Урок 10. Меценатство
Цель: выявление сущности благотворительности и меценатства
Задачи:
ü приобщение школьников к изучению отечественного духовного наследия;
ü способствовать воспитанию патриотических чувств через знание традиций и истории культуры Отечества;
ü формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанном на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним;
ü формирование навыков исследовательской деятельности;
ü развитие познавательной активности учащихся через позитивную самостоятельную деятельность;
ü развитие коммуникативных способностей школьников.
Оборудование:
ü выставка фотографий российских меценатов:
купец Гаврила Гаврилович Солодовников, придворный банкир барон Александр Людвигович Штиглиц, дворянин Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, купчиха Варвара Алексеевна Морозова (1850–1917), урожденная Хлудова, мать коллекционеров Михаила и Ивана Морозовых, Маргарита Кирилловна Морозова (1873–1958), урожденная Мамонтова, купец Петр Иванович Щукин, купец Савва Иванович Мамонтов(1841–1918).
ü Презентация
ü Оборудование для обучающихся:
· ножницы, маркеры, фломастеры, лист А3, клей;
· задание на листах А4
· тексты пословиц
ü Словари: Орфографический Ожегова, Словарь В.И.Даля
ü Ключевые понятия: меценат, благотворитель, пожертвование, призреть.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
· Организационный момент.
|
|
- Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга. Я вам желаю успехов на уроке.
|
Дети приветствуют учителя. |
· Актуализация знаний. Работа с текстом. |
|
На 1слайде текст притчи - учитель читает текст и знакомит ребят с содержанием притчи. Говорили люди соседу: – Не стоит чужой огород городить! А тот пошел и огородил. Да вдобавок вскопал и засадил овощами. Огород-то бедной старушке принадлежал, которой уже никто не мог помочь. И те же люди, когда она угощала их овощами со своего огорода, говорили потом, что никогда в жизни не ели ничего более вкусного!
- Что по-вашему мнению можно сказать о старушке, судя по тексту притчи?
- Почему же её соседи говорили, что не ели ничего более вкусного?
|
Дети слушают содержание притчи.
Ответы детей: Бедная старушка нуждалась в помощи, так как она была одна Предполагаемые ответы · Старушка добрая, щедрая. · Угощает своих соседей дарами с огорода. Ответы детей · Старушка давала их просто так · Старушка давала их от души и т.д
|
· Актуализация знаний. Работа с текстом. Обсуждение заголовков к притче. |
|
- Как бы вы озаглавили данную притчу?
2слайд. - Монах Варнава (Савин) Автор притчи придумал для этого текста заголовок «Плоды добра»
-Согласны ли вы с таким заголовком? Почему?
- Совершенно верно, добрый поступок сосед совершил бескорыстно по своей доброй воле. |
Ответы детей
· Одинокая старушка. · Добрый поступок. · Вкусный плод.
Ответы детей
· Да, потому что все отказывались, а сосед никого не послушал и совершил добрый поступок · Да потому что сама старушка щедрая · Да потому старушка угощала просто так, без всяких денег и т.д
|
· Актуализация знаний. Работа с пословицами. |
|
3слайд - Давайте и мы совершим добрый поступок и поработаем над пословицами. У вас на слайде написаны пословицы, необходимо объяснить их смысл 1.Лихо помнится, добро век не забудется 2.Доброе дело на век ( или на два века) 3.Учись доброму – худое на ум не пойдёт 4.Добро поощряй, а зло порицай. 5. Жизнь дана на добрые дела 6.Доброму добрая память - О чём все эти пословицы?
|
Дети работают в группах, у каждой группы только одна пословица. Идут обсуждения смысла пословицы.
Каждая группа объясняет смысл пословицы, которая досталась в группе
Ответы детей
· Пословицы о добре |
· Актуализация знаний. Работа с новым словом.
|
|
4слайд - Здесь хочется вспомнить народную мудрость: «Самое плохое дело, имея возможность, не хотеть сделать добро тому, кто в нем нуждается» - В старину добрые дела называли «благими», отсюда и произошло новое слово «благотворительность» Показываю и произношу новое слово для ребят - Что такое благотворительность, по-вашему мнению?
- Давайте узнаем: у вас на столах лежат словари Ожегова и В.И.Даля найдите в словарях значение данного слова
Давайте проверим 5 - 6 слайды |
Дети слушают
Ответы детей · Хороший поступок · Помощь другому · Оказание помощи ничего не требующей взамен
Дети в группах работах в словарях находят значение слов: благотворительность, благотворительный. Зачитывают значение слов – 1 ученик из группы
Дети читают значение со слайда |
- Что же такое благотворительность как вы поняли?
- Какие это поступки?
- Кто такой благотворитель?
- Что вы
делали доброго и для кого? Как вы помогали людям? |
Ответы детей
· Благотворительность — это безвозмездные действия и поступки, направленные на общественную пользу
· безвозмездные действия и поступки
Ответы детей · Благотворитель-это человек, совершающий добрые поступки
Дети рассказывают о том, какие добрые дела они творили или делали просто так
просто так,
даром.
|
· Актуализация знаний. Работа с новым словом.
|
|
7- 8 слайды
- Благотворительность может быть направлена на охрану памятников культуры, защиту окружающей среды. Некоторые люди дают деньги на научные исследования, дарят книги, картины, предметы старины библиотекам, картинным галереям, краеведческим музеям, музеям искусств. Понятие «меценат» пришло к нам из Древнего Рима. У императора Августа был приближенный, его звали Меценат. Он покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию и поддерживал их материально
|
Дети слушают
Дети читают определение на слайде.
|
· Актуализация знаний. Знакомство с меценатами России и Костромской области |
|
- Богата Россия меценатами. Их уже давно нет, но добрые дела, которые они совершили, остались на века и мы любуемся их творениями. Поэтому я хочу сказать словами пословицы: «Жизнь дана на добрые дела» 10 слайд Самые известные меценаты в 17веке братья Третьяковы. Родились в потомственной купеческой семье. Владельцы Большой Костромской льняной мануфактуры. Старший вел дела на фабриках, младший общался с зарубежными партнерами. Первый был замкнутый и нелюдимый, второй — публичный и светский. Оба собирали картины. Павел — русские, Сергей — иностранные, по большей части современные, особенно французские (оставив должность московского городского головы, радовался, что отделался от официальных приемов и сможет больше тратить на картины; потратил же он на них 1 миллион франков, или 400 тысяч рублей по тогдашнему курсу). - Любовь к искусству сделала Павла Михайловича страстным коллекционером, а любовь к Отчизне помогла составить уникальную коллекцию картин русской школы.
- Может быть, кто-то из вас слышал эту фамилию? Где?
11 слайд -Давайте посмотрим на этот памятник искусства. Фильм о Третьяковской галерее.
- Людей, которые оставили заметный след в истории нашей страны и Костромского края очень много. Мы постараемся назвать имена тех, кто родился и состоялся на нашей Костромской земле. Поговорим о меценатах благотворителях. 12слайд Савва Иванович Мамонтов — российский промышленник и меценат. Савва Мамонтов родился 15 октября1841 года, в городе Ялуторовск, Тобольской губернии, ныне Тюменской область в семье винного откупщика, возглавившего Общество Московско-Ярославской железной дороги. Составил крупный капитал на железнодорожном строительстве: протянул дорогу из Ярославля до Архангельска и дальше, до Мурманска. Ему мы обязаны Мурманским портом и дорогой, связавшей центр России с Севером. 13слайд - В Костромской области проживала часть наиболее влиятельного купечества на Руси – гостей государевой сотни. Это звание давалось царём за заслуги перед отечеством в коммерческих делах, и получали его лишь самые крупные предприниматели с торговым оборотом не менее 20 тысяч рублей в год. В то время самым богатым был царь, а доход знатного боярина в среднем 700 рублей. Костромские государевы гости были настоящими миллионерами. Время развеяло огромные их состояния, но остались построенные владельцами фабрики, школы, больницы, храмы. И мы можем вспоминать их имена. Давайте о них вспомним. 1.Фёдор Васильевич Чижов – 14 слайд 2. Владимир Фёдорович Лугинин - 15 слайд 3. Николай Николаевич Смецкой -16 слайд 4. Константин Попов -17 слайд 5. Григорий Николаевич Макаров -18 слайд 6. Иван Дмитриевич Сытин -19 слайд 7. Василий Александрович Кокорев -20 слайд
-Это далеко не все меценаты, а только их часть. |
Дети слушают
Ответы детей · В Москве есть Третьяковская галерея · Я был в Третьяковской галерее и т.д
Дети смотрят фильм о Третьяковской галерее
Дети рассматривают фотографию: портрет Саввы Мамонтова.
Дети слушают.
|
· Итог занятия |
|
-О чём мы сегодня говорим на уроке?
-Почему мы об этом говорим ведь этих людей уже давно нет в живых? -Почему они остались в памяти? Слайд 21 Делай добро не напоказ для всех постоянно |
Ответы детей · О меценатах · О благотворителях · О людях, которые делали добро
Ответы детей · Они оставили хорошие дела · Мы можем любоваться их творениями · Мы можем радоваться их делами · Делай добро не напоказ для всех постоянно |
· Рефлексия |
|
Видеоролик. Песня о доброте
Слайд 21 Продолжите предложение: · Я узнал · Мне было интересно · Я буду
|
Дети заканчивают фразу |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.