Технологическая карта урока по литературе на тему "Сказка как особый жанр фольклора. Жанры народной сказки".
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Технологическая карта урока по литературе на тему "Сказка как особый жанр фольклора. Жанры народной сказки".

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
doc
русская литература
13.01.2020
Основная задача вступительного урока - дать представление о сказке как жанре фольклора. Техкарта урока содержит основные сведения о народной сказке и ее видах.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

ТК по литературе.doc

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

1

ФИО преподавателя

Панова Г.А.

2

Предмет

литература

3

Класс

5 А, Б

4

Наименование раздела, главы, модуля

 Устное народное творчество. Русские народные сказки.

5

Тема учебного занятия и номер

Сказка как особый жанр фольклора. Жанры народной сказки.

6

Дата проведения учебного занятия

11.09.2019

7

Используемые учебные пособия

УМК В.Я. Коровиной

8

Цель учебного занятия

Развивать представления об особенностях жанра сказки; познакомить с систематизацией сказок.

9

Задачи:

 

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

Формировать умение осознавать  познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника.

 

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

Коммуникативные:

Воспитывать  положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

воспитывать   желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Личностные:

готовность к самообразованию и саморазвитию,

обучение навыкам коммуникативной компетенции,

оценивание  результата собственной деятельности,

осознание уровня собственной успешности при изучении данной темы;

обучение  приемам сохранения здоровья;

понимание нравственных категорий, осознание представлений о добре и зле, должном и недопустимом;

осознание необходимости принятого в обществе поведения.

 

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу,

 планировать  необходимые действия, операции, действовать  по плану.

10

 Тип учебного занятия

урок усвоения новых знаний

11

Формы работы учащихся:

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

12

Основные понятия, изучаемые на уроке

жанр, сказка, виды сказок, кластер

13

Необходимое техническое оборудование:

Компьютер,  мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Форма организации деятельности учителя

Форма организации деятельности учащихся

Планируемые результаты

Время в мин.

Средства ИКТ

1.Организационный этап.

 

 

 

 

2.Актуализация знаний

 

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

4.Первичное усвоение новых

Знаний

 

5.Первичная проверка понимания

 

6.Первичное  закрепление

 

7.Контроль усвоения, обсуждение  допущенных ошибок  и их коррекция

 

8.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность  уроку. Создает благоприятный настрой на работу.

 

 

Читает фрагменты различных жанров устного народного творчества.

1.Жанры устного народного творчества.

- По фрагменту определите жанр:

1. Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

(загадка)

2. Мама мыла Милу мылом.

Мила мыла не любила.

(скороговорка)

3. Сделал дело – гуляй смело.

(пословица)

4. Я поставлю самовар,

Золотые чашки.

Ко мне миленький придет

В голубой рубашке.

(частушка)

5. – Ладушки, ладушки!

Где были?

- У бабушки.

- Чего ели?

- Кашку.

- Чего пили?

- Бражку.

Попили, поели.

Домой полетели.

На головку сели.

Ладушки запели.

(потешка)

 

-Молодцы. С жанрами УНТ мы познакомились на прошлом уроке. Сегодня мы продолжим разговор о них.

 

2. Предлагает разгадать ребус, нацеливает на определение темы урока.

- Перед вами ребус. Расшифровав его, вы частично назовете тему урока.

http://062012.imgbb.ru/9/b/4/9b4c4334ef0a7e6acdfe38fd5ee845c4.png

http://korablik.ucoz.ru/graffiti/0/30bed9acd8c1.png

http://ica.su/img/picture/Dec/07/2fcf1f7ab588e544d27ec19d8b4e8591/mini_2.jpg

1   2      3   4      5    6

                              СКАЗКИ

- Угадали? О каком жанре УНТ мы будем сегодня говорить на уроке?

-Правильно, запишите тему сегодняшнего урока: «Сказка как особый жанр устного народного творчества».

- А как вы думаете, в чем будет заключаться цель этого урока?

- Конечно, а еще мы поговорим о видах сказок.

Учащиеся демонстрируют готовность к уроку.

 

 

Участвуют в организованной учителем совместной деятельности: определяют жанр устного народного творчества, объясняют свой выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют тему урока, самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действие в соответствии с ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение использовать полученные ранее знания в новой учебной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

2.Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

 

1. Организует беседу.

- А что такое сказка?

Задает наводящие вопросы и оказывает помощь в формулировке определений и понятий, связанных со сказкой:

  1. За что вы любите сказки?
  2. Назовите ваши любимые сказки?
  3. Что отличает сказку от других жанров УНТ?
  4. Каких сказочных героев вы особенно любите? Почему?
  5. Попробуйте дать определение термину «сказка».

 

 

 

2. Читает стихотворение А.А. Шибаева.

- О каких русских народных сказках идет речь в стихотворении Александра Александровича Шибаева?

 

Сказки просят:

- А сейчас

Вы, друзья,

Узнайте нас!

***

А дорога – далека, а корзина – нелегка.

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок!

(«Маша и медведь»)

***

Ах, ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко.

(«Кот, петух и лиса»)

***

Нет ни речки, ни пруда –

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

***

Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(«Лиса и журавль»)

***

Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке.

(«Колобок»)

***

Отворили дверь козлята,

И пропали все куда-то!

(«Волк и семеро козлят»)

***

По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат ведра!

(«По щучьему велению»)

***

Мышка дом себе нашла.

Мышка добрая была:

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов!

(«Теремок»)

Просит организовать взаимопроверку.

Принимают учебную ситуацию и формулируют учебную задачу.

 

Отвечают на вопросы, формулируют определение сказки, вспоминают виды сказок.

 

Определяют названия сказок на слух; записывают названия сказок в тетрадь;

проверяют работы друг друга

Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

3. «Открытие» учащимися новых знаний.

 

Цель: закрепить знания, формировать очень важные компетенции: коммуникативное и контекстное мышление.

 

«Открытие» учащимися новых знаний.

 

Первичное усвоение новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичная проверка понимания

 

 

 

 

 

 

Первичное  закрепление

 

1. Организует работу с учебником.

- Прочитаем статью в учебнике (стр. 8-10, 12 – 13), найдем определение «сказки», выпишем основные особенности сказки как жанра, составим кластер:

Сказки

 

 

 


Особенности сказок:

1.

2.

3.

Структура сказки:

Присказка -

Зачин –

Концовка -

 

Сказитель –

Собиратель –

Формулы –

Постоянный эпитет -

2. Предлагает работу с раздаточным материалом.

- Поработаем с постоянными эпитетами и формулами

- Рассмотрим небольшую таблицу в учебнике (с. 12), где приведены примеры различных видов сказок. Дополним эту таблицу.

- Рассмотрим иллюстрации, прочитаем отрывки из сказок и назовем эти сказки (с. 11—12 учебника).

- Чем отличаются разные виды сказок, чему учат?

 

2. Предлагает выполнить тестовую работу.

Тестирование

Выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке.

1.           В волшебной сказке обязательны сказочный зачин и

         традиционная концовка.

2.           Герои волшебных сказок живут в реальном мире.

3.           К отрицательным героям относятся  Кощей Бессмертный,

         Змей Горыныч, Баба Яга.

4.           Герой преодолевает препятствия.

5.           У положительно героя нет помощников, он всё делает один.

6.           В сказках используются магические числа.

7.           События происходят в реальном мире.

8.           Основной закон сказки: добро всегда побеждает зло.

Выполняют задание в тетради, решают карточку в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание в рабочих листах к уроку,

осуществляют взаимоконтроль

 

 

 

 

 

Решают тест с последующей самооценкой

 

Ответы:

1, 3, 4, 6, 8

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение самостоятельно искать и выделять нужную информацию. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение  использовать полученные ранее знания в новой учебной ситуации.

 

 

 

 

Умение определять свою степень овладения материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 4.

Проверка полученных результатов. Коррекция.

Предлагает обсудить выполнение тестовой работы с использованием  приема «перекрестной дискуссии».

 

Учащиеся отвечают на вопросы, приводят аргументы «за» и «против».

Умение определять свою степень овладения материалом.

7

 

Этап 5. Подведение итогов.

Домашнее задание

 

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

1.  Проводит рефлексию.

Самооценка работы с помощью волшебных предметов.

 Нарисуй (или выбери) тот волшебный предмет, который оценит твою работу на уроке: волшебная палочка – 5,

волшебный клубочек – 4

http://images.vectorhq.com/images/premium/previews/869/magic-hat-and-wand-with-sparkles-vector_86944855.jpg                         http://www.cdti43.ru/docs/Fairytale/klubok.jpg

 

Чудо нашего урока: троек на нашем уроке нет!

 

2. Предлагает выполнить домашнее задание.

Всем: Прочитать сказку «Царевна-лягушка», выучить, что такое сказка, зачин и концовка

Задание на выбор:

1)     Составить кроссворд к сказке «Царевна-лягушка»

2)     Выполнить задание игры «Литературовед» № 7 в  рабочей тетради, стр. 8-9.

Высказывают свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание, осуществляют выбор.

Развитие устной речи, умение слушать других.

Умение оценивать свою работу и работу класса.

 

 

 

 

Умение использовать полученные ранее знания в новой учебной ситуации.

3

Презентация

 

Приложение

Вставьте пропущенные слова.

1. В ……….. царстве, в ………… государстве жил-…….. богатый купец, именитый человек. Было у того купца …….. дочери, все …….    ………….. писаные.

2. Вот собирается тот купец по своим торговым делам за  море, за ………… земель, в  ………… царство, в …………. государство.

3. Подивилася она такому чуду ………., диву ………., порадовалась своему цветочку аленькому, заветному и пошла назад в палаты свои дворцовые.

4. И прошло тому немало времени; скоро ……… сказывается, да не скоро ……… делается.

5. И поздравили жениха с невестою, и все слуги верные, бояре великие и кавалеры ратные, и стали жить да ………. И там я ………..   …………. пил. Вот и ………….. конец.

 

 

1. В НЕКОТОРОМ царстве, в НЕКОТОРОМ государстве жил-БЫЛ богатый купец, именитый человек. Было у того купца ТРИ дочери, все ТРИ КРАСАВИЦЫ писаные.

2. Вот собирается тот купец по своим торговым делам за  море, за ТРИДЕВЯТЬ земель, в   царство, в ТРИДЕВЯТОЕ государство.

3. Подивилася она такому чуду ЧУДНОМУ, диву ДИВНОМУ, порадовалась своему цветочку аленькому, заветному и пошла назад в палаты свои дворцовые.

4. И прошло тому немало времени; скоро СКАЗКА сказывается, да не скоро ДЕЛО делается.

5. И поздравили жениха с невестою, и все слуги верные, бояре великие и кавалеры ратные, и стали жить да ПОЖИВАТЬ. И там я БЫЛ МЕД-ПИВО пил. Вот и СКАЗКЕ конец.

 

 

скачать по прямой ссылке