Технологическая карта урока математики Приготовила урок и провела Г.П. Трофименко, учитель математики МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 3 г.о. Озеры Г.о. Коломна |
|||||
Предмет |
Математика |
Класс |
5 А |
Дата проведения |
30.01.2023 г. |
Тема урока |
Решение задач на нахождение числа по его дроби |
||||
Тип урока |
Урок изучения и закрепления нового материала |
||||
Цели урока:
Задачи урока: |
Образовательная: Актуализировать знания учащихся об обыкновенных дробях, их записи и расположения на числовом луче, закрепить полученные на прошлых уроках знания и умения в ходе выполнения упражнений, сформировать умение применять правила нахождения дроби от числа и числа по его дроби при решении задач; Развивающая: Развивать умения сравнивать, делать выводы, логически мыслить, способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно действенного мышления. Воспитательная: в процессе формирования интереса к предмету, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в группах, формировать умение организовывать свою работу в группе и поэтапно её выполнять, воспитывать доброжелательность в отношениях друг к другу, уважение мнения других, умение слышать и слушать.
- организовать деятельность обучающихся по изучению обыкновенных дробей; - способствовать усвоению знаний об обыкновенных дробях; - развивать активную познавательную деятельность через работу в группе, применение интерактивных заданий ; - формировать умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы при выполнении упражнений; - формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения; - стимулировать развитие познавательного интереса; - прививать умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку. |
||||
Оборудование урока |
Интерактивная панель Lumien, с подключенной сетью Интернет, карточки заданий к этапам урока, наглядный материал, магниты, сформированные учителем задания на сайте https://uchi.ru/ |
||||
Педагогические технологии, методы и приемы |
Информационно-коммуникативные технологии, активные методы развивающего и группового обучения; использование системно-деятельностного подхода; здоровьесберегающие технологии. |
Планируемые образовательные результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Предметные: знать понятия доли, дроби, определение правильной и неправильной дроби, уметь их распознавать. Соотносить дробь и рисунок, располагать дроби на числовой прямой, в том числе неправильные, уметь применять правила нахождения дроби от числа и числа по его дроби, научиться решать задачи, в которых требуется находить долю от остатка, уметь соотносить величины, применять правила в нестандартной ситуации. |
Регулятивные: уметь логически мыслить, рассуждать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные: уметь вести диалог, слушать, аргументированно высказывать свои суждения; Познавательные: уметь читать математический текст и применять знания по заданной теме, формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. |
Формирование ответственного отношения к успешной учебной деятельности, формирование интереса к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения
|
УМК |
Учебник: А .Г. Мерзляк, В. Б. Полонский и др., Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, 2010-2021 Математика. Методическое пособие. 5 класс. Е. В. Буцко, А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. − М.: Вентана-Граф, 2016. |
Образовательные Интернет-ресурсы |
https://uchi.ru/ - интерактивная образовательная онлайн-платформа |
План проведения урока:
Этапы урока |
1.Организационный момент |
2. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация и целеполагание формирование умений оценивания и прогнозирования результата |
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, организация первичного закрепления знаний, полученных на прошлых уроках. Выявление места и причины затруднения. |
4. Построение и реализация этого проекта, первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организация первичного закрепления знаний, полученных на прошлых уроках. Усвоение новых знаний и способов усвоения через работу в группах, под контролем учителя над упражнениями (задачами). |
5. Динамическая пауза |
6. Усвоение новых знаний и способов усвоения через самостоятельную работу в группах, осуществление обсуждения, выполнения задания и взаимопроверка. |
7. Поведение итогов урока, рефлексия учебной деятельности на уроке. Информация о домашнем задании |
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Универсальные учебные действия: личностные регулятивные, коммуникативные, познавательные |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.Организационный момент |
Делит учеников на группы, определяет роли старшего в группе, напоминает о правила поведения на уроке. |
|
Готовятся к уроку |
|
Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; Саморегуляция |
2. Мотивация к учебной деятельности. Цели: - актуализировать требования к учащимся с позиций учебной деятельности; - создать условия для формирования внутренней потребности учащихся во включении в учебную деятельность; - установить тематические рамки |
Организует актуализацию требований к учащимся с позиций учебной деятельности, устанавливает тематические рамки. Учитель озвучивает тему урока, просит определить цели урока и задачи, дает пояснения о ходе урока. |
На доске прописаны этапы урока 1. Разминка. 2. Работа в группах над решением задач. 3. Математическое лото. 4. Подведение итогов. 5. Задания домашней работы. |
Ученики в беседе с учителем формулируют цели и задачи урока. |
Уметь определять цель, планировать свою деятельность. Уметь находить значение буквенного выражения при известном значении переменной |
Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: планировать деятельность в учебной ситуации, оценивать степень и способы достижения цели, выбирать средства достижения цели. |
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения. Цели: - создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; - выявить место затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения |
Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний |
На створках доски оформлены с помощью стикеров, карточек задания. Для 1 группы: какая дробь соответствует рисунку. Для 2 группы: расположите дроби на числовой прямой. Для 3 группы: распределите дроби на правильные и неправильные. Для 4 группы интерактивное задание с использованием портала https://uchi.ru/ на расположение дробей на числовой прямой. (набор карточек в Приложении 1. Карточки для этапа «Разминка») |
Выполняют задания. Находят соответствие между рисунком и значением дроби Обсуждают правильные ответы. Отвечают на вопросы учителя, вспоминают правила, на которые опирались при выполнении заданий. Взаимодействуют друг с другом и с учителем во время работы. |
Распознавать правильные и неправильные дроби, опираясь на определение. Уметь находить место дроби на числовой прямой, выделять вторые, третьи доли среди 12-х, 9-х долей. Уметь размышлять в незнакомой учебной ситуации, преодолевать затруднения. |
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое знание от уже известного с помощью учителя), преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение. |
4. Построение проекта и реализация этого проекта, первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цели: - создать условия для уточнения индивидуальных целей будущих действий; - организовать составление плана совместных действий. - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - закрепить новое знание в речи и знаках; - зафиксировать преодоление возникшего затруднения |
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, Организует работу по актуализации опорных знаний. Предлагает учащимся выполнить задания. Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, осуществляет диалог, помогающий достижению результата. Осуществляет фиксирование нового знания, формируемых навыков. |
Карточка с задачами. Задача 1. В куске 12 м ткани. ¼ часть ткани отрезали. Сколько ткани отрезали? Решение : 12 : 4 • 1 = 3 (м) — отрезали Ответ: 3 м Задача 2. отрезали 12 м ткани, что составляет ¼ часть всего куска. Сколько ткани в целом куске? Решение : 12 • 4 : 1 = 48 (м) — всего Ответ: 48 м Задача 3. Катя в первый день прочитала 2/9 книги, а во второй — 4/9 книги. Сколько страниц осталось прочитать Кате, если в книге 540 страниц? Решение: 1) 540:9•2=120 (с)-в 1 день 2) 540:9•4=240 (с)-во 2 день 3) 120+240=360 (с)-за 2 дня 4) 540-360=180 (с)-осталось Ответ: 180 страниц. Задача 4. Автобус проехал 4/17 дороги. Какова длина дороги, если автобус проехал 64 км? Решение: 1) 64:4•17=272(км)-длина дороги Ответ: 272 км Задача5. Какую часть всех двузначных чисел составляют двузначные числа, в записи которых есть хотя бы одна единица?
Задача 6. Ширина прямоугольника равна 24 см, что составляет 3/8 его длины. Найдите площадь этого прямоугольника. |
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Выполняют задания в тетрадях. В группах кооперируют усилия по решению учебной задачи. Строят высказывания, понятные для партнеров, обосновывают свое мнение. в определенной последовательности. Выполняют запись условия задачи определяя взаимосвязанные величины. Анализируют, сравнивают, классифицируют, осуществляют выбор, делают выводы, применяют правила. |
Уметь выделять существенную информацию из условия задачи, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь моделировать условие задачи, записывая краткую запись, учитывая понятие доли числа, выполнять вычисления с помощью правила нахождения дроби от числа, применить понятие остатка. Уметь устанавливать причинно-следственные связи. |
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать свое мнение и позицию уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: уметь добывать новые знания. Личностные: осознавать ответственность за общее дело.
|
5.Динамическая пауза
Цели: смена вида деятельности с целью уменьшения нагрузки на глаза и ОДА |
Учитель формулирует задание в устной форме, повторяет его несколько раз, разъясняя порядок выполнения. |
В устной форме задание «Найти равную для дроби дробь среди карточек (стикеров) на доске» |
Учащиеся встают с мест, подходят к доске, и снимают нужную карточку |
Умение сравнивать дроби, знать понятия правильной и неправильной дроби, равных дробей, и равных единице. |
Регулятивные: уметь мыслить, рассуждать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь слушать учителя и окружающих. Познавательные: , формировать умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать. |
6.Усвоение новых знаний и способов усвоения через самостоятельную работу в группах, осуществление обсуждения, выполнения задания и взаимопроверка |
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Предлагает учащимся выполнить задания. осуществляет диалог, помогающий достижению результата. Осуществляет фиксирование нового знания, формируемых навыков. |
Задания «Математического лото» составлены из заданий на нахождение дроби от числа, коротких задач на нахождение остатка, а так же с неизвестной переменной. (Набор карточек в Приложении 2. «Математическое лото») |
Выполняют задания, делая устные вычисления. В группах кооперируют усилия по решению учебной задачи. Строят высказывания, понятные для партнеров, обосновывают свое мнение в определенной последовательности. |
Уметь моделировать условие, вопрос, распознавать краткую запись, учитывая понятие доли числа, выполнять устные вычисления с помощью правила нахождения дроби от числа, применить понятие остатка, неизвестной переменной. Уметь устанавливать причинно-следственные связи. |
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать свое мнение и позицию уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные: уметь применять новые знания. Личностные: осознавать ответственность за общее дело. |
7. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Информация о домашнем задании. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности. -обеспечить понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности. Осуществляет обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Вопросы учащимся: - Какое задание, среди предложенных, было самым трудным и почему? - Какая из предложенных задач была самой трудной?
Предлагается табличка с фамилиями участников группы. (Приложение 3) Предлагается оценить работу на каждом этапе, свой вклад в работу в группе. Оценить в целом работу на уроке. |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, о том, что узнали, при выполнении какого задания, где испытывали трудности. Оценивают свою деятельность на уроке. Записывают домашнее задание.
|
Уметь строить логически обоснованные рассуждения, представлять информацию в разных формах. |
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Домашнее задание: п. 25, № 692, № 694. Решить карточки на портале https://uchi.ru/ на расположение дробей на числовой прямой.
|
Приложение 1. Задания для этапа «Разминка» (уменьшенный вариант)
Какая часть фигуры закрашена? Фигуры:
|
|
|
|
|
|
Приложение 2. «Математическое лото»
Ответ: 27 |
Ответ: 64 |
Ответ: 19 |
Ответ: 50 |
Ответ: 36 |
Ответ:108. |
Ответ:60 |
Ответ:72 |
Найдите от 45 |
Найдите от 72 |
Найдите от 380 |
Найдите от 74
|
Найдите х, если от х равна 12 |
Найдите х, если от х равна 18. |
Продали от 240 кг товара, сколько осталось кг? |
Отрезали от 120м провода, сколько осталось метров? |
Приложение 3. Лист самооценивания. Группа №____
Фамилия имя |
Я справился с заданиями разминки |
Я умею решать задачи на нахождение дроби от числа |
Я справился с заданиями «ЛОТО» |
Я активно работал в группе |
Моя оценка за урок |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.