Технологическая карта урока математики 6 класс на тему
"Сложение и вычитание десятичных дробей"»
Предмет: |
Математика |
|
Класс: |
6 |
|
Учитель: |
Н.С.Василенко |
|
Базовый учебник: |
Математика 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В. Шевкин - М.: Просвящение,2016.-256с. |
|
Тема урока: |
Сложение и вычитание десятичных дробей |
|
Количество часов, отведённое на изучение темы: |
3 |
|
№ урока: |
1 |
|
Тип урока: |
урок открытия нового знания |
|
Цель урока: |
обеспечить
осознанное усвоения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей и
тренировать способность к его практическому использованию; |
|
Задачи урока: |
Образовательные |
формирование умения сложения и вычитания десятичных дробей и применение их при решении задач. |
Развивающие |
развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, настойчивости, умения действовать самостоятельно. |
|
Воспитательные
|
воспитание трудолюбия и аккуратности, любви к родному краю. |
|
Планируемые результаты: |
УУД |
Предметные (знания, умения, представления): - подвести учащихся к пониманию того, что сложение и вычитание десятичных дробей выполняется поразрядно; - разработать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей; - сформировать умение складывать и вычитать десятичные дроби. Метапредметные: · Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на урок с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективному составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне оценки, планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. · Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. · Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке), использовать знаково-символические средства; извлекать из математических текстов необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Основные понятия, изучаемые на уроке: |
Десятичные дроби, сложение, вычитание. |
|
Методы: |
· по источникам знаний: словесный, наглядный; · по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; · относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; · относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый |
|
Формы работы обучающихся: |
Фронтальная, парная, индивидуальная. |
|
Необходимое учебное оборудование: |
Компьютер (или компьютерный класс), проектор, экран, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point, картины родного края. |
|
Педагогические технологии: |
проблемно-диалоговая. |
|
Структура урока: |
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин) 2. Актуализация знаний. (5 мин) 3. Постановка темы, цели и задач урока. (2 мин) 4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений. (20 мин) 5. Физкультминутка. (3 мин) 6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (10 мин) 7. Домашнее задание.(1 мин) 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2 мин) |
Организационная структура урока.
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||||
1 |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Цель: включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
|
Здравствуйте ребята! Садитесь! Посмотрите, пожалуйста, у нас на уроке сегодня присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся. Надеюсь, что на уроке вы будете работать активно и у вас, обязательно, все получится. Давайте сейчас проанализируем свое настроение и отобразим это с помощью смайлика. Я вижу, что сегодня вы с желание и хорошим настроение шли в школу, чтобы встретиться с гостями, узнать много нового и интересного. А если вы будете хорошо работать, то в конце нашего урока мы посетим картинную галерею под названием “Край родной, навек любимый!”. Но, пока вы видим только название нашей галереи. А где же картины? Картины находятся в конвертах, которые лежат на ваших партах, и для того, чтобы увидеть их, нужно нам потрудиться – собрать их в ходе выполнения математических заданий. Итак, мы начинаем. |
Включаются в деловой ритм урока, отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. |
Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, целеполагание, волевая саморегуляция. Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. |
||||||||||||||||||||
2 |
Введение в тему, актуализация знаний и фиксация затруднений. Проблемная ситуация. Цель: создать проблемную ситуацию, зафиксировать причину затруднений, спрогнозиро-вать предстоящую деятельность.. |
- Чем мы занимались на прошлых уроках? - Что мы умеем делать с десятичными дробями? (Составление кластера: в центре – название десятичные числа, а вокруг расположить все действия, которые умеем выполнять с этими числами.) 1) Прочитайте десятичные дроби и ответьте на вопрос:
-Какую особенность замечаете в моей записи? Это нам сегодня пригодится. 2)Запишите обыкновенные дроби в виде десятичной и наоборот.
; ; ;
3,2 ; 57,12; 74,128; 95,024; 41,002
3)Запишите именованные числа в виде десятичной дроби
4) Сравните десятичные дроби 54,2 и 5,3 78,12 и 78,21 5,9 и 5,89 13,7 и 12,9
Оцените себя на данном этапе урока. Кто считает, что он работал лучше всех, пусть повесит картину в нашу галерею. |
-Изучали десятичные дроби Выполняют вместе с учителем задание по составлению кластера. Выполняют задания.
|
Познаватель- ные: активизация опорных знаний и умений Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, оценивание усваиваемого материала, структурирование собственных знаний. Коммуникативные: умение слышать вопросы, давать полный ответ, доказывать свою точку зрения. |
||||||||||||||||||||
3. |
Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, построение проекта выхода из затруднения, проговарива-ние темы и целей урока. |
А сейчас посмотрите на доску и распределите данные выражения на группы по столбикам, ответ обоснуйте.
7,4 + 0,26 6,7 + 2,4 21,23 +15,1 Вы уже знаете, как складывать и вычитать дроби и смешанные числа. Выполните действия. -Какая группа выражений вызывает затруднения?
- Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока?
- Что предстоит выяснить? - Какие знания нам понадобятся, чтобы научиться правильно складывать и вычитать десятичные дроби?(Сложение и вычитание обыкновенных дробей)
- Предложите план, по которому будем действовать.
|
Отвечают на вопросы, формулируют цели урока. Под руководством учителя определяют задачи урока: - «Сложение десятичных дробей» - Овладеть умением складывать и вычитать десятичные дроби, отработать правила сложения и вычитания десятичных дробей, развивать навык устного сложения десятичных дробей, повторить знания о десятичных дробях, систематизировать знания о десятичных дробях, продолжить развивать навык самооценки работы на уроке в различных формах работы.
|
Познавательные (определять тему беседы и обосновывать своё мнение, логические УУД).Личностные (самоопределение к учебной познавательной деятельности). Регулятивные( целеполагание, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности). Коммуникативные умения(слушать и слышать) |
||||||||||||||||||||
4. |
Построение проекта коррекции выявленных затруднений Цель: Формирование навыка применения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей при решении задач.
|
Попробуем сложить десятичные дроби. Пример 1. Найдите сумму 3,12 + 8,26. Запишем десятичные дроби в виде смешанных чисел и найдём их сумму: Ребята, как вы думаете, а есть ли другой способ сложить десятичные дроби? Как вы поступите, если вам надо сложить 312 и 826?
Сложение десятичных дробей выполняют аналогично натуральным числам, вычислить «столбиком». Запомни. Правило сложения десятичных дробей. Чтобы найти сумму двух десятичных дробей, нужно: 1) записать дроби друг под другом так, чтобы запятая оказалась под запятой; 2) уровнять количество знаков после запятой, приписывая слева нули; 3) выполнить сложение, не обращая внимания на запятые; 4) в полученной сумме поставить запятую под запятыми, стоящими в слагаемых.
Пример 2. Найдите сумму:
Обратите внимание: Сложение десятичных дробей, так же, как и сложение натуральных чисел, подчиняется переместительному и сочетательному законам сложения.
Давайте вернемся к тому столбику, который вызвал затруднения и вычислим значение выражения, проговаривая правило. Для тех, кто работает быстрее, чем мы на доске, на партах есть карточки с дифференцированными заданиями. Вы можете получить дополнительную оценку. |
Выполняют задания учителя, учатся применять алгоритм сложения и вычитания дробей.
|
Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия |
||||||||||||||||||||
5 |
Физкультминутка. Цель: Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
Учитель. Молодцы, а теперь давайте отдохнем. Мы устали
чуточку, |
Деятельность учащихся: повторяют движения за учителем. |
|
||||||||||||||||||||
6. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель : организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий.
|
Учитель. А сейчас проверим, насколько хорошо вы усвоили тему сегодняшнего урока. Для выполнения заданий вам необходимо разбиться на группы. Каждая группа получает пакет: палитра цветов с заданиями, черно-белая картинка, набор цветных карандашей. Ваша задача - раскрасить полученную картинку в разные цвета. Картинка разбита на фрагменты, на каждом из которых записаны правильные ответы к тому или иному заданию. Каждому цвету палитры (а всего их 6) соответствует только один возможный вариант ответа. Решения всех задач записываются в тетрадях. Если раскраска будет правильная, то вы верно выполнили задание Раздает пакеты с заданиями (Приложение 1) Учитель: Давайте проверим, как вы справились с заданием, для этого посмотрите на слайд. - По предложенным критериям выставьте оценки. Критерии оценки: «5» - 5 правильно выполненных задания «4» - 4 правильно выполненных задания «3» - 3 правильно выполненных задания «2» - 2 правильно выполненных задания. - Поднимите руку те, кто получил оценку «5», «4», «3», «2». -Кто поставил себе "5" повести картины в нашу галерею. Ребята, а какое из заданий вызвало у вас наибольшее затруднение? - Как вы думаете, над какой темой мы будем работать на следующем уроке? |
Деятельность учащихся: учащиеся выполняют самостоятельную работу на индивидуальных карточках, затем проверяют по эталону. Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют самооценку. - Последнее. - Оно решалось сложением нескольких одинаковых десятичных дробей. - Умножением. Формулируют тему следующего урока. («Умножение десятичных дробей») |
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий после внесения необходимых корректив. Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму |
||||||||||||||||||||
7 |
Домашнее задание. Цель : обсудить и записать домашнее задание. |
Домашнее задание я выдала вам Дифференцированное. Оно рассчитано на три уровня сложности. Каждый из вас выбирает тот уровень, с которым он может справиться и выполняет его. |
Деятельность учащихся: записывают домашнее задание. |
|
||||||||||||||||||||
8 |
Итог урока. Рефлексия. Цель: зафиксировать содержание, которое повторили на уроке, оценить собственную деятельность.
|
- Удалось ли вам решить поставленную цель урока? - Какие возникли трудности? - Какие знания, полученные ранее, позволили справиться с заданиями? -Посмотрите на нашу галерею. Что она вам напоминает? Ребята! Спасибо за урок. Впереди у нас еще много новых интересных открытий. Я желаю вам успехов в дальнейших познаниях. До свидания. |
Деятельность ученика: называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. заполняют листы самооценки. |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: аргументация своего мнения. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Картинка
Задания с палитрой цветов.
желтый |
коричневый |
красный |
синий |
зеленый |
голубой |
№ 1 Вычислить 35,85 + 4,971 |
№2 Вычислить значение разности чисел 15,4 и 7,83 |
№3 Найти значение выражения 49,53 – (10,17 +36,83) + 0,47 |
№4 В первый день автомобиль проехал 238,4 км, а во второй день на 52,6 км меньше. Какой путь проехал автомобиль за два дня? |
№5 Решить уравнение (х + 1,7) – 6,02 = 10,4 |
№6 Стороны треугольника равны 10,5 см; 6,23 см; 11,6 см. Чему равен периметр этого треугольника? |
Задания с палитрой цветов.
желтый |
коричневый |
красный |
синий |
зеленый |
голубой |
№ 1 Вычислить 35,85 + 4,971 |
№2 Вычислить значение разности чисел 15,4 и 7,83 |
№3 Найти значение выражения 49,53 – (10,17 +36,83) + 0,47 |
№4 В первый день автомобиль проехал 238,4 км, а во второй день на 52,6 км меньше. Какой путь проехал автомобиль за два дня? |
№5 Решить уравнение (х + 1,7) – 6,02 = 10,4 |
№6 Стороны треугольника равны 10,5 см; 6,23 см; 11,6 см. Чему равен периметр этого треугольника? |
Задания с палитрой цветов.
желтый |
коричневый |
красный |
синий |
зеленый |
голубой |
№ 1 Вычислить 35,85 + 4,971 |
№2 Вычислить значение разности чисел 15,4 и 7,83 |
№3 Найти значение выражения 49,53 – (10,17 +36,83) + 0,47 |
№4 В первый день автомобиль проехал 238,4 км, а во второй день на 52,6 км меньше. Какой путь проехал автомобиль за два дня? |
№5 Решить уравнение (х + 1,7) – 6,02 = 10,4 |
№6 Стороны треугольника равны 10,5 см; 6,23 см; 11,6 см. Чему равен периметр этого треугольника? |
Задания с палитрой цветов.
желтый |
коричневый |
красный |
синий |
зеленый |
голубой |
№ 1 Вычислить 35,85 + 4,971 |
№2 Вычислить значение разности чисел 15,4 и 7,83 |
№3 Найти значение выражения 49,53 – (10,17 +36,83) + 0,47 |
№4 В первый день автомобиль проехал 238,4 км, а во второй день на 52,6 км меньше. Какой путь проехал автомобиль за два дня? |
№5 Решить уравнение (х + 1,7) – 6,02 = 10,4 |
№6 Стороны треугольника равны 10,5 см; 6,23 см; 11,6 см. Чему равен периметр этого треугольника? |
На “4”
1 карточка: 1,41+5,32 1,47+2,1
2,58+6,24 1,46+6,2
3,45 +2,04 1,44+3,2
На “5” (тест)
Задача 1. Первое число равно 13,52, а второе число на 1,231 меньше. Найдите сумму этих чисел.
а) 14,751; б) 14,73 в) 25,809
Задача 2.Найдите периметр треугольника со сторонами 23,4 м, 25,76 м и 16м.
а) 49,16; б) 65,16; в) 50,76;.
Задача. Периметр треугольника 100,05 м, две стороны соответственно равны 33,65 м и 34 м. Найдите третью сторону треугольника.
а) 32,4 б) 66,06 в) 167,7
Дополнительные задачи* Восстановите запись примера
3,?5?
+ ?,4?
4,1 87
*5,*4*
*,0*_
15,359
2) Винни -Пух придумал примеры, а Пятачок стёр запятые. Помогите Винни - Пуху восстановить запятые в примерах.
а) 32+18=5 в) 42+17=212 д) 63-27=603
б) 3+108=408 г) 736-336=4 е) 57-4=17
На “4”
2 карточка: 4,45-0,64 12,5-5,067
6,84-0,53 13,6-6,082
4,76-0,32 14,7-7,012
На “5” (тест )
Задача 1. Первое число равно 13,52, а второе число на 1,231 меньше. Найдите сумму этих чисел.
а) 14,751; б) 14,73 в) 25,809
Задача 2.Найдите периметр треугольника со сторонами 23,4 м, 25,76 м и 16м.
а) 49,16; б) 65,16; в) 50,76;.
Задача. Периметр треугольника 100,05 м, две стороны соответственно равны 33,65 м и 34 м. Найдите третью сторону треугольника.
а) 32,4 б) 66,06 в) 167,7
Дополнительные задачи* Восстановите запись примера
3,?5?
+ ?,4?
4,1 87
*5,*4*
*,0*_
15,359
2) Винни -Пух придумал примеры, а Пятачок стёр запятые. Помогите Винни - Пуху восстановить запятые в примерах.
а) 32+18=5 в) 42+17=212 д) 63-27=603
б) 3+108=408 г) 736-336=4 е) 57-4=17
Домашнее задание.
Дифференцированные задания.
Уровень 1.
1. Два ящика с яблоками весили 44,8 кг. В одном ящике было 22,3 кг яблок. Сколько килограммов яблок было в другом ящике?
2. Вычисли: 3,45+2,07-4,89.
3. Реши уравнение: 48,54+х=54,64.
Уровень 2.
1. Металлическую балку длиной 6,85 м разрезали на две части. Длина одной части 2,96 м. На сколько меторов вторая часть оказалась длиннее первой?
2. Вычисли: 4,2 – (0,98 + 1,75)
3. Реши уравнение: 137-х=42,56.
Уровень 3.
1. Одна сторона треугольной площадки 98,4 м, а вторая короче ее на 18,9 м. Вычислите третью сторону площадки, если ее периметр 342 м.
2. Вычисли: (34∙38-927,57)-(16200:40+28,4).
3. Реши уравнение: х-27,5=38,1.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.