Технологическая карта урока на тему: Симфоническая сказка "Петя и волк"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока на тему: Симфоническая сказка "Петя и волк"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл—7 кл
14.11.2023
Технологическая карта урока на тему: Симфоническая сказка "Петя и волк"
Симфоническая - от слова симфония, и ее играет симфонический оркестр. Кто мне скажет определение симфонического оркестра.? Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям понять мир симфонической музыки. Многим(даже взрослым людям) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. И вот композитор решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. У каждого героя есть своя тема, которую играет определенный музыкальный инструмент. Итак, симфоническая сказка – это музыкальная сказка, которую играет симфонический оркестр, и каждого героя озвучивает определенный музыкальный инструмент.
Симфон.сказка Петя и волк.docx

Технологическая карта урока музыки.

Учитель:_______________

Предмет: Музыка

Класс: 2б

Тип урока:  изучение и закрепление новых знаний и способов действий. Урок - путешествие в симфоническую сказку.

Образовательные технологии, методы, приемы: метод наблюдения за музыкой, метод ассоциаций, метод моделирования худ-творческого процесса

Оборудование: компьютер, фортепиано,  интерактивная доска, учебник

Методическое обеспечение:  учебник, рабочие тетради,  презентация

Организация пространства: кабинет музыки

Тема года

(тема раздела)

«В концертном зале»

Тема урока

С.Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк»

Цель

Цель урока для учащихся

Цель урока для учителя

Познакомить с новым жанром- симфонической сказкой

Создание условий для ознакомления с новым жанром – симфонической сказкой

Задачи

Задачи урока для учащихся

Задачи урока для учителя

1.Познакомится с инструментами симфонического оркестра;

2.Познакомить с темами героев сказки;

3.Познакомить с новыми терминами «тембр», тема..

4. Закрепить свои впечатления в рисунке

Воспитательные: воспитание культуры слушания музыки

Развивающие: -развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый, ритмический), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки

-развивать образно-ассоциативное мышление.

Образовательные:-

- Способствовать понимания термина «тембр» в музыке,

- Способствовать развитию умения анализировать музыкальные образы героев сказки и тембровые особенности инструментов,

определять и сравнивать характер, настроение  и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.

Планируемые результаты

Личностные:  Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. раскрыть для себя ценность произведений искусства, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

Метапредметные: выполняют учебные действия в качестве слушателя, стабилизирую эмоциональное состояние для решения поставленных задач;

Осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

Ставят вопросы, обращаются за помощью, контролируют свои действия в коллективной работе.

Предметные:  узнают смысл понятий и музыкальных терминов  концертный зал, тембр, тема, тембр, инструменты симфонического оркестра; тембровое звучание инструментов , состав симфонического оркестра, выделять выразительность и изобразительность в музыке.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика,

задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.      Самоопределение к деятельности (орг.момент, включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне)

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать Вас на этом уроке. Сегодня урок у нас не совсем обычный, потому что в гостях у нас побывает сказка. Но сказка не простая. Для начала предлагаю вспомнить, о чем шла речь на прошлых уроках.

 

Вход в класс под музыку.

Музыкальное приветствие.

приветствуют ???

 

учителя. Организуют свое рабочее место.

 

проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

2.                  Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания

 -Давайте  посмотрим на экран и вспомним, что за здания мы видим на экране?

-Правильно это театры оперы и балета.

 

 

Назовите уже известные вам оперы и балеты, сюжетом которых является сказка?

 

 

 

- А кто исполняет музыку для оперы и балета?

И так мы с вами встречали сказку на прошлых уроках в балете и опере, а сегодня познакомлю еще с одной сказкой

Музыкальные теары: Большой театр, и Мариинский театр

 

«Волк и семеро козлят», «Руслан и Людмила», «Золушка», «Щелкунчик»

Симфонический оркестр

3.       Постановка учебной задачи (формулирование темы урока и целеполагание)

-Предлагаю открыть учебник (Стр 90) и прочитать тему урока.

-Ребята, что вам знакомо в названии этой темы?

-Давайте поставим задачу, которую поставим на уроке,?

- Правильно сегодня мы познакомимся новым жанром симфоническая сказка.

 

 

 

-сказка

-Ответы детей

Познакомится с симфонической сказкой.

 

принимают учебную задачу, сформулированную учителем;

выраают полоительное отношение к процессу познание,

проявляют внимание, удивление,желание больше узнать;

4.                  «Открытие» учащимися новых знаний

 

Симфоническая  - от слова симфония, и ее играет симфонический оркестр.

Кто мне скажет определение симфонического оркестра.?

Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям понять мир симфонической  музыки.  Многим(даже взрослым людям) симфоническая музыка кажется сложной  и непонятной. И вот композитор решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. У каждого героя есть своя тема, которую играет определенный  музыкальный инструмент. Итак, симфоническая сказка – это музыкальная  сказка, которую играет симфонический оркестр, и каждого героя озвучивает определенный музыкальный инструмент.

Посмотрим на доску- кто автор этой сказки?

-что вы  знаете о С. Прокофьеве?

-Вспомним  с какими произведениями С Прокофьева мы уже знакомились ?

 

 

 

 

 

 

 сегодня мы познакомимся с симфонической сказкой «Петя и волк».

 посмотрите на иллюстрации в учебнике и скажите с какими  героями мы встретимся?

- Мы с вами уже знаем, что, что каждого героя сказки будет озвучивать музыкальный инструмент .

Пставим еще одну задачу на уроке…

 

 

 

 

У каждого инструмента есть свой тембр.-окраска зкука, свой голос.

Игра «Угадай по голосу»

 Ну а теперь давайте послушаем и ответим , почему именно этот инструмент озвучивает данного героя.

 

Работа в тетрадях стр..

Давайте охарактеризуем Петю.., который приехал отдыхать на каникулы к дедушке, какого вы себе предстваляете?

Давайте послушаем тему Пети.

Какой же Петя?

 

 

 

 

 

Какая группа инструментов исполняют тему Пети?

Петя приехал к дедушке, каким вы его себе представляете?(Добрую, веселую, сердитую, или нежную?)

 

Послушайте тему дедушки У С. Прокофьева, определите характер. Совпадает ли ваше предположение с темой композитора? (слушание темы дедушки)

Звучит сердито, строго. ворчливый В мелодии слышно, как он ходит и ругает Петю.

- Инструмент исполняющий тему дедушки называется фагот- это  деревянный духовой инструмент. Что вы можете сказать о звучании фагота:?

Низкий или высокий?

 Ну а теперь давайте поговорим о птичке , кошке, и утке! Послушайте музыкальную тему и попробуйте угадать , чья  звучит тема?

 Почему вы так решили?

Как звучала мелодия?

 

Кто догадался какой инструмент исполнял тему птички?

Молодцы. Вы хорошо поработали а теперь можно  отдохнуть.

 

Физминутка.

 

 

 

 -Отдохнули и теперь вернемся  к нашей сказке и продолжим знакомство с персонажами симфонической сказки.

- а кому принадлежит эта тема, давайте внимательно послушаем и попробуем угадать. (Звучит тема кошки.) Покажите жестами движениями этого героя.

Почему вы решили, что это кошка?

 

 

 

 

- какой характер у кошки?

 

Тему кошки исполняет кларнет. И он относится к деревянным духовым инструментам.(Делают записи в тетради)

 

Какой тембр у этого инструмента?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте дальше послушаем, кого из героев изображает нам эта мелодия?

 Звучит тема утки.

 

Почему утка, а не волк?

 

 

 

 

 

 

Правильно исполняет эту тему -Гобой, этот инструмент деревянный духовой.(Делают записи в тетрадях)

какой тембр у гобоя? (спокойный, гнусавый, крякающий, не очень высокий.)

 

- давайте послушаем кого теперь изображает эта мелодия?(на экране Волк и охотники) звучит тема волка.

Почему именно волк?

Инструмент, изображающий Волка – Называется Валторна. Это медный духовой инструмент. Ее голос очень поэтичный, мягкий и нежный, однако композитор заставил  ее изображать рычание Волка, объединив три валторны вместе.

 

 Ребята, посмотрите,  из действующих  героев сказки мы еше не познакомились? (Слушание темы охотников)

Здесь композитор  вводит звучание выстрелов. Какие инструменты  вы услышали?

- правильно звучали литавры и и большой барабан. Это ударные инструменты.

Мы с вами знаем ,  что симфонический оркестр  состоит из 4 групп музыкальных инструментов: струнные смычковые, деревянно-духовые, медно-духовые, и ударные.

Задание: отметить  в схеме симфонического оркестра любым знаком те инструменты, которые представляют героев сказки. Для проверки обменяйтесь друг  с другом.

Молодцы, мы еще раз убедились в том, что все инструменты из симфонического оркестра, значит сказка это какая??

Так же мы познакомились с темами симфонической сказки, так какой же мы можем сделать вывод, почему тему каждого героя исполняют разные инструменты ?

- Правильно, каждый герой  выглядит по разному, имеет свой характер, свои отличительные черты, и не могут быть похожими друг на друга. Так и музыкальные инструменты,  выглядят по разному, имеют свое окраску звучании, или по другому тембр.

В начале урока мы ставили задачу  узнать

--что такое симфоническая сказка?

-Узнать какой музыкальный инструмент  из симфонического оркестра будет озвучивать героя из сказки и почему?

-Мы их решили?

 

А сейчас мы переходим к песне «  Сказка будет впереди», которую мы  с вами уже начали разучивать. Сейчас мы с вами вспомним нашу попевочку перед тем как петь., спинки  ровненькие, ноги прямо стоят.

А теперь вспомним какое настроение в песне, веселая, это  песня диалог, где Витя и Маша спорят. (Работа над дикцией, в медленном темпе .)

Исполнение 1 и 2 куплетов.

 

 

-

-

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- С. Прокофьев

 

 

-Золушка,  Пьесы из детской музыки Тарантелла, , Вальс, Ходит месяц над лугами.

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

-Узнать какой инструмент будет озвучивать каждого из героев из

сказки.

 

 

 

 

 

 

 

Веселый, озорной

 

Веселый,радостный, озорной мальчик. Он идет и что-то напевает. Мелодия плвная, иногда «Скачущая, как -будто Петя подпрыгивает»

 

Струнно-смычковые

 

Ответы детей

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

-низкий

 

 

 

- птички

Ответы детей

-быстро, высокао, модно представить как летает птичка.

- флейта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы дтей

 

 

 

 

 

 музыка звучала мягко, осторожно, тихо. Были слышны шаги кошки, как будто она крадется)

- мягкий, хитрый, осторожный.

 

Низкий , мягкий, бархатный , спокойный

 

Утка

 

 

 Музыка неторопливая, неуклюжая, как -будто переваливается с лапки на лапку,крякает

 

 

 

 

 

 

 

 

\-волка

 

- музыка страшная

 

 

 

 

 

 

 

- с охотниками.

- ударные инструменты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Симфоническая

 

 

 

- ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да

ответы

 
























































Анализировать выразительные и изобразительные интонации

 

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения








Принимают  учебную задачу, соответствую-щему этапу обучения.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личное отношение при восприятии музыки.

 

Выполняют учебные действия в умственной форме.

Осуществляют анализ музыкального произведения.

Осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия,оценки музыкальных сочинений.

Слушают и принимают речь других.

5.Подведение итогов по теме урока

6.Рефлексия

- Молодцы, на следующем уроке мы продолжим работу над песней. А напоследок, прошу обратить внимание на экран. Я порошу сейчас каждого из вас выбрать одну из приведенных фраз и дополнить ее.

- Своей работой на уроке я…..

- Мне было интересно, потому что

Выставление оценок за урок, самооценка.

 Домашнее задание: Нарисовать рисунок на выбор героя из сказки, или нарисовать афишу..

 молодцы замечательно поработали на уроке, спасибо за урок.!

Отвечают на вопросы.






















Осуществляют анализ, сравнение, строят логическую цепь рассуждений, воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной цели.

Выражают свои свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 


 

Технологическая карта урока музыки

Технологическая карта урока музыки

Способствовать развитию умения анализировать музыкальные образы героев сказки и тембровые особенности инструментов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях

Способствовать развитию умения анализировать музыкальные образы героев сказки и тембровые особенности инструментов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях

Давайте посмотрим на экран и вспомним, что за здания мы видим на экране? -Правильно это театры оперы и балета

Давайте посмотрим на экран и вспомним, что за здания мы видим на экране? -Правильно это театры оперы и балета

И вот композитор решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки

И вот композитор решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки

У каждого инструмента есть свой тембр

У каждого инструмента есть свой тембр

Низкий или высокий? Ну а теперь давайте поговорим о птичке , кошке, и утке!

Низкий или высокий? Ну а теперь давайте поговорим о птичке , кошке, и утке!

Делают записи в тетради) Какой тембр у этого инструмента?

Делают записи в тетради) Какой тембр у этого инструмента?

Почему именно волк? Инструмент, изображающий

Почему именно волк? Инструмент, изображающий

Так и музыкальные инструменты, выглядят по разному, имеют свое окраску звучании, или по другому тембр

Так и музыкальные инструменты, выглядят по разному, имеют свое окраску звучании, или по другому тембр

Выставление оценок за урок, самооценка

Выставление оценок за урок, самооценка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2023