МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 СТ. СТОРОЖЕВОЙ-2»
Учитель начальных классов: Скибина Елена Алексеевна
Технологическая карта урока окружающего мира
Тема: «На что похожа наша планета?»
Практическая работа: «Моделируем форму Земли»
Педагогическая цель:
|
Познакомить с планетой Земля ее формой и размерами, движением в пространстве, с моделью Земли – глобусом; формировать умение выдвигать, обосновывать, доказывать предположения; развивать наблюдательность, интерес к окружающему миру; воспитывать бережное отношение к нашей планете. |
Тип, вид урока: |
Решение частных задач. |
Технологии: |
Развивающие, коммуникативные. |
УМК |
Школа России |
Учебник, раздел: |
Плешаков А. А. Окружающий мир. Учеб. 1 кл. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2016., Раздел «Что?» и «Кто?» |
Методы и формы работы: |
Методы: объяснительно-иллюстративный; проблемно-поисковый, исследовательский, учебный диалог; Формы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах. |
Планируемые результаты: |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; моделировать форму Земли; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
Универсальные учебные действия: |
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое устное высказывание о форме земного шара; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания. |
Основные понятия: |
Планета Земля, глобус - модель Земли, вращение Земли вокруг своей оси. |
Образовательные (цифровые) ресурсы: |
Для ученика: учебник, дневник, пенал, снежинки - сигнальные карточки; Для учителя: доска, интерактивная доска, компьютер, карточки для индивидуальной и групповой работы, наглядный материал, юла, тарелка, игрушки, ИКТ- презентация. |
Учебные пособия: |
Плешаков А. А. учебник, ч.1 с. 48 – 49, глобус. |
Деятельность учащихся на уроке: |
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — выдвигать предположения и доказывать их; — использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; — работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; — моделировать форму Земли; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
|
Ход урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые УУД и личностные результаты |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
І. Мотивация к учебной деятельности (2 минуты) |
Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. Создание эмоционального настроя в классе. – Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение. – Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? – Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его своему соседу по парте. - Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!
Слайд 2.
Девиз нашего урока: «С маленькой удачи начинаются большие успехи!» Будьте внимательны, дисциплинированы, активны. Желаю удачи! |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
- Да. |
Личностные результаты: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
ІІ. Актуализация опорных знаний (3 минуты) |
Словесный. Беседа |
1.Работа по наблюдениям учащихся
- Какое сейчас время года? - Какой месяц? Какое число? - Назовите день недели. - На улице солнечно или пасмурно, есть ли осадки? - Есть ли ветер? Слабый или сильный? - Что мы сейчас делали?
- Для чего мы это делали?
- Чему мы учимся, наблюдая за природой?
- Можем ли мы прожить без природы, которая нас окружает? - Давайте вспомним: - Как называется военный городок, в котором мы живём? - Это наша с вами малая Родина. - Как называется страна, где мы живём? - Назовите столицу России.
Слайд 3.
- Велика и прекрасна наша страна. Мы ещё не раз будем совершать путешествие по ней. Но на свете есть и другие страны. Там живут такие же люди, как и мы, но говорят они на других языках. И у всех нас есть общий дом – планета. |
Примерные ответы учащихся. Учебный диалог: - Осень. - 28 ноября. - Среда. - На улице(пасмурно). Осадков нет. - Дует слабый ветер. - Рассказывали о погоде. - Учились наблюдать за природой. Нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению. Паучок терпению. Пчелы в поле и в саду Обучают нас труду. - Нет.
- Сторожевая-2.
- Россия. - Москва. |
Личностные результаты: проявлять целостное восприятие окружающего мира; определять личностный смысл в изученном содержании. Коммуникативные УУД: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме
|
Фронтальный. Устные ответы |
ІІІ. Пробное учебное действие (6 мин) |
Словесный. Проблемно- поисковый |
- Посмотрите, ребята, какие предметы для нас принесли Муравьишка и мудрая Черепаха (демонстрирует карту полушарий, глобус). - Послушайте загадку и подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке. Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все – и млад и стар, Что наш дом – большущий шар. - Что обозначает слово «земля»?
- Давайте сравним наши предположения со значением этого слова в толковом словаре Ожегова.
Слайд 4.
ЗЕМЛЯ 1. Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. 3емля - планета людей. 2. Суша в противоположность водному или воздушному пространству. 3. Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. 4. Рыхлое темно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. 5. Страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория Земли. 6. Территория с угодьями, находящаяся в чьем-нибудь владении, пользовании. 7. В Австрии и Германии: административно-территориальная (федеративная) единица. - Кто понял, о чем мы будем говорить на уроке? - Что вы знаете о планете Земля?
- Верно. Сегодня на уроке нам предстоит нелегкая работа. Дело в том, что люди издавна задумывались над тем, как устроен мир, что собой представляет Земля. Древние мудрецы высказывали множество предположений о форме Земли. - Послушайте о некоторых из них.
Слайд 5.
Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.
Слайд 6.
Древние греки думали, что все небеса сплошь населены богами или, в крайнем случае, их детьми — героями, а людям досталась только Земля — огромный остров посреди замкнутой в кольцо реки Океана.
Слайд 7.
Другие древние люди думали, что Земля плоская. Она лежит на трёх слонах, а те стоят на спине Большой Черепахи, которая плавает в космосе.
Слайд 8.
Другие представляли нашу Землю круглой, но лежит она на трёх китах, которые плавают в океане. |
Отгадывают загадку
- Земля. Высказывают свое мнение. Слушают толкование слова из словаря.
- О нашей планете.
- Земля – планета, где живем все мы.
Слушают сообщения учителя. |
Личностные результаты: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные УУД: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать других. |
Фронтальный. Устные ответы, рассказ
|
ІV. Выявление места и причины затруднения (2 мин) |
Словесный. Проблемно- поисковый |
- Правы ли были древние мудрецы? - Почему?
|
- Нет. Были неправы. - Наверное, у них не было достаточно знаний. |
Познавательные УУД: На основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД: Развиваем умение высказывать своё предположение Коммуникативне УУД: Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. |
Фронтальный. Коллективное обсуждение |
V.Формулирование темы, планирование деятельности. (1 мин) |
Словесный. Проблемно- поисковый |
- На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить?
Слайд 9.
- Попробуем сформулировать цель урока: я начну предложение, а вы его закончите: Найти доказательства того, что земля имеет … - Откройте учебники на с. 48. Давайте прочитаем тему урока и учебные задачи, которые мы поставим перед собой. |
- Какую форму имеет Земля?
- Найти доказательства того, что земля имеет форму шара.
Два человека читают. |
Регулятивные УУД : Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. |
Фронтальный. Коллективное обсуждение |
VІ. Здоровье-сберегающий момент (1 мин) |
Практический |
- Дует ветер нам в лицо Закачалось деревцо Ветерок все тише, тише… Деревцо все выше, выше. |
Выполняют ритмические упражнения |
|
Правильное выполнение движений |
VІІ. Открытие новых знаний (5 мин) |
Словесный. Проблемно- поисковый |
- Муравьишку тоже интересует вопрос: Какую форму имеет Земля? Или На что похожа наша планета? А вы, ребята, как думаете?
Слайд 10 - 11.
- Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как это блюдо. Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные.
Слайд 12 - 13.
- Но некоторые из вас, ребята сказали, что Земля похожа на мяч, т.е. имеет форму шара.
Слайд 14.
- Кто же прав? - Рассмотрите рисунки на с. 48 учебника и скажите: «На каком из рисунков показана плоская Земля, а на каком — шарообразная?
- А если мы посмотрим на тарелку и мяч, какую форму имеет наша планета: форму тарелки или мяча? (наглядный пример) - Какое же изображение правильное?
- Если предположить, что земля плоская, можно дойти до края Земли? - А если Земля – шар, можно ли дойти до края? - Рассмотрите рисунок 3 , на котором изображены корабли.
Слайд 15.
- Когда корабль уплывает из порта, провожающие видят его до горизонта, а потом он куда-то исчезает. А люди на корабле смотрят на удаляющийся берег: вот и он исчез, скрылся, видна только вода вокруг. Хотя стоит вскарабкаться на мачту, и вновь виден берег. Но пройдет немного времени, берег удалится и опять исчезнет за горизонтом. - Горизонт – это воображаемая линия, где земля сходится с небом. - Это наблюдение люди сделали еще в древности. Оно доказывает, какую форму имеет Земля. - Так в древности люди, наблюдая с берега за кораблями, которые возвращаются из дальнего плавания или уплывают, догадались, что Земля имеет форму шара.
Слайд 16 - 17.
А путешественник Фернан Магеллан, решив объехать на пяти кораблях Землю, доказал что она круглая. Он снарядил пять судов, которые должны были выйти из порта и плыть постоянно в одном и том же направлении, чтобы вернуться в этот же порт. Долгие месяцы плыли корабли. Один из парусников разбился о скалы,
Слайд 18.
другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен. Погиб Магеллан.
Слайд 19.
И только одно маленькое судно под названием «Виктория» вернулось в порт через три года с противоположной стороны.
Слайд 20.
(Учитель показывает динамическую модель движения корабля).
В наши дни, когда совершаются полеты в космос, люди своими глазами могут увидеть, что Земля имеет форму шара. - Посмотрите на рисунок 4. Еще одно из доказательств шарообразности Земли – это снимки планеты из космоса.
Слайд 21.
- Человек со стороны увидел свою планету, когда Юрий Гагарин первым из людей поднялся в космос. |
Высказывают предположения.
Высказывают предположения.
- На первом – плоская, а на втором – шарообразная.
- Мяча.
- Второе.
- Да.
- Нет. |
Познавательные УУД: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Ориентироваться на развороте учебника. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. |
Фронтальный. Коллективное обсуждение |
VІ. Здоровьесберегающий момент (1 мин) |
|
Мы шли, шли, шли Белый гриб нашли Раз грибок, два грибок Положили в кузовок. |
Выполняют ритмические упражнения |
|
Правильное выполнение движений |
VІІ. Открытие новых знаний (5 мин)
|
Словесный. Беседа Проблемно- поисковый. Практический. |
- Ребята, а что держит в лапке Мудрая Черепаха на с. 49? (Учитель показывает глобус.) - Люди создали модель Земли – глобус.
Слайд 22.
- В 1492 г. первый европейский глобус Земли изготовил астроном М. Бехайм из Германии. Он назывался "Erdapfel", или "Земное яблоко».
Слайд 23.
- Почему глобус имеет такую форму? - Земля – громадный шар. Глобус – модель, «игрушечная» Земля. Шар насажен на ось и наклонен по отношению к подставке. На глобусе нарисовано все, что есть на Земле: океаны и моря, реки и озера, горы и низменности, леса и равнины.
- Давайте вылепим из пластилина модель Земли.
Слайд 24.
- Какой цвет преобладает на глобусе? Почему? Слайд 25. - Как показана суша? Слайд 26.
- Итак, Земля имеет форму шара.
Слайд 27.
Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого. Их, как и все на Земле, удерживает земное притяжение. - Как вы думаете, Земля неподвижна или она движется? - Рассмотрите рисунки – схемы на с. 49. Обсудите данный вопрос самостоятельно в парах.
- Итак, движется ли наша планета? Кто из вас понял, как она движется? - Почему вы так решили?». (Учитель демонстрирует движение Земли с помощью глобуса. Для наглядности на глобусе можно разместить фигурку Муравьишки.) - Как и все планеты, она движется вокруг Солнца. Земля – спутник Солнца.
Слайд 28.
- Земля намного меньше Солнца. Земля – третья планета Солнечной системы.
Слайд 29.
- Польский ученый Николай Коперник впервые установил, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца.
Слайд 30 - 31.
И хотя летит она очень быстро, за год успевает облететь вокруг Солнца только один раз. Уж очень большой путь! Земля вращается не только вокруг Солнца. Она вращается и вокруг своей оси, крутится, как волчок.
Слайд 32.
Земля подставляет Солнцу то одну сторону, то другую. Пока она совершает один оборот вокруг своей оси, проходит 24 часа, т. е. сутки – день и ночь. - Поведем итог: - Как называется наша планета? - Какую форму имеет? - Как движется Земля?
- Сравним свой вывод с выводом в учебнике. |
- Глобус.
- Потому что земля имеет форму шара.
Лепят модель Земли из пластилина
- Голубой. Потому что на земле много воды.
- Суша показана желтым, зеленым и коричневым цветом.
Высказывают предположения
Самостоятельно обсуждают вопрос в парах.
Коллективное обсуждение вопроса
- Земля. - Форму шара. - Вокруг Солнца и вокруг своей оси. Систематизируют полученные новые знания, отвечают на вопросы учителя |
Познавательные УУД: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Ориентироваться на развороте учебника. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. |
Фронтальный. Коллективное обсуждение Парный. Устные ответы |
VІІІ. Развитие умений – применение знания. (6 мин) |
Словесный, Проблемно- поисковый
|
- Мы открыли сегодня с вами много новых знаний, а теперь предлагаю вам применить полученные знания, выполнив самостоятельно задания: 1.Самостоятельная работа в группах. - Предлагаю поработать в группах и выполнить задание на карточках. Карточка№1: Обведите предметы, которые по форме похожи на нашу планету 2. Самостоятельная работа Карточка №2: -Проверьте свою работу
- Оцените работу группы. - Если было легко и все выполнили верно- зеленый кружок; - Испытывали трудности, допустили ошибку – желтый; - Было очень трудно, не справились с заданием – красный. - А теперь оцените свою работу, закрасив нужный смайлик.
|
Работают в группах, выполняя задание на карточках.
Выполняют самостоятельно работу. Проверяют работу по эталону. Оценивают работу группы.
Оценивают самостоятельную работу.
|
Познавательные УУД: Выявлять сущность, особенности объектов На основе анализа объектов делать выводы. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные результаты Формируем мотивацию целенаправленной познавательной деятельности. Проявлять целостное восприятие окружающего мира; определять личностный смысл в изученном содержании. |
Парный. Устные ответы Индивидуальный, моделирование |
ІX. Рефлексия учебной деятельности. (3 мин) |
Словесный. Беседа |
- Вернемся к учебной задаче урока. Какую цель поставили перед собой?
- Удалось ли нам это доказать. - Что нового узнали на уроке?
Слайд 33.
- Ответьте на вопросы по схеме:
Слайд 34.
узнал Я запомнил смог
Слайд 35.
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов самооценки: - зеленый – все понятно, было легко; - желтый - испытывали затруднения; - красный – было трудно. - В чем испытывали затруднения - Очень рада, что зеленых кружков у нас больше, чем красных. - Урок окончен. Спасибо за работу.
|
Отвечают на вопросы учителя. - Найти доказательства того, что земля имеет фору шара. - Да. - Земля меньше Солнца, постоянно движется вокруг Солнца. Да и сама вращается. Земля имеет форму шара. |
Регулятивные УУД: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные результаты: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
КАРТОЧКА №1
Обведите предметы, которые по форме похожи на нашу планету.
Самооценка выполнения работы:
КАРТОЧКА №2
Обведите правильный ответ
Самооценка выполнения работы:
Используемая литература и источники:
1. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. А.А. Плешаков Окружающий мир: рабочие программы: 1-4 класс. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы . — М. : Просвещение, 2014. — 205 с.
2. Окружающий мир. Поурочные разработки: Технологические карты уроков 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Ю.И. Глаголева, Л.С. Илюшин, Н.И. Роговцева.- М. СПб: Просвещение, 2012.
3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учеб. 1 кл. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2016.
4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 кл. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2016.
5. Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир: Тесты: 1 кл. — М.: Просвещение, 2016.
6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/06/11/na-chto-pokhozha-nasha-planeta-oom-konspekt-uroka-v
7. //doc4web.ru/okruzhayuschiy-mir/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-na-chto-pohozha-nasha-pla.html
8. http://globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-po-okruzhayushtemu-miru-na-chto-pohozha-nasha-planeta-1-klass
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.