Технологическая карта урока
Организационная информация |
|
Предмет |
Математика |
Класс |
4. |
Тема |
Единицы массы. Тонна .Центнер. |
Авторы урока (ФИО, должность) |
Гавриленко Лариса Алексеевна, учитель начальных классов
|
Образовательное учреждение |
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №6 Волгограда |
Описание урока |
|
Тип урока |
урок изучения нового материала |
Время реализации урока |
40 минут |
Цели урока |
Образовательная: расширить у детей понятийную базу о
единицах массы за счёт включения в неё новых элементов – тонны и центнера; Развивающая: создавать условия для развития компетенций: · информационной (аспект: поиск, переработка, использование информации для решения учебных ситуаций и задач); · коммуникативной (аспект: продуктивная групповая коммуникация). · учебно-познавательной (аспект: целеполагание, планирование деятельности). Воспитательная: формировать мотивацию к обучению и познанию. |
Планируемые результаты
|
Предметные: Уметь выражать массу предметов в разных единицах; выполнять арифметические действия с единицами массы; владеть математической терминологией.
Метапредметные: удерживать цель деятельности до получения ее результата, контролировать процесс и результат деятельности, организовывать продуктивную коммуникацию при решении практических задач, находить, перерабатывать; пользоваться данными таблицы при решении практических задач. |
Формирование УУД |
Регулятивные УУД: овладеют способностью понимать и сохранять учебную задачу урока, отвечать на вопросы, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; обобщать собственные представления, умение формулировать цель урока с помощью учителя; находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной формах; контролировать учебные действия; замечать допущенные ошибки.
Познавательные УУД: уметь осуществлять логические операции; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания; осуществлять анализ, сравнение, обобщение, использовать знаково-символические средства; осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; владеть способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями; осуществляют логические действия, поиск необходимой информации из электронного приложения, ответов учащихся.
Коммуникативные: УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре, группе; формулировать собственное мнение и позицию, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; обмениваться мнениями; слушать друг друга, строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; уважать мнение других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме.
Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы |
Ресурсы, оборудование и материалы |
компьютер, проектор, экран |
Список учебной и дополнительной литературы |
l Математика. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 (Первое полугодие)/Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова,– М.: Просвещение, 2013. l Планируемые результаты начального общего образования/ Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. |
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) |
Учебная мультимедийная презентация, опорная схема «Измерение массы с помощью весов», карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы. |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы |
Технологии: ИКТ, технология проблемно-диалогового обучения, обучение в сотрудничестве Формы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная работа. Приемы: работа с ключевыми словами, выполнение тестовых и практических заданий, Методы: диалог, обмен мнениями, анализ текстов, обобщение информации, обсуждение, публичное выступление, работа с учебником, презентация продуктов деятельности. |
Этап урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя на уроке |
Деятельность учащихся на уроке
|
Формируемые умения (УУД) |
||||||||||||||||||||||
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
II. Актуализа- ция знаний |
Эмоциональная, мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала
Устный счёт
Формулировка темы и цели урока
|
Слайд 1. - Девизом нашего урока станут слова: В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, Так скорей, друзья, за дело!
Математический диктант. Слайды 2-7 1. Булочка весит 40г, а пирожное в 3 раза больше. Сколько весит пирожное? (120г) 2. Пакет с мукой весит 3000г. Выразите вес пакета в кг (3 кг) 3. Рис весит 900г. На сколько рис легче пакета с мукой? (2100г) 4. Ящик с печеньем имеет вес 6000г. Выразите его вес в кг? (6кг) 5. Масса батона 600г, а булочки 200г. Во сколько раз булочка меньше батона? (в 3 раза) 6. Сколько граммов весят ящик с печеньем и пакет с мукой вместе? (9000г)
- Проверьте правильность своих вычислений, сравнив с ключом на доске. -Что напоминает вам получившийся рисунок? - Для измерения какой величины используются весы? А что такое величина? – Да, слово «масса» сегодня очень нужное на нашем уроке. – Люди каких профессий пользуются весами? - Как видим, человек в повседневной жизни на каждом шагу сталкивается с массой. – Как бы вы сформулировали цель нашего урока? - Как назовем тему урока? |
Выполняют задания математического диктанта, последовательно соединяют точки. У детей получается рисунок в виде весов.
- Весы.
- Весы используют для измерения массы. Величина – это свойство объектов, которое можно измерить.
- Врач, фармацевт, продавец, работник почты.
- Узнать, с помощью чего можно измерить массу, повторить единицы массы. - Единицы массы
|
К – планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету
|
||||||||||||||||||||||
III. Формирование новых знаний. |
Работа над новым материалом
Первичное закрепление
Физкультминутка |
– Какие единицы массы вы уже знаете? (кг, г) – Какая существует взаимосвязь между этими единицами?
– Какая из этих двух величин самая маленькая? – Для чего нужна такая единица массы? – Если нужно узнать массу одного яблока, какой единицей массы вы воспользуетесь? – А если нужно узнать массу ящика с яблоками? – Ну а если нужно узнать массу целой машины с яблоками?
– Что же мы можем предположить?
– Из каких источников мы можем получить информацию о новых единицах массы? - Я предлагаю вам самостоятельно, работая в парах и используя учебник, найти ответ на вопрос: «Какие ещё единицы массы используют для измерения» Работа с учебником с.121)
- Какие существуют единицы массы?
- Как сокращённо обозначается центнер?
- Сколько килограммов в 1 центнере? 1 ц = 100 кг
- Слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100».
- Как сокращённо обозначается тонна?
- Сколько килограммов в 1 тонне? - Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка». - Что тяжелее центнер или тонна?
- Докажите.
- Посмотрите внимательно на запись, которую вы сделали и ответьте на вопрос: «Во сколько раз тонна больше центнера?»
- Значит отсюда можно определить, сколько в 1 тонне центнеров? Запишите получившееся соотношение единиц массы. - Вспомните из уроков окружающего мира, масса каких животных измеряется в тоннах? Задача (устно) - Мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, второй утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий вовсе называет 30 ц. Кто же прав? - Можно утверждать, что кто-то из ребят ошибается?
|
Отвечают на вопросы, делают записи в тетради, систематизируют полученные знания, заполняют таблицу единиц массы. - 1 кг = 1000 г
- Грамм.
- Чтобы определять массу очень маленьких и очень легких предметов.
- Грамм.
- Килограмм.
- Ни грамм, ни килограмм не подходят для измерения такого большого и тяжелого груза.
- Возможно, для таких больших грузов существуют другие единицы измерения массы. - Из учебника, из дополнительной литературы, из интернета, можем спросить у взрослых…
Учащиеся самостоятельно, работая в парах и используя учебник, находят ответы на поставленные вопросы, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, записывают их в тетрадь.
1 ц = 100 кг
1 т = 1 000 кг
- Тонна тяжелее центнера
- 1 ц = 100 кг, 1 т = 1000 кг; 1000 кг > 100 кг , 1 т > 1 ц
-В 10 раз
- 1 т = 10 ц
- Самые крупные животные: слоны, бегемоты. Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы, объясняют выбор метода решения, обосновывают выбор арифметического действия для решения задачи. |
П - развитие мыслительных операций: анализа объектов, синтеза, установления причинно-следственных связей; формирование умения делать выводы, формулировать речевое высказывание в устной форме.
Р - развитие способности принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности.
К - формировать умение работать в парах: слушать собеседника, договариваться, убеждать его
Р - принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров по образовательному процессу П - создают алгоритмы деятельности, устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений. К - умеют слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения при возникновении спорных ситуаций
|
||||||||||||||||||||||
IV. Формирование практических навыков |
Включение обобщённого знания в систему знаний. |
- Продолжим работу по теме урока 1. -Посмотрите на запись. -Предположите, какой вид задания подойдёт для этой записи? 8т7ц 870кг 400 кг 4т 5 т 50 ц 4ц 5 кг 45 кг -Сформулируйте правила сравнения именованных единиц. - Запишите в тетрадь и сравните. Взаимопроверка. (на доске записаны знаки : >, <, =,>.
2. Работа по вариантам. 1 в. – с.122 №5. 2 в. - с. 122 №6
3. Работа с тестом. - У вас на столах тесты. Нужно выбрать верный вариант ответа и раскрасить соответствующую цифру в головоломке. Тест: 1.Выбери правильное утверждение. 1) Самая большая единица массы - тонна. 2) Самая большая единица массы - грамм. 3) Самая большая единица массы – центнер. 2.Выберите меньшую величину: 80 ц, 80 кг, 80 т? 3.Сколько центнеров в 500 килограммах? 50 ц 5 000 ц 5 ц 4.Чтобы поужинать волку достаточно 2 кг мяса. Но если он голоден то может съесть в 5 раз больше. Сколько мяса может съесть голодный волк? 14 кг 7 кг 10 кг 5. Гиппопотам весит 3т, а вес барсука в 100 раз меньше. Найдите вес барсука. 300 кг 30 кг 3 кг
- Покажите, какой рисунок получился в головоломке. (5) - Это ваша отметка за работу с тестом.
|
Предлагают виды заданий. - Поставить знаки сравнения между именованными числами
-Чтобы сравнить именованные числа, надо перевести в одинаковые наименьшие единицы измерения. Самостоятельная работа.
Двое детей решают задачи у доски.
Дети закрашивают правильный ответ цветным карандашом.
|
П – осуществляют анализ, сравнение, обобщение, аналогию; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; используют знаково-символические средства; осуществляют построение логической цепи рассуждений, доказательство; владеют способами выполнения задания поискового характера. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют планирование, контроль учебных действий, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К – используют речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий в группе в ходе решения учебно-познавательных задач; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками; формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему; умеют слушать; признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему. |
||||||||||||||||||||||
V. Итоги урока. Рефлексия |
|
-Вспомните всё, что было у нас сегодня на уроке. -Какой была тема урока? - Какие цели вы ставили? -Удалось ли достичь этих целей? -Возникли ли у вас затруднения? -Вы смогли их преодолеть?...
-Оцените свою работу на уроке. |
|
П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность и деятельность участников группы на уроке. Л – проявляют интерес к предмету |
||||||||||||||||||||||
VI. Домашнее задание |
|
Задания по выбору. Учебник с.122 № 7. Составить кроссворд по теме «Единицы массы»
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.