Технологическая карта урока
Автор разработки: Ермошкина М.В.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Предмет |
Класс |
Тема урока |
||||||||||||||||||||||||||||
математика |
8 |
Неполные квадратные уравнения |
||||||||||||||||||||||||||||
Используемый учебник |
||||||||||||||||||||||||||||||
Название |
Класс |
Авторы |
||||||||||||||||||||||||||||
Алгебра |
8 класс |
Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. - Москва: Просвещение, 2017.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
Цели урока: · формирование знаний учащихся о способах решения неполных квадратных уравнений в зависимости от вида неполного квадратного уравнения; · развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать; · развивать навыки самоконтроля; · воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов при решении неполных квадратных уравнений.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||||||||||||||||||||||
повторить понятие «квадратное уравнение», название его коэффициентов, сформулировать определение неполного квадратного уравнения; определять виды неполных квадратных уравнений, решать неполные квадратные уравнения.
|
уметь точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики; уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать.
|
уметь контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; формирование ответственного отношения к успешной учебной деятельности, воспитания трудолюбия, математической культуры.
|
||||||||||||||||||||||||||||
ТСО (оборудование) |
Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
|||||||||||||||||||||||||||||
Компьютер с проектором.
|
Презентация по теме: «Неполные квадратные уравнения», Презентация по теме «Из истории квадратных уравнений» |
|||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока: комбинированный Метод: проблемно-диалогический Форма: фронтальная, парная, индивидуальная. Организационная структура урока |
||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока длит. этапа (мин) |
Образовательные задачи (планируемые результаты) |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Используемые ресурсы, задания для учащихся |
|||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент (2 мин)
|
Создание условий для подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала |
Л:самоопределение, настрой на работу; Р:целепологание. |
Психологический настрой учащихся на урок Приветствие, мобилизация внимания детей. Для создания на уроке атмосферы доброжелательности, сотрудничества предлагаю осмыслить фразу «Зри в корень!»
|
Самоорганизация на учебную деятельность. Ученики слушают учителя и настраиваются на активную работу. Рассуждают, сводят фразу «Зри в корень» на язык математики и определяют направленность урока – уравнения и его корни.
|
Напечатанный плакат на доске с фразой «Зри в корень» |
|||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний (5 мин) |
Повторить определение квадратного уравнения, умение правильно находить каждый коэффициент в записи квадратного уравнения, формулу корней квадратного уравнения, определить какими терминами, понятиями владеют учащиеся, развивать умение проводить самоанализ. |
П:анализ предлагаемых заданий, выделение существенной информации; Р: умение слушать, дополнять и уточнять, контроль, самоконтроль.
|
Проводит проверку знаний у учеников по пройденной теме в вопросно-ответной беседе: - Что значит решить уравнение? - Давайте подумаем, какие из этих уравнений являются квадратными? - Сформулируйте определение квадратного уравнения
- Важно ли условие, что коэффициент а≠0?. - Назовите коэффициенты квадратных уравнений. - Какое из уравнений является приведённым? - Как определить, сколько корней у квадратного уравнения? - Как найти корни квадратного уравнения? - Какое из этих уравнений мы можем решить с помощью второй формулы? По сокращенному дискриминанту?
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Баллы суммируйте и выставите в маршрутный лист.
|
Отвечают на вопросы учителя. Предполагаемые ответы: - найти его корни или установить, что их нет. - квадратные уравнения это: а, в, д – они содержат переменную x2 - уравнение вида ах² +вх +с=0, где а,в,с произвольные числа(коэффициенты), причем а≠0 называют квадратным уравнением. - важно, при а=0 уравнение не будет квадратным. -1) а=3, b = - 12, с = 9 2) а=1, b = - 4, с = -1 3) а=7, b = 5, с = 5 4) а=-3, b = 8, с = 0 x²– 4x – 1 = 0, потому-то а=1
Найти Дискриминант по формуле: D=b2-4ас, если D больше 0, то 2 корня если D = 0, то 1 корень если D меньше 0, то нет корней Если коэффициент b=4, чётное число, то удобно воспользоваться второй формулой квадратного уравнения.
Выставляют баллы в «Маршрутный лист». |
Слайд 1 презентации «Неполные квадратные уравнения» а) 3,7х2 -5х+1=0 б) 48х2 –х3 -9=0 в) 2,1х2 +2х-0,11=0 г) 1-12х=0 д)7х2 -13=0
Слайд 2 презентации «Неполные квадратные уравнения 1)3x² - 12x + 9 = 0 2) x²– 4x – 1 = 0 3) 5x +7x² + 5 = 0 4) 8x -3x² = 0
У каждого на парте «Маршрутные листы»
|
|||||||||||||||||||||||||
III. Мотивация к учебной деятельности. (4 мин)
|
Возбуждение интереса к материалу. Целеполагание.
|
П:самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, анализ с целью выделения признаков объектов, подведение под понятие.
|
- Что общего можно найти во всех этих квадратных уравнениях и чем они различаются?
«Определяя коэффициенты в каждом уравнении, что вы заметили?» - Как можно назвать такие уравнения?
- Попробуйте сформулировать определение неполных квадратных уравнений.
- Откроем учебник на странице 143 и сравним свои выводы.
- Откройте тетради, запишите число, тему урока
- Как же будем решать такие уравнения? - Все неполные уравнения можно разбить на три группы. По какому принципу? - Верно. Наша задача найти способы решения этих уравнений.
|
Слушают учителя и отвечают на вопрос. Видим :в первом b =0, во втором c=0, в третьем b=0 и c=0 ( Во всех уравнениях a≠0,но коэффициенты b и c могут быть равны 0). Предлагают свои варианты… НЕПОЛНЫЕ КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ. Делают обобщение вместе с учителем - дают определение неполного квадратного уравнения: квадратное уравнение называют неполным, если хотя бы один из коэффициентов b или c равен нулю. Самостоятельно читают учебник, сверяют свои формулировки с формулировкой учебника Записывают тему урока
- Такие уравнения мы решать не умеем.
- Группы, где b =0, где c=0 и где b=0 и c=0 |
На доске плакат с уравнениями:
На доске записана тема:
Учебник: стр. 143
|
|||||||||||||||||||||||||
IV. Формулирование нового знания ( 8 мин) |
Выражение решения проблемы – алгоритма решения неполных квадратных уравнений |
П:умение логически рассуждать, анализировать и осмысливать задания; К: решение возникающих проблемных вопросов; Л: осознание работы в группе; Р: контроль и коррекция выбора способа действий. |
- Сейчас, разделитесь на три группы, будем решать уравнения.
-Вы можете выбрать свои способы решения и затем поделитесь с нами. (контролирует работу групп)
- прокомментируйте и обобщите способ решения. Составьте алгоритм решения неполных квадратных уравнений
Не забудьте себя оценить в маршрутных листах |
1.Решают уравнения в группах 2. 2 учащихся записывают решения на доске 4х² = -16 2х² -8=0 х² = -4 2х² =8 (корней х² =4 нет) х1=2 х1= -2
3. Анализируют свою работу и выполняют самопроверку
4.Записывают алгоритм решения неполных квадратных уравнений в таблицу (на доске и в тетрадях)
Выставляют баллы в «Маршрутный лист». |
Задания для групп I. 1,7х² =0 -5х² =0 II. 3х² +15х=0 х² =7х III. 2х² -8=0 4х² = -16
Слайд 3 презентации «Неполные квадратные уравнения На доске таблички:
У каждого на парте «Маршрутные листы»
|
|||||||||||||||||||||||||
V. Физкультминутка (2 мин) |
здоровьесберегающая технология Физическая и психологическая разгрузка. |
|
|
Учащиеся повторяют движения дежурного и физорга под музыку |
Музыкальное сопровождение |
|||||||||||||||||||||||||
VI. Историческая справка (4 мин) |
Экскурс в историю |
|
|
Сунгатуллина Эльвина, Пивцаев Александр знакомят с сообщением по теме «Из истории квадратных уравнений» |
Слайд 1-5 презентации по теме «Из истории квадратных уравнений»
|
|||||||||||||||||||||||||
VII. Первичное закрепление, подготовка к ОГЭ ( 12 мин) |
Создание условий для самостоятельного применения знаний и способов действий Организация взаимопроверки решения по готовым ответам. |
П:самостоятельное выполнение действий, умение структурировать свои знания; Р: контроль и коррекция; |
1. Предлагает выполнить задание «Найди ошибку»
2. Предлагает выбрать задание для подготовки к ОГЭ.
Учитель раздаёт каждому уравнения разного уровня сложности
- Проверим ваши работы с помощью соседа (взаимопроверка) |
Высказывают мнение о допущенных ошибках, исправляют, находят правильное решение.
Один учащийся читает задание. Учащиеся делают вывод, что неполные квадратные уравнения встречаются на экзамене. Решают уравнение и проверяют их по слайду.
Обмениваются тетрадями и проверяют. Полученные баллы выставляют в лист оценивания. |
Запись на доске: у² + 100= 0 х² + 1 = х+1 у² = -100 х² + 1 - х+1=0 х1 = 10 х² - х+2=0 х2 = - 10 D=9 х1=1,5 х2=-4 4х2=0 х2=4 х1=2 х2=-2 Ответ на задание к ОГЭ. Слайд 4 презентации «Неполные квадратные уравнения Печатные листы с неполными квадратными уравнениями разного уровня сложности. I. уровень 3х2-27=0 64х2 = 0 II. уровень х2+ 19х = 0 4х2 + 6 = 0 III. уровень - 3х2 + 21 = 0 4х2 + 9х = 0 |
|||||||||||||||||||||||||
IХ. Рефлексия ( 6 мин) |
формировать способность рефлексии собственной деятельности |
Л: умение подводить итоги; Р: умение осуществлять самооценку; К: умение грамотно выражать свои мысли. |
- Какую проблему мы сегодня с вами решали? - Что нового узнали? - Повторите алгоритм решения неполных квадратных уравнений. - Еще раз сформулируйте определение неполных квадратных уравнений. - Что вам особенно понравилось на уроке? - Есть ли вопросы? На возникшие вопросы учитель отвечает. - Итак, мы сегодня очень плодотворно поработали, давайте подведём итоги. Подсчитайте ваши баллы, заработанные на уроке, переведите их в оценку, согласно критериям. - Какую оценку каждый из вас поставил бы себе за урок?
|
Отвечают на вопросы учителя. (предполагаемые ответы) - Нашли способы решений неполных квадратных уравнений; - Узнали, какие уравнения называются неполными квадратными уравнениями;
Формулируют.
Ребята записывают оценки в своих маршрутных листах, озвучивают оценку.
Высказывают предложения по оценке деятельности на уроке.
|
«Маршрутные листы»
Критерии оценивания. Слайд 5 презентации «Неполные квадратные уравнения
|
|||||||||||||||||||||||||
Х. Домашнее задание. Итог урока. (2 мин) |
Домашнее задание: п.3.5 (стр.143-144), №490, №491 (а,в) |
|
Информирует учащихся о домашнем задании Урок окончен. Спасибо за работу. Я надеюсь, что ваши смайлики будут улыбаться. Оцените урок. |
Записывают домашнее задание
Оценивают урок смайликом у доски. |
Информация о домашнем задании. Слайд 6 презентации «Неполные квадратные уравнения На доске смайлики на магнитах |
|||||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.