ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА |
||
1 |
ФИО преподавателя |
Панова Г.А. |
2 |
Предмет |
литература |
3 |
Класс |
5 А, Б |
4 |
Наименование раздела, главы, модуля |
Устное народное творчество. Русские народные сказки. |
5 |
Тема учебного занятия и номер |
Сказка как особый жанр фольклора. Жанры народной сказки. |
6 |
Дата проведения учебного занятия |
11.09.2019 |
7 |
Используемые учебные пособия |
УМК В.Я. Коровиной |
8 |
Цель учебного занятия |
Развивать представления об особенностях жанра сказки; познакомить с систематизацией сказок. |
9 |
Задачи: |
|
|
- образовательные (формирование познавательных УУД): |
Формировать умение осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника. |
|
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): |
Коммуникативные: Воспитывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, воспитывать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Личностные: готовность к самообразованию и саморазвитию, обучение навыкам коммуникативной компетенции, оценивание результата собственной деятельности, осознание уровня собственной успешности при изучении данной темы; обучение приемам сохранения здоровья; понимание нравственных категорий, осознание представлений о добре и зле, должном и недопустимом; осознание необходимости принятого в обществе поведения. |
|
- развивающие (формирование регулятивных УУД) |
Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, операции, действовать по плану. |
10 |
Тип учебного занятия |
урок усвоения новых знаний |
11 |
Формы работы учащихся: |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа |
12 |
Основные понятия, изучаемые на уроке |
жанр, сказка, виды сказок, кластер |
13 |
Необходимое техническое оборудование: |
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока |
Форма организации деятельности учителя |
Форма организации деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
Время в мин. |
Средства ИКТ |
|||||||||
1.Организационный этап.
2.Актуализация знаний
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4.Первичное усвоение новых Знаний
5.Первичная проверка понимания
6.Первичное закрепление
7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
8.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении |
Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность уроку. Создает благоприятный настрой на работу.
Читает фрагменты различных жанров устного народного творчества. 1.Жанры устного народного творчества. - По фрагменту определите жанр: 1. Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке. (загадка) 2. Мама мыла Милу мылом. Мила мыла не любила. (скороговорка) 3. Сделал дело – гуляй смело. (пословица) 4. Я поставлю самовар, Золотые чашки. Ко мне миленький придет В голубой рубашке. (частушка) 5. – Ладушки, ладушки! Где были? - У бабушки. - Чего ели? - Кашку. - Чего пили? - Бражку. Попили, поели. Домой полетели. На головку сели. Ладушки запели. (потешка)
-Молодцы. С жанрами УНТ мы познакомились на прошлом уроке. Сегодня мы продолжим разговор о них.
2. Предлагает разгадать ребус, нацеливает на определение темы урока. - Перед вами ребус. Расшифровав его, вы частично назовете тему урока.
СКАЗКИ - Угадали? О каком жанре УНТ мы будем сегодня говорить на уроке? -Правильно, запишите тему сегодняшнего урока: «Сказка как особый жанр устного народного творчества». - А как вы думаете, в чем будет заключаться цель этого урока? - Конечно, а еще мы поговорим о видах сказок. |
Учащиеся демонстрируют готовность к уроку.
Участвуют в организованной учителем совместной деятельности: определяют жанр устного народного творчества, объясняют свой выбор.
Называют тему урока, самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действие в соответствии с ней.
|
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Умение использовать полученные ранее знания в новой учебной ситуации.
|
5 |
Презентация
Презентация |
|||||||||
2.Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
|
1. Организует беседу. - А что такое сказка? Задает наводящие вопросы и оказывает помощь в формулировке определений и понятий, связанных со сказкой:
2. Читает стихотворение А.А. Шибаева. - О каких русских народных сказках идет речь в стихотворении Александра Александровича Шибаева?
Сказки просят: - А сейчас Вы, друзья, Узнайте нас! *** А дорога – далека, а корзина – нелегка. Сесть бы на пенек, Съесть бы пирожок! («Маша и медведь») *** Ах, ты, Петя-простота, Сплоховал немножко: Не послушался Кота, Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса») *** Нет ни речки, ни пруда – Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца! («Сестрица Аленушка и братец Иванушка») *** Колотил да колотил По тарелке носом – Ничего не проглотил И остался с носом. («Лиса и журавль») *** Не лежалось на окошке, Покатился по дорожке. («Колобок») *** Отворили дверь козлята, И пропали все куда-то! («Волк и семеро козлят») *** По тропе, шагая бодро, Сами воду тащат ведра! («По щучьему велению») *** Мышка дом себе нашла. Мышка добрая была: В доме том, в конце концов, Стало множество жильцов! («Теремок») Просит организовать взаимопроверку. |
Принимают учебную ситуацию и формулируют учебную задачу.
Отвечают на вопросы, формулируют определение сказки, вспоминают виды сказок.
Определяют названия сказок на слух; записывают названия сказок в тетрадь; проверяют работы друг друга |
Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу |
5 |
Презентация |
|||||||||
3. «Открытие» учащимися новых знаний.
Цель: закрепить знания, формировать очень важные компетенции: коммуникативное и контекстное мышление.
«Открытие» учащимися новых знаний.
Первичное усвоение новых знаний
Первичная проверка понимания
Первичное закрепление
|
1. Организует работу с учебником. - Прочитаем статью в учебнике (стр. 8-10, 12 – 13), найдем определение «сказки», выпишем основные особенности сказки как жанра, составим кластер: Сказки
Особенности сказок: 1. 2. 3. Структура сказки: Присказка - Зачин – Концовка -
Сказитель – Собиратель – Формулы – Постоянный эпитет - 2. Предлагает работу с раздаточным материалом. - Поработаем с постоянными эпитетами и формулами - Рассмотрим небольшую таблицу в учебнике (с. 12), где приведены примеры различных видов сказок. Дополним эту таблицу. - Рассмотрим иллюстрации, прочитаем отрывки из сказок и назовем эти сказки (с. 11—12 учебника). - Чем отличаются разные виды сказок, чему учат?
2. Предлагает выполнить тестовую работу. Тестирование Выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке. 1. В волшебной сказке обязательны сказочный зачин и традиционная концовка. 2. Герои волшебных сказок живут в реальном мире. 3. К отрицательным героям относятся Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Баба Яга. 4. Герой преодолевает препятствия. 5. У положительно героя нет помощников, он всё делает один. 6. В сказках используются магические числа. 7. События происходят в реальном мире. 8. Основной закон сказки: добро всегда побеждает зло. |
Выполняют задание в тетради, решают карточку в парах
Выполняют задание в рабочих листах к уроку, осуществляют взаимоконтроль
Решают тест с последующей самооценкой
Ответы: 1, 3, 4, 6, 8
|
Умение самостоятельно искать и выделять нужную информацию. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Умение использовать полученные ранее знания в новой учебной ситуации.
Умение определять свою степень овладения материалом.
|
25 |
Презентация
Приложение
|
|||||||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция. |
Предлагает обсудить выполнение тестовой работы с использованием приема «перекрестной дискуссии».
|
Учащиеся отвечают на вопросы, приводят аргументы «за» и «против». |
Умение определять свою степень овладения материалом. |
7 |
|
|||||||||
Этап 5. Подведение итогов. Домашнее задание
Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
1. Проводит рефлексию. Самооценка работы с помощью волшебных предметов. Нарисуй (или выбери) тот волшебный предмет, который оценит твою работу на уроке: волшебная палочка – 5, волшебный клубочек – 4
Чудо нашего урока: троек на нашем уроке нет!
2. Предлагает выполнить домашнее задание. Всем: Прочитать сказку «Царевна-лягушка», выучить, что такое сказка, зачин и концовка Задание на выбор: 1) Составить кроссворд к сказке «Царевна-лягушка» 2) Выполнить задание игры «Литературовед» № 7 в рабочей тетради, стр. 8-9. |
Высказывают свое мнение.
Записывают домашнее задание, осуществляют выбор. |
Развитие устной речи, умение слушать других. Умение оценивать свою работу и работу класса.
Умение использовать полученные ранее знания в новой учебной ситуации. |
3 |
Презентация |
Приложение
Вставьте пропущенные слова.
1. В ……….. царстве, в ………… государстве жил-…….. богатый купец, именитый человек. Было у того купца …….. дочери, все ……. ………….. писаные.
2. Вот собирается тот купец по своим торговым делам за море, за ………… земель, в ………… царство, в …………. государство.
3. Подивилася она такому чуду ………., диву ………., порадовалась своему цветочку аленькому, заветному и пошла назад в палаты свои дворцовые.
4. И прошло тому немало времени; скоро ……… сказывается, да не скоро ……… делается.
5. И поздравили жениха с невестою, и все слуги верные, бояре великие и кавалеры ратные, и стали жить да ………. И там я ……….. …………. пил. Вот и ………….. конец.
1. В НЕКОТОРОМ царстве, в НЕКОТОРОМ государстве жил-БЫЛ богатый купец, именитый человек. Было у того купца ТРИ дочери, все ТРИ КРАСАВИЦЫ писаные.
2. Вот собирается тот купец по своим торговым делам за море, за ТРИДЕВЯТЬ земель, в царство, в ТРИДЕВЯТОЕ государство.
3. Подивилася она такому чуду ЧУДНОМУ, диву ДИВНОМУ, порадовалась своему цветочку аленькому, заветному и пошла назад в палаты свои дворцовые.
4. И прошло тому немало времени; скоро СКАЗКА сказывается, да не скоро ДЕЛО делается.
5. И поздравили жениха с невестою, и все слуги верные, бояре великие и кавалеры ратные, и стали жить да ПОЖИВАТЬ. И там я БЫЛ МЕД-ПИВО пил. Вот и СКАЗКЕ конец.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.