Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме "Победа добра над злом в сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме "Победа добра над злом в сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
06.02.2020
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме "Победа добра над злом в сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"
Обобщающий урок литературы в 5 классе по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева" с элементами смыслового чтения
Литература 5 кл. Победа добра над злом в сказке Г.Х.Андерсена Снежная королева.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по теме

Победа добра над злом в сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»

 

ФИО      Ортнер Марина Валерьевна

Место работы    МОУ СОШ №2 с.Екатеринославка

Должность   учитель русского языка и литературы

Предмет литература

 Класс

Тема урока:  Победа добра над злом в сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»

Базовый учебник    учебник для общеобразовательных учреждений Литература 5 класс под редакцией Г.И.Беленького (авторы-составители М.А.Снежневская, О.М.Хренова, Э.Э.Кац)

Цели урока:

1) Образовательные: организовать деятельность обучающихся по осмыслению сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева», создать условия, побуждающие к формированию умения воспринимать мир чувств и переживаний героев, обращая внимание на психологическое состояние персонажей, на мотивы их поступков. Вырабатывать навыки правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения.

2) Развивающие:  развивать устную речь учащихся, учить их свободно, последовательно и связно излагать свои мысли, развивать внимание, память, творческое воображение учащихся, пополнять их словарный запас, развитие умения логически мыслить и убедительно строить свои рассуждения;

3) Воспитательные: способствовать воспитанию в детях чувства товарищества, взаимопомощи, сострадания, отзывчивости, верности дружбе.

Планируемые результаты:

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества

Метапредметные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- работать по самостоятельно сформированному плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- определять степень успешности своей работы и работы одноклассников;

- устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

 

 Предметные результаты:

знать сюжет и содержание сказки «Снежная королева».

Понимать отличие литературной сказки от народной; роль деталей, пейзажа, фантастических образов в произведении; отношение автора к героям. 

Уметь выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки.

Формируемые  УУД:

Личностные: самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, нравственно-этическая ориентация;

Регулятивные:  понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные: искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Необходимое техническое оборудование:   Презентация  «Сказка Х.К.Андерсена «Снежная королева». Видеоклип «Снежная королева». Наглядность: карточки «Чьи это вещи?», мудрости, распечатки словарных статей из толковых и библейских словарей: кротость, бескорыстие, самоотверженность, выставка рисунков учащихся «Маршрут Герды в поисках Кая».

Структура и ход занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент.

 

Вступительное слово учителя

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация к учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Постановка учебной задачи.

 

Целеполагание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Обобщающая беседа по произведению.

 Анализ сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное задание – работа с толковым словарем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с иллюстрациями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное задание – работа с толковым словарем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Православный компонент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесное рисование

Чтение по ролям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное задание – работа с толковым словарем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Рефлексия      деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Настраивает обучающихся на урок, проверяет готовность класса к работе.

 

- Сегодня мы с вами проводим заключительный, обобщающий урок по сказке  «Снежная королева» замечательного датского писателя-сказочника  Х.К.Андерсена. Подведём итог всей проводимой на предыдущих уроках работе по этому произведению. Задание, которое вы готовили к сегодняшнему уроку дома, мы проверим по ходу урока.

А сейчас я предлагаю вам небольшую разминку перед серьезной работой – игру «Чьи эти вещи?» 

Рисунки:

Зеркало   -   тролль

 Сани  -   Снежная королева

Красные башмачки  - Герда

Гребень  - старушка-колдунья

Санки   -  Кай

Золотая карета  -  принц и принцесса

Большая рукавица и нож  -  разбойница

 Ошейник   -  олень

Сушеная треска - лапландка

 

На первом уроке изучения сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева» вы определили для себя круг вопросов, какие  хотели бы обсудить на последующих уроках (презентация).

1. Каковы были последствия разбитого зеркала?

2. Почему осколки зеркала попали в глаз Каю, а не Герде?

3. Зачем Снежной королеве Кай?

4. Как изменился Кай после того, как ему в глаз попал осколок?

5. Почему Кай не замерз в шубе Снежной королевы?

6. Почему старушка-колдунья не хотела отпускать Герду?

7. Почему маленькая разбойница отпустила всех зверей на волю и помогла Герде?

8. Почему Герда оказалась сильнее Снежной  королевы?

 

- На какой вопрос нам необходимо ответить сегодня, на заключительном уроке?

 - В процессе всей работы на уроке мы обязательно ответим на этот вопрос:

 

Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?

А еще в процессе всей работы мы попробуем определить мудрости, которые пригодятся нам в жизни.

 

Чтобы ответить на этот вопрос полно и емко, достаточно будет обратиться к концу сказки?

Итак, начнем с самого начала.

Учитель зачитывает начало рассказа второго «Мальчик и девочка»

 

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.

- Кто эти дети? Расскажите о них и их жизни до того события, которое сильно изменило их жизнь?

 - Постройте свой ответ от имени Герды.

- Какое же событие  изменило жизнь Кая и Герды?

 

- Почему осколки зеркала поражают Кая, а не Герду?

 

- Какими свойствами обладало зеркало и его осколки?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мудрость 1

Нужно научиться различать добро и зло

 

 

 

 

 

 

 

- Как изменяется после этого Кай? Каким он стал?

 

- Увидев Снежную королеву в первый раз, какое чувство испытал Кай? Чего не было в его глазах? Прочитай.

А что такое кротость?

 

- Какой представляется Каю Снежная королева теперь?

(Описание Снежной королевы).

Свои ответы подтвердите строчками текста.

 

 

 

 

Мудрость 2

Красивое внешне не значит доброе внутренне

 

- А что же было с маленькой Гердой, когда исчез Кай?

Что убедило Герду в том, что Кай жив?

 

 

- Какой первый поступок Герды уже говорит о том, что она готова ради Кая на любые жертвы?

 

 

 - И с этого момента начинаются испытания для нашей маленькой героини. Обратимся к иллюстрациям.

 

 

 

 

 

а)  Герда и старушка – волшебница.

 - Что вы можете рассказать о ней? Она добрая ли злая?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Чего в ней больше, ДОБРА  или ЗЛА?

 Дайте характеристику старушке. 

 

 

Мудрость 3

Зло может притворяться добром, тогда его особенно трудно увидеть.

 

б)  Герда и ворон

- Почему Герда обрадовалась словам ворона, хотя он рассказал о том, что Кай женился на принцессе?

 

  - А что означает слово бескорыстие?

 

- Чем похожи фрагменты сказки: «Герда в чудесном саду у старушки-волшебницы» и «Герда во дворце принца и принцессы»?

 

г)  Герда и Маленькая разбойница

- Как вы думаете, почему  маленькая разбойница выпустила всех зверей на волю и помогла Герде?

 

- От кого Герда узнает, что Кай у Снежной королевы?

 

 

- Кто еще помогает Герде на её трудном пути? Как вы думаете, почему у нее было столько помощников?

 

Мудрость 4

Добро пробуждает добрые чувства (милосердие и сострадание) в окружающих

 

 - Как вы думаете, почему финка считала Герду сильнее всех? Зачитайте…

- Вот Герда оказывается в саду Снежной королевы.

 - Какие испытания ждали её здесь?

- Что помогло Герде преодолеть войско Снежной королевы?  Зачитайте…

 

 

 

- Каким увидела Герда Кая в чертогах Снежной королевы?

 

 

 

 

 

- Какой вы представляете себе Герду, когда она видит Кая?

- Прочитайте в лицах, как Герде удалось разрушить чары Снежной королевы и освободить Кая?

 

- Что изменилось в Кае, когда осколки зеркала растопились в горячих слезах Герды? В каких словах и поступках мальчика это выражается?

 

 Голод, холод, страх. Много трудностей, испытаний ждало Герду на пути к Каю, но её ничто не страшит. Герда не поддаётся соблазну жить в достатке, роскоши. Ей бывало страшно, но мысль о том, что Кай жив, и она может его спасти, для Герды важнее всего. Опасности и трудности на пути Герды все увеличиваются с каждым её шагом. Только любящее, горячее сердце может подтолкнуть к такому шагу.

 

 

Герде помогла вера в Бога и бесконечная любовь и самоотверженность.

 - А что такое самоотверженность?

 - Какой синоним к этому слову можно подобрать?

 

 

 

 

- Какими качествами должна была обладать Герда, чтобы так стойко преодолеть все трудности?

 

 

- Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?

 

 

 

 

Мудрость 5

Вера в Бога и бесконечная любовь к людям помогает в самых трудных ситуациях

 

- Как вы думаете, почему Снежная королева велела Каю сложить именно слово вечность?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Похожи ли Кай и Герда в конце сказки на тех, какими мы узнали их в начале? Чем именно?

 

 

 

 

- Почему Кай и Герда в сказке Андерсена возвращаются домой именно весной?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какова главная мысль сказки Андерсена? О чем эта сказка?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наше путешествие подошло к концу. Борьба закончилась. Красота живого сердца победила красоту льда.

 

 

 

 

 

 

- И наш урок я хочу закончить словами великого сказочника Г.Х. Андерсена:

“Мир прекрасен! Радуйтесь жизни!..

Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом!

Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!

 

Учитель организует самооценку учебной деятельности

1) Какую цель ставили  в начале урока? Достигли ли цели?

2) Что нового вы узнали?

3) Какие затруднения испытали?

Расскажите по схеме:

Я знаю, запомнил, смог

 

 

Написать развёрнутый ответ на вопрос, поставленный в начале урока «Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют, кому принадлежат вещи, проверяют свою работу, вносят коррективы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют тему урока, цели, отвечая на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя,

знакомятся с презентацией.

высказывают и обосновывают собственную точку зрения, находят ответы на вопросы в тексте произведения, зачитывают их.

 

Псало́м (греч. ψαλμός «хвалебная песнь»), р.п. псалма́, мн. псалмы́ (греч. ψαλμοί) — гимны иудейской (ивр. תהילים‎) и христианской религиозной поэзии и молитвы из Ветхого Завета. Они составляют Псалтырь, 19-ю книгу Ветхого Завета.

(Он плохо выучил молитвы)

(С помощью волшебного зеркала мир и все люди исказились до неузнаваемости, все перевернулось с ног на голову, добро и зло стали неразлучными. Но все же автор доказывает, что зло не всесильно. Зло так далеко зашло в своей гордыне, что решило посмеяться над ангелами и самим Творцом, показать и его уродливым и безобразным. А ведь Бог – это любовь,  а разве  любовь может быть безобразной? Силам зла не удалось совершить свой коварный план – зеркало разбилось, т.е. зло распалось на маленькие кусочки и стало мелким и с виду нестрашным. Писатель говорит об опасности, которая подстерегает людей, о том, что нужно научиться различать добро и зло)

 

(У Кая заледенело и замолчало сердце).

 

«… в них не было ни теплоты, ни кротости»

 

(… Кай перестал заглядывать в себя, в свое сердце, его взгляд устремился в бесконечность.  Кай – умный мальчик, его ум подсказывает ему, что красивое – это правильное, точное, математически выверенное, поэтому Снежная королева ему кажется совершенством)

(Герда горько проплакала до всю зиму, а весной отправилась на поиски Кая).

(О том, что Кай жив, Герде сказали небесные добрые силы: солнечный свет и ласточки)

(Герда отдаёт реке единственную драгоценность, которая была у неё, - свои любимые башмачки)

 

 

Отвечают на вопросы учителя, рассматривают иллюстрации, высказывают и обосновывают собственную точку зрения, анализируя сказку

 

(Выслушала девочку, пожалела, увела к себе. Но закрыла двери на ключ.

 Комната освещена ярким, радужным светом, Герда ела вишню, а старушка расчёсывала ей волосы золотым гребешком. И Герда забывала Кая.

Старушка не была злою колдуньей и колдовала изредка, для своего удовольствия. Но решила оставить девочку у себя)

 

(Закрывает двери, не хочет отпускать девочку, заколдовала, хотя знает, что Герда ищет Кая, и, может, он без неё погибнет, старушка думает только о себе, она эгоистка, это зло

 

 

 

 

(Герда любила Кая искренне и бескорыстно. Для нее важно было, что Кай жив, что она нашла его, что ему хорошо. Герда никогда не искала выгоды для себя)

 

(В обоих случаях Герда устояла перед искушением беззаботной жизни, выбрала путь добра, проявила стойкость и верность, отправившись дальше разыскивать Кая.)

 

 

 

(лесные голуби и северный олень)

 

 

 (Герда – добрая девочка. Она пробуждает добрые чувства в тех, кто встречается ей).

 

 

 

 

 

(Герда начала читать молитву «Отче наш», и тогда ангелы пришли к ней на помощь и победили «снежных страшилищ»)

 

 

 

(Бесчувственный, равнодушный к жизни и людям. Он превращается в живой кусок льда. Нелепое занятие представляется ему первостепенно важным)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд – дети выбирают, какими качествами (добродетели) обладает Герда.

 

(У Снежной королевы – холодное сердце, а у Герды – горячее. Герда – воплощение лучших человеческих добродетелей, поэтому она побеждает зло, отвоёвывает Кая у Снежной королевы).

 

 

 

 

(Никто из людей не может жить вечно. Живой человек любит, страдает, ошибается, стремится к чему-то. Андерсен говорит о вечности как о синониме мертвенности, противопоставляет холодную вечность горячему человеческому сердцу Герды, которая своими слезами растопила осколок зеркала в сердце Кая и помогла своему другу снова стать человеком, стать свободным.)

 

 

(Их связывает прежняя дружба и привязанность. Но они повзрослели, стали мудрее,  научились ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство..

 

(Андерсен глубоко верующий человек. Весна – время обновления, время пробуждения. Весной празднуется Пасха – Воскресение Христово. Слова псалма говорят о возрождении, о воскресении, о вечной жизни. Кай воскрес к жизни благодаря  любви, вере, беззаветной преданности Герды, ее детской, чистой душе).

 

(У нашей сказки счастливый конец, как, наверное, и во всех сказках: добро побеждает зло. Сердце нашего героя стало опять горячим, добрым. Человек с горячим сердцем способен на многое: на внимательное отношение к людям, горячее участие в их заботах и проблемах. А это, в свою очередь, может растопить лёд в человеческих отношениях, смягчить злое чувство, спасти друга. Горячее сердце – величайшая ценность в жизни, настоящее сокровище. Оно даёт человеку огромную силу, делает его непобедимым).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя, дают самооценку.

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание, слушают

 инструктаж по его выполнению.

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по теме

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по теме

Вырабатывать навыки правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения

Вырабатывать навыки правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения

Снежная королева». Понимать отличие литературной сказки от народной; роль деталей, пейзажа, фантастических образов в произведении; отношение автора к героям

Снежная королева». Понимать отличие литературной сказки от народной; роль деталей, пейзажа, фантастических образов в произведении; отношение автора к героям

Маршрут Герды в поисках Кая».

Маршрут Герды в поисках Кая».

Постановка учебной задачи.

Постановка учебной задачи.

Обобщающая беседа по произведению

Обобщающая беседа по произведению

Обобщающая беседа по произведению

Обобщающая беседа по произведению

Индивидуальное задание – работа с толковым словарем

Индивидуальное задание – работа с толковым словарем

Работа с иллюстрациями

Работа с иллюстрациями

Индивидуальное задание – работа с толковым словарем

Индивидуальное задание – работа с толковым словарем

Индивидуальное задание – работа с толковым словарем

Индивидуальное задание – работа с толковым словарем

Православ н ый компо н е н т

Православ н ый компо н е н т

Словесное рисование Чтение по ролям

Словесное рисование Чтение по ролям

Индивидуальное задание – работа с толковым словарем 4

Индивидуальное задание – работа с толковым словарем 4

Рефлексия деятельности. 5

Рефлексия деятельности. 5

Рефлексия деятельности. 5

Рефлексия деятельности. 5

Рефлексия деятельности. 5

Рефлексия деятельности. 5

Рефлексия деятельности. 5

Рефлексия деятельности. 5

Организационный момент. Вступительное слово учителя

Организационный момент. Вступительное слово учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020