Технологическая карта урока
Предмет, класс |
Русский язык 3 класс |
|||||
УМК, автор программы |
УМК «Школа России» |
|||||
Учитель |
Щетинина Т.Н. |
|||||
Тема урока, № урока в рабочей программе |
Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
|
|||||
Цель урока |
Сформировать умения применять правило правописания Ь после шипящих на конце имён существительных женского рода.
|
|||||
Задачи урока |
Обучающие |
Развивающие |
Воспитательные |
|||
Расширить знания детей о функциях Ь в русском языке.
|
Сформировать умения применять правило на письме |
Сформировать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
|
||||
Планируемые результаты |
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
Личностные результаты |
|||
применять правила правописания "Ь" после шипящих на конце имен существительных женского рода
|
Применять и сохранять учебную задачу |
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
||||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Имя существительное, род |
|||||
Оборудование урока: |
Пословицы, карточки трех цветов, смайлики |
|||||
ИОС урока |
Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение |
Вид используемых на уроке средств ИКТ
|
Необходимое аппаратное и программное обеспечение |
|||
|
Компьютер, проектор;
|
|
|
|||
Организационная структура урока
Название этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Орг момент |
Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку |
Приветствие учителя. Подготовка к уроку |
Мотивация к учебной деятельности |
- Ребята, наш сегодняшний урок мы начинаем с высказывания: “Не ошибается только тот, кто ничего не делает”. Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями, открывателями. Успехов вам и удач!
|
Включение в учебную деятельность
|
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
На доске записаны слова: школа, шкаф, жираф, чайник, щука, жаба. - Прочитайте слова. -Что общего у данных слов? - Что вы знаете о существительном, как части речи? - Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их. - Молодцы, эти знания понадобятся нам на уроке.
|
Ответы на вопросы по изученному ранее материалу
|
Постановка учебной задачи
|
На доске: - Прочитайте, написанные на доске слова: луч, ночь, плащ, вещь, камыш, мышь, чиж, рожь. - Что общего у данных слов? - Чем различаются слова? - А когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет? Так какая задача нашего урока?
|
Формулирование цели и (или уточнение) темы урока |
Освоение нового учебного материала
|
- Ну а теперь будем разбираться, почему разные написания у имен существительных с шипящей на конце: луч, ночь, плащ, вещь, камыш, мышь, чиж, рожь. - Я хочу предложить вам поработать в группах. - О каких правилах надо помнить, работая в группе? Правила работы в группе: 1. Будьте доброжелательны по отношению друг к другу; 2. До конца выслушивайте мнение каждого члена группы; 3. Помогайте друг другу в работе; 4. Отстаивайте свою точку зрения. - А теперь приступаем к работе. Выполните задание, используя алгоритм исследования. Обобщите полученные результаты, сделайте вывод. Алгоритм исследования: Прочитайте слова. 1. Определите род имен существительных. 2. Запишите слова, распределив их в группы по родам. 3. Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы? 4. Сделайте вывод. Изобразите правило в виде схемы, для удобного запоминания. 5. Составьте алгоритм написания мягкого знака на конце имен существительных с шипящими на конце. Каждая группа представляет результаты своей работы, доказывает свою точку зрения. Все слушают и подводят итог: кому удалось более точно изобразить правило в виде схемы, составить алгоритм. - Какова же работа мягкого знака в эти словах? - Когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет? -Какой вывод сделали? - А теперь откройте учебник . Сравните наш вывод с правилом в учебнике. - Верный ли вывод мы сделали? - Расскажите алгоритм написания мягкого знака после шипящего. Есть шипящий на конце слова? Определяю часть речи. Если имя существительное, то определяю род. Если женский род – пишу мягкий знак, если мужской род – мягкий знак не пищу.
|
Работа в группе.
Дети читают правило в учебнике. |
Закрепление учебного материала
|
- Теперь я предлагаю вам применить полученные знания на практике. Физминутка. - Я буду называть имена существительные с шипящим звуком на конце. Если в этом слове нужно писать “ь”, то вы делаете хлопок над головой, если нет – приседаете. Ёж, печь, вещь, нож, тишь, скрипач, рожь, молодёжь, багаж, брошь. - Запишите словосочетания, объясните орфограмму. Чтобы не допустить ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных пользуйтесь алгоритмом. Запись на доске: Огромный лещ, любимая доч?, полный неуч?, мелкая дрож?, разная чуш?
- А теперь давайте проверим себя, справимся ли мы самостоятельно с заданием. Я вам подготовила карточки трех цветов: Синяя карточка предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род. Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи. Желтая карточка - подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род. Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь. Зелёная карточка - образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род. Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный. - Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше. Выполнение и самопроверка по эталону . - Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые. Самопроверка проводится по образцу: Врач – м.р., товарищ – м.р., ночь – ж.р., сторож – м.р., силач – м.р. - У кого возникли затруднения при выполнении задания? - Какие слова у вас вызвали затруднение? - Каким правилом мы должны были воспользоваться? - Исправьте ошибки. - Сделайте вывод. - У кого задание не вызвало затруднений? - Сделайте вывод.
Включение в систему знаний и повторений. - Предлагаю вам потренироваться. Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске): по, малыш(?),
берегу, бегал, реки.
|
Выполнение типовых заданий с проговариванием алгоритма выполнения действий
Выполнение заданий на использование новых знаний и умений в системе изученных ранее знаний и умений
Дети объясняют, применяя алгоритм.
Учащиеся составляют предложения и доказывают написание слов с шипящим на конце.
|
Рефлексия учебной деятельности
|
- Ваше трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогли вам сделать на уроке открытие. - Какое открытие сделали сегодня на уроке? - Достигли мы цели? Докажите. - Оцените свою деятельность на уроке. - Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь – смайлик помощник. - Что будете делать дома для того, чтобы закрепить знания?
|
Осуществление самооценки
|
Информация о домашнем задании |
-Кто выбрал первый смайлик – ваша карточка зеленого цвета. -Кто выбрал второй смайлик – ваша карточка желтого цвета. -Кто выбрал третий смайлик – ваша карточка синего цвета. - Спасибо всем за работу! Желаю удачи!
|
Осуществление выбора задания для самоподготовки |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.