением, почитанием. - У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой. - Человека, который живёт один и никто ему не помогает, называют сиротой. - Он решил сам сварить кашу. -Он видел, что старуха врёт ему и решил обхитрить старуху. Предложил ей сварить кашу из топора. -Он внимательный, сообразительный. -Она жадная, скупая. Работая в парах, находят черты характера главных героев. Мне нравится неунывающий солдат. Он находит выход из трудной ситуации, но при этом он не обижает человека. Старуха мне не нравится. Она жадная, умеет притворяться и очень глупая, кашу из топора не сваришь. - Нельзя быть скупым и жадным. Сегодня ты помог другому человеку, а завтра помогут тебе. Спасибо солдату. Он наелся сам и старуху накормил без споров и возражений. Все остались довольными. Дают свои ответы.
Сметка дороже богатства. Сметка – это смекалка. Если ты смекалистый человек, то всегда найдёшь выход из любой трудной ситуации.
|
||||
Учитель организует деятельность детей по применению новых знаний в соответствии с правилом или алгоритмом, моделью. Дети работают в соответствии с составленным планом, осуществляют самоконтроль процесса учебной деятельности.
|
Предлагает в группах продолжить работу по ранее составленному плану: обсудить (используя записи признаков сказок о животных и волшебных сказок), можно ли отнести прочитанную сказку к сказкам о животных или к волшебным сказкам. Организует проверку, используя по необходимости вопросы: Кто главные герои? Есть ли сказочные животные? Используют ли герои волшебные предметы? Что помогает выйти героям из трудной ситуации? |
Участвуют в коллективном обсуждении, делают вывод. Выделяют существенные признаки сказки: главные герои – люди, нет волшебных предметов, герои выходят из трудной ситуации благодаря смекалке, трудолюбию. Записывают выделенные признаки в тетрадь. |
||||
3.2Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др. . |
Предлагает определить, какой пункт плана остался невыполненным.
Подводит к выводу о том, что сказка рассказывает о жизни людей. Организует работу со словарем синонимов. Предлагает подобрать синонимы к слову «жизнь». Предлагает высказать предположение о названии новой группы сказок.
|
Приходят к выводу о том, что признаки новой сказки узнали, а названия этой группы сказок ещё не знают.
Находят синонимы: существование, уклад, быт, действительность, бытование и т.д. Высказывают предположения, записывают название: бытовые сказки.
|
||||
4.Этап самоконтроля |
||||||
Самоконтроль и самооценка результатов учебной деятельности |
1 уровень. Группа готовит выразительное чтение сказки по ролям. Чтением передать характер героев и отношение автора к ним. 2 уровень. Объяснить смысл концовки сказки: А солдат ест да посмеивается. 3 уровень. Предлагает трём группам детей прочить Сказки Орловской губернии «Два брата», «Как мужик гусей делил», «Про ленивую жену». Определить и доказать, к какой группе эти сказки можно отнести. |
Выполняют предложенные задания. |
||||
5. Этап рефлексии учебной деятельности |
||||||
5.1. Рефлексия результатов деятельности |
К какой же группе отнесём прочитанную сегодня сказку? Как называются такие сказки? Каковы особенности бытовых сказок? |
Обобщают знания о бытовой сказке и выделяют третью группу народных сказок. В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость одних людей и доброта, ум, смекалка других. Главными героями бытовой сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека. Делают вывод о достижении цели урока. |
||||
5.2. Рефлексия способов деятельности |
Все ли пункты намеченного плана выполнены? Смогли ли мы разрешить затруднение? Что для этого было сделано? |
Оценивают полученный результат. Сравнивают план с проделанной работой. |
||||
5.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения |
Понравилась ли вам сказка? Что полезного и поучительного для себя вы усвоили из этой сказки? Домашнее задание по выбору: -выразительное чтение по ролям -нарисовать картинный план -подробный пересказ -поиск и чтение бытовых сказок |
Формулируют свое отношение к героям сказки и описываемым событиям, выбирают вид домашнего задания. |
||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.