Технологическая карта по окружающему миру на тему:
«Разнообразие растений».
3 «В» класс.
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема ур. / класс |
Разнообразие растений |
УМК |
«Школа России» (А. А. Плешаков) |
Цели деятельности педагога |
Сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, с классификацией растений планеты, узнать их отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы растений. |
Тип урока |
Изучение нового материала. |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: § определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); § в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога; § организовать и упорядочить знания; § принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи; Познавательные: § Осознают учебно-познавательную задачу по теме, слушая учителя или одноклассников § Умеют извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её; § Формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; § перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
знакомство с классификацией растений. o изучение основных признаков групп растений. Коммуникативные: развитие общеучебных умений: умение анализировать, § способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку; § развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, § умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные § знания, развитие устной речи; § умение контролировать и оценивать результат своей деятельности. o расширение кругозора и словарного запаса учащихся. Регулятивные: § умение анализировать, классифицировать найденную информацию; § адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника; § умение принимать и сохранять учебную задачу; Предметные: § сформировать у учащихся представление о разнообразии растительного мира; § познакомить с отличительными признаками основных групп растений; § умение различать группы растений по их существенным признакам. |
Методы и формы обучения |
Методы: словесный, наглядный, практический; Формы: фронтальная, индивидуальная |
Оборудование |
Учебник «Окружающий мир 3 класс, 1 часть», атлас-определитель «От земли до неба» доска, презентация, мультимедийный проектор и экран, раздаточный материал, «страница дневника наблюдений за погодой». |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Промежуточный контроль |
Орг. момент |
Добрый день, дети! Меня зовут Арина Юрьевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать. Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность.
- Проверьте, есть ли у Вас на парте дневник, учебник, пенал. Если все готово, тихонечко садитесь. |
- Приветствуют учителя.
Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. |
Фронтальная |
Коммуникативные УУД: Приветствие учителя.
Регулятивные УУД: Умение организовать себя и своё рабочее место. Соблюдать дисциплину. |
Проверка готовности к уроку; зрительный контакт |
Краткие сведения о наблюдениях за погодой |
- Давайте начнем наш с вами урок с наблюдений за погодой. - Какая сегодня температура? - Назовите направление ветра. - Сильный ли ветер сегодня? - Небо ясное или облачное?
- Это свидетельствует о том, что, возможно, скоро могут появиться осадки. - Наблюдаются ли на улице осадки? - Есть ли на небе облака? Какие? - Наблюдаются ли на улице другие погодные явления?
- А теперь давайте с вами повторим все сведенья о погоде, которые мы с вами сейчас проговорили.
|
Отвечают на вопросы учителя.
- Сегодня +2 градусов. - Ветер дует с запада. - Сегодня слабый ветер. - На небе пасмурно. - На улице( не) наблюдаются осадки (в виде дождя/снега).
- Наблюдаются кучевые облака. - На улице не наблюдаются др. погодных явлений
Вывод:
|
Фронтальная |
Коммуникативные УУД: Умение высказать свою точку зрения; Умения вести диалог и слушать своих товарищей. |
Устный ответ |
СТИЦ |
-
Скажите, ребята, а были ли вы когда-то в Соликамском Ботаническом саду им.
Демидова?
В начале 18 века в 1730 г. в Соликамск приехал молодой дворянин, Григорий Акинфеевич Демидов. Поженился он на одной из известных красавиц города, Анастасии Суровцевой, дочери местного солепромышленника. И решили Демидовы в своем имении развить райский сад. На тот момент у Г. Демидова росли невиданные доселе соликамцами экзотические растения, и по общему количеству в этом саду росло около 500 разных растений, от мала до велика. На тот момент, Г. Д. заложил на Соликамской земле первый в России ботанический сад! И
как же странно, мы живем на Урале, у нас климат зимой холодный, а летом
жарко, а в саду ботаническом растения жили годами. А так же, интересный факт – 15 лет длилась переписка Г. А. Демидова с легендарным Карлом Линнеем – ученым, основавшим науку ботанику – наука об изучении растений.
- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверняка, слышали такое выражение: «Растения - зеленая одежда Земли». А если же не слышали, так давайте же его разберем.
- Как вы понимаете смысл выражения?
- Верно. Все растения образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.
-
Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?
- Тема нашего урока «Разнообразие растений». И сегодня мы познакомимся с царством растений.
- Сегодня мы познакомимся с новой классификацией растений. Узнаем, на какие группы растений выделяют ученые-ботаники.
Вывод: |
Слушают учителя.
(Отвечают на вопрос учителя).
(Слушают внимательно учителя).
(Смотрят на изображения, представленные на слайде).
- Наверное, растения являются одеждой для Земли, так как они покрывают всю поверхность нашей планеты.
- О растениях. (Пробуют сформулировать тему и цели на предстоящий урок). |
Фронтальная |
Коммуникативные УУД: Умение высказать свою точку зрения; Умения вести диалог и слушать своих товарищей. Регулятивные УУД: умение принимать и понимать учебную задачу. |
Словесный |
Объяснение нового материала |
- Итак,
сегодня мы с вами будем в роли ботаников!
- Растения – это целое царство живой природы, представители которого, обычно, развиваются в неподвижном состоянии и питаются неорганическими и органическими веществами. - Учеными, которые изучают ботанику, открыто более 320 тыс. видов растений! Вы представляете, как это много?! И каждый год это число увеличивается, потому что ученые не сидят на месте, а открывают новые виды, с каждым разом все удивительнее!
- Мы с вами узнали, что такое ботаника. Давайте вспомним.
- Ботаника – часть науки о живой природе!
-
Посмотрите на изображения на экране.
- На какие признаки вы опирались, когда делили растения на группы?
- Ученые делят все растения на 5 групп. - Но первоначально ее создал Карл Линней – шведский ученый, то занимался ботаникой. - Классификация – распределение организмов в группы по определенным признакам.
- И, что бы познакомиться с первой, «нырнем» с вами под воду. (Выходит ученик)
- Действительно, ребята, водоросли удивительны. Одни превышают длину человека, другие – на столько крохотные, что их не рассмотреть без микроскопа.
- Самым ярким примером съедобных водорослей – ламинария или, как еще ее называют, «морская капуста». Многие ее виды годятся для употребления в пищу, и очень полезны, т.к. содержат в себе большое кол-во йода.
Практическая работа: Посмотрите внимательно на экран. Рассмотрите внимательно иллюстрации. Назовите номера иллюстраций, на которых изображены водоросли.
-
Что ж, с первой группой классификации растений мы с вами познакомились. О
следующей группе нам расскажет, (Имя учащегося.)
-
У мха нет корня (их заменяют ризоиды, которыми они укрепляются
в почве и всасывают воду) и поэтому воду и минеральные вещества они
добывают при помощи стебля и листьев.
Практическая работа: Посмотрите внимательно на экран. Рассмотрите внимательно иллюстрации. Назовите номера иллюстраций, на которых изображены мхи.
- Вот, мы познакомились уже с 2 группами растений, очень полезными!
- Следующая группа растений не менее удивительна. Третья группа – «папоротниковые растения», и о них нам расскажет (Имя учащегося.)
- На самом же деле, у папоротников вместо семян есть крошечные споры, которые расположены на тыльной стороне листьев. -
Папоротники, как правило, растут во влажных лесах.
Практическая работа: Прослушайте и определите на слух, какое описание соответствует папоротнику. 1. Многолетнее травянистое растении, которое имеет тысячи листьев. Размножается при помощи спор, которые крепятся на тыльной стороне листьев. 2. Большой цветок, который цвет только раз в году, в ночь на Ивана Купалу. Говорят, что если его встретить на поляне в лесу, то тогда исполнится заветное желание человека. 3. Редкое растение, на грани исчезновения. Имеет не более 100 листьев, достигающих размеров до 10 см. Используется в лекарственных целях. Отвар его лечит головных болей.
- Следующая группа растений – самая известная, и, возможно, любимая многими. Хвойные растения. - Одну представительницу данной группы вы все хорошо знаете. Давайте назовем ее все вместе, три-четрые : …
- У большинства хвойных деревьев хвоинки не опадают, и поэтому эти растения круглый год остаются зелеными. -
Хвойные деревья – очень полезны. В хвойном лесу воздух является самым чистым
на планете. И если на нем долго находится в таком лесу, то с не привычки
может закружиться голова. - Кедровые орехи очень вкусные и полезные. А из шишек ели получается очень вкусное варенье! - Еще очень интересный факт, у пихты, что относится к данной группе, шишки растут не вниз, а вверх. Посмотрите! А ее хвоинки – самые мягкие, по сравнению с другими представителями группы.
Практическая работа: - У вас на столах есть листы зеленой бумаги. - Попробуйте вырезать ель из бумаги.
- И у нас с вами осталась последняя группа растений – цветковые. О ней нам расскажет (Имя учащегося).
- Цветковые растения цветут вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых. Большая часть всех цветковых растений опыляется насекомыми. - Цветы привлекают не только наши взоры, но и манят насекомых-опылителей, от которых зависит процесс размножения, а значит и продолжение рода растения. - Пройдет еще немного времени и в том месте, где еще недавно благоухал цветок, развивается плод с семенами.
Практическая работа: - У вас на столах есть листы белой бумаги. - Нарисуйте один из представителей цветковых растений. Вы можете нарисовать те, что увидите на экране, или же любое другое известное вам растение.
- Посмотрите, как же много растений оказывается, существует на Земле. И разделены они всего лишь на 5 групп. Согласитесь, ребята, это удивительно!?
Исследовательнская работа - А сейчас я предлагаю вам выполнить творческую работу - оформить книжки-малышки о группах растений, которые мы только что с вами изучили.
Вы будите работать в группах (всего 5 групп – в соответствии с группами растений). 1.
Водоросли - Вам нужно будет за отведенное время внести информацию в книжки-малышки. - В ваших к-м есть иллюстрации некоторых растений, относящихся к той группе растений, с какой работает ваша группа. Пример:
растение папоротник – папоротниковые растения, соответственно в
книжке-малышке пишется о папоротниковых растениях. -
Обращаться за поиском информационного материала вы будите в
атласы-определители. Что
вам нужно будет написать:
- На выполнение работы в группах у вас ровно 5 минут.
- Из каждой команды выйдите по одному человеку с к-м в руках. Покажите, какую работу вы выполнили.
-
Время вышло. Посмотрите, какие чудесные книжки-малышки у вас получились,
ребята! Вы работали сообща, дружно и быстро. Вижу, вы отлично постарались!
Молодцы! - Вот такие удивительные пять круп существуют в классификации разнообразия растений.
Вывод: - Они растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Растения так же живут и под водой: в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. -
Мы с вами вы выяснили, что растения бывают разных видов.
|
Слушают
учителя.
- Это наука о растениях.
(Предлагают варианты деления растений на группы). Настраиваются на работу.
- На вид растений.
1 ученик. Под водой обитают одни из самых первых растений (древнейшие на Земле) – водоросли. Это морске жители. Они различаются по размерам, форме, цвету и по свойствам Как и земные растения – есть съедобные и не съедобные.
(На экране представлены иллюстрации различных растений, в том числе водорослей. Дети должны найти среди всех иллюстарий те, на которых изображены водоросли).
2 ученик. Вторая группа растений – мхи. Они одни из самых древних представителей растительного мира. У мха есть стебель и листья, но нет корней, цветков, плодов и семян. Поэтому мхи могут расти даже на камнях или деревьях. Мхи предпочитают влажные и прохладные места в тени. В основном мхи встречаются на болотах.
(На экране представлены иллюстрации различных растений, в том числе мхи. Дети должны найти среди всех иллюстарий те, на которых изображены мхи).
3 ученик. Третья
группа растений – папоротниковые. Они существовали на Земле, еще во времена
динозавров.
(Слушают учителя. Выбирают на слух описание, подходящее виду растений -папоротнику).
- Хором – ель!
4 ученик. Хвойные растения – самая узнаваемая группа. К ней относятся: сосна, кедр, кипарис, лиственница, можжевельник и мн. др. Вместо листьев у этих растений хвоинки – иголки. У хвойных растений нет цветков, а вместо плодов у них – шишки, в которых созревают орехи.
Слушают
задание учителя.
5
ученик.
Слушают задание учителя. Изображают один из представителей цветковых растений.
Слушают внимательно учителя.
Открывают атласы-определители.
Приступают к выполнению творческой работы в группах.
Из каждой команды выходит по 1 чел. Демонстрация работ.
Слушают учителя!
|
Фронтальная Групповая
|
Регулятивные УУД: Умение принимать и понимать учебную задачу.
Коммуникативные УУД: Умение высказать свою точку зрения; Умения вести диалог и слушать своих товарищей.
|
Словесный Зрительный контакт
|
Физминутка |
- Думаю нам пора отдохнуть. -Правила такие же, как и в пальчиковой гимнастике. 1) я показываю упражнения - вы смотрите на меня и слушаете; 2) повторяете за мной упражнения, 3) повторяете вместе со мной, и упражнения, и текст.
Раз –два-три выросли цветы (сидели
на корточках, встаем) (тянутся
на носочках) (смотрят
вверх) (раскачивают
руками влево - вправо над головой) (наклоняются
влево) (грозят
пальчиком) (приседают) (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики) -Итак, мы с вами немного отдохнули и приступаем к дальнейшей работе. |
- Повторяют упражнения физминутки за учителем.
|
Фронтальная Коллективная |
Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь учителя.
Регулятивные УУД:
|
Зрительный контакт
|
Практическая работа |
- Сегодня на уроке мы более подробно познакомились с вами с разнообразием растений.
- А сейчас я предлагаю вам создать свой маленький живой мир, состоящий только з растений - флорариума.
Флорариум – это композиции из растений, мхов, сухоцветов и дополнительных элементов (камни, ракушки и т.д.) в стеклянных сосудах различных форм.
Историческая справка. Первым человеком, который обнаружил вероятность содержания растений в сосудах, был доктор-ботаник из Дании Натаниэль Уорд. Именно он, в конце 19 века абсолютно случайно изобрел прототип современного флорариума – ящик Уорда. Это был стеклянный закрытый сосуд, в котором транспортировали различные виды экзотических растений из тропических и субтропических стран в Европу. Благодаря чему, по всему миру распространялись новые, неизвестные на тот момент растения.
Преимущества домашних мини-оранжерей: · эксклюзивность; · компактность; · экономия времени и средств для ухода; · отсутствие пыли и грязи на листьях; · безопасность; · редкая необходимость в поливе.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ: 1. Насыпьте слой дренажа из гальки, мелких камней, песка, чтобы вода оседала и не затапливала культуры. 2. Выложите цветочную землю. Слой должен быть такой же высоты, чтобы корням хватило места для дальнейшего роста. 3. Выньте цветок из коробки, побейте твердый почвенный шарик, пока корни не станут чистыми. Будьте осторожны, не повредите их. 4. Используя обычную ложку, сделайте ямку, чтобы поместить туда корни растений. 5. Добавьте больше почвы вверху и уплотните ее вокруг основания растения. 6. (Декор). |
Слушают
учителя.
Слушают учителя, проверяют наличие всего необходимого для создания флорариума, слушают учителя и смотрят выполнение пунктов посадки растений, повторяют за учителям. |
Фронтальная |
Коммуникативные УУД: Готовность
слушать собеседника и вести диалог. |
Словесный Зрительный контакт
|
Обобщающая беседа |
- Как вы думаете, а проводили ли праздники на Руси с деревьями? Украшали ли их? Быть может, кто-то знает какой-то праздник, связанный с украшением или поклонение какому-либо дереву?
- К священным русским деревьям относятся дуб, береза, верба, рябина, осина. По преданию дерево олицетворяет человека, ствол дерева это тело человека, ветки - это руки человека, корни - это ноги человека, сок дерева олицетворяли с кровью человека, поэтому священные деревья на Руси рубить запрещалось.
- Ни один праздник на Руси не отмечали без обрядов, связанных с деревьями. Символом весны считается березка, символом осени рябина. Рябина символизирует в русской культуре мир и счастье в семье, осенью после сбора урожая традиционно играли свадьбу, поэтому обряды проводились с ветками рябину. Дерево сажали около дома, чтобы оберегало счастье в семье.
- Ребята, а знаете ли вы, как выглядит Иван-Чай? (Фото на экране)
-
Посмотрите, какой красивый.
Связана она с русским старинным словом «чай» (не напиток!), которое обозначало: скорее всего, пожалуй, по всей видимости и пр. В одной русской деревне жил парень Иван. Очень любил он красные рубахи, бывало наденет рубаху, выйдет на околицу и ходит вдоль опушки леса, гуляет. Жители села увидев яркий красный цвет среди зелени говорили: «Да это Иван, чай, ходит». Так привыкли к этому, что даже не заметили как Ивана в селе не стало и стали говорить на появившиеся внезапно у околицы алые цветы «Да это Иван, чай!»
- Скажите, ребята, а какое растение у вас ассоциируется с теплом? Почему?
(Изображение на экране одуванчика)
ЛЕГЕНДА ПРО ОДУВАНЧИК Однажды
цветочная богиня спустилась на землю. Она долго бродила по полям и опушкам,
по садам и лесам, желая найти свой самый любимый цветок. Первым ей встретился
тюльпан. Богиня решила поговорить с ним: -
Я хотел бы расти на клумбе у древнего замка, покрытой изумрудной травой.
Садовники ухаживали бы за мной. Меня бы обожала какая-нибудь принцесса.
Каждый день она подходила бы ко мне и восхищалась моей красотой.
Отгадайте
ребус
-
Кто из вас видел такое растении вживую?
ЛЕГЕНДА ПРО РОМАШКУ На свете жила девушка и был у нее любимый - Роман, который делал для нее подарки своими руками, превращал каждый день жизни девушки в праздник! Однажды Роман лег спать - и приснился ему простой цветок - желтая сердцевинка и белые лучики расходившиеся в стороны от сердцевины. Когда он проснулся, то увидел цветок рядом с собой и подарил его своей девушке. А девушка захотела, чтобы такой цветок был у всех людей. Тогда Роман отправился на поиски этого цветочка и нашел его в стране Вечных снов, но царь этой страны не отдал цветок просто так. Правитель сказал Роману, что люди получат целое ромашковое поле, если молодой человек останется в его стране. Ждала девушка своего любимого очень долго, но в одно утро она проснулась и увидела за окном огромное бело-желтое поле. Тогда девушка поняла, что ее Роман больше не вернется и назвала цветок в честь своего любимого - Ромашкой! Теперь девушки гадают на ромашке - "Лю-бит-не любит!"
Отгадайте загадку:
Белые горошки
- Видели ли вы, дети, ландыши? Знакомы ли вы с этими цветами? - На что похож ландыш?
ЛЕГЕНДА О ЛАНДЫШЕ - В древнеславянских сказаниях цветы ландыша называли слезами Волховы (хозяйка подводного царства), которая любила гусляра Садко, сердце которого принадлежало земной девушке - Любаве. Узнав, что сердце возлюбленного занято, Волхова не стала открывать своей любви Садко, но иногда по ночам, при свете луны на берегу озера, она горько рыдала. А крупные слезы-жемчужины, коснувшись земли, прорастали ландышами. С тех времен ландыш на Руси стал символом скрытой любви.
Приметы
о растениях: Растение обильно разрастается в местах скопления негативной энергии. Считается, чертополох обозначает границу между мирами мёртвых и живых. Растения высаживали на могилах ведьм и колдунов, чтобы воспрепятствовать их перерождению. Если подозревали одержимость бесами, стегали человека колючими ветвями для их изгнания. С помощью чертополоха защищали дом, хлев животных от воров и недобрых людей.
Рябина Если дерево цветёт долго, осенью жди обилия грибов. На рябине весной цветки распускаются в виде больших белых шапок — к теплу. Цветение началось поздно — к тёплой осени.
Хвойные деревья - Ёлка опускает вниз ветки — к ненастью - Если стволы сосен глухо гудят, начнется сильная гроза - Лиственница «съёживается» к дождю. На ели появляется много почек, значит лён хороший уродится
|
Слушают учителя.
Дети называют возможные праздники, где люди активно использовали деревья и обычаи.
Да/нет.
- На маяк/посох/мороженое… (Называю ассоциации с цветком)
Одуванчик, потому что он теплый, пушистый, приятный, словно солнце.
- Ромашка.
Да Очень приятно пахнет.
Нет.
Да. |
Фронтальная Групповая |
Регулятивные УУД: умение принимать и понимать учебную задачу. Коммуникативные УУД: Умение высказать свою точку зрения; Умения вести диалог и слушать своих товарищей. |
Словесный Зрительный контакт |
Итог.
|
- Ребята, какая была тема нашего сегодняшнего урока? - С чем мы с вами познакомились на уроке? Чему научились?
- Для того, что бы закрепить полученную на уроке информацию, давайте ответим на вопросы: 1. Что такое ботаника? 2. Что относится растения? 3. Что такое царство растений? 3. На какие группы ученые разделяют царство растений? 4. Приведите примеры различных видов растений?
- Урок у нас заканчивается. И я предлагаю вам выполнить последе задание этого урока.
Вам
необходимосейчас на спец. карточках написать слова, связанные с темой урока. 1 строка: существительное, обозначающее тему; 2 строка: два прилагательных, раскрывающие характерные признаки явления; 3 строка: три глагола, раскрывающие действия, свойственные явлению; 4 строка: фраза, раскрывающая суть явления; 5 строка: существительное, которое выразит общее впечатление.
(Учитель задает вопросы по синквейну – дети зачитывают слова, которые вписали каждую строку).
- Всем спасибо. Мне было безумно приятно с вами работать. Урок окончен. |
- Тема нашего урока «Разнообразие растений».
- На роке мы познакомились с различными видами и классификациями растений. Узнали, где растения обитают и чем они различаются между собой.
(Дети проговаривают все то, что помнят с урока, чем они сегодня занимались на уроке).
Слушают учителя – задание по рефлексии.
Пример выполнения: 1 строка: растение (я) 2 строка: зеленые, разные. 3 строка: живут, растут, размножаются. 4 строка: разнообразие растений. 5 строка: многообразие.
- До свидания! |
Фронтальная
|
Коммуникативные УУД: Умение высказать свою точку зрения; Умения вести диалог и слушать своих товарищей.
|
Словесный Зрительный контакт |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.