Технологическая карта урока "Несклоняемые существительные" 6 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4. Технологическая карта урока русского языка Несклоняемые ИС.docx

Технологическая карта урока русского языка

по теме «Несклоняемые имена существительные»

6 класс

 

Тема урока: Несклоняемые существительные

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель: познакомиться с понятием «несклоняемые слова» и лексическими группами несклоняемых существительных. 

Задачи: 

научиться грамматически правильно употреблять несклоняемые существительные в речи; 

составить алгоритм определения рода несклоняемых нарицательных существительных. 

определять падеж несклоняемых существительных; 

разграничивать склоняемые и несклоняемые сложносокращённые слова;  

определять род несклоняемых имён существительных.

Основные понятия темы: несклоняемые существительные

Ресурсы: учебник «Русский язык» Ладыженская Т.А., 6 класс, толковые словари, видеоурок РЭШ,

Оборудование: интерактивная доска( экран), мультимедийный проектор, компьютер.

Наглядно-демонстационный материал : мультимедийный ряд-презентация по теме урока, учебник.

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Организация рабочей обстановки. Приветствие. Запись даты в тетради.

Слушают учителя, участвуют в диа­логе с учителем. Размещают учеб­ные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

2. Актуализация прежних знаний.

   С какими существительными мы познакомились на предыдущих уроках? (разносклоняемыми)

   Какое окончание у этих существительных в родит., дат., предл. падежах?   (-И)

   В творит. падеже?..      (-ЕМ)

   Какой суффикс пишется в падежных формах существительных на -МЯ?   (-ЕН-)

 

Диктант.

кочевые племена, говорить о времени, дорожить временем, в горячем пламени, под полковым знаменем, под бременем лет, крупные семена, люди древнего племени, назвать по имени, языки пламени, у вымени коровы, росток из семени, долгий путь, рана на темени, наслаждаться свободным временем.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

Пишут под диктовку.

Проводят взаимопроверку (работают в парах)

3. Целеполагание и планирование

Сегодня мы продолжим изучать склонение имён существительных и познакомимся с очень интересными словами.

 

1.Чтение стихотворения «Про то, как не надо говорить».

 

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…

А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

Кенгура в кафу зашёл, занял там свободный стол.

И сидим за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

 

2.Беседа:

-Употребление каких слов показалось странным?

(домино, метро, кенгуру, пальто, кашне, фортепьяно, шимпанзе, какаду, пенсне, кафе, кино)

-Значения каких слов вам не понятны?

 

 

 

Слушают учителя,

Участвуют в беседе.

4.Словарная работа

Кашне(фр. cache-nez, галлицизм, букв. «спрячь нос», «тайник для носа») — шейный платок или шарф, которым укрывают шею и нижнюю часть лица, включая  нос, в холодную или сырую ветреную погоду. Кашне надевают и из чисто  эстетических соображений с целью подчеркнуть сочетания цветов в наряде, создать  или дополнить определённый образ. 

 

Пенсне - Очки без заушных дужек, держащиеся при помощи зажимающей переносицу пружины. 

 

   -Попробуем, задавая падежные вопросы, просклонять слова ПАЛЬТО и КАФЕ.

   -Что вы заметили?

(слова не меняют форму)

 

Ищут в Толковом словаре значение непонятных слов.

 

 

 

 

 

 

Делают вывод: существительные не изменяются!

5. Объяснение нового материала

   О чем мы будем говорить сегодня?  (о словах, которые не склоняются)

Итак, тема нашего урока «Несклоняемые существительные».

 

Чтение материала учебника – п. 47.

    Какие существительные относятся к несклоняемым? (составляем кластер)

 

Несклоняемые ИС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Записывают тему урока  в тетрадь.

 

Изучают материал учебника.

Составляют кластер.

Физкультминутка

Видеоролик

 

6. Формирование новых знаний.

Задание 1. Работа с учебником: упр. 266

 

Просмотр видеоурока РЭШ (https://resh.edu.ru/subject/lesson/6967/main/260513/)

 

Задание 2. Упр. 268 – самостоятельная работа с последующей проверкой.

Работа в тетрадях.

Взаимопроверка.

7. Рефлексия

- Что нового узнали?

-Какие умения вам пригодились, чтобы изучить новый материал?

-Какое задание показалось сложным, простым, интересным?

 

Анализируют и оценивают свою работу на уроке

8. Итоги урока

В конце урока я предлагаю вам прослушать «Песенку-итог» Аркадия Хайта.

             

Чтобы грамотными стать и писать отлично,

Никогда нельзя менять в падежах различных

Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,

Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.

Можно песню распевать и в гостях, и дома,

Если только не менять окончанье слова.

Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,

Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.

 

 

9. Домашнее задание

Выучить теоретический материал на стр. 140-141 (п. 47)

Упражнения 270, 271

Записывают в дневники

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также