Технологическая карта урока «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?»
Оценка 5

Технологическая карта урока «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?»

Оценка 5
Разработки уроков
pdf
дефектология +1
1 кл
23.04.2020
Технологическая карта урока «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?»
Технологическая-карта-урока-Откуда-в-наш-дом-приходит-вода.pdf

Технологическая карта урока

Учитель: Мефодичева Александра Константиновна Класс: 1 «В»

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Образовательная цель урока: систематизация уже имеющихся знаний детей о воде, расширение знаний о ее значении и способах бережного отношения. Задачи урока: В сфере личностных УУД:

o   Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;

o   Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

o   Прививать чувство ответственности за сбережение водных ресурсов планеты, воспитывать бережное отношение к воде, интерес к окружающему миру. В сфере регулятивных УУД:

o   Научить принимать и сохранять учебную задачу;

o   Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

o   Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

      В сфере познавательных УУД:

o   Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; o Развивать речевые навыки при устных высказываниях. В сфере коммуникативных УУД:

o   Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

o   Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других; o Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности. Планируемые результаты:

      Личностные:

o   формирование чувства гордости за свой родной край;

o   овладение начальными навыками адаптации в развивающемся мире; o принятие и освоение социальной роли обучающегося; o развитие мотивов учебной деятельности;

o   развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; o формирование установки на наличие мотивации на результат; o развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение выходить из спорных ситуаций.

      Метапредметные:

o   овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

o   освоение способов решения проблем поискового характера;

o   формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

o   формирование умения принимать причины успеха/неуспеха; o освоение начальных форм познавательной рефлексии; o использование схем решения учебных и практических задач;

o   активное использование речевых средств для решения познавательных задач;

o   овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинноследственных связей;

o   формирование готовности слушать собеседника;

o   умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение других.

      Предметные:

o   воспитание чувства гордости за национальные свершения;

o   сформированность уважительного отношения к родному краю и его водным ресурсам; o освоение основ экологической грамотности; o освоение доступных способов изучения природы (наблюдения, опыт, сравнение).

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Формы обучения: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков / 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2018 Оборудование: презентация PowerPoint; аудиофайл «Делаем зарядку»; карточки «Визуальное расписание» (визуальная доска «Сначала-потом», план урока + стрелка «Сейчас»); песочные часы; схема дома на магнитах; 4 стакана; 2 воронки; 2 палочки; 2 фильтра (ватный диск и марля); 2 визуальные инструкции; земля; пищевой краситель; карточки-капельки на магнитах для рефлексии (голубые и черные).

Оборудование обучающихся: учебник; бейджики с именами; карточки-сигналы светофора (красный и зеленый); карточки-капельки (голубые и черные); конверты с карточками последовательности (путь воды из реки в дом и путь воды из дома в реку).  

ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор.

 

Этап урока

Виды работы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности

Словесное

приветствие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивирующие вопросы

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Поздоровайтесь и с нашими гостями!

Ребята, вам тепло?

В классе светло?

Прозвенел звонок?

Уже закончился урок?

Хотите учиться?

Тогда можно садиться!

Меня зовут Александра Константиновна. Сегодня я проведу у вас урок Окружающий мир. Надеюсь, на нашем уроке вы получите новые знания. Вы любите узнавать что-то новое и интересное? Вы готовы отправиться в наш совместный путь за новыми знаниями? Если вы готовы, поднимите вверх зеленый сигнал светофора!

Отлично! Но о чем же мы поговорим сегодня? 

 

Обучающиеся

здороваются с учителем и гостями.

Обучающиеся хором отвечают на вопросы.

 

 

Затем садятся за парту.

 

 

 

Обучающиеся

отвечают                  на

поставленные вопросы, поднимают зеленую или красную табличку.

Л: формирование учебнопознавательного интереса к новому учебному материалу; П: развитие речевых навыков при устных высказываниях.

 

Л: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов

учебной деятельности; формирование

установки на наличие мотивации      на результат;

М: формирование готовности слушать собеседника.

2. Актуализация знаний

Решение знакомой задачи

Вы послушайте загадку, всё узнаем по порядку!

Ой, что было! Ой, что было!

Мама речку в дом пустила! Речка весело журчала, Мама в ней белье стирала. А потом, а потом

Я купался под дождем!

О чем же говорится в этой загадке? Что же это за речка?

Молодцы! Вы правильно догадались!

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся предполагают ответ на загадку

Р: обучение принимать и сохранять учебную

задачу;

К: развитие навыка использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

М:                активное

использование речевых средств для решения познавательных задач; овладение

логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинноследственных связей.

 

 

 

 

 

 

 

3. Выявление места и причины затруднения

Формулировка темы

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначение проблемной ситуации

 

Но откуда в нашем доме Появилась вдруг вода?

Да в таком большом объеме!

И уйдет она куда?

Ребята, догадались, о чем мы поговорим сегодня на уроке? Какие ваши предположения?

Проверьте себя. Откройте учебник на странице 60. Кто может прочитать, какой вопрос задает нам любопытный муравьишка? Отлично! Знаете ли вы, откуда в нашем доме появляется вода? А хотите узнать? 

Это и будет тема нашего исследования на уроке. Мы попробуем стать настоящими учеными-исследователями!

 

 

 

 

 

Обучающиеся

предполагают ответ

 

Обучающиеся

открывают учебник, один из них зачитывает вопрос Обучающиеся высказывают свое мнение.

Р: обучение принимать и сохранять учебную

задачу;

Л: формирование учебнопознавательного интереса к новому учебному материалу.

М:             овладение

способностью

принимать      и сохранять       цели             и задачи             учебной деятельности. 

4.           Построение проекта решения проблемы

Составление

алгоритма            с

помощью визуального расписания             хода урока

Чтобы ответить на вопрос муравьишки, нужно потрудиться. Давайте посмотрим на доску, какие этапы нам нужно пройти, чтобы ответить на вопрос: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1.  Для чего нужна вода?

2.  Как раньше вода попадала в дом?

3.  Как сейчас вода попадает в дом?

4.  Куда вода уходит из дома?

5.  Подвижная игра «Путь воды в дом»

6.  Опыт по очищению воды

7.  Проверка знаний

Вы заметили, что у меня на столе стоят песочные часы? Они подскажут нам, когда нужно немного отдохнуть. 

 

 

 

 

 

Обучающиеся внимательно следят за построением алгоритма урока

Р: формирование навыка планирования своей деятельности в соответствии с

поставленной задачей и условиями её реализации.

М:              овладение

способностью

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств           ее

осуществления; формирование умения планировать учебные действия в соответствии с

поставленной

задачей;

использование схем решения учебных и практических задач.

 

5.       Реализация

проекта

Обобщение опыта и          решение поставленной задачи

 

 

 

Вот и наш первый этап. Ребята, для чего же нам нужна вода? Кто знает?

Верно. Без воды растения высохли бы и погибли, вода нужна рыбам, человеку тоже нужна вода, чтобы пить, готовить еду, поддерживать чистоту. 

А если вода будет грязная? Принесет ли она

Обучающиеся делятся своим мнением

 

 

 

 

Обучающиеся делятся

Л: привитие чувства ответственности за сбережение водных ресурсов; воспитание интереса         к окружающему миру;

Р:                 обучение

Л: формирование чувства гордости за свой родной край;

овладение начальными навыками адаптации в развивающемся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пользу?

Отлично! Именно чистая вода очень нужна каждому из нас!

Тогда мы можем перейти ко второму этапу нашего исследования (учитель просит ученика передвинуть стрелку на следующий этап).

Как же раньше вода попадала в дом? Может кто-нибудь интересовался данным вопросом? Раньше не было городов, люди жили в деревнях и воду могли брать только в реке. Хозяйки ходили к реке с ведрами. Как вы думаете, легко было носить ведра?

Очень тяжело. Но на плечах у них были необычные инструменты. Знаете, как называется этот инструмент? Коромысло.

С помощью коромысла хозяйки могли донести ведра с водой в дом. 

Но позже стали появляться колодцы. Ктонибудь из вас видел в деревне или на даче колодец?

Колодцы были рядом с домом, но всё равно нужно было потрудиться, чтобы начерпать воду. 

А как же сейчас вода попадает в наш дом? Это третий этап нашего исследования (учитель просит ученика передвинуть стрелку на следующий этап).

Мы ходим за водой на реку? Мы набираем воду в колодце?

Что нам нужно сделать, чтобы налить воду в ведро или помыть руки? 

Открыть кран. Верно. 

Ученые           много трудились      и             изобрели водопровод. 

Ой, ребята, а вы узнали, что это? Это памятник водопроводу. Он установлен в нашем городе Мытищи. Почему именно в нашем городе стоит этот памятник? 

Знали ли вы, что именно в городе Мытищи, в котором мы живем, был построен первый в Московском регионе водопровод. Эту воду пили даже российские императоры!

своим мнением

 

 

 

Обучающийся передвигает стрелку на следующий этап  Обучающиеся делятся своим опытом

 

 

Обучающиеся делятся своим мнением

 

Обучающиеся

предполагают ответ

 

 

Обучающиеся делятся своим опытом

 

 

 

 

 

Обучающийся передвигает стрелку на

следующий этап 

 

Обучающиеся делятся своим мнением

 

 

 

 

Обучающиеся делятся своим опытом

 

 

 

 

 

 

сохранять учебную задачу; развитие самостоятельности

при выполнении поставленной задачи;

П:        обучение осуществлять поиск необходимой информации; развивать             речевые навыки при устных высказываниях;

К: воспитывать культуру речи,

доброжелательное отношение к мнению других.

 

мире; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие навыка сотрудничества со взрослыми и

сверстниками, умение выходить из спорных ситуаций.

М:              овладение

способностью сохранять       цели             и задачи             учебной деятельности, поиска средств           ее

осуществления; освоение способов решения проблем

поискового характера; формирование умения

контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной

задачей; формирование умения принимать причины успеха/неуспеха; использование схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств для решения познавательных задач; овладение

 

 

 

 

Работа со схемой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представляете, в каком великом городе мы живем! Давайте посмотрим в наших учебниках, как устроен современный водопровод. 

Вода поступает к нам в дом из реки или изпод земли. Если в дом поступает вода из реки, то ее надо очистить. А от чего нужно очистить воду?

От грязи и микробов! Для этого существуют станции очистки воды. Проследите пальчиком путь воды из реки в дом: сначала река, затем станция очистки воды, и вода по трубам попадает в дом. 

Что случится, если станции очистки воды не будет? Грязная вода попадет к нам в дом! Что же будет? Да, станции очистки воды очень нужны нам! 

Но куда же вода уходит из дома? Это следующий этап (учитель просит ученика передвинуть стрелку на следующий этап). Давайте вернемся к нашей схеме в учебнике. Что мы делаем дома с помощью воды? Мы моем руки, посуду, пол, стираем белье. Какая вода после этого? Чистая? Вода снова становится грязной. Можно ли грязную и использованную воду сливать обратно в реку? Конечно, нельзя! Она должна пройти очистку на специальных сооружениях. Проследите пальчиком путь воды из дома в реку. Грязная вода течет по трубам и попадает на очистные сооружения, а затем возвращается в реку уже чистая. 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся делятся своим мнением

 

Обучающиеся    следят

по схеме в учебнике

 

 

Обучающиеся делятся своим мнением

 

 

Обучающийся передвигает стрелку на

следующий этап 

 

Обучающиеся делятся своим опытом

 

 

 

 

 

Обучающиеся    следят

по схеме в учебнике

 

 

логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинноследственных связей.

П:        воспитание чувства гордости за национальные свершения; сформированность

уважительного

отношения      к родному краю и его водным           ресурсам; освоение         основ экологической грамотности.

6.        Первичное

закрепление

Подвижная игра «Путь воды в дом»

(фронтально)

 

 

 

 

 

 

Наши песочные часы подсказывают, что наступило время для игры! Мне нужны двое помощников. Вы будете станцией для очистки воды. Возьмитесь за руки и сделайте арку. Через арку вы можете пропустить только чистые капельки воды, а грязные будете пускать в наш дом? Нет. Когда увидите грязные капельки, тут же опускайте руки, не пускайте их в дом. 

Ребята, вы будете рекой. У каждого из вас на

 

Двое обучающихся выходят к доске, берутся за руки и образуют арку. Остальные обучающиеся прикрепляют капельки к бейджикам, строятся в ряд за руки и идут

Л: развитие способности к самооценке на основе успешности

учебной деятельности; привитие интереса к окружающему миру; Р: развитие умения оценивать

Л: развитие навыка сотрудничества со взрослыми и

сверстниками, умение выходить из спорных ситуаций. М: формирование готовности слушать собеседника; умение договариваться о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт с очищением воды (индивидуально)

столах лежат капельки – голубые чистые или черные грязные. Прикрепите капельку к вашему бейджику. 

(учитель предлагает ученикам в несколько подходов строиться в ряд и проходить через арку). Видите, грязные капельки не попали в наш дом! Их не пустила станция для очистки воды.

Пришло время для следующего этапа нашего исследования (учитель просит ученика передвинуть стрелку на следующий этап).

Сейчас вы почувствуете себя настоящими учеными! На станциях для очистки воды стоят большие фильтры, которые задерживают грязь, которая есть в воде. Давайте посмотрим, как они работают. Для этого мне нужен помощник (учитель вызывает ученика к столу).

У тебя на столе стоит стакан с водой, пустой стакан, есть воронка, фильтр, земля, а также лежит инструкция. Что тебе необходимо сделать?

Каким стал фильтр? А вода теперь какая? 

Можно очистить воду от земли и песка?

Молодец!

Мне нужен еще один помощник (учитель вызывает ученика к столу). У тебя на столе тот же набор предметов, только вместо земли краска. Посмотри на инструкцию, что тебе необходимо сделать?

Каким стал фильтр? А вода какая? 

Краска растворилась в воде. Можно ли очистить воду от краски, которая растворилась в ней? Это очень сложно. Если в воду сливать отходы, которые будут растворяться в воде, легко ли будет ее очистить?

Тяжело. Что важно поэтому делать?

Если вам понравился опыт, то повторите его дома вместе с родителями.

 

через арку. 

Обучающиеся

«станция»     опускают руки, когда «чистые» капельки пройдут.

 

 

 

Обучающийся передвигает стрелку на

следующий этап 

 

 

 

 

 

 

Обучающийся подходит       к           столу. Следуя           инструкции, выполняет опыт. 

 

Отвечает на вопросы учителя.

 

   Еще                      один

обучающийся подходит       к           столу. Следуя           инструкции, выполняет опыт.

 

Отвечает на вопросы учителя.

 

Остальные обучающиеся наблюдают на опытом, делают вывод.

правильность выполнения действий;

К:       формирование договорных

отношений    при решении        общих задач в совместной деятельности.

распределении функций совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение поведение других.

П:

доступных способов

изучения (наблюдения, сравнение).

 

в и

 

освоение

природы опыт,

7. Самостоятель-

  ная      работа      с

Работа в малых группах –

А теперь настало время для  проверки знаний (учитель просит ученика передвинуть

Обучающийся передвигает стрелку на

Л: развитие способности к

Л: развитие самостоятельности и

 

самопроверкой по эталону

составление последовательности изображений

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка по эталону

 

 

 

 

 

 

 

  Гимнастика      для

глаз

 

Физкультминутка

стрелку на следующий этап)

Мы будем работать малыми группами по три человека, как вы и сидите. У вас на партах лежит конверт, достаньте из него карточки. Сейчас вы сможете проверить себя, запомнили ли вы, как вода попадает в наш дом и куда уходит. Первый ряд разложит карточки в том порядке, в котором вода попадает из реки в дом. Второй ряд разложит карточки в том порядке, в котором вода уходит из дома в реку. Могут быть и лишние карточки! Итак, готовы? Начали!

Время вышло! Первый ряд проверяет, в правильной последовательности разложили карточки? Что не получилось?

Теперь второй ряд проверяет, в правильной последовательности разложили карточки? Что не получилось?

Вы все большие молодцы! Все этапы пройдены, мы стали настоящими исследователями!

Наверняка вы немного устали и ваши глазки тоже? Давайте сделаем короткую гимнастику для глаз.

Часы снова подсказывают нам, что пора отдохнуть, встанем и проведем физкультминутку!

 

следующий этап

 

Обучающиеся извлекают содержимое конверта, по заданию учителя в малых группах выстраивают правильную последовательность карточек

 

 

Обучающиеся

производят

самопроверку по эталону на доске.

 

 

 

 

 

Обучающиеся повторяют за учителем гимнастику для глаз, затем   движения физкультминутки.

самооценке на основе успешности учебной деятельности;

Р:         обучение сохранять             учебную задачу;             развивать умение             оценивать правильность выполнения действий;

П:        обучение осуществлять поиск необходимой

информации   для выполнения учебных заданий;

К:        формирование договорных

отношений      при решении         общих задач в совместной деятельности.

личной ответственности за свои поступки; развитие навыка сотрудничества со взрослыми и

сверстниками, умение выходить из спорных ситуаций.  М:             формирование умения             оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной

задачей; формирование умения             принимать причины успеха/неуспеха;

умение

договариваться             о распределении

  функций                   в

совместной деятельности, адекватно оценивать собственное

поведение       и поведение других.

 

8. Включение в систему знаний и повторение

Подведение итогов исследования

Помните, какой вопрос задал нам любопытный муравьишка? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит. Можем ли мы теперь ответить на этот вопрос? Откуда приходит вода? Через что она должна пройти, перед тем как попасть в дом? Куда уходит загрязненная вода из домов?   Как можно очистить эту воду? Будете беречь воду?

Молодцы! Ведь правда, чистая вода – очень важна каждому из нас! Воду нужно беречь и не загрязнять!

Обучающиеся делятся своим мнением, отвечая           на             вопросы учителя.

Л: развитие способности к

самооценке; привитие чувства ответственности за сбережение водных ресурсов, воспитание бережного отношения к воде; К: развивать навык

владения диалогической формой речи.

  М:                активное

использование речевых средств для решения познавательных задач; формирование готовности слушать собеседника;  П:

сформированность

уважительного

отношения к родному краю и его

 

 

 

 

 

водным            ресурсам; освоение        основ экологической грамотности.

 

9. Рефлексия

Самоанализ деятельности

Вы большие молодцы! Мне очень понравилось работать с вами! Спасибо вам за урок! Если вам тоже понравился наш урок, если вы узнали что-то новое и вам было интересно, то прикрепите на наш дом голубую, чистую капельку. А если не понравилось, не было ничего интересного, и было скучно, то прикрепите черную, грязную капельку. 

Урок окончен!

 

 

Обучающиеся прикрепляют голубую или черную капельку на дом на доске.

Л: развитие способности к самооценке на основе успешности

учебной деятельности.

 

М: формирование умения планировать, оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей; освоение начальных форм познавательной рефлексии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Метапредметные: o овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; o освоение способов решения проблем поискового характера; o формирование…

Метапредметные: o овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; o освоение способов решения проблем поискового характера; o формирование…

Сначала-потом», план урока + стрелка «Сейчас»); песочные часы; схема дома на магнитах; 4 стакана; 2 воронки; 2 палочки; 2 фильтра (ватный диск и марля); 2…

Сначала-потом», план урока + стрелка «Сейчас»); песочные часы; схема дома на магнитах; 4 стакана; 2 воронки; 2 палочки; 2 фильтра (ватный диск и марля); 2…

Актуализация знаний Решение знакомой задачи

Актуализация знаний Решение знакомой задачи

Построение проекта решения проблемы

Построение проекта решения проблемы

Отлично! Именно чистая вода очень нужна каждому из нас!

Отлично! Именно чистая вода очень нужна каждому из нас!

Отлично! Именно чистая вода очень нужна каждому из нас!

Отлично! Именно чистая вода очень нужна каждому из нас!

Работа со схемой

Работа со схемой

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Опыт с очищением воды (индивидуально) столах лежат капельки – голубые чистые или черные грязные

Опыт с очищением воды (индивидуально) столах лежат капельки – голубые чистые или черные грязные

Если вам понравился опыт, то повторите его дома вместе с родителями

Если вам понравился опыт, то повторите его дома вместе с родителями

Самостоятель- ная работа с

Самостоятель- ная работа с

Включение в систему знаний и повторение

Включение в систему знаний и повторение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020